Реконструкция активности в биоархеологии Ближнего Востока
Реконструкция активности в биоархеологии Ближнего Востока основывается на дегенеративных изменений в найденных в ходе археологических раскопок останках[1]. При присутствии на костях и скелете характерных следов, учёные могут сделать выводы об уровне активности и физической нагрузки древних людей Ближнего Востока[2].
Энтезиальные изменения[править]
Сухожилия или связки соединяют мышцы с костями через соединительную ткань, называемую энтезисом[3]. В местах прикрепления мышц к скелету часто происходят морфологические изменения (образование новой кости или резорбция кости), которые называются «энтезисными изменениями» (ЭИ). Выраженность ЭИ сильно зависит от возраста человека, массы тела и других факторов, однако ЭИ также широко используются в биоархеологии для реконструкции моделей активности[4].
Осама Рефаи из Национального исследовательского центра в Каире изучил две коллекции из Древнего царства (2700—2190 гг. до н. э.) в Гизе, относящиеся к двум различным экономическим классам: а) рабочие; б) высокопоставленные чиновники. Расположение захоронений, архитектура гробниц, погребальные артефакты и гравировка гробниц использовались для проведения различий между разными социально-экономическими классами. ЭИ использовались для проверки корреляции их с характером деятельности и социальным классом. Действительно, выраженность ЭИ между двумя социальными классами показала, что рабочие более активно занимались деятельностью, связанной со стрессом. Таким образом, объединив погребальные данные, демографические модели (возраст и пол) и модели деятельности, ЭИ были успешно использованы для изучения разделения труда в Древнем Египте[5].
Остеоартрит[править]
Остеоартрит — дегенеративное заболевание суставов, поражающее сочленения сочленяющихся элементов, или синовиальные суставы (например, коленные, плечевые), и характеризующееся повреждением хряща. Остеоартрит является наиболее часто регистрируемой патологией, обнаруженной в археологических человеческих останках, и широко используется в качестве маркера активности, отражающего связанные со стрессом модели деятельности или род занятий[6]. На его проявление также влияют такие факторы, как возраст, пол, размер тела и другие[7].
Кэтрин Марклейн из Университета штата Огайо изучила распространённость остеоартрита среди двух скелетных коллекций римского периода (II—III вв. н. э.), извлечённых из массовых захоронений в Оймаагаче, Везиркёпрю, Турция. Ранее с помощью анализа неметрических признаков было установлено, что несколько индивидов из одного из массовых захоронений демонстрируют биологическое родство друг с другом. Чтобы разработать подход к оценке возможного генетического и социально-исторического контекста, коррелирующего с остеоартритом, Марклейн поставил перед собой цель проверить, может ли сравнение различных моделей распределения мезаболевания жду семейными и несемейными группами указывать на семейное родство в Оймаагаче. Для исследования были отобраны десять синовиальных суставов у взрослых из участков 1 (17 человек) и 2 (23 человека). Исследование не выявило значимых данных, указывающих на корреляцию между остеоартритом и различными группами захоронения, а также на корреляцию между остеоартритом и биологически родственными лицами[8].
Артрит позвоночника[править]
Дегенеративные изменения в межпозвоночных суставах, строго говоря, не считаются остеоартритом, поскольку он поражает только синовиальные суставы, в то время как межпозвоночные суставы являются амфиартродиальными, то есть хрящевыми, допускающими лёгкое или минимальное движение сочленяющихся элементов[9]. Тем не менее, остеоартрит и артрит позвоночника имеют очень похожие проявления, и в биоархеологической литературе их часто объединяют в одну группу. Биоархеологические и клинические исследования показали, что проявление артрита позвоночника связано с такими факторами, как возраст, пол, размер тела, механические нагрузки, осанка двуногого организма и другие[10]. Как и остеоартрит, артрит позвоночника используется в биоархеологических исследованиях для изучения различных аспектов социальных и культурных параметров.
Лесли Грегоричка и Хайме Уллингер из Университета штата Огайо изучили изменения частоты дегенеративных заболеваний позвоночника в шейных позвонках из скелетной коллекции раннего бронзового века (3150 — 2300 гг. до н. э.) из Баб-едх-Дра в Иордании. Цель исследования заключалась в том, чтобы подтвердить или опровергнуть, привело ли увеличение сидячего образа жизни на этой стоянке к снижению рабочей нагрузки. Анализ показал, что частота встречаемости артрита позвоночника снизилась с 21 % до 13 % на протяжении раннего бронзового века на стоянке. Это снижение со временем объясняется уменьшением физической нагрузки на шею в результате изменений, связанных с переносом тяжестей на голове. Далее оба автора предполагают, что полуоседлая группа EB IA (3150-3050 гг. до н. э.), вероятно, занималась мелким садоводством, не оставляя после себя значительных археологических останков; в то время как более поздняя оседлая группа раннего бронзового века II—III (2900—2300 гг. до н. э.) в Баб-едх-Дхра круглый год жила рядом с сельскохозяйственными полями и ручьями, поэтому преодолевала меньшие расстояния для транспортировки урожая и воды[11].
Узлы Шморля[править]
Сжимающие силы, воздействующие на позвоночник в результате механической нагрузки, часто вызывают грыжу диска. В свою очередь, это способствует образованию кистозных образований, называемых узлами Шморля, на верхней и нижней концевых пластинах позвонков[12].
Сара Хенкл (Университет Тулейна) и её коллеги из колледжа Дикинсона и Университета штата Огайо изучили распространённость и интенсивность узлов Шморля у 366 взрослых и 91 подростка из раннебронзового могильника в Баб-едх-Дхра. Цель исследования заключалась в анализе и выявлении различий, связанных с деятельностью, между местной иорданской базой скелетов и другими европейскими базами скелетов. Показатели распространённости сравнивались с такими коллекциями, как пещера Алепотрипа в Греции и местонахождение Змаевец в Хорватии, чтобы проверить наличие региональных различий. Существенных различий в проявлении узлов Шморля между взрослыми и несовершеннолетними из Баб-едх-Дра не было обнаружено. Однако греческие и хорватские образцы скелетов показали значительные различия в частоте встречаемости узлов Шморля по сравнению с иорданскими образцами. Авторы объяснили относительно низкую частоту узлов Шморля у людей из Баб-Эд-Дхра низким уровнем механической активности, связанным с более высоким социальным статусом[13].
Геометрия поперечного сечения[править]

Скелет, будучи живой тканью, приспосабливается к нагрузкам, откладывая новую кость вдоль осей, подвергающихся механической деформации. В результате геометрические свойства поперечного сечения (CSG) диафизов длинных костей могут быть использованы для изучения влияния физической активности на различные группы людей[14]. Эти свойства выражают жёсткость к изгибающим нагрузкам, приложенным в разных направлениях, а также жёсткость к крутящим и растягивающим усилиям[15][16].
Группа египетских учёных (Мушира Эрфан Заки, Айман А. Азаба, Валаа Юсеф, Эслам Й. Вассал, Хала Т. Эль-Бассюни) из Национального исследовательского центра и Каирского университета оценила свойства CSG двух древнеегипетских скелетных коллекций, принадлежащих к различным классам и демонстрирующих разнообразную привычную деятельность. CSG-свойства длинных костей (плечевых, бедренных, берцовых) 103 высокопоставленных чиновников и 71 рабочего были получены с помощью компьютерной томографии. Анализ CSG-свойств показал, что у мужчин-рабочих толщина кортикального слоя (большее отложение костной ткани) выше для всех длинных костей. Женщины-рабочие также имели более высокие значения толщины кортикального слоя длинных костей по сравнению с высокопоставленными чиновниками. Более высокий уровень прочности скелета рабочих (как мужчин, так и женщин) по сравнению с высокопоставленными чиновниками свидетельствует о различиях в уровнях активности и физической нагрузки между разными социальными классами[17].
Примечания[править]
- ↑ Мария Медникова Биоархеология детства в контексте раннеземледельческих культур Балкан, Кавказа и Ближнего Востока рус.. www.livelib.ru. Проверено 10 мая 2025.
- ↑ Мария Медникова, кандидат биологических наук, ведущий научный сотрудник Института археологии РАН Биоархеология и наши знания о населении Древнего Египта. pushkinmuseum.art. Проверено 10 мая 2025.
- ↑ Schwartz, Andrea & Thomopoulos, Stavros (2012-08-25), «The Role of Mechanobiology in the Attachment of Tendon to Bone», New York, NY: Springer New York, сс. 229–257, ISBN 978-1-4614-3316-3, doi:10.1007/978-1-4614-3317-0_11, <http://dx.doi.org/10.1007/978-1-4614-3317-0_11>. Проверено 8 февраля 2021.
- ↑ (2012-11-19) «The Categorisation of Occupation in Identified Skeletal Collections: A Source of Bias?». International Journal of Osteoarchaeology 23 (2): 186–196. DOI:10.1002/oa.2285. ISSN 1047-482X.
- ↑ Refai, Osama (2019-03-13). «Entheseal changes in ancient Egyptians from the pyramid builders of Giza-Old Kingdom». International Journal of Osteoarchaeology 29 (4): 513–524. DOI:10.1002/oa.2748. ISSN 1047-482X.
- ↑ Larsen Clark Spencer Bioarchaeology. — Cambridge: Cambridge University Press. — ISBN 978-1-139-02039-8.
- ↑ (2007) «Osteoarthritis revisited: a contemporary review of aetiology». International Journal of Osteoarchaeology 17 (5): 437–450. DOI:10.1002/oa.889. ISSN 1047-482X.
- ↑ (2014) «Abstracts - AAPA Presentations» (en). American Journal of Physical Anthropology 153 (S58): 64–283. DOI:10.1002/ajpa.22488. ISSN 1096-8644.
- ↑ Jurmain Robert Stories from the Skeleton. — Routledge. — ISBN 978-0-203-72707-2.
- ↑ (August 1997) «<481::aid-ajpa6>3.0.co;2-q Comparative degenerative joint disease of the vertebral column in the medieval monastic cemetery of the Gilbertine Priory of St. Andrew, Fishergate, York, England». American Journal of Physical Anthropology 103 (4): 481–495. DOI:<481::aid-ajpa6>3.0.co;2-q 10.1002/(sici)1096-8644(199708)103:4<481::aid-ajpa6>3.0.co;2-q. ISSN 0002-9483. PMID 9292166.
- ↑ (2009) «Abstracts of AAPA poster and podium presentations» (en). American Journal of Physical Anthropology 138 (S48): 75–281. DOI:10.1002/ajpa.21030. ISSN 1096-8644.
- ↑ (May 1960) «The human spine in health and disease. By Georg Schmorl, M.D., and Herbert Junghanns, M.D. 11 × 7½ in. Pp. 285 + xii, with 419 illustrations. 1959. New York and London: Grune and Stratton. $21.00». British Journal of Surgery 47 (206): 694. DOI:10.1002/bjs.18004720627. ISSN 0007-1323.
- ↑ (2008) «Abstracts of AAPA poster and podium presentations» (en). American Journal of Physical Anthropology 135 (S46): 57–229. DOI:10.1002/ajpa.20806. ISSN 1096-8644.
- ↑ (2006) «Who's afraid of the big bad Wolff?: "Wolff's law" and bone functional adaptation». American Journal of Physical Anthropology 129 (4): 484–498. DOI:10.1002/ajpa.20371. ISSN 0002-9483. PMID 16425178.
- ↑ (2011-09-27) «Activity patterns in the Sahara Desert: An interpretation based on cross-sectional geometric properties». American Journal of Physical Anthropology 146 (3): 423–434. DOI:10.1002/ajpa.21597. ISSN 0002-9483. PMID 21953517.
- ↑ (2007) «Which measures of diaphyseal robusticity are robust? A comparison of external methods of quantifying the strength of long bone diaphyses to cross-sectional geometric properties». American Journal of Physical Anthropology 134 (3): 412–423. DOI:10.1002/ajpa.20686. ISSN 0002-9483. PMID 17632794.
- ↑ (2015-09-01) «Cross-sectional analysis of long bones in a sample of ancient Egyptians» (en). The Egyptian Journal of Radiology and Nuclear Medicine 46 (3): 675–681. DOI:10.1016/j.ejrnm.2015.03.008. ISSN 0378-603X.
![]() | Одним из источников, использованных при создании данной статьи, является статья из википроекта «Рувики» («ruwiki.ru») под названием «Реконструкция активности в биоархеологии Ближнего Востока», расположенная по адресу:
Материал указанной статьи полностью или частично использован в Циклопедии по лицензии CC-BY-SA 4.0 и более поздних версий. Всем участникам Рувики предлагается прочитать материал «Почему Циклопедия?». |
---|