Рамос и Хатнофер

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Рамос и Хатнофер

Рамос (слева), Сененмут (посередине) и Хатнофер на ложной двери Сененмута


Дата рождения
XVIII династия
Дата смерти
XVIII династия


Подданство
Древний Египет





Дети
Сенмут


Рамос и Хатнофер — информация о Рамос и Хатнофер.

Общая информация[править]

Рамос был отцом, а Хатнофер — матерью Сенмута, одного из самых важных государственных чиновников во времена правления египетской царицы Хатшепсут в эпоху XVIII династии Египта. Простолюдинское происхождение Рамоса и возвышение его сына Сененмута долгое время считались яркими примерами высокой социальной мобильности в Египте времён Нового царства. Например, о происхождении Рамоса почти ничего не известно, но, судя по всему, он был небогатым человеком — кем угодно, от крестьянина-арендатора или фермера, до ремесленника или даже мелкого землевладельца[1]. Когда Рамос умер, он был мужчиной в возрасте 50-60 лет (на основании зубных свидетельств)[2]. Хатнофер была пожилой женщиной с седыми или даже белыми волосами[2]. Считается, что они родились в Арманте, городе, расположенном в 16 км к югу от Фив в Верхнем Египте, предположительно во время правления Яхмоса I, основателя знаменитой XVIII династии Египта[1].

Гробница Рамоса и Хатнофер[править]

Стул из гробницы Рамоса и Хатнофер
Сердечный скарабей Хатнофер, выставленный в Музее Метрополитен

О Рамос известно из нескольких современных источников. Он изображён на ложной двери[3] и, вероятно, также на часовне гробницы Сененмута TT71. Гробница Рамоса и Хатнофер находилась недалеко от часовни (TT71) его сына Сенемута. В гробнице Рамоса хранилась его мумия, а также мумия Хатнофер (Хатнефрет), которая была женой Рамоса и матерью Сененмута. Мумия была найдена нетронутой Уильямом Хейсом и Амброузом Лансингом из египетской экспедиции музея Метрополитен во время раскопок под террасой холма Шейх Абд эль-Курна на западе Фив в археологический сезон 1935—1936 гг.[4]. Рамос и Хатнофер были похоронены в гробнице вместе с 6 другими безымянными плохо завёрнутыми мумиями (3 женщины и 3 неизвестных ребёнка), которые предположительно были членами семьи этой пары[4]. Первоначально Лансинг и Хейс интерпретировали эти 6 тел как свидетельство того, что семью Сененмута постигла внезапная трагедия:

«…то, что восемь человек из одной семьи или группы должны были умереть почти одновременно, чтобы их можно было похоронить вместе в один день, конечно, необычно, но, тем не менее, похоже на то, что произошло на самом деле[5]

Некоторые египтологи считают, что все погребения в их гробнице происходили одновременно[6]. Однако в эпоху Нового царства часто было принято использовать погребальные камеры одной гробницы для нескольких членов семьи, умерших в разное время. Как отмечает Джойс Тилдесли, гораздо более вероятно, что эти 6 тел представляют собой членов ближайшей семьи Сененмута:

«… которые ранее были похоронены неподалёку; их истлевшие обёртки [мумий] и расчленённые скелеты, покрытые грязью, позволяют предположить, что они тоже были извлечены из менее впечатляющего захоронения. Повторные погребения отдельных людей, хотя и не были распространены, но, конечно, не были неизвестны в это время, и преданность Сененмута семье должна была вызвать всеобщее одобрение[7]

Более того, археологи музея Метрополитен уверенно доказали, что личные вещи в гробнице Рамоса и Хатнофер принадлежали только Хатнофер, поскольку все они были предназначены для женщины[8]. Из мумий в камере только Хатнофер:

«…была тщательно мумифицирована в бельё из царских владений Хатшепсут и снабжена полным погребальным нарядом, состоящим из позолоченной маски, сердечного скарабея, погребальных папирусов и канопических сосудов. В отличие от них, Рамос в его расписном антропоидном гробу и другие шесть мумий (три молодые женщины и три ребёнка), погребённые в двух простых гробах, не удостоились такого внимания, и их останки представляли собой просто скелеты[9]

Остальные 6 погребений, относящиеся к началу XVIII династии, «были найдены в рыхлой осыпи склона, равно как и остатки охотничьего оружия и гробы лошади и обезьяны»[4]. Гробница Рамоса и Хатнофер выглядит сравнительно просто и первоначально рассматривалась египтологами как свидетельство небогатого происхождения, в частности, Рамоса.

Гробница Рамоса и Хатнофер примечательна тем, что в ней находится самая ранняя из известных датировок царствования Хатшепсут. Коллекция погребальных принадлежностей, найденная в камере гробницы, содержала один керамический кувшин или амфору, на которой была проставлена дата «7-й год»[7]. На другом кувшине из той же коллекции, который был обнаружен на месте экспедицией Музея Метрополитен, стояла печать «жены бога Хатшепсут», а на двух кувшинах — печать «доброй богини Мааткаре»[7]. Датировка амфор, которые были «запечатаны в погребальной камере [гробницы] обломками гробницы самого Сененмута», не вызывает сомнений и подтверждает, что Хатшепсут была признана своими подданными царицей Египта к 7 году её правления[7].

Различные интерпретации происхождения родителей Сененмута[править]

Погребальная маска Хатнофер с позолотой (Музей Метрополитен)

В гробнице Рамоса фигурирует только его имя и неконкретный эпитет zab («достойный»)[10]. Поэтому исследователи гробницы предположили, что Рамос когда-то был простым крестьянином, поскольку «Достойный» — «вежливое, но несколько бессмысленное обращение, неизменно используемое для уважаемых покойников»[10].

Однако в археологических источниках часто отмечается, что многие высокопоставленные государственные чиновники, включая некоторых визирей, носили титул zab, даже если это было лишь посмертным обращением к ним. Таким образом, этот титул почти ничего не говорит о социальном происхождении Рамоса. Поскольку Сенмут смог войти в примерно 10 % египетского общества, получивших образование, и позже завоевал расположение в качестве главного архитектора Хатшепсут, кажется крайне маловероятным, что Рамос был простым крестьянином; Рамос должен был занимать более высокое положение в египетском обществе, чтобы позволить своему сыну обучаться грамоте.

Однако более примечательным является сравнение похорон Рамоса с похоронами его жены Хатнофер. Для погребения Хатнофер были преподнесены богатая позолоченная погребальная маска, сердечный скарабей, канопические кувшины, папирусы и «набор традиционных погребальных принадлежностей, подходящих для женщины»[11]. В отличие от этого, в погребении Рамоса был только его гроб.

Предполагается, что Хатнофер умерла, когда её сын уже достиг высокого государственного положения при Хатшепсут; следовательно, богатые погребальные принадлежности должны были быть предоставлены её влиятельным сыном, Сененмутом. Рамос же был снабжён менее богатым погребальным инвентарём, значит, положение Сененмута в египетском государстве на момент смерти его отца было ещё сравнительно незначительным. Когда Хатнофер умерла от старости между 6-м и 7-м годом правления Хатшепсут, Сененмут был уже достаточно богат, чтобы организовать воскрешение своего отца Рамоса из «более низкого места упокоения, спешно перевязать его, поместить в раскрашенный антропоидный гроб и воссоединить с его женой» Хатнофер, которая была мумифицирована в их гробнице на холме[11].

Гроб Рамоса был отделан золотом, что, таким образом, подразумевало его определённый социальный статус. Отсутствие ожидаемой вырубленной в скале часовни в гробнице Рамоса и Хатнофер неудивительно, поскольку до правления Хатшепсут лишь немногие гробницы Нового царства содержали такую часовню. При более тщательном и критическом изучении источников выясняется, что Рамос, возможно, уже был мелким чиновником в начале XVIII династии. Восхождение его сына к высшим государственным должностям полностью соответствует возможностям древнеегипетского общества. Однако Тилдесли подчёркивает, что:

«Древние египтяне не страдали от чувства ложной скромности. Они считали, что их официальные титулы — важная часть личности, и было принято, чтобы все звания и награды, какими бы пустяковыми они ни были, фиксировались для потомков. Египтянин подумал бы о том, чтобы опустить низкий или неважный титул из гробницы своих родителей, только если бы он был заменён более престижной наградой. Поэтому мы должны предположить, что Рамос и Хатнофер с их довольно скромными эпитетами и ничем не примечательной гробницей не играли заметной роли в общественной жизни[10]

Другая версия заключается в том, что гробница Рамоса была ограблена вскоре после его погребения и что Рамос был перезахоронен вместе со своей женой, когда она умерла[12]. 12] Это опять же затрудняет определение социального происхождения Рамоса и Сененмута, поскольку невозможно сделать какие-либо заявления о качестве его первоначального погребального инвентаря.

Мать Сененмута Хатнофер — дочь госпожи по имени Ситджехути — называлась просто «госпожа дома», что было весьма общим титулом для замужних женщин[10]. Когда Хатнофер умерла, она была невысокой, чуть выше пяти футов ростом, но довольно крепкой женщиной около 60 лет[1]. При погребении Хатнофер было найдено несколько зеркал из полированной бронзы или серебра, вставленных в деревянные или металлические ручки, а также бронзовая бритва, которая вместе с другими косметическими принадлежностями лежала в корзине в её гробнице[1].

Примечания[править]

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 Roehrig, Catharine H. The Housemistress in New Kingdom Egypt: Hatnefer | Essay | Heilbrunn Timeline of Art History | The Metropolitan Museum of Art англ.. The Met's Heilbrunn Timeline of Art History. Проверено 2 июля 2024.
  2. 2,0 2,1 Peter F. Dorman, In: The Theban Necropolis, Past, Present and Future, p. 32, note 17
  3. Neues Reich Дата обращения: 2 июля 2024
  4. 4,0 4,1 4,2 Kathryn A. Bard & Steven Blake Shubert, Encyclopedia of the Archaeology of Ancient Egypt, Routledge, 1999. p.819
  5. A. Lansing & W. Hayes, The Egyptian Expedition 1935-36, Bulletin of the Metropolitan Museum of Art (BMMA), New York (1937), 32.2:31-21
  6. Peter F. Dorman: 'Family burial and commemoration in the Theban necropolis' In: The Theban Necropolis, Past, Present and Future, Hrsg. N. Strudwick; J.H. Taylor, (David Brown Book Company: March 2004), S.30-41
  7. 7,0 7,1 7,2 7,3 Joyce Tyldesley, Hatchepsut: The Female Pharaoh, Penguin Books, 1996 hardback, pp.183
  8. Lansing & Hayes, BMMA, op. cit., p.22
  9. Peter F. Dorman: The Monuments of Senenmut: Problems in Historical Methadology, London: Kegan Paul Ltd., 1988. p.168
  10. 10,0 10,1 10,2 10,3 Tyldesley, p.180
  11. 11,0 11,1 Tyldesley, p.182
  12. M. Eaton-Krauss, Journal of Egyptian Archaeology 94 (2008), p.290
Рувики

Одним из источников, использованных при создании данной статьи, является статья из википроекта «Рувики» («ruwiki.ru») под названием «Рамос и Хатнофер», расположенная по адресу:

Материал указанной статьи полностью или частично использован в Циклопедии по лицензии CC-BY-SA 4.0 и более поздних версий.

Всем участникам Рувики предлагается прочитать материал «Почему Циклопедия?».