Причёска у евреев

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Ортодоксальная еврейка прячет волосы платком.

Причёска у евреев — одна из характерных и узнаваемых черт религиозных евреев, — у мужчин борода и пейсы (поверх головы одета кипа), у женщин либо парик, либо тихля.

Общие сведения[править]

Цвет волос древних израильтян был в основном чёрный. Суламифь в Песни Песней (5, 11), описывая красоту своего возлюбленного, упоминает между прочим ο его вьющихся кудрях «чёрных, как ворон». Встречающееся в той же Песни Песней выражение «пурпурные пряди волос» (7, 6) является, по мнению большинства ученых, лишь произвольно-поэтическими образом. Точно так же и выражение אדמני «красный», которым характеризуется царь Давид ([1]) означает не «красноволосый», а «краснощекий».

Обычно евреи носили в древности свои темные волосы ниспадающими до плеч кудрями[2]. Авессалом круглый год не стричь волос[3], но такое не приветствовалось. Исключение из общего правила составляли назореи, נזירים, волосы которых в знак посвящения их Богу должны были оставаться нетронутыми[4].

Священникам предписывалось не отпускать слишком длинных волос, а от времени до времени подстригать их; брить волосы им так запрещалось[5]. Стричь и даже брить волосы головы и всего тела Библия разрешала только в виде акта очищения[6].

Израильтянки носили длинные волосы[7]. Пророк Иеремия[8], предвещая Иудее гибель, велит ей остричь свои волосы, גזי נזרך, которые украшают ее подобно венцу, נזר.

Волосы возлюбленной сравниваются со стадом овец, спускающихся с горы Гилеадской[9].

Юдифь, прежде чем вступить в палатку Олоферна, особенно красиво и тщательно заплетает свои волосы (διέταξε τας κρίνας)[10].

Скорбь у древних евреев, как и вообще на Востоке, выражалась вырыванием волос головы и бороды[11]. Реже встречается обычай отращивать волосы в знак печали[12], потому что всякий отказ от обычного ухода за своей наружностью одинаково иллюстрирует подавленное состояние человека. Древнееврейский закон запрещал совершать какое бы то ни было насилие над своим телом в знак траура[13], но, по-видимому, это запрещение соблюдалось не всегда[14].

Мужчины и женщины охотно умащивали свои волосы различными благовонными маслами и снадобьями[15].

Женщины умели искусно заплетать свои волосы в косы и украшать их различными предметами[16]. Например, волосы посыпались золотой пылью, которая, по рассказу Иосифа Флавия[17], применялась еще во времена царя Соломона, чтобы сделать волосы более блестящими. Возможно, что на этот именно обычай намекают слова Песни Песней (5, 11) где говорится ο золотистой голове рядом с чёрными, как ворон, кудрями.

Еврейский язык различает переднюю и заднюю лысины и применяет к ним различные названия — קרח и גנח[18], хотя, по всем данным, лысины у древних евреев встречались очень редко. Вот почему оголенность головы противоставляется представлению ο красоте[19] и вызывала насмешки юношей[20].

Почтенная седина называется «венцом славы» — עטרת תפארת и «украшением старцев» הדר זקנים[21].

Силе очарования женских волос придавалось такое значение, что замужней женщине во избежание соблазна предписывалось прятать их. В связи с этим предписанием мы находим в Талмуде следующий рассказ: одну счастливую мать по имени Кимхит, семеро сыновей которой последовательно занимали один за другим высокий пост первосвященника, спросили, за какую заслугу небо наградило её такими сыновьями. Её ответ гласил, что «никогда стены ее дома не видели ее волос»[22].

В эпоху Талмуда женщины заплетали свои волосы в косы. И поэтому подозреваемой в неверности женщине священник расплетал волосы[23], чтобы уменьшить ее очарование в глазах её возлюбленного.

На мужчину, завивавшего свои волосы, смотрели как на пустого, тщеславного человека. Иосиф на 17-м году жизни был еще так наивен, что завивал волосы, почему и называется в Библии мальчиком, נער[24].

Когда на Самсона снисходил святой дух, кудри его издавали звон колокольчиков и звон этот слышен был от Цоры до Естаола[25].

Источники[править]

  1. I Сам., 16, 12
  2. Песн. Песн., 5, 2, 11
  3. Ср. II Сам., 14, 26
  4. Числ., 6, 5
  5. Иезек., 44, 20
  6. Лев., 14,8; Числ., 8, 7
  7. ср. Иезек., 16, 7
  8. Иерем., 7, 29
  9. Песн. Песн., 4, 1; 6, 5
  10. Юдифь, X, 2
  11. Эзра, 9, 3
  12. II Сам., 19, 25
  13. Лев., 21, 5
  14. Иерем., 16, 6
  15. Пс., 23, 5; Матф., VI, 17; Юдифь, X, 6
  16. ср. II кн. Цар., 9, 30; Юдифь, ХV, 12; I Петр., III, 3; I Тим., II, 9
  17. «Древн.», VIII, 7, 53
  18. Лев., 13 40 и сл.
  19. ср. Исаия, 3, 24
  20. II Цар., 2, 23
  21. Притчи, 16, 31; 20, 29
  22. Иома, 47а
  23. Чис. 4
  24. Beresch. rab., 84
  25. Иер. Сота, 17б