Симон бен-Зома

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Симон бен-Зоматаннай начала 2 века[1].

Биография[править]

Бен-Зома не имел титула «рабби», так как, подобно Бен-Аззаю, он остался на положении «ученика», имевшего право оспоривать мнение учителя (danin), и часто упоминается вместе с Бен-Аззаем, как особенно выдающийся представитель этого разряда учёной иерархии. Подобно Бен-Аззаю, он принадлежал, вероятно, к кругу наиболее близких учеников р. Иошуя бен-Хананья. В Мишне сообщается галахический спор между ними; из него Бен-Зома вышел победителем[2].

Галахическая эрудиция Бен-Зома вошла в пословицу; говорили: «Кто увидит во сне Бен-Зома, тот может надеяться на репутацию учёного»[3].

Бен-Зома был особенно известен, как толкователь Святого Писания: «В лице Бен-Зома умер последний из толкователей», — сказано мудрецами[4].

До нас дошло очень мало толкований Бен-Зома. Из них наиболее известно объяснение текста «Дабы ты помнил день исшествия твоего из земли Египетской»[5], толкование, имеющее целью доказать, что чтение библейского текста, в котором рассказывается об исходе из Египта[6], обязательно как в вечерней, так и при утренней молитве. Это толкование, ο котором с похвалой отзывался р. Элеазар бен-Азарья[7], нашло место в пасхальной Агаде.

В одном галахическом толковании, объясняя термин «naki» (чистый)[8], Бен-Зома ссылается на употребление этого слова в обыденной жизни[9].

Главным предметом экзегетических исследований Бен-Зома была первая глава Торы, рассказ ο сотворении мира. Один из относящихся сюда вопросов (Бен-Зома выражает недоумение по поводу слов «сделал Бог»[10]) передан израильскими агадистами с примечанием: «Это одно из тех библейских мест, из-за которых Бен-Зома поднял бурю по всему свету»[11]. Толкование второго стиха той же главы сообщено таннаитской традицией[12] вместе со следующим анекдотом: однажды, стоя на ступени Храмовой горы, р. Иошуя бен-Хананья увидел Бен-Зома, который прошёл было мимо него, не поздоровавшись. — «Откуда и куда, Бен-Зома?» — спросил его Иошуа. «Я был углублён в размышления по поводу рассказа ο миросотворении», — ответил последний, и сообщил ему затем свое объяснение. Р. Иошуа заметил после этого своим ученикам: «Бен-Зома всё ещё находится по ту сторону», — желая этим сказать, что Бен-Зома преступил за пределы дозволенного в своих исследованиях.

Бен-Зома был одним из тех четырёх таннаев, которые вошли в «сад» эзотерической мудрости. Он увидел, по преданию, тайны сада и «был поражён» после этого безумием[13].

Ученики р. Акибы применили к Бен-Зома и его ни перед чем не останавливавшимся теософическим спекуляциям, за которые он так жестоко поплатился, слова Библии[14]: «Нашёл ты мёд, ешь, сколько тебе потребно, дабы не пресытиться им и не изрыгнуть его»[15].

Даже те малочисленные сентенции Бен-Зома, которые сохранились, свидетельствуют ο необычайной глубине его ума. Вот пример: «Бен-Зома, увидя однажды большую толпу на храмовой горе, сказал: «Благословен всеведущий, благословен Тот, Кто создал всех этих людей для удовлетворения моих потребностей. А сколько должен был для этого трудиться Адам! Для того, чтобы получить кусок хлеба, ему пришлось сперва пахать, сеять, жать и вязать снопы, молотить, веять и просевать зерно, молоть и просевать затем муку, месить и печь, а потом только он мог есть. Я же встаю утром и нахожу все это готовым. A сколько должен был трудиться Адам для того, чтобы надеть рубашку! Он должен был стричь овец и промывать шерсть, трепать, красить, прясть, ткать и шить ее, и только затем он мог надеть рубашку. Я же встаю утром и нахожу все готовым. Сколько труда, сколько дела исполняется человеком ранним утром; я же встаю и нахожу все готовым!»[16].

Замечательно размышление Бен-Зома ο людях, как ο гостях Бога во время их земной жизни. Благодарный гость говорит: «Хорошую память оставит ο себе этот хозяин! сколько обо мне забот! сколько вина! сколько мяса! сколько пирожного! И все это только для меня!» A неблагодарный гость говорит: «Что я у него съел? Ломоть хлеба, кусок мяса. Что я выпил? Чарку вина. Все приготовления были ведь сделаны для жены и детей его». О благодарном госте Св. Писание говорит: «Помни ο том, чтобы превозносить дела Его, которые видят люди»[17].

Приводим также сентенции Бен-Зома в трактате Абот[18]. «Бен-Зома говорит: Кто учён? — Тот, кто учится у всякого. — Кто силён? — Тот, кто побеждает свои страсти. — Кто богат? — Тот, кто довольствуется долей своей. — Кто в почёте? — Тот, кто почитает людей». В заключительных словах Экклезиаста «ибо это — весь человек» выражена, по Бен-Зома мнению, мысль, что благочестивый человек венец и цель рода человеческого; род человеческий («весь мир») создан лишь для того, чтобы служить богобоязненному человеку, исполняющему Божии повеления[19]. Бен-Зома принадлежит также прекрасное изречение «Если ты раскаялся и был устыжен на этом свете, то тебе не придётся устыдиться перед Богом на том свете»[20].

Источники[править]

  1. Бен-Зома // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913.
  2. Haz., VIII, 4, 5
  3. Ber., 57б
  4. M. Sotah, IX, 15
  5. Второзак., 16, 3
  6. Числ., 15, 37—41
  7. Ber., I, 5
  8. Исх., 21, 28
  9. Баба Кама, 41а; Кид., 56б; Пес., 22б
  10. Быт.,1,7
  11. Beresch. r., IV, 5
  12. Toc. Хагига, II, 5, 6; ср. Хагига, 15а
  13. Хаг., 14б
  14. Притч., 25, 16
  15. Toc. Хаг., l. c.; Бабли Хаг., l. c.; ср. Midrasch Mischle, XXV, 16
  16. Бер., 58а
  17. Иов, 36, 24
  18. IV, 1
  19. Бер., 6б; Шабб., 30б; ср. Aruch, s. v. צײה‎, 5
  20. Schemoth r., XXX, 19