Петербургские бумажные мельницы
Петербургские бумажные мельницы были созданы царём Петром I для расширения производства бумаги в России для гражданских и военных нужд.
Изучение технологии[править]
Ещё не будучи полновластным государем, Пётр Алексеевич проявлял системный интерес к производству бумаги, которая в возрастающих количествах требовалась Русскому царству[1]. Во время Первого Великого посольства молодой царь обратил внимание на технологию бумажного производства, посетив фабрики в прусском Нейдаме и голландскую фабрику «Повар» (De Kok) в г. Заандам[2]. Здесь же он, вероятно, познакомился с мастерами, которые потом стали работать на петербургских бумажных мельницах[1].
Cоветник царя А.А. Курбатов в 1699 году подал государю проект введения гербовой бумаги[1][3].
И в последующих путешествиях по Европе царь продолжал изучать бумажное производство: в 1711 году он дважды побывал на дрезденской бумажной фабрике в Саксонии[4], откуда впоследствии пригласил мастеров в России, в том числе Иоганна Христиана Фейфера (нем. Johann Christoph Pfeifer), который работал на Московской, а затем Дудергофской бумажной мельнице[1].
Во время второго Великого посольства (1716—1717 гг.) царь Пётр снова посетил заандамскую мельницу «Повар», а также мельницу «Кит» (De Walvis), где познакомился с бумажным мастером Виллемом Ковновым (Willem Couwenhoven)[5].
Наймом мастеровых занимались по поручению государя и другие люди. Так, в 1717 году К.Н. Зотову и Ж. Лефорту поручалось найти мастеров в Лионе (Франция), в том числе бумажного мастера[1].
Сподвижник Петра Ф.С. Салтыков в сочинении 1714 года «Изъявления, прибыточные государству» указывал на необходимость организации фабричной выделки бумаги в стране[6].
Неким обобщением реформаторских взглядов Петровской эпохи может рассматриваться выпущенная в 1724 году «Книга о скудости и богатстве» И.Т. Посошкова, в которой в главе «О купечестве» говорится, что иностранный товар неоправданно дорог и необходимо производить необходимые изделия, в том числе бумагу, своими силами[7]. В главе «О Царском интересе» автор предлагал протекционистские меры для развития промышленности: «А буде у коих людей заведены заводы болшие суконные или полотняные или бумажные или стеклянные или зележные или и иные, подобныя сим, то таковым, буде они люди добрые, а не замоты и промышленики прямыя усердные, то для разширения промыслов давать и по тысячи рублев и болши»[1].
Запуск[править]
Первые петербургские бумажные мельницы подчинялись Адмиралтейств-коллегии и были оснащены голландским оборудованием[1].
Дудергофская мельница[править]
Для постройки первой, Дудергофской на Дудоровской мызе вблизи Красного Села на р. Дудергофке, в 1709 году Пётр I лично выбрал место, исходя из наличия чистой проточной воды с удобными условиями для постройки плотины. К мызе подходила оставшаяся от шведов дорога, соединявшая её с Ниеншанцем. Царский указ о постройке вышел только в 1712 году, в 1713 году отсыпали плотину, а само строительство началось 1 марта 1714 года, когда на него были выделены деньги из Санкт-Петербургской губернской канцелярии[8].
Первоначально строительством руководил стольник Лука Богданович Каблуков, затем ему был придан заместитель комиссар Семён Тыртов («а как оные заводы построены велено отдать Луке Каблукову, а с ним в товарищах Тыртову...»). Основные работы закончились в 1716 году, и в том же году начали отливать первую бумагу. В 1717 году строительство было полностью завершено и распоряжением президента графа Ф.М. Апраксина мельница перешла в ведение Адмиралтейств-коллегии и вице-адмирала голландца Корнелиуса Крюйса. В это время на мельнице работали немецкие бумажные мастера, в том числе нанятый в Дрездене в ходе визита Петра I в Саксонию Иоганн Христиан Фейфер, до этого работавший на Московской бумажной мельнице[1].
Ф.М. Апраксин рекомендовал назначить строителя мельницы её комиссаром, что К. Крюйс и сделал: Каблукову по должности полагалось обеспечивать закупки и приём необходимых запасов, контроль за работой бумажных мастеров и подмастерьев, а также отчёты К. Крюйсу. 15 марта 1718 года на должность комиссара был назначен сержант Данила Лаптев, «за заслуги его и непрестанные работы». Имеется свидетельство, что в 1719 году, кроме Лаптева, ещё одним комиссаром Дудергофской мельницы был солдат Семёновского полка И. Рудаков, после которого в 1721 году комиссаром снова стал Д. Лаптев, однако уже не одной, а двух мельниц (Дудергофской и Санкт-Петербургской)[1].
Санкт-Петербургская ветряная мельница[править]
26 июля 1718 года царь подписал указ о постройке Петербургской ветряной мельницы по модели, привезённой шкипером Выбе Сиверсом, под началом Виллема Ковнова. С последним Пётр Алексеевич познакомился во время своего второго посещения Заандама в 1717 году. Тот показал русскому царю проект бумажной ветряной мельницы и предложил её построить, после чего был направлен в Санкт-Петербург и сразу попал под надзор вице-адмирала Крюйса. 30 июля 1717 года Крюйс приказал Ковнову подать в Подрядную канцелярию Адмиралтейств-коллегии ведомости всех необходимых материалов для строительства. Деньги строителю выдавались из Адмиралтейства с января 1719-го по февраль 1721 года, оборудование закупали в Голландии, где его подготовкой и отправкой в Россию по поручению Ковнова занимались мастера бумажного дела Питер Гилас (Piter Gilas) и Янсен Паусен (Yansen Pausen)[1].
Голландец Крюйс был недоволен земляком Ковновым, докладывая секретарю Петра I А.В. Макарову 8 марта 1720 года о застое на достройке мельницы: Ковнов либо не работает, либо, бывая на объекте, «тогда ничего не делает кроме, что приходя шумно людей бранит и с криком домой праздно отходит». 15 марта 1721 года К. Крюйс потребовал от Ковнова запустить мельницу, а когда тот не выполнил приказания, 22 мая 1721 года уволил его и ещё двух мастеров. Протеже самого императора Ковнов, однако, на родину не отбыл, оставшись в России. 22 октября 1720 года по царскому указу С.Ф. Апраксин приказал Крюйсу принять от В. Ковнова мельницу, и 27 октября вице-адмирал отчитался А.В. Макарову о выполнении этого распоряжения[1]. В 1721 году мельница начинает производить бумагу, но в феврале 1722 года выяснилось, что строение В. Ковнова имело серьёзные дефекты. Для их ликвидации были привлечены русские архитекторы, которые смогли к марту исправить недоделки. Санкт-Петербургская ветряная мельница была признана официально готовой 10 декабря 1722 года[1].
Эксплуатация[править]
14 июля 1721 года комиссаром обеих бумажных мельниц стал русский сержант Данила Лаптев. При нём изменился этнический состав мастеров: голландских сменили немецкие, договоры с которыми заключал лично К. Крюйс. Особое место среди мастеров занял Иоганн Христиан Фейфер, отвечавший за проклейку листов, от которой зависело качество писчей, патронной и картузной бумаги, за обучение учеников и наблюдение за работой обеих мельниц. Водяная Дудергофская мельница работала круглогодично, ветряная Петербургская — только летом[9].
20 августа 1721 года Д. Лаптев получил от К. Крюйса документ по управлению мельницами — «Инструкция комиссару Даниле Лаптеву, по которой дела отправлять на бумажных ветряной и дудоровской мельницах впредь до Указу Царского Величества по ниже писанным пунктам»[1].
Документы от 28 декабря 1721 года и 19 апреля 1725 года показывают, что место для Санкт-Петербургской мельницы было выбрано неудачно: рядом с нею пасутся стада, грязь и навоз от которых попадают в воду, идущую в производство, делая продукцию непригодной к использованию. Просуществовав до 1727 года, мельница закрылась. Часть её оборудования и людей ушла на Дудергофскую мельницу, а часть в 1728 году оказалась в Ярославле, на мануфактуре М. Затрапезного[1].
В 1724 году мельницей стал заведовать А. Ивановский, а при нём в соответствии с указом Екатерины I от 20 апреля 1725 года начался переход обеих петербургских мельниц из ведения Адмиралтейств-коллегии в Мануфактур-коллегию[1].
Источники[править]
- ↑ 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 1,12 1,13 1,14 Вревская, Наталия Александровна. ИСТОРИЯ ПРОИЗВОДСТВА БУМАГИ В РОССИИ. ВОЕННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ СЕВЕРНОЙ ВОЙНЫ СТАЛИ ИМПУЛЬСОМ СОЗДАНИЯ БУМАЖНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА // ВИЖ. 2021. №6. Дата обращения: 08.07.2025.
- ↑ Гуськов А.Г. Великое посольство Петра I: источниковедческое исследование. М., 2005. С. 72.
- ↑ Богу работник, царю слуга, отечеству гражданин рус.. НИУ ВШЭ (2023-07-13).
- ↑ Брикнер А.Г. Пётр Великий в Дрездене в 1698, 1711 и 1712 гг. // Русская старина. 1874. Т. 11. № 12. С. 728—734.
- ↑ Записки Я.К. Номена о пребывании Петра Великого в Нидерландах в 1697/98 и 1716/17 гг. // Киев, 1904. - С. 76, 79, 80.
- ↑ Девятисильная Д.И. Фабрики и заводы в царствование Императора Петра Великого: историко-экономическое исследование. // Киев, 1917. - С. 9, 10.
- ↑ Посошков И.Т. Книга о скудости и богатстве и другие сочинения. М., 1951. С. 225.
- ↑ Керзум А.П. Красносельская писчебумажная фабрика как культурно-историческое явление // Очерки истории Красного Села и Дудергофа. / СПб., 2007. С. 145.
- ↑ Uchastkina Z.V. A History of Russian Hand Paper-mills and Their Watermarks. Hilversum, 1962. - с. 30.
![]() | Одним из источников, использованных при создании данной статьи, является статья из википроекта «Руниверсалис» («Руни», руни.рф) под названием «Петербургские бумажные мельницы», расположенная по адресу:
Материал указанной статьи полностью или частично использован в Циклопедии по лицензии CC BY-SA. Всем участникам Руниверсалиса предлагается прочитать «Обращение к участникам Руниверсалиса» основателя Циклопедии и «Почему Циклопедия?». |
---|