Георгий Карапетович Фарманянц

Материал из Циклопедии
(перенаправлено с «Фарманянц Георгий Карапетович»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
Farman0266b.jpg

Георгий Карапетович Фарманянц (4 ноября 1921, г. Бежецк Тверской области — 11 июля 1995, Москва) — советский артист балета.

Заслуженный артист РСФСР (1951)[1].

Сестра: Евгения Фарманянц — балерина Большого театра, частая партнерша брата[1].

Биография[править]

Он был моложе своей сестры всего на год, поэтому дети росли вместе и все делали вместе. Дети были совсем маленькие, когда в вихре постреволюционной страны после Гражданской войны сгорел дом в Бежецке. Семье некуда было деваться, приехали в Москву — большой город, где всегда можно было найти хоть какую-то работу и прокормить детей. Так Георгий и Евгений в детстве стали москвичами. А когда старшая сестра захотела поступить в хореографическое училище, младший брат отправился вместе с ней — просто потому что они привыкли все делать вместе[2].

Первый его педагог по классическому танцу — Николай Иванович Тарасов считал Георгия бездарью, не смог найти к нему подхода. Всё изменилось в переходом в средние классы, где преподавал П. А. Гусев[2]. Бездарный ученик сразу превратился в одного из самых одаренных. П. А. Гусев и стал его основным выпускающим педагогом[3]. Среди других преподавателей: А. Монахов, А. Кузнецов[4].

По окончании Московского хореографического училища (МХУ) в течение 1940—1962 гг. работал в московском Большом театре, исполнив множество партий и танцевальных дивертисментов.

Первой работой в Большом театре стала партия Нурали в «Бахчисарайском фонтане», в которой он дублировал знаменитого исполнителя Асафа Мессерера[2]. Солистка балета Большого театра Сусанна Звягина писала о Г. К. Фарманянце в этой роли: «С неудержимым темпераментом в стремительных прыжках, в бешеном ритме он взлетал над головами танцующих и высоко вскидывал колени, перескакивая длинную диагональ татар, держащих перед собой вытянутые струной ремни нагаек, что неизменно вызывало бурную овацию»[4].

И одновременно, еще в возрасте 17 лет начал преподавать в хореографическом училище[2].

В первые дни Великой Отечественной войны молодой артист Георгий Фарманянц был призван в армию, в кавалерийский полк. Но вскоре переведен в ансамбль песни и пляски НКВД[4], где были собраны замечательные кадры: хор возглавлял А. Свешников, дирижерами оркестра были И. Дунаевский и Ю. Силантьев, танцевальную группу возглавлял К. Голейзовский, балетмейстером был А. Мессерер[2]. Но долго Георгий Фарманянц там не пробыл — в конце 1941 года по настоянию Михаила Габовича — директора филиала Большого театра — он был возвращен на московскую сцену.

Фильм «Большой концерт», 1951 год
«Ромео и Джульетта». (1954); Джультетта – Галина Уланова, синьора Капулетти – Елена Ильющенко, шут – Георгий Фарманянц, кормилица - Ирина Оленина, в других ролях: Александр Лапаури, Александр Радунский, Лев Лащилин, В. Кудряшов, С. Уваров и др.

После окончания войны Георгий Карапетович Фарманянц уже был одним из знаменитых солистов балета Большого театра, непременным участником официальных концертов и зарубежных гастролей[2]. Снимался в кинофильме-концерте «Большой концерт» (1951)[1] режиссера Веры Строевой[5] (см. видеоролик — фильм «Большой концерт»). Тогда же получил звание Заслуженный артист РСФСР[1].

В 1954 году участвовал в съёмках фильма-балета «Ромео и Джельетта» по спектаклю Большого театра (режиссеры: Лео Арнштам, Леонид Лавровский)[6] (партия: шут[7]).

Критика особо отмечала работу артиста и его филигранную технику в партии Арлекина (балет «Медный всадник», 1958) в сцене первого акта, изображающей выступления бродячих артистов во время народного гулянья на Сенатской площади[8].

Г. Фарманянц особо прославился своим высоким прыжком и зависанием над сценой. В «Лебедином озере» его сменял в партии Шута танцовщик Леонид Швачкин, не обладавший столь уникальным прыжком; сохранились воспоминания, что уже в старости Л. А. Швачкин рассказывал, как волновался молодым артистом, заступая на роль, и договорился с рабочими сцены поставить маленькие трамплинчики, скрытые от глаз зрителей, помогающие выше взлететь. В результате и артист Л. Швачкин был принят залом не хуже Георгия Фарманянца[9]. Правдива ли эта история или просто шутка, байка из театрального мира (что скорее всего: какие-такие трамплинчики и кто это их даст расставить на сцене во время спектакля), — неизвестно, но даже она свидетельствует о выдающемся таланте Георгия Фарманянца.

Всё это время работы в Большом театре и он, и сестра продолжали вести педагогическую работу.

В Большом театре он танцевал до 1962 года[2].

С 1962 года по 1984 являлся педагогом-балетмейстером Ансамбля песни и пляски Советской Армии, с 1984 года — Ансамбля песни и пляски Московского военного округа[1][3][10]. После чего окончательно покинул сцену, уйдя на пенсию.

Урна с прахом захоронена в Москве на Донском кладбище возле родителей[11].

Дочь Екатерина, внук Дмитрий стали артистами балета[4].

Среди исполненных партий[править]

Фотографии из спектаклей[править]

Фотографии любезно предоставлены сайтом Балет в лицах:

Источники[править]