Отделение Кавказа от России

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Отделение Кавказа от России — гипотетическая ситуация, при которой из состава России выходят республики Северного Кавказа (все или их часть). Является частью гипотетического процесса распада России.

На официальном уровне вопрос о целесообразности (или нецелесообразности) отделения Кавказа обычно не обсуждается (по крайней мере открыто): федеральные и региональные власти заявляют о недопустимости нарушения территориальной целостности страны. Дискуссия по этому вопросу ведётся преимущественно среди отдельных политиков, общественных деятелей, публицистов, журналистов и участников интернет-конференций. Есть также мнение, что сама постановка такого вопроса и подобной проблематики является провокационной.

Республики Северного Кавказа[править]

В состав России входят несколько республик Северного Кавказа: Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкессия, Северная Осетия, Чечня. В ряде из этих республик наблюдается перенаселение.

Источники инициативы[править]

Инициатива отделения может исходить от разных сторон (от стороны этнического меньшинства, от стороны этнического большинства, от внешних сил):

  • силы в самих кавказских республиках;
  • силы в самой России (за пределами кавказских республик);
  • зарубежные страны и организации.

На Кавказе[править]

В самих кавказских республиках требование отделения может исходить от сепаратистов (в их терминологии это может называться «освобождением»). В 1990-е годы в ряде кавказских республик были сильны сепаратистские настроения, в случае с Чечнёй это привело к двум затяжным вооруженным конфликтам с многочисленными жертвами. В настоящее время федеральные власти в целом восстановили контроль над территорией Чечни. Однако по всему Северному Кавказу продолжается борьба с боевиками, ушедшими в подполье и проводящими диверсионно-террористические акции. Эти боевики преимущественно входят в вооружённые группировки, объединённые в так называемый «Кавказский эмират» («Имарат Кавказ») и ставящие цель построение исламского государства.

В России (за пределами Кавказа)[править]

В России за пределами Кавказа инициативы отделения открыто высказываются в основном в интернете. По мнению публициста Егора Холмогорова, идею озвучивают силы «от крайних националистов до крайних либерал-русофобов».[1] Политолог Сергей Маркедонов называет эти идеи «русским сепаратизмом».[2] К примеру, вице-спикер Uосударственной думы Владимир Жириновский предлагал выселить выходцев с Кавказа назад на их родину,[3] выстроить на границе с Кавказом фортификационные сооружения. Существует «мягкий» вариант, при котором Северный Кавказ остаётся в составе России, но его жителям будет существенно ограничен въезд в другие регионы России.

Аргументы[править]

Сторонники и противники отделения Кавказа ведут споры преимущественно в интернете (в блогах, форумах, комментариях к статьям). Публицист Юрий Крупнов считает уже саму постановку вопроса провокационной:[4]

Провокационна уже постановка вопроса сама по себе, поскольку реализация этой установки может привести к разрушению всей российской государственности. <…> Это — изначально разрушительные вопросы. Для тех, кто их задает, важно даже не получить аргументы за или против отделения, а внедрить в массовое сознание такую проблематику как допустимую.

Президент Кабардино-Балкарии Арсен Каноков отмечал:[5]

…СМИ подначивают регулярно, очень искусно ведутся в регионе информационные войны по любому резонансному событию. Все эти разговоры о том, нужен ли России Северный Кавказ или тут стену выстроить, до добра не доведут. Мы вот с Евкуровым недавно на эту тему говорили. Создается такое ощущение, что нас очень умело пытаются вытолкнуть из российского пространства и кому-то очень хочется, чтобы здесь постоянно происходило что-то негативное.

Аргументы за отделение[править]

Сторонники отделения кавказских республик от России утверждают, что отделение может быть выгодно для России, поскольку:

  • Кавказские республики являются дотационными регионами для российского бюджета («Налоги россиян летят под ноги чеченских танцовщиц»[6], «хватит платить дань Кавказу»)
  • Кавказ является одним из источников терроризма
  • Некоторые выходцы с Кавказа, приезжая в другие регионы России, ведут себя вызывающе («танцуют лезгинку на улицах», «пристают к русским девушкам»), совершают преступления (включая тяжкие: убийства, изнасилования).
  • Выходцы с Кавказа притесняют русских военнослужащих в армии.
  • Чеченские следователи требуют раскрытия данных о российских военных, которые воевали в Чечне. Сторонники отделения Кавказа считают, что чеченские следователи связаны с бывшими боевиками, которые намерены мстить российским военным.

Аргументы против отделения[править]

Флаги Ингушетии и Чечни на фоне портрета Владимира Путина, 2010 год

Отделение нежелательно для кавказских регионов, поскольку:

  • Кавказские регионы получают дотации из федерального бюджета, поэтому в случае отделения могут серьезно снизиться доходы населения этих регионов и качество жизни в них;
  • При нахождении кавказских республик в составе России их жители имеют возможность свободного передвижения по всей территории России.

Отделение нежелательно для России, поскольку:

  • В случае отделения в этих республиках к власти придут силы, явно враждебные России («будет ещё хуже»). В качестве вариантов враждебных действий приводятся:
    • Вооружённые вылазки и провокации, обстрелы пограничников («они не будут перелезать через эти стены, подкапывать их, взрывать, штурмовать?»)[1]
    • Захваты рабов в России и вывоз их на неподконтрольную России территорию,[7]
    • Подача бесконечных исков против России с помощью западных стран;
  • Отделение подаст пример сепаратистам в других регионах России (Татарстан, Башкортостан, Сибирь) и воодушевит внешние силы (Запад, Турция, арабские страны) («начнётся развал России»)
  • Отделение повлечёт ещё больший приток в Россию жителей Кавказа в результате ухудшения там обстановки (кризис, криминал, гонения на пророссийских жителей).[8] Приводится аналогия с СССР, когда после его развала в Россию за заработками потянулись жители бывших советских республик («Вы не хотели жить с окраинами, теперь окраины пришли к вам»);[9]
  • Большинство населения Северного Кавказа вовсе не желают отделения от России;[8]
  • Проблема с русским населением Кавказа
  • Принципиальное нежелание терять любую российскую территорию, особенно с большим трудом удержанную ранее («наши предки за эти земли умирали, а мы отдаём?»)
  • Появление такой мощной силы (способной отделить Кавказ, выселить выходцев с Кавказа, выдержать ответные атаки) автоматически означает, что эта сила может решить проблемы и без отделения Кавказа. Следовательно, в этом случае в отделении нет необходимости.[1]

Мнения[править]

Те, кто агитирует за «отделение» Кавказа, оказываются врагами России. Кто-то — вполне осознанными и прекрасно понимающими куда и зачем они нас подталкивают. Кто-то — неосознанными, увлеченными маниловщиной и благоглупостями. Егор Холмогоров, 13 апреля 2010 года

Вместо того чтобы интегрировать сложный регион (в котором, заметим, большинство отнюдь не клинические русофобы и радикалы) и пытаться укреплять государственность, сторонники «России для русских», как инфантильные дети, желающие не выполнять трудные уроки, призывают бросить Кавказ. Сергей Маркедонов, 21 декабря 2010 года

Сторонник отделения Кавказа — враг русского народа и пособник боевиков, и другого диагноза нет. Весьма жаль, что у нас в стране нет уголовной статьи за сепаратизм. <…> Здорово не будет — будет новая катастрофа для русского народа, вселенский плач, и стон, и вой: «Как же мы это допустили …». Борис Борисов (блогер ros-sea-ru), 20 декабря 2010 года

Я не знаю, почему кто-то решил, что закрывшись забором от горских республик, мы избавимся от преступности. Для примера, посмотрите на бывших соседей по Союзу. Между Таджикистаном, Узбекистаном и нами — существует реальная государственная граница. У нас отдельный бюджет. Формально — мы никого «не кормим», а ведь именно этот факт, что у нас общие с азиатами расходы, раздражал некоторых советских патриотов в 80-е. Сегодня, если мы посмотрим на то, сколько миллиардов переводят из России миллионы гастарбайтеров своим нищим семьям, станет очевидно — за что боролись мечтатели, на то напоролась вся страна.

Очень глупо после этой истории предлагать нам вариант решение проблемы кавказской преступности (не самой большой, кстати), отделением Кавказа от России. Уверен, что воплотив этот сценарий в жизнь мы получим всплеск беспредела в наших городах. За что боролись, на то и напоролись. Конечно, вслед за этим родятся новые проекты по отделению самых-самых беспредельных территорий России и так до конца…до конца России. Блогер gordyian, 14 ноября 2010 года

Это — ложная дихотомия, когда тебе предлагают быть либо русским националистом и бить всех кавказцев, либо толерантным «общечеловеком» и столь же бездумно всем все прощать. Это — два ложных и бессмысленных выхода из создавшейся ситуации. При этом они подаются в виде реальной альтернативы, хотя это — абсолютно провокационная, антироссийская постановка вопроса.

На самом деле проблема — не в Кавказе, а в Москве. По большому счету, необходимо констатировать, что мы пожинаем последствия краха той социально-экономической модели, которая последние четверть века (с начала перестройки) навязывалась населению. <…> В этом регионе (как, впрочем, и в Нечерноземье, и на Дальнем Востоке) в наиболее острой форме чувствуется полный провал этой модели. Но, в отличие от многих других регионов, где люди протестуют посредством потребления водки или наркотиков (убивая тем самым себя), Кавказ протестует крайними формами насилия. Вот почему этот протест ощущается в наибольшей степени. Юрий Крупнов, 20 декабря 2010 года

См. также[править]

Источники[править]