Закат (картина Куинджи, 1876—1890)
| |
Архип Куинджи | |
Закат, Между 1876 и 1890 | |
Картон, масло. 22×35,2 см | |
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург |
«Закат» — картина русского художника Архипа Куинджи (1841/1842—1910).
Написана между 1876 и 1890 годами. Размер картины — 22 × 35,2 см. Написана маслом на картоне. Полотно является частью собрания Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге.
Описание[править]
На картине изображено алое солнце, спустившееся к горизонту. Оно почти не освещает землю. Трава, кусты, пеньки погружены в плотный вечерний сумрак. Земля и растения написаны без детализации, широкими мазками, лишь дающими намёк на густую растительность, которая станет видна после рассвета. И лишь тёмные силуэты деревьев на фоне бардового неба написаны почти графически чётко[1].
Небо, изображённое на полотне, одновременно прекрасно и тревожно. Густой бардовый, почти фиолетовый, цвет небосвода возле горизонта постепенно светлеет, плавно превращаясь в густо-красный с вкраплениями фиолетового. Ещё выше небосвод резко меняет свой оттенок на жёлто-золотой. В левой части полотна зритель может видеть небо серо-голубого цвета, поскольку его уже не освещают лучи заходящего солнца. В центре светящегося золотым светом неба большая темно-бардовая туча, нижний край которой алого цвета[1].
Будучи искусным мастером света, Куинджи сумел показать сочетание ярких и красивых оттенков, которые полностью соответствуют реальному освещению природы заходящим солнцем. Несмотря на некоторую тревожность, которой веет от картины, она спокойна и несколько минорна, притягивает взгляд своей живостью и реальностью. В картине естественные цвета природы — оранжевый, жёлтый, жёлто-золотой — оттеняются тёмно-фиолетовым, что придаёт ещё большую реалистичность изображению[2].
История[править]
В конце 1870-х годов Куинджи стал работать над воплощением солнечного горения в своих работах. Советский и российский искусствовед Виталий Манин писал, что небо в качестве объекта художественного анализа стало интересовать Архипа Куинджи в последние два десятилетия его жизни. «Художник обращал внимание на те стороны и свойства природы, которые позволяли ему размышлять о великом и вечном. Но наверняка не совсем к этому сводились помыслы Куинджи. Небо в феерической красочности закатов являлось той темой, которая открывала доступ к новым цветовым эффектам — основным живописным стремлениям художника… Очевидно, ближе к 90-м годам написан этюд „Закат“ (1876—1890, ЖБ 83), не без влияния восточных этюдов В. Д. Поленова. Пленэрная трактовка догорающего дня, бледные цвета неба, солнце, как тлеющая зола, погружённая в темноту земля — все характерные особенности гаснущего дня подчеркивают скромность человеческого существования рядом с грандиозным миром», — писал Манин[3].
Искусствовед отмечал, что в этот период Архип Куинджи стал часто предаваться раздумьям «перед обширным, опрокинутым на землю, гаснущим небом». Куинджи увлекается мирозданием. Это увлечение двойственно. Художник, с одной стороны поражён мощной стихией небесного пожара, который поглощает все земные цвета и все вокруг заливает алым пламенем. С другой стороны, Куинджи предаётся, глядя на заходящее солнце, грустным раздумьям[3].
«Вероятно, в 90-х годах в Крыму и на Днепре Куинджи пишет множество этюдов с закатами. Все они покрыты лаком и выполнены на одном и том же материале одинакового формата. Очевидно, созданы в один сезон. Сюда относится „Закат“ с ярким эффектом жёлтого неба в зелёных переливах и красного солнца, падающего в фиолетовые тучи. Живопись плотная, материальная, даже упрощённо грубая. Только тучи тонко подсвечены лиловыми и красноватыми цветами», — писал искусствовед[3].
Отзывы и критика[править]
Искусствоведы отмечают, что серия «Закатов», написанных Куинджи, являются своего рода метафорическим выражением сути природных явлений. Все эти полотна написаны с необыкновенной цветовой динамичностью и экспрессией. После того, как его перестали увлекать идеи художников-передвижников, Архип Куинджи стал работать над свето-цветовой системой, которая может преобразить всю цветовую гамму пейзажа. Стремясь максимально приблизиться к силе палитры, художник, работая над «Закатом» и другими одноимёнными картинами, пытается найти такие способы передачи заходящего солнца, чтобы романтическое восприятие природы и мира было бы реалистично и при этом наполнено поэзией[2].
Русский и советский литературный критик Михаил Неведомский, говоря о пейзажах Куинджи, отмечал, что у Куинджи- живописца сочетались такие качества, как реализм, даже материализм, и лиризм истинного южанина, который тянется к солнцу, к простору, силе, красоте.
Отзываясь о «Закатах» Архипа Куинджи, Неведомский написал:
«С одной стороны, тут есть что-то от принципов импрессионизма, с другой — невольно вспоминаются сообщения о том, как усердно и тщательно изучал Куинджи законы оптики… К импрессионисту Куинджи постоянно примешивается Куинджи-объективист, Куинджи-реалист, Куинджи-передвижник…».
См. также[править]
- Список картин Архипа Ивановича Куинджи
- Забытая деревня (картина Куинджи)
- Чумацкий тракт в Мариуполе (картина Куинджи)
Примечания[править]
- ↑ 1,0 1,1 Закат. Архип Иванович Куинджи. https://gallerix.ru/.+Проверено 22 февраля 2024.
- ↑ 2,0 2,1 Ирина Шувалова Куинджи в Русском музее. Виртуальный Русский музей (2024-02-02). Проверено 22 февраля 2024.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 В. С. Манин В.С. Манин. «Куинджи». Товарищество передвижных художественных выставок — революционеры российского искусства. Проверено 2 февраля 2024.
Литература[править]
- Неведомский М. П. А. И. Куинджи. / М. Неведомский. — Ростов-на-Дону : Феникс, 1997. — 299.
![]() | Одним из источников, использованных при создании данной статьи, является статья из википроекта «Рувики» («ruwiki.ru») под названием «Закат (картина Куинджи, 1876—1890)», расположенная по адресу:
Материал указанной статьи полностью или частично использован в Циклопедии по лицензии CC-BY-SA 4.0 и более поздних версий. Всем участникам Рувики предлагается прочитать материал «Почему Циклопедия?». |
---|