Циклопедия скорбит по жертвам террористического акта в Крокус-Сити (Красногорск, МО)

Lex electronica

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Lex electronica (lex informatica) — это нормативная система, регламентирующая торговые операции, совершаемые в электронной (информационной) среде; продолжение lex mercatoria.

Авторы концепции[править]

Карим Бенихлеф (Karim Benyekhlef)[1] — профессор юридического факультета Университета Монреаля (Канада) с 1989 года, директор научно-исследовательского центра публичного права с 2006 года. Сфера научно-исследовательской деятельности — право информационных технологий (неприкосновенность частной жизни, доменные имена, урегулирование споров онлайн, свобода самовыражения), конституционное право (права и свободы человека), международное право, теория и история права. В 1995 профессор Бенихлеф основал электронный журнал по правовым вопросам «Lex Electronica». Также является создателем первых проектов урегулирования споров онлайн (проект CyberTribunal, 1996—1999, eResolution, 1999—2001, и проект ECODIR с 2000). Директор Лаборатории Киберправосудия.

Фабьен Желинас (Fabien Gélinas)[2] — профессор юридического факультета Университета Макгилла (Канада) с 2002 года, директор института сравнительного права (2004—2007) Университета Макгилла. Сфера научно-исследовательской деятельности — международное урегулирование споров, конституционное право и теория права.

Понятие права[править]

Одним из подходов к определению права, применимого к отношениям, возникающим в связи с использованием Интернет в настоящее время является тезис о том, что для Сети оптимальной является саморегуляция, то есть участники «Интернет-отношений» могут самостоятельно выработать систему нормативных предписаний и претворять её в жизнь. Концепция «Lex electronica» в этой связи рассматривается как «естественное продолжение lex mercatoria», правовое регламентирование торговых операций, совершаемых в электронной среде, в частности с помощью установления норм частной торговли. Lex electronica (Lex informatica) — свод транснациональных правовых норм и торговых обычаев, применимых к сделкам в сфере трансграничной электронной торговли, созданный её участниками для внутреннего пользования и применяемый арбитрами для урегулирования споров на основании намерений сторон и функционального сравнительно-правового анализа с учетом текущего состояния дел в сфере электронной торговли[3].

Цели применения[править]

  • избежание применения коллизионных норм, особенно когда они неудовлетворительных результатов, что часто бывает в сфере трансграничной электронной торговли, например, в силу невозможности локализации договора или его локализации в нескольких юрисдикциях. В таких случаях применения коллизионных норм можно избежать путём ссылки на транснациональные правила;
  • избежание применения национального материального права;
  • необходимость единообразия и предсказуемости разрешения указанных вопросов на международном уровне;
  • экономическая целесообразность — сокращение расходов за счет устранения необходимости проведения длительных и дорогостоящих сравнительно-правовых исследований применимого права арбитрами и представителями сторон, предоставления экспертных заключений по вопросам права иностранного государства и переводов.

Основные черты[править]

  • сфера действия «Lex electronica»: торговля в «киберпространтсве» в широком смысле + отношения, связанные с использованием доменных имен (аналогично практике ICANN (Internet Corporation for Assigned Names and Numbers), создавшей «замкнутую нормативную сферу» в области присвоения и использования доменных имен и самостоятельно разрешающей соответствующие споры);
  • неизбежное влияние норм национального и международного права, судебной практики;
  • создание системы внутрисетевых арбитражей, разрешающих споры в режиме on-line.

Источники Lex electronica[править]

К источниками lex electronica можно отнести широкий круг правовых норм, представляющих собой или содержащихся в общих принципах права, международно-правовых актах, типовых законах, решениях международных, национальных и наднациональных трибуналов/судов, национальных и наднациональных актах, регламентирующих торговые операции, совершаемые в электронной (информационной) среде, а равно сложившиеся в данной сфере обычаи и обыкновения, типовые договоры и положения и кодексы поведения[4] .

1. Основные принципы права и относимость принципов Lex Mercatoria Как правило, пределенные положения Lex Mercatoria можно напрямую применить к Lex electronica без отрыва от контекста сделок в электронной среде. В частности это касается норм, воплощающих в себе общие принципы права, а именно принцип добросовестности, pacta sunt servanda (договоры должны соблюдаться), rebus sic stantibus (оговорка о неизменных обстоятельствах), отсутствие исковой силы или недействительность договора, заключенного в противоречии законодательству, под влиянием обмана и пр. Однако некоторые из вышеупомянутых общих принципов, как то принцип добросовестности и торговой честности, могут приобретать особенное звучание в рамках международных торговых отношений в электронной среде и потому могут требовать особого обоснования.

2. Международно-правовые акты и Типовые законы. В данном отношении особую значимость имеет нормотворческая деятельность ЮНСИТРАЛ. Типовые законы об электронной торговле и электронных подписях являют собой показательный пример международных соглашений по таким вопросам, как, кроме прочего, признание юридической силы сообщений данных, допустимость и доказательственная сила сообщений данных, заключение и действительность контрактов и атрибуция сообщения данных . Типовой закон об электронных подписях содержит, наряду с иными, положения о равном режиме технологий создания электронных подписей, соблюдении требования в отношении наличия подписи, поведении подписавшего и поведении полагающейся стороны . Конвенция ООН об использовании электронных сообщений в международных договорах[5] тоже является результатом согласования воль широкого круга государств. Она также содержит статьи о признании юридической силы электронных сообщений, требованиях в отношении формы, в том числе принцип функциональной эквивалентности электронных документов и электронных подписей и пр. Будучи подписанной значительным числом государств, и, что еще более важно, найдя применении своим положениям в международной электронной торговле, данная Конвенция может стать актом, напрямую применимым арбитрами при разрешении коммерческих споров онлайн на основе принципов и норм lex informatica[6] . Будучи специальными нормами права, применимыми к соответствующей сфере отношений, разрабатываемые ЮНСИТРАЛ положения могут служат и общими принципами осуществления коммерческой деятельности в электронной среде. Примером такого их проявления служат принципы функциональной эквивалентности написанного от руки и электронного документов, функциональной эквивалентности поставленной собственноручно и электронной подписи или технологической нейтральности . Касательно вопроса применения lex informatica, акты ЮНСИТРАЛ могут напрямую использоваться арбитрами при разрешении споров в режиме онлайн, могут быть применимы как критерии в контексте сравнительно-правового анализа в целях установления широкой практики применения определенных международных норм, как средства закрепления обычаев международной торговли в электронной среде или применяться в целях толкования. В отношении регистрации доменных имен, что акт UDRP (Единый порядок разрешения споров о доменных именах), разработанный ICANN (Международная организация по распределению номеров и имен) может стать новым элементом в lex mercatoria. Хотя отнесение UDRP к источникам lex electronica на сегодняшний день остается спорным, арбитры нередко ссылаются на данный документ при толковании норм права.

3. Национальные и наднациональные источники В той мере, в какой они применимы к международным сделкам, национальные законы[7] и прецеденты по коммерческим отношениям в Сети являются источниками lex electronica. Различные национальные законы могут быть использованы арбитрами при онлайн разрешении споров, равно как и наднациональные акты (Директивы ЕС об электронной торговле и электронных подписях[8]). Последние имеют особую значимость, поскольку являют собой результат межнационального признания электронных сделок и подписей и согласования их правового регулирования, применимого, к тому же, в странах и континентального, и общего права.

4. Торговые обычаи и обыкновения коммерческих отношений в электронной среде Постоянно увеличивающееся количество оформляемых в Сети сделок порождает быстрое развитие складывающихся в данной среде обычаев. В данной связи важно сделать два следующих замечания. Во-первых, поскольку на данный момент таковые отношения до сих пор находятся в стадии зарождения, не всегда легко установить складывающийся обычай, в случае чего арбитры, разрешающие споры онлайн, могут прибегнуть к получению заключения эксперта. Во-вторых, по той же причине еще рано утверждать о наличии сформировавшегося прецедентного права в данной сфере отношений. Вместе с тем, развитие обычаев в сфере коммерческих отношений в Сети произойдет гораздо быстрее, нежели в любой другой сфере отношений. Они берут свои корни как из отдельных соглашений, составляемых в конкретных случаях юристами, так и в международных актах, типовых законах, национальном законодательстве, разрабатываемых международными агентствами (к примеру, Международной торговой палатой) типовых договорах и соглашениях, руководствах и кодексах поведения. Помимо прочего, обыкновения в данной сфере отношений возникают и не будучи кодифицированными (например, презумпция наличия специальных знаний в сфере IT-технологий у профессиональных участников коммерческих отношений в Сети).

5. Типовые договоры и соглашения Типовые договоры и положения используются арбитрами при разрешении коммерческих споров в режиме онлайн как в качестве непосредственного источника правового регулирования, так и в качестве средства установления сложившегося в данной сфере обычая. Примером таких положений служат Правила МТП для электронных сделок 2004 г. и Руководство по международной цифровой коммерции (I и II), предназначенные для инкорпорации в договоры с целью усиления правовой определенности соглашений, заключаемых посредством Интернета. Также удобную для использования модель электронной сделки (путём обмена предложением и акцептом) предлагает CEFACT — Центр Организации Объединенных Наций по упрощению процедур при принятии управленческих решений в международной торговле и на транспорте — в Соглашении об электронной торговле.

6. Кодексы поведения и Руководства Примерами таковых источников lex electronica служат Консолидированный кодекс МТП практики рекламы и маркетинговых коммуникаций и разработанный Европейской Ассоциацией Директ-маркетинга Этический кодекс электронной торговли и маркетинга.

7. Значение межнациональной электронной коммерческой деятельности и деятельности международных юридических фирм Одним из источников формирования выше отмеченных обычаев и обыкновений в сфере коммерческих отношений в Сети являются создаваемые юристами электронные соглашения. Равным образом влияет на их возникновение складывающаяся практика отношений, ведь частое применение определенных положений на национальном уровне ведет к благосклонному восприятию их судами, что в свою очередь может отразиться на взглядах представителей судебной власти иных государств и породить соответствующую международную практику.

8. Значение решений онлайн трибуналов и прецедентов арбитражей Данные источники имеют первостепенное значение для возникновения lex electronica. Первопричиной формирования такой совокупности норм стало их применение арбитражами и трибуналами. В то же самое время, арбитры вносят вклад и в дальнейшее развитие lex electronica посредством постоянного применения его норм. Серьезным шагом в данной связи стала бы разработка базы решений арбитражей по коммерческим спорам в электронной среде.

Критика концепции[править]

Основываясь на работе Бабкина С. А.[9] , можно выделить следующие критические замечания:

  • «Lex electronica» по своему духу не в состоянии разрешить проблему соотношения деятельности в Сети и публично-правовых запретов, существующих на уровне национальных правовых систем.
  • «Lex electronica» не может быть признана оптимальным регулятором для абсолютных правоотношений, в связи с тем, что как система норм она вырабатывается внутри Сети, а соответствующие отношения могут появляться далеко за её пределами и лишь в последующем становиться «сетевыми».
  • От специалистов в технической сфере будет во многом зависеть разработка и практика претворения в жизнь «Lex electronica». Как крайний результат возможно создание нормативной системы, сильно отклоняющейся от общечеловеческих принципов права, нравственности, справедливости и т. п.

Вывод — С. А. Бабкин видит возможную сферу наиболее оправданного и эффективного применения во внутрисетевых отношениях и только в части, не затрагивающей интересы третьих лиц.

См. также[править]

Источники[править]

  1. Centre de recherche en droit public : Researchers : Karim Benyekhlef
  2. Fabien Gélinas | Faculté de droit — McGill University
  3. Patrikios A. Resolution of Cross-border E-business Disputes by Arbitration Tribunals on the Basis of Transnational Substantive Rules of Law and E-business Usages: The Emergence of the Lex Informatica. University of Toledo Law Review, 2006—2007, No. 38, p. 271—305 (http://bileta.ac.uk/content/files/conference%20papers/2006/The%20Emergence%20of%20the%20Lex%20Informatica.pdf)
  4. Исходя из определения lex mercatoria, данного Голдманом в работе «The Applicable Law: General Principles of Law». Аналогичной позиции касательно источников придерживаются Schmitthoff C., The Sources of the Law of International Trade, 1964 ; Lando, The Law Applicable to the Merits of the Dispute in Sarcevic и др.
  5. Конвенция принята Генеральной Ассамблеей ООН 23/11/2005 и была открыта для подписания с 16/1/2006 по16/1/2008. Первой подписала её 27/2/2006 Центральная Африканская республика. Положения Конвенции соответствуют и совпадают с положениями Типовых законов ЮНСИТРАЛ об электронной торговле и электронных подписях.
  6. На данный момент Конвенция применяется в 2/3 дел, касающихся международной торговли, а её нормы часто используются арбитрами при разрешении споров из отношений международной купли-продажи товаров и при возмещении убытков по ним.
  7. К примеру, the US Electronic Signatures in Global and National Commerce Act 2000, the Uniform Electronic Transactions Act 1999; the UK Electronic Communications Act 2000; the Electronic Commerce (EC Directive) Regulations 2002, and the Electronic Signatures Regulations 2002; the Australian Electronic Transactions Act 1999 (Australian ETA) and Electronic Communications Act 1999; the German Digital Signature Act 2001; the Electronic Transactions Ordinance 2001 of Hong Kong; the Singaporean Electronic Transactions Act 1998.
  8. Directive 2000/31/EC of the European Parliament and of the Council of 8 June 2000 on certain legal aspects of information society services, in particular electronic commerce, in the Internal Market, OJ L 178/1 of 17/7/2000; Directive 1999/93/EC of the European Parliament and of the Council of 13 December 1999 on a Community Framework on Electronic Signatures, OJ L13/12, 19/1/2000.
  9. Бабкин С. А. Право, применимое к отношениям, возникающим при использовании сети Интернет: основные проблемы. — М.: АО «Центр ЮрИнфоР», 2003. — С. 11—63.

Литература[править]

  • Бабкин С. А. Право, применимое к отношениям, возникающим при использовании сети Интернет: основные проблемы. — М.: АО «Центр ЮрИнфоР», 2003. — С. 11—63.
  • Patrikios A. Resolution of Cross-border E-business Disputes by Arbitration Tribunals on the Basis of Transnational Substantive Rules of Law and E-business Usages: The Emergence of the Lex Informatica. University of Toledo Law Review, 2006—2007, No. 38, p. 271—305 (http://bileta.ac.uk/content/files/conference%20papers/2006/The%20Emergence%20of%20the%20Lex%20Informatica.pdf)

Ссылки[править]

 
Доктрина права

Теория государства и права История государства и права История политических и правовых учений Философия права Социология права Антропология права Энциклопедия права Римское право Частное и публичное право

Основные отрасли права

Конституционное Административное Административно-процессуальное Гражданское Гражданское процессуальное Арбитражное процессуальное Семейное Жилищное Уголовное Уголовно-процессуальное Уголовно-исполнительное Земельное Трудовое Финансовое

Комплексные отрасли права

Предпринимательское (Хозяйственное) • Таможенное Муниципальное Военное Социального обеспечения Экологическое Конкурсное Интернет Lex electronica

Подотрасли и институты права

Коммерческое Налоговое Бюджетное Банковское Валютное Корпоративное Транспортное Антимонопольное Вещное Имущественное Обязательственное Наследственное Авторское Патентное Смежное Изобретательское Информационное Миграционное Избирательное Парламентское Образовательное Лесное Телекоммуникационное Экономическое Энергетическое

Юридические дисциплины

Криминология (Криминология закона) • Криминалистика Судебная медицина Судебная психиатрия Судебная бухгалтерия Судебная экспертиза Оперативно-разыскная деятельность Юридическая этика Юридическая психология Юрислингвистика Правовая статистика Правовая информатика

Международное право

Международное публичное Международное частное Европейское

Юриспруденция

Сравнительное правоведение Правосудие Судоустройство Прокурорский надзор Правоохранительные органы Адвокатура Нотариат Нормы права Правозащитная деятельность Право и мораль Законодательство Юридическая профессия Известные юристы

Другое

Юридический консалтинг Юридическое образование (Россия, США)

Категория Категория