Александр Сак

Материал из Циклопедии
(перенаправлено с «Сак, Александр Николаевич»)
Перейти к навигации Перейти к поиску

Отец Александр Николаевич Сак (белор. Аляксандар Сак, 14 августа 1890, Новогрудчина — после 1937) — белорусский католический священник.

Биография[править]

Родился 14 августа 1890 года на Новогрудчине в белорусской крестьянской семье православного вероисповедания. После принятия манифеста о веротерпимости 1905 года семья приняла католичество.

Закончил Пинскую гимназию, учился в институте лесного хозяйства в Петербурге. В 1913 году после третьего курса бросил учёбу и поступил в католическую семинарию Санкт-Петербурга. Во время учёбы познакомился с Брониславом Эпимох-Шипилой и Янкой Купалой.

В 1917 году был рукоположен в священники, служил в Могилёвской губернии. В мае 1917 года участвовал в съезде белорусских католических священников в Минске. Был членом союза ксендзов-белорусов. В конце июля 1918 года был назначен на должность викария Смоленского костёла, однако, по неизвестным причинам к работе не приступил. С 1919 по 1921 год жил и работал в Шклове.

Духовные власти планировали направить отца Александра на службу в Петроград, однако, он обратился с письмом к администратору Могилёвской архиепархии с просьбой оставить его на родине:

«... у меня есть мать, которую не могу оставить на волю судьбы. Кроме того у меня есть ещё одна мать — моё отечество. Так до нелепости странно складывается, что в Беларуси нет ни одного белорусского священника. Поэтому жалко мне её.»[1]

Позже служил на Минщине и Мозырщине. Широко использовал белорусский язык в душепасторской деятельности. Преследовался советскими властями. Первый раз был арестован 24 июня 1930 года по делу «Союза освобождения Беларуси», до 1934 года находился на каторге, строил Беломорско-Балтийский канал. Во второй раз был арестован в 1937 году. Приговорён к высшей мере наказания и был расстрелян[2].

Примечания[править]

  1. В оригинале: «... маю маці, якую не магу пакінуць на волю лёсу. Акрамя таго, ёсць у мяне яшчэ адна маці - мая айчына. Так дзіўна да недарэчнасці складваецца, што ў Беларусі няма аніводнага беларускага святара. Таму шкода мне і яе.»
  2. По другим данным умер в заключении.

Ссылки[править]