Юлия Бристигер

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Юлия Бристигер

Военный деятель
Julia Brystiger (UB).jpg



Дата рождения
25 ноября 1902 года
Место рождения
м. Стрый, Австро-Венгрия
Дата смерти
9 октября 1975 года
Место смерти
Варшава, Польша
Принадлежность
Флаг Польши


Звание
Naramiennik Pułkownik land.png Полковник



Награды и премии

Орден Знамя Труда I степени



Юлия Бристигер (польск. Julia Brystiger) — деятельница польских спецслужб, полковник[1].

Биография[править]

Юлия Прайс родилась 25 ноября 1902 года в м. Стрый, ныне Украина, в еврейской семье фармацевта, владельца аптеки Германа Прайса.

Училась на историческом факультете Львовского университета, затем продолжала образование в Париже, получив степень доктора философии.

В 17 лет вышла замуж за агитатора-сиониста Натана Бристигера (умер в 1930 году), с которым родила сына Михала (он стал музыковедом и музыкальным критиком). Сама же Бристигер придерживалась коммунистических взглядов.

С 1927 года — член Коммунистической партии Западной Украины и Международной организации помощи борцам революции (МОПР).

В 19281929 годах — учительницей истории в еврейском культурно-просветительском обществе «Tarbut».

В 1931 году издавала и редактировала коммунистический еженедельник Przegląd Współczesny, и в том же году отбывала непродолжительное заключение за коммунистическую пропаганду. Возглавляла пропагандистские структуры коммунистической партии в разных городах Западной Украины.

В 1932 году была вторично арестована и приговорена к 1 году тюрьмы.

После освобождения стала членом исполкома МОПР.

В конце 1934 года по причине конфликтов в партийном активе на недолгое время исключалась из партии. Восстановилась после ритуальной самокритики.

В 1935 году — секретарь местного комитета Коммунистической партии Западной Украины.

С 1936 года — секретарь ЦК западноукраинского МОПР. Бристигер организовала во Львове съезд прокоммунистически настроенных работников культуры.

В 1937 году была снова арестована и осуждена на 2 года заключения. В тюрьме возглавляла нелегальную коммунистическую ячейку.

После захвата Красной Армией Западной Украины приняла гражданство Советского Союза. Возглавляла МОПР во Львовской области, была профсоюзным функционером, входила в руководство советского польскоязычного издания «Nowe Widnokręgi».

В 1941 году, после начала Великой Отечественной войны была эвакуирована в Харьков, а оттуда в Самарканд. Написала донос в НКВД на Юзефа Рожаньского и его жену Белу Френкель, воспользовавшихся продовольственной помощью польского правительства в изгнании, но для Рожаньского и Френкель это не имело последствий.

В 19431944 годах — член правления Союза польских патриотов. Бристигер энергично выдвинулась в руководящий актив польского просоветского движения.

С октября 1944 года — член Польской рабочей партии (ППР). Представляла ЦК ППР в Крайовой Раде Народовой.

С декабря 1944 года — функционер Министерства общественной безопасности Польши.

В 1945 году возглавила V департамент Министерства общественной безопасности — по борьбе с политической оппозицией. Получила звание полковника. В этой должности проявила идеологический фанатизм и жестокость: железной рукой проводила репрессивный курс ППР-ПОРП (Польская объединённая рабочая партия), в первую очередь в отношении польской интеллигенции и польской католической церкви. Заявляла, что «вся польская интеллигенция выступает против коммунистической системы и шансов на её исправление практически нет», однако при этом предостерегала от повторения «ошибок, сделанных в России после революции 1917 года: истребление интеллигенции задерживает экономическое развитие». Призывала создать «такую систему давление и террора, чтобы представители интеллигенции не осмеливались быть политическим фактором». По приказам Бристигер были арестованы более 130 католических священников, например кардинал Стефан Вышиньский и епископ Чеслав Качмарек. При это проводила в репрессиях самостоятельную линию, в связи с чем конфликтовала с министром Станиславом Радкевичем и его заместителем Романом Ромковским, а особенно с начальником следственного департамента Юзефом Рожаньским.

Принимала личное участие в допросах арестованных и подследственных, хотя её должностной статус к этому не обязывал. Как правило это происходило в уголовно-следственной тюрьме № 3 («Toledo») в Варшаве. Сохранились свидетельства заключённых о чрезвычайной жестокости и склонности к применению пыток Бристигер, поэтому в её отношении существовали подозрения в психофизической патологии. Бристигер получила даже прозвище Krwawa Luna — «Кровавая Луна».

Поддерживала сексуальные связи с Якубом Берманом и Хилари Минцем и была награждена орденом «Знамя Труда». Впрочем, Берман сказал о ней: «Не следила за собой», а Стефан Сташевский добавляет: «Низкорослая, квадратная, ужасно неуклюжая».

Бристигер состояла делегатом съездов ППР и учредительного съезда ПОРП, находилась в Центральной комиссии партийного контроля.

В 1953 году, после смерти И.В. Сталина, началась десталинизация в ПНР. Важным направлением этого процесса стало разоблачение злоупотреблений в органах госбезопасности. Резко упало влияние Бермана и Минца.

В конце 1954 году было расформировано Министерства общественной безопасности. Самые одиозные функционеры — Ромковский, Рожаньский, Анатоль Фейгин были уволены из силовых структур. Но Бристигер поначалу оставалась в репрессивном аппарате. При создании в 1955 году Комитета общественной безопасности (спецслужбы и политический сыск) Бристигер даже возглавила его III департамент — «по борьбе с реакционным подпольем».

В 1956 году процессы десталинизации ускорились и Ромковский, Рожаньский, Фейгин были арестованы и осуждены за применение пыток на длительные сроки заключения. В ноябре 1956 года Бристигер уволилась из органов безопасности. Над ней также нависла угроза ареста и суда, но этого не произошло, по некоторым данным, из-того, что за неё заступился Владислав Гомулка, принявший во внимание давнюю вражду Бристигер с Рожаньским и Ромковским.

Затем под именем Юлия Прайс написала повесть «Krzywe litery» и сборник рассказов. Старалась завоевать доверие в среде литературной интеллигенции, но писатели относились к ней настороженно. Работала редактором в государственном издательстве.

Приняла католичество и сблизилась с кругом католического духовенства, интеллигенции и оппозиционных активистов в Лясках, при спецшколе для слепых и слабовидящих детей. По словам ксёндза Антония Марыльского, она осознала содеянное, искренне раскаялась и старалась хотя бы в последние годы изменить свою жизнь. Общение с этой средой (к которой относились, в частности, такие известные диссиденты, как Тадеуш Мазовецкий и Адам Михник) привело к тому, что за Бристигер было установлено наблюдение Службы безопасности ПНР.

Умерла 9 октября 1975 года в Варшаве.

Источники[править]