Образ Христа в меднолитой пластике
| |
Икона «Господь Вседержитель на престоле», Конец XIX в., мастер Р.С. Хрусталёв | |
медный сплав, литьё, эмаль. | |
Россия, частное собрание |
«Образ Христа» — безусловно самый распространённый мотив в произведениях русской меднолитой пластики XI-ХХ веков, сопровождавший православного христианина от рождения на протяжении всей жизни. Отталкиваясь от канонов и приёмов воплощения образа Христа, сложившихся в византийской иконописной традиции и пришедших на Русь с принятием христианства, русские мастера литейного дела и финифти, прежде всего XVIII - начала ХХ веков, создали многочисленные воплощения (изводы) образа Спасителя, различающиеся по композиции, размерам и художественному оформлению, но неизменно олицетворяющие идеи жертвенного служения во имя веры и одновременно заступничества перед высшими силами.
Типы и сюжеты[править]
Исторически первыми и на протяжении долгого времени абсолютно преобладающими воплощениями образа Христа в меднолитой пластике, начиная с XI века, были кресты разного размера и назначения. Их ранние изображения не имели привычного для нас вида. Лишь позднее со времени императора Константина крест в основном обретает традиционные очертания[1]. Наиболее употребительными являлись нательные, наперсные, напрестольные, аналойные и киотные кресты. Все типы крестов объединены духовно, символизируя Распятие Спасителя, но различаются в средствах пластического воплощения главного христианского образа.
Наиболее распространённые нательные кресты (в просторечии - тельники) служили для сугубо личного благочестия. Их носили на груди, подвешивая на шнурке-гайтане. Металлические цепочки применяли реже. У старообрядцев ношение нательного креста на золотой или серебряной цепочке считалось недопустимым и воспринималось как грех «сребролюбия»[2].
Значительная часть нательных крестов изготавливалось из медных сплавов, они были недорогими и их носило простое население. Особой популярностью пользовались нательные кресты, отлитые из металла разбитых колоколов. Среди нательных крестов в древней Руси заметное место занимали энколпионы (двустворчатый полый внутри крест, в углублениях створок которого хранились частицы мощей святых, частицы Животворящего Креста или иные реликвии, в XVIII веке практически вышли из употребления), а также кресты с образом распятого Христа.
Начав изготовление нательных крестов с подражания византийским образцам, русские мастера вскоре выработали собственный самобытный стиль, отвечавший национальному характеру. На смену лаконичным формам в XIV-XVII веках пришли более сложные, отличающиеся детализацией миниатюрных композиций с мелкими элементами и надписями. В дальнейшем формы всех типов крестов становятся ещё сложнее, а со второй половины XVIII века их украшение часто поражает изобилием узоров и многоцветием стекловидных эмалей.
Наперсные кресты предназначались для открытого ношения духовенством поверх облачения. Они имели больший размер (от 5 до 15 см), чем нательные кресты, а также получили оглавие для цепочки с перемычкой, благодаря чему одна часть цепочки спускалась на грудь, держа крест, а другая за спину, что являлось символом пастырского служения. Литые из медных сплавов наперсные кресты у старообрядцев, прежде всего беспоповцев, были распространены и в быту, например, их использовали при закладке домов, помещали в божницу, устанавливали над воротами и колодцами.
Напрестольные Кресты-Распятия имели большие размеры (от 13 см шириной до 25 см и более по вертикали) и постоянно находились в алтаре храма на престоле рядом с евангелием, символизирующем особое присутствие Божественной Славы. Их выносили во время богослужения, на молебнах и в других случаях (например, освещая воду на Богоявление), к ним прикладывались верующие. Обычай благословлять крестом восходит к глубокой древности. Напрестольные кресты обычно отличаются удлинённой нижней частью вертикальной перекладины, чтобы его удобнее было держать в руке во время службы. Часто изготавливались из серебра с последующей позолотой. Изображение фигуры Спасителя отличается утончённостью, изяществом линий и лёгкостью, несмотря на трагизм сюжета, что подчёркивает духовную силу Христа.
Аналойными называют Кресты-Распятия размером более 20 см, которые помещают в храме на аналой (специальный столик для икон), а также используют в убранстве храмов. Большие Кресты-Распятия бытовали также в домах мирян. Их устанавливали также и на видных местах в населённых пунктах, на могильных крестах и т.п.
При внешнем сходстве символики и композиции у напрестольных и аналойных Крестов-Распятий встречается важное отличие: у одних наверху вертикальной перекладины помещён образ Господа Саваофа, восседающего на облаках, и голубя как символа Духа Святого (у старообрядцев поповского толка), у других - образ Спаса Нерукотворного на плате (поморские, а позднее московские старообрядцы беспоповского согласия). У последних на кресте также отсутствовало изображение Святого Духа в виде голубя.
Одной из разновидностей Крестов-Распятий, получивших большое распространение с конца XVIII века, являются так называемые киотные кресты с фигурами предстоящих, находившихся по преданию недалеко от распятия во время казни Иисуса Христа. Киотные кресты были во многих домах и служили для домашней молитвы, особенно в семьях старообрядцев. Их обычно помещали в киот. На простых киотных крестах в клеймах слева от Распятия изображались Пресвятая Богородица и одна из святых жён-мироносиц: Мария Магдолина или Марфа (сестра Лазаря, которого воскресил Господь), справа - любимый ученик Христа Иоанн Богослов и уверовавший во Христа сотник Лонгин в воинских доспехах, обычно с копьём в руках.
В XIX веке иконография литых крестов усложняется, появляются Кресты-Распятия, в которых фигуры предстоящих были дополненны клеймами с изображениями избранных двунадесятых праздников и сценами поклонения образам Пресвятой Богородицы, а также избранными святыми. Наверху таких сложных композиций обычно имеется навершие, представляющее собою ряд (сонм) херувимов и напоминающее купол храма, вызывая ассоциацию всей композиции с церковным иконостасом. Иконографию такой композиции можно назвать венцом развития в меднолитой пластике сложных изобразительных построений вокруг образа Креста-Распятия.
Большую и исторически наиболее раннюю группу изображений с обликом Спасителя образуют меднолитые иконы с образом «Спаса Нерукотворного». Условно по иконографическим признакам их можно объединить в три большие группы. В первую входят иконы, как правило вершкового размера, содержанием которых является образ Спаса Нерукотворного на плате (Убрусе). Вторую группу образуют литые иконы и складни, посвящённые отдельным святым или событиям, в которых образ Спаса Нерукотворного вынесен в навершие. Третью группу образуют литые иконы, также посвящённые избранным святым или событиям, у которых образ Спаса Нерукотворного является центральной частью Деисусного ряда.
Ещё одну древнейшую по времени возникновения и обширную по разнообразию изводов группу произведений меднолитой пластики образуют иконы с образом Пресвятой Богородицы и Христом-младенцем, особо почитаемые у православных во все времена. Отталкиваясь от канонов и приёмов воплощения образа Богоматери, сложившихся в древнерусской иконописной традиции, мастера литейного дела и финифти создавали многочисленные воплощения (изводы) образа Богоматери с младенцем-Христом, различающиеся по композиции, размерам и художественному оформлению, но неизменно олицетворяющие идеи материнства и заступничества перед высшими силами.
В числе наиболее известных и почитаемых образов Богоматери с младенцем Христом, известных в произведениях православной меднолитой пластики, «Богоматерь Владимирская», «Богоматерь Тихвинская», «Богоматерь Феодоровская», «Богоматерь Казанская», «Богоматерь Смоленская», «Богоматерь Знамение», «Богоматерь Одигитрия с избранными святыми», «Богоматерь Неопалимая Купина», «Богоматерь Страстная», существующие в различных размерах и различающиеся деталями композиции, особенностями орнаментального и эмальерного украшения. Такие иконы составляли примерно половину от общего количества литых образом Богоматери.[3] Все они восходят к небольшому числу живописных прототипов, со своими историями обретения и чудотворного бытования, переносимыми в сознании почитателей и на меднолитые образы.
Среди произведений меднолитой пластики с образами Иисуса Христа, кроме «Спаса Нерукотворного» и образов Богоматери с младенцем-Иисусом, распространёнными являются сюжеты, получившие названия «Господь Вседержитель», «Христос Пантократор», «Господь на престоле». Основные особенности этих сюжетов имеют своё начало в византийском искусстве. «Господь Вседержитель» - это центральный образ в иконографии Иисуса Христа. На таких иконах Господь предстаёт как Небесный Царь и Судия, как образ воплотившегося Бога - вершителя судеб людей, единосущного во всём и равного Отцу - Творцу и Создателю этого мира.
Самым распространённым иконографическим изводом «Вседержителя» является его поясное изображение на отдельных иконах и центральной створке трёхстворчатых складней, которое, несмотря на всё стилистическое многообразие, имеет ряд общих признаков. Среди них изображение Спасителя с открытой или закрытой книгой в левой руке, благословляющий или указующий жест правой руки, одежда, характерная для земной жизни Иисуса Христа - хитон, гиматий, на правом плече характерная полоса - клавий. Важной деталью является также положение пальцев правой руки, сложенных в благословляющий жест.
С образом «Господа-Вседержителя» изготавливали разные по размеру иконы-складни с изображением «малого» Деисусного чина, то есть поясных фигур Богоматери и Иоанна Предтечи, обращённых к Иисусу Христу. «Малый» Деисус с поясными изображениями Господа, Богоматери и Иоанна Предтечи можно встретить на литых иконах с разными сюжетами и избранными святыми, например, на композициях с образами Святителя Николая Чудотворца, «Иисус Христос Благое Молчание», «Богоматерь Одигитрия Смоленская» и других.
Примером композиции «малого» Деисуса является трёхстворчатый складень, известный под названием «девятка», по числу изображённых на створках фигур Иисуса Христа и предстоящих, изображённых в полный рост: святителей митрополита Филиппа, Николая Чудотворца и Иоанна Богослова на левой створке и Ангела Хранителя, преподобных Зосимы и Савватия Соловецких на правой створке. На обороте центральной створки изображён Голгофский крест с соответствующей символикой. Складень с этим изводом был создан мастерами Выговского старообрядческого общежительства в конце XVIII века, а выбор святых указывает на идею сохранения и защиты древнерусских духовных традиций.
Складень отличают высокий уровень художественного замысла и качества литейного и эмальерного мастерства создателей. По выговским моделям и образцам подобные складни изготавливались вплоть до начала ХХ века, преимущественно московскими мастерскими. А створки складня в немалых количествах отливались в виде самостоятельных икон.
Важное место в иконографии Спасителя занимает образ «Вседержителя», восседающего на престоле (троне). Этот образ сложился в эпоху торжества христианства, под влиянием принятых в те времена представлений о троне как о символе царской власти римских императоров. На иконах трон передаёт воображаемую величественную обстановку явления Христа как Царя Небесного, которую земным разумом воочию трудно иначе вообразить. Литые иконы с образом «Спаса на престоле» чаще всего создавали как главный сюжет деисусной композиции с ростовыми фигурами предстоящих, среди которых выделяется композиция большого размера конца XIX века, созданная по иконографии XVII века. На иконе Вседержитель изображён фронтально, его сосредоточенный прямо направленный взгляд неприступен, а благословляющий жест правой десницы выражает спокойствие. В левой руке Спаситель держит раскрытое Евангелие, на страницах которого можно прочесть рельефный текст. Иисус Христос восседает на подушках и опирается ногами на подножие. Верхняя часть иконы над головой Вседержителя имеет многоярусную килевидную форму, символизирующую путь в Царство Божие. Все детали композиции искусно связаны в единое целое изысканным орнаментом, украшенным эмалями и как бы демонстрируют неземную красоту Божественного мира.
Образ «Спаса на престоле», отмеченный монограммой талантливого московского мастера Р.С. Хрусталёва, можно рассматривать в качестве самостоятельной иконы, однако он создавался как центральная часть Деисусной композиции с ростовыми фигурами архангелов Михаила и Гавриила. Их молитвенно склонённые головы символизируют представительство за людей, а просечный фон и полные изящества силуэты фигур подчёркивают нематериальность образов.
К известным образам «Вседержателя» принадлежит извод, который обычно называют «Седмицей». На иконе в центре на престоле восседает «Господь Вседержитель» с благословляющей десницей и раскрытой книгой в левой руке. Подле Христа слева и справа от него стоят Богоматерь и Иоанн Предтеча со свитками в руках, позади престола изображены Архангелы Михаил и Гавриил, а над ними - апостолы Пётр и Павел. Композицию дополняют фигуры Иоанна Богослова и Иоанна Златоуста, внизу изображены коленопреклонённые святители Николай Чудотворец и преподобный Сергий Радонежский, а ещё ниже - фигуры Зосимы и Савватия Соловецких в земном поклоне.
На иконе «Спаса Смоленского» Господь изображён стоящим в полный рост с раскрытой книгой, слева и справа к Христу слетаются ангелы с орудиями страстей, как бы напоминая о страданиях, принятых Спасителем, а его пальцы правой руки сложены для благословения. В нижней части иконы представлены коленопреклоненные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский.
Среди меднолитых икон с образом Спасителя известен непростой для понимания извод, называемый «Иисус Христос Благое Молчание». Его иконография сложилась в XVI веке, но особое распространение в медном литье он получил в конце XIX века, при этом его единого толкования до сих пор не существует. На иконе представлено поясное изображение Спасителя в виде отрока - ангела с крыльями в царском одеянии. Нимб вокруг его головы вписан в ромб, образуя вокруг головы восьмиконечную фигуру в круге. Скрещенные на груди руки Христа символизируют смирение. Отсутствие в руках свитка или книги как бы подчёркивают идею молчания, с которым Спаситель перенёс страдания и крестную смерть. Не случайно и изображение на полях иконы сонма святых, их образы как бы напоминают, что обращение к Премудрости Божией - это прежде всего молитва и предстояние перед Господом.
Среди других сюжетов распространённых литых икон с образом Христа следует упомянуть двухвершковые иконы «Воскресение - Сошествие во ад», «Не рыдай Мене, Мати», «Распятие Христово с предстоящими», преимущественно вершковые иконы «Богоявление Господне», «Вход Господень в Иерусалим», «Распятие Христово с предстоящими». Особого упоминания заслуживает изображение фигуры Спасителя в полный рост в центре аналойной «облачной» многофигурной композиции иконы «Успение пресвятой Богородицы».
Иконы с образами Спасителя составляют одну из главных частей крупнейших музейных и частных собраний меднолитой пластики, над их созданием вплоть до начала ХХ века трудились лучшие мастера в «медницах» Поморья, Москвы, Урала, Поволжья и ряда других мест компактного проживания старообрядцев.
В литературе по истории православной литой иконы образам Иисуса Христа отводится одно из ведущих мест. Из таких изданий последнего времени следует назвать книгу Н. И. Давыдова «Духовный мир православной литой иконы. Медная пластика с образом Иисуса Христа» (2010), двухтомное издание Бережкова В.Н. и Кирикова А.А. «Антология православного художественного литья: Неизвестная коллекция» (2004), каталоги «Отчеканил мастер Родион Хрусталёв. Подписная меднолитая пластика из музейных и частных собраний» (2018) и «Гармония эмали. Меднолитая пластика XII - начала ХХ века» (2023), подготовленные Центральным музеем древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва в Москве.
Галерея[править]
См. также[править]
- Русское медное литьё
- Выставки меднолитой пластки
- Мастер Родион Хрусталёв
- Мастер Игнат Тимофеев
- Медная пластика с образом Святителя Николая Чудотворца (книга)
- Отчеканил мастер Родион Хрусталёв (книга)
- Медная пластика с образом Иисуса Христа (книга)
- Гармония эмали. Меднолитая пластика XII-ХХ веков (книга)
- Русское медное литьё. Выпуск 1-2 (книга)
Примечания[править]
- ↑ Давыдов Н.И. Духовный мир православной литой иконы: Медная пластика с образом Иисуса Христа. М.: Радуница, 2010. С.57.
- ↑ Фурсова Е.Ф., Голомянов А.И., Фурсова М.В. Старообрядцы Васюганья: опыт исследования межкультурных взаимодействий конфессионально-этнографической группы. Новосибирск, 2003. С.123.
- ↑ Давыдов Н.И. Духовный мир православной литой иконы: Медная пластика с образом Пресвятой Богородицы. М.: 2015. С.23.
Литература[править]
- Гнутова С. В. Медная мелкая пластика Древней Руси (типология и бытование) // Русское медное литьё: Сб. статей / Сост. и науч. ред. С. В. Гнутова. Вып. 1. М.: Сол Систем, 1993. С.7-20.
- Зотова Е.Я. Источники формирования коллекции медного литья Музея им. Андрея Рублёва: Краткий каталог предметов медного литья с клеймами мастеров из собрания Музея имени Андрея Рублёва // Русское медное литьё: Сб. статей / Сост. и науч. ред. С. В. Гнутова. Вып. 1. М.: Сол Систем, 1993. С.88-97.
- Куколевская О. С. Медное художественное литьё Красносельской волости Костромской губернии конца XIX - первой четверти ХХ в. (История, традиции) // Русское медное литьё: Сб. статей / Сост. и науч. ред. С. В. Гнутова. Вып. 1. М.: Сол Систем, 1993. С.71-75.
- Фролова Г.И. К вопросу о выговском меднолитейном производстве. Скитские литейщики середины XIX века. // Русское медное литьё: Сб. статей / Сост. и науч. ред. С. В. Гнутова. Вып. 1. М.: Сол Систем, 1993. С.76-80.
- Шемаханская М.С. К вопросу о химико-технологической атрибуции медного художественного литья // Русское медное литьё: Сб. статей / Сост. и науч. ред. С. В. Гнутова. Вып. 2. М.: Сол Систем, 1993. С.8-10.
- Гнутова С.В., Зотова Е.Я. Кресты, иконы, складни: Медное художественное литьё XI - начала ХХ вв. из собрания Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва, 2000.
- Фурсова Е.Ф., Голомянов А.И., Фурсова М.В. Старообрядцы Васюганья: опыт исследования межкультурных взаимодействий конфессионально-этнографической группы. Новосибирск, 2003.
- Бережков В.Н., Кириков А.А. Антология православного художественного литья: Неизвестная коллекция. Т.1-2. М.: 2004.
- Неповторимые краски русской эмали. Меднолитая пластика XVIII - начала ХХ веков из частных собраний. Автор проекта Е.С. Сиротников, текст Т. А. Петренко. СПб.: Маркус, 2004.
- Давыдов Н.И. Духовный мир православной литой иконы: Медная пластика с образом Иисуса Христа. М.: Радуница, 2010.
- Давыдов Н.И. Духовный мир православной литой иконы: Медная пластика с образом Пресвятой Богородицы. М.: 2015.
- Зотова Е.Я. Отчеканил мастер Родион Хрусталёв. Подписная меднолитая пластика из музейных и частных собраний. М.: Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва, 2018.
- Гармония эмали. Меднолитая пластика XII - начала ХХ века. Составители и авторы статьи М.Б. Миндлин, А.В. Хохлова. Научные редакторы С.В. Гнутова, М.А. Маханько, М.И. Яковлева. Научные консультанты Е.Я. Зотова, А.М. Иванов, В.В. Игошев. М.: Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва, 2023.
- Крохин В.В. Узоры оборотной стороны меднолитых икон и крестов. М.: ООО «Сам Полиграфист», 2025.
Ссылки[править]