Циклопедия скорбит по жертвам террористического акта в Крокус-Сити (Красногорск, МО)

Торпа

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
«Музей торпы» в Сомеро показывает жизнь и быт типичной финской торпы XIX века.

То́рпа (фин. torppa) — в Финляндии, земельный участок с хозяйственными и другими постройками, сдаваемый владельцем в аренду. Арендатора такого участка называли то́рпарем (фин. torppari).

Описание[править]

Средний размер территории торпы составлял 25 га, максимальный — до 200 га. Площадь посева, как правило, до 3 га, реже — до 10 га и более. Земля торпы, а также, как правило, постройки, принадлежали землевладельцу, тогда как домашний скот являлся собственностью торпаря. В среднем торпари имели от 6 до 10 коров, столько же лошадей и других животных.

В качестве арендной платы торпари, как правило, выполняли дневные работы на основной ферме землевладельца, иногда — платили ему натуральный оброк продуктами земледелия и животноводства на территории торпы[1]. Зачастую совокупностью нескольких торпарей исполнялись все необходимые работы в хозяйстве землевладельца. В XIX веке средний размер платы составлял три подёнщин в неделю, однако он мог варьироваться в зависимости от величины торпы и существующих в данной местности обычаев. Часто торпари нанимали годовых работников, исполняющих за них подёнщину, а сами занимались исключительно собственным хозяйством. Во многих случаях торпари занимались также побочными промыслами, прежде всего извозом.

История[править]

По условиям Столбовского мира 1617 года территория Ингерманландии перешла от России к Швеции. После этого шведские власти начали переселять на эти территории финских крестьян из Саво и других областей Финляндии (потомки этих переселенцев образовали позднее ингерманландский субэтнос финнов). Это привело к тому, что в самой Финляндии землевладельцы из числа шведских дворян начали ощущать острый дефицит рабочей силы в сельском хозяйстве, и для его преодоления, начали сдавать земельные наделы в аренду крестьянам. Право использования наёмного труда торпарей долгое время оставалось привилегией дворянства; в 1740 году его получили также крестьяне. Позже владельцами торп, в частности, нередко становились крестьянские дети, призванные в шведскую армию. Арендаторами же становились безземельные крестьяне, а также, например, младшие сыновья зажиточных крестьян.

В XVIII—XIX веках торпарство было одной из основополагающих форм сельского хозяйства в не знавшей крепостного права Финляндии. Количество торпарских хозяйств в стране постоянно росло: так, если в начале XVIII века их насчитывалось около 1000, то уже к началу XIX века — порядка 20 тыс., к концу века — более 70 тыс. Торпари превратились в многочисленную и влиятельную социальную группу, занявшую промежуточное положение между крестьянами-землевладельцами и рабочим классом.

Однако к концу XIX — началу XX века рост числа фермеров-арендаторов, а также увеличение стоимости лесных площадей, привели к тому, что спрос на торпарские хозяйства начал превышать предложение. Это, в свою очередь, вызвало значительное ухудшение условий аренды — арендная плата подчас становилась непосильной для арендатора, а договоры зачастую носили устный характер, в связи с чем торпари были юридически незащищены от всевозможного давления со стороны собственников земли. В 1907 году на территории усадьбы Лаукко (Весилахти, провинция Пирканмаа) более семидесяти торпарей вообще было выселено с арендуемых ими наделов[2].

Тяжёлое положение торпарей вызывало огромную социальную напряжённость в стране. Так, Н. И. Бобриков, проводя в 1899—1905 годах политику русификации Финляндии, пытался привлечь безземельных торпарей на свою сторону.

В 1906 году в Тампере состоялось собрание торпарей, где был намечен план к улучшению их положения. В 1909 был выпущен декрет, обязавший землевладельцев заключать с арендатором письменный контракт, установивший срок аренда в диапазоне от 50 до 100 лет (при этом в случае смены собственника земли контракт должен был сохранять силу), а также утвердивший право торпарей на материальную компенсацию за благоустройство и улучшение участка. Декрет, однако, не предусматривал права арендатора на выкуп земельных наделов в личную собственность; такое право они получили лишь в 1918 году, согласно Закону № 135. К 1940-м годам количество выкупленных наделов на территории Финляндии составило около 45 тыс.[3].

В современной Финляндии бывшие торпы используются горожанами как дачи.

В культуре[править]

Олави Вирта — «Matalan torpan balladi» («Баллада о маленькой торпе», сл. Рейно Хелисмаа, муз. народная, 1951 год)
  • Финский писатель Вяйнё Линна в своей трилогии «Здесь, под северной звездою» (фин. Täällä Pohjantähden alla) описывает жизнь семьи торпарей, изображая её крайне тяжёлой, и даже сравнивая торпарство с крепостным правом. Трилогия была также экранизирована режиссёром Эдвином Лайне («Здесь, под северной звездою» (1968); «Аксели и Элина» (1970)). Историк Вильо Расила, однако, полагает, что жизнь большинства торпарей не была настолько тяжёлой, как описывает Линна. В любом случае, бо́льшая часть финских красногвардейцев происходила не из торпарей, а из провинциальных рабочих, а сам институт торпарства ко времени Гражданской войны уже начал приходить в упадок.
  • У поэта Эйно Лейно есть стихотворение «Песня лесного торпаря» (фин. Metsätorpparin laulu).

Источники[править]

  1. О. Апунен Торпарский вопрос // История Финляндии, кн. 6 = Torpparikysymys // Suomen historia 6 / Ю. Блумстедт. — Эспоо, 1987. — С. 61-68. — 407 с. — ISBN 951-35-2495-7.
  2. О. Апунен Обострение торпарского вопроса // История Финляндии, кн. 6 = Torpparikysymys kärjistyy // Suomen historia 6 / Ю. Блумстедт. — Эспоо, 1987. — 407 с. — ISBN 951-35-2495-7.
  3. О. Апунен Сквозь трудности - к подъёму // История Финляндии, кн. 6 = Vaikeuksien kautta nousuun // Suomen historia 6 / Ю. Блумстедт. — Эспоо, 1987. — 407 с. — ISBN 951-35-2495-7.

Ссылки[править]