Циклопедия скорбит по жертвам террористического акта в Крокус-Сити (Красногорск, МО)

Греко-римская литература о евреях

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Греко-римская литература о евреях — сведения греческих и римских авторов о евреях. Практически все крупные греко-римские авторы упоминают евреев, чаще враждебно, иногда нейтрально, а порой и скорее положительно.

Греческая литература[править]

Геродот нередко упоминает палестинских финикийцев, комментируя это, Иосиф Флавий пишет, что речь идёт о евреях.

О евреях явно писали или упоминали Плутарх, Аппиан, Диодор Сицилийский и др.

Диодор Сицилийский, неоднократно упоминает евреев. Самое ценное, он приводит цитату Гекатея Абдерского об исходе евреев из Египта.

Аппиан рассказывает как бежал от восставших евреев в Александрии в ходе Войны Квиета, чуть было не попал в плен, а должен был не бежать, а защищать город, будучи римским чиновником.

Египетские авторы (Апион и другие) крайне отрицательно относились к евреям.

Хвалебный отзыв дал учению Моисея Страбон («Пре­ем­ни­ки Мои­сея неко­то­рое вре­мя оста­ва­лись вер­ны его уче­нию, ведя пра­вед­ную и истин­но бла­го­че­сти­вую жизнь»). Считается, что юдофильный экс­курс о Мои­сее и осно­ва­нии Иеру­са­ли­ма был взят Стра­бо­ном из Посидо­ни­е­вой «Исто­рии Пом­пея».

Аполлоний Молон, автор антииудейского сочинения, утверждает, что предок евреев переселился в Сирию из Армении. От него происходит Авраам. От одной жены Авраама произошли арабы, от другой — евреи. Молон говорит, что евреи «самые бездарные из варваров» и одни только они «не сделали никаких полезных для жизни изобретений».

Плутарх упоминает Иудею в связи с походами Антония, насмехается над еврейским суеверием о субботе, когда они не защищаются от врагов (в этом он вторит другому греку, Агатархиду), указывает на еврейство Цеци­лия, с которым вёл тяжбу Цицерон и т. д. Наиболее интересен рассказ Плутарха о связи евреев с культом Дионисия. Также он пишет:

Те же, кто рассказывает, что Тифон после сражения семь дней спасался бегством на осле, спасся и стал отцом Иерусалима и Иудея, те совершенно очевидно и явно притягивают к мифу иудейскую традицию.

Михаил Израйлевич Зильберман видит в этом сообщении параллель с изгнанием гиксосов из Египта: «главный бог гиксосов Сетх (Тифон), побеждённый египетским Гором (победа египтян и изгнание гиксосов), обратился в бегство, длившееся семь дней; он бежал верхом на осле, своём священном животном, а когда оказался в безопасности, родил сыновей — Шалема и Иуду».

Греческие или эллинизированные египетские авторы уверяли, что евреи поклоняются ослу, что вызывало протест у Иосифа Флавия и последующих историков, но например символом, связываемым древнееврейской традицией с коленом Иссахар был именно осёл. Ослы играли видную роль в жизни древних евреев, и соседние народы могли вывести из этого почитание осла. О будто бы имевшем место почитании осла евреями говорит Апион, ссылаясь на Мнасея из Патары («Прот. Апиона», II, 80): «В этом святилище (иерусалимском храме) иудеи поместили голову осла, которой они воздают почести и благоговейно поклоняются». Данное мнение о евреях возникло ещё в древности в Египте, так как когда-то евреи жили в «городе Тифона» Аварисе. Священным животным этого Тифона (по-египетски — Сета) был осёл.

О том, что всё же в древности евреи почитали осла говорит хотя бы тот факт, что осёл считался животным царей и пророков, недаром и Иисус Христос на осле въехал в Иерусалим.

Римские авторы[править]

Ещё сильнее греков, недолюбливали евреев римляне:

Говорят, что когда <Марк Аврелий> проезжал через Палестину, направляясь в Египет, то от досады на зловонных и часто бунтующих (fetentium et tumultuantium) иудеев, горестно воскликнул: «О маркоманны, о квады, о сарматы! Наконец я нашел тех, кто беспокойнее (inquietiores) вас»[1].

Наиболее развернуто надает на евреев Тацит, давая евреям крайне негативную оценку (правда, в контексте войны с ними):

Иудеи счи­та­ют бого­про­тив­ным все, что мы при­зна­ем свя­щен­ным, и, наобо­рот, все, что у нас запре­ще­но как пре­ступ­ное и без­нрав­ст­вен­ное, у них раз­ре­ша­ет­ся... Уста­нов­ле­ния, отвра­ти­тель­ные и гнус­ные, дер­жат­ся на нече­стии, царя­щем у иуде­ев: самые низ­кие него­дяи, пре­зрев­шие веру отцов, издав­на при­но­си­ли им цен­но­сти и день­ги, отче­го и вырос­ло могу­ще­ство это­го наро­да; уве­ли­чи­лось оно еще и пото­му, что иудеи охот­но помо­га­ют друг дру­гу, зато ко всем про­чим людям отно­сят­ся враж­деб­но и с нена­ви­стью... Обы­чаи иуде­ев бес­смыс­лен­ны и нечи­сты... Во вре­мя гос­под­ства македо­нян царь Антиох попы­тал­ся было иско­ре­нить столь рас­про­стра­нен­ные сре­ди них суе­ве­рия и вве­сти гре­че­ские обы­чаи, чтобы хоть немно­го улуч­шить нра­вы это­го мерз­ко­го пле­ме­ни.

В начале Тацит передаёт разные версии происхождения евреев:

Посколь­ку в даль­ней­шем нам пред­сто­ит опи­сать гибель это­го досто­слав­но­го горо­да, сей­час будет умест­но рас­ска­зать о его про­ис­хож­де­нии. Одно из пре­да­ний гла­сит, что иудеи бежа­ли с ост­ро­ва Кри­та и рас­се­ли­лись на даль­них окра­и­нах Ливии еще в те вре­ме­на, когда Сатурн, побеж­ден­ный Юпи­те­ром, оста­вил свое цар­ство. Дока­за­тель­ст­вом это­го счи­та­ют самое имя иуде­ев: на Кип­ре есть про­слав­лен­ная гора Ида, и гово­рят, буд­то народ, жив­ший от нее побли­зо­сти, был назван «идеи», поз­же в устах вар­ва­ров это сло­во пре­вра­ти­лось в «иудеи». Иные утвер­жда­ют, что это — часть пере­пол­няв­ше­го Еги­пет насе­ле­ния, кото­рая в цар­ст­во­ва­ние Изи­да ушла во гла­ве с Иеро­со­ли­мом и Иудой в близ­ле­жа­щие зем­ли. Мно­гие видят в иуде­ях потом­ков эфи­о­пов, при царе Кефее поки­нув­ших свои зем­ли из-за рас­прей и войн. Неко­то­рые дума­ют, что они про­ис­хо­дят от тех асси­рий­цев, кото­рые, не имея доволь­но зем­ли, захва­ти­ли сна­ча­ла часть Егип­та, оттуда дви­ну­лись даль­ше, ста­ли возде­лы­вать зем­ли непо­да­ле­ку от Сирии и в кра­ях эбре­ев и осно­ва­ли там свои горо­да. Есть, нако­нец, люди, при­пи­сы­ваю­щие иуде­ям весь­ма слав­ное про­ис­хож­де­ние и счи­таю­щие их потом­ка­ми вос­пе­тых Гоме­ром соли­мов, кото­рые осно­ва­ли Иеро­со­ли­му, назвав ее по име­ни сво­его пле­ме­ни.

На сам Тацит разделяет другое бытовавшее о евреях представление, как об изгнанных из Египта прокажённых. Тем не менее, Тацит считал виновным в еврейском мятеже поставленных римлянами наместников Анто­ния Феликса и Гес­сия Флора.

Светоний, напротив, считал, что войну начали евреи из-за желания захватить весь мир:

На Восто­ке рас­про­стра­не­но было дав­нее и твер­дое убеж­де­ние, что судь­бой назна­че­но в эту пору выхо­д­цам из Иудеи завла­деть миром. Иудеи, при­няв пред­ска­за­ние на свой счет, воз­му­ти­лись, уби­ли намест­ни­ка, обра­ти­ли в бег­ство даже кон­суль­ско­го лега­та, явив­ше­го­ся из Сирии с под­креп­ле­ни­я­ми, и отби­ли у него орла.

Подавив восстание, римляне наложили на евреев особый налог, и Светоний пишет, что особенно активно он взимался при императоре Домициане. Также Светоний сообщает о беспорядках среди евреев Рима из-за Иисуса Христа (?).

Ранее этих событий против евреев выступил с речью Цицерон по поводу конфискации золота, собираемого евреями для Иерусалимского храма:

Сле­дую­щий вопрос — о недо­воль­стве из-за золота иуде­ев. Вот, несо­мнен­но, при­чи­на, поче­му дело это слу­ша­ет­ся невда­ле­ке от Авре­ли­е­вых сту­пе­ней. Имен­но из-за это­го обви­не­ния ты, Лелий, и выбрал это место и собрал эту тол­пу. Ты зна­ешь, как вели­ка эта шай­ка, как вели­ко в ней еди­не­ние, как вели­ко ее зна­че­ние на народ­ных сход­ках. Поэто­му я буду гово­рить, пони­зив голос, чтобы меня слы­ша­ли одни толь­ко судьи; ведь в людях, гото­вых натра­вить иуде­ев на меня и на любо­го чест­ней­ше­го чело­ве­ка, недо­стат­ка нет; не ста­ну им это облег­чать. (Хотя золо­то обыч­но из года в год от име­ни иуде­ев выво­зи­лось в Иеру­са­лим из Ита­лии и из всех наших про­вин­ций, Флакк эдик­том сво­им запре­тил выво­зить его из Азии. Кто искрен­но не похва­лил бы его за это, судьи? О запре­те выво­за золота сенат при­ни­мал стро­жай­шие поста­нов­ле­ния и неод­но­крат­но в про­шлом, и в год мое­го кон­су­ла­та. Бороть­ся с этим вар­вар­ским суе­ве­ри­ем было дол­гом стро­го­сти, пре­зи­рать, ради бла­га государ­ства, тол­пу иуде­ев, неред­ко при­хо­див­шую в ярость на народ­ных сход­ках, — дол­гом выс­ше­го досто­ин­ства. «Но ведь Гней Пом­пей, — ска­жут мне, — взяв Иеру­са­лим, ни к чему не при­кос­нул­ся в свя­ти­ли­ще, хотя и был победи­те­лем». В этом слу­чае, как и во мно­гих дру­гих, он посту­пил осо­бен­но муд­ро; в горо­де, столь склон­ном к подо­зре­ни­ям и к зло­ре­чию, он не подал ни малей­ше­го пово­да к пере­судам хули­те­лей; ибо не рели­гия иуде­ев и при­том наших вра­гов, не сомне­ва­юсь, поме­ша­ла наше­му выдаю­ще­му­ся импе­ра­то­ру сде­лать это, а его лич­ная порядоч­ность[2].

В другой речи Цицерон порицает продажу крестьян в рабство евреям и утверждает, что те сами рождены для рабства.

Ювенал, тоже враждебный евреям автор, пишет с негодованием, про рощу в Риме которая тоже куплена евреями. Ещё с большим возмущением Ювенал пишет о том, что некоторые римлянки рожают от евреев детей[3]:

Выпал по жребью иным отец — почитатель субботы…

Овидий в «Науке любви» советует отводить любовным утехам субботу, из чего можно сделать вывод о существовании некоего синкретического оргиастического культа, связанного с евреями.

Гораций неоднократно упоминает евреев и еврейские обычаи; еврей Апелла изображён как легковерный и наивный человек, а еврейская теология названа «печальной». В «Сатириконе» Гая Петрония обрезание изображается как иудейская разновидность обычаев диких народов.

О распространении иудаизма неодобрительно пишут и другие римские авторы. Сенека, например порицая обряды иудеев, в особенности празднование суббот, восклицает:

Между тем, обычай этого злодейского народа возымел такую силу, что принят уже по всей земле: будучи побеждены, они дали законы победителям.

Поэты Силий Италик и Публий Папиний Стаций восхваляли Веспасиана и Тита как усмирителей евреев.

Рутилий Наматиан (начало V века) в поэме, посвященной своему возвращению из Рима в родную Галлию, описывает еврея, владельца рыбного садка в Фалерии (Фалезии), оказавшегося весьма негостеприимным; это приводит поэта к осуждению евреев как неприятного и слишком влиятельного племени, присутствие которого в Риме нежелательно

Цельс также обрушивается на евреев с критикой, например, считает их невеждами, и говорит, что «иудеи, беглые рабы из Египта, никогда ничего не совершили достойного упоминания».

Персий Флакк, сатирик середины I века, празднование «обрезанными» в Риме «дня Ирода» (субботы) описывает более менее нейтрально, имея видимо ввиду и римских прозелитов или прозелиток.

Плиний Старший, напротив, хвалит Иерусалим: «Гиеросолимы, самый славный из городов не только Иудеи, но и всего Востока»[4].

Помпей Трог описывал евреев практически нейтрально, отмечая, что Иудея славилась бальзамовым деревом,а также сообщает о набегах евреев на Сирию.

Историческое сочинение «Historia Augusta», созданное в аристократических римских кругах (вероятно, языческих) в конце IV — начале V веков, неоднократно упоминает евреев, однако без полемики против них; император Александр Север изображён уважающим еврейские обычаи.

Выводы[править]

Таким образом, в основном к евреям античные авторы относились отрицательно, особенно римляне. Отчасти, это объясняется греко-еврейскими и римско-еврейскими войнами.

Но главным образом, римлян раздражал тот факт, что евреи распространяли свою религию, и, что было с этим связано, имели отношения с римлянками:

Презирая и попирая священные законы небожителей, исполняя вместо этого пустые и нелепые обряды какой-то ложной и святотатственной религии и утверждая, что чтит единого бога, всех людей и несчастного мужа своего вводила она в обман, сама с утра предаваясь пьянству и постоянным блудом оскверняя свое тело[5].

Римлянки любили варваров, в том числе и евреев:

И не бежишь никуда от обре­зан­ных ты иуде­ев, И на сар­мат­ских конях едут ала­ны к тебе. Как же понять, если ты насто­я­щая рим­лян­ка родом, Что ника­кие тебе рим­ские лас­ки не всласть?[6]

Сами евреи описываются как вспыльчивые и воинственные люди, например Цельс пишет о евреях:

Ими руководит всегда только дух мятежа.

Любопытным местом их нападок являются предания об исходе евреев из Египта. Иосиф Флавий отмечает, что эти предания исходят от египтян, враждебно настроенных против евреев. Разнообразие греко-египетско-римских легенд о происхождении евреев говорит о том, что этот народ вызывал у них интерес.

Греческие, египетские и римские авторы оставили массу интересных и важных сведений о истории Иудеи и еврейской диаспоры, особенно. Уникальные сведения следующие:

  • У части евреев явно существовал культ, аналогичный вакханалиям-дионисиям. За его пропаганду их впервые изгнали из Рима.
  • Евреи имеют некую связь с Критом.
  • Во времена Хасмонеев евреи активно занимались пиратством и грабили Сирию.
  • Выйдя из Египта часть евреев ушла с Моисеем в Иудею, в то время как другая во главе с Кадмом и Данаем переселилась в Грецию.
  • Евреи произошли от гиксосов, некогда правивших Египтом.
  • Евреи играли большую политическую роль в Риме и даже Цицерон опасался их необузданного гнева на собраниях народа.

Хотя слова Цицерона выглядят как риторическое преувеличение, но оно подтверждается александрийскими папирусами, так в одном из папирусов начала II века жители Александрии жалуются императору Траяну, что «его сенат полон евреев»[7].

Лидер александрийских греков Гермаиск обвинил Траяна в нелояльности к своему «собственному народу», и что его совет заполнили евреи.

Из тех же папирусов видно, что в конфликте греков с евреями Александрии император Траян выбрал сторону евреев, так как его жена, Помпея Плотина, была настроена проеврейски («Плотина заранее упросила сенаторов, чтобы они действовали во вред александрийцам и помогали евреям»[8], «Plotina, the wife of Trajan, may have been strongly pro-Jewish»[9], «empress Plotina also portrayed as acting specifically in favour of the Jews»[10]). Ей удалось добиться казни лидеров юдофобии в Александрии:

Trajan is said to have had a pro-Jewish wife, Pompeia Plotina, and he once sentenced to death a Greek dignitary named Hermaiskos for having complained that the emperor’s entourage was “full of impious Jews.”[11]

Парадокс в том, что несмотря на в целом негативную оценку евреев в греческой и римской литературе и войны с евреям, еврейские религии тем не менее распространились среди греков и римлян, совершенно вытеснив старые языческие культы. Всё указывает на то, что это в основном произошло из-за смешанных браков или любовных отношений язычниц с евреями, что приняло массовый характер. Это-то и было истинной причиной неприязни языческих авторов к евреям:

Иудаизм стал распространяться в самом Риме - через женщин, утративших в эпоху империи традиционную нравственность. Это вызвало отрицательное отношение римлян к евреям[12].

Так, изгнание евреев при императоре Тиберии было вызвано тем, что к какому-то еврею ушла и приняла иудаизм жена одного близкого к императору деятеля.

В ответ на нападки греков и римлян, Иосиф Флавий и Филон Александрийский написали труды, в которых пытались опровергнуть обвинения против евреев.

См. также[править]

Источники[править]

  1. Аммиан Марцеллин «Римская история» XXII, 5, 5
  2. В защиту Флакка, XXVIII
  3. Сатиры, XIV, 96-106
  4. Естественная история, XV.70
  5. Апулей. Метаморфозы,9
  6. Марциал. Эпиграммы, VII, 30
  7. Pap. Ox. X, 1242, I, 42
  8. Pap. Ox. X 1242
  9. Howard Marshall, "The Jewish Dispersion in New Testament Times, " Faith and Thought 100.3 (1972-3): 237—258.
  10. Kimberley Fowler. Papyrus Oxyrhynchus 1242
  11. Joseph Mélèze Modrzejewski, The Jews of Egypt – From Rameses II to Emperor Hadrian, Princeton University Press, 1997, p. 193-196
  12. Л. Н. Гумилев. Древняя Русь и Великая степь.
Traditio-logo 2013 d.png Одним из источников этой статьи является статья в энциклопедии «Традиция», называющаяся «Греко-римская литература о евреях».
Материал указанной статьи полностью или частично использован в Циклопедии по лицензии GNU FDL.