Отклонение в сторону позитивного исхода

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Отклонение в сторону позитивного исхода — когнитивное искажение, которое заключается в стремлении при предсказании переоценивать вероятность благоприятного развития событий и результата. При данном когнитивном искажении человек может намеренно игнорировать риски, тенденции и возможные негативные последствия[1].

История понятия[править]

Мозг человека каждый день решает множество задач посредством мыслительных процессов, ответственных за обработку информации, которую мы получаем из окружающего мира[2][3]. Слаженное взаимодействие умственных процессов необходимо для объективной оценки окружающей нас действительности и адекватной реакции на неё. Благодаря этому человек способен достаточно гибко адаптироваться к различным ситуациям и находить оптимальные стратегий действий. Такие умственные процессы, отвечающие за приобретение новых знаний и принятие решений, называются когнитивными. Они, в свою очередь, являются элементом когнитивной деятельности человека[3].

Одним из понятий когнитивистики, или когнитивной науки также являются «когнитивные искажения». Они являются неотъемлемой частью мыслительной деятельности человека, поскольку их основной источник кроется в самих принципах функционирования познания. В данном контексте, следует признать, что, по своей природе, человек преимущественно иррационален (или ограниченно рационален), а также — склонен допускать систематические ошибки в неслучайных местах, так как каждое искажение связано с конкретным механизмом работы человеческого мышления[4].

Когнитивные искажения[править]

Когнитивные искажения можно интерпретировать как систематические ошибки в мышлении или шаблонные отклонения, возникающие на основе дисфункциональных убеждений, внедрённых в когнитивные схемы. Они без труда обнаруживаются при прицельном анализе «автоматических мыслей»[5]. Существование многих когнитивных искажений было описано исследователями, и многие — доказаны в психологических экспериментах[6].

Главный источник когнитивых искажений заключается в непосредственно принципах функционирования познания — в конкретных механизмах человеческого мышления[7][8]. Это эволюционный процесс, элемент постоянного приспособления человека к изменчивым условиям окружающего мира, позволяющий индивиду выбирать эффективные стратегии в условиях амбивалентности и неопределённости, новизны, нехватки или, напротив, избытка информации, не позволяющих оперативно в ней сориентироваться. Получается, что, с одной стороны, когнитивное искажение предоставляет индивиду определённые паттерны принятия решений и модели поведения, выработанные под воздействием энтокультурных, религиознных, социальных, субъективных факторов, освобождая от необходимости расходовать ресурсы на постоянную выработку и обоснование тех или иных выборов, а с другой стороны — позволяют смириться с принятыми решениями ввиду неочевидных признаков ситуации, ставших определяющими и повлиявших на способ реагирования. Соответственно, они помогают адаптироваться к накапливающимся в мире противоречиям между «старыми» и «новыми» системами и, в долгосрочной перспективе, по-своему — обеспечить выживание человека как вида[9].

Американский психотерапевт, создатель когнитивной терапии Аарон Темкин Бек в 60-х гг. XX века исследовал когнитивные искажения у пациентов с депрессией[10]. Полученные данные впоследствии и составили центральную часть его когнитивной теории депрессии, а также когнитивно-поведенческого метода психотерапии[11]. Первое описание когнитивных искажений в контексте когнитивно-поведенческой терапии Бек представил в опубликованной в 1963 году научной статье «Мышление и депрессия: 1. Идиосинкразическое содержание и когнитивные искажения» (на англ. яз. — «Thinking and depression: I. Idiosyncratic content and cognitive distortions»)[10].

Среди когнитивных искажений у пациентов он выделил следующие[12]:

  • произвольные умозаключения — создание умозаключения без должных к тому оснований или даже вопреки им;
  • селективная абстракция;
  • сверхгенерализация — использование нерелевантных обобщённых моделей для интерпретации любых результатов;
  • преувеличение или преуменьшение — искажённое представление о значимости/незначимости или силе/слабости явления или действий субъекта/влияния объекта;
  • «навешивание ярлыков» — стереотипизация по отношению к себе и (или) другим индивидам;
  • персонализация — человек априори полагает, что события, не связанные с ним, на самом деле связаны с ним;
  • абсолютистское дихотомичное мышление («всё или ничего»)[12].

Исследования Аарона Бека продолжил один из его первых учеников — американский психиатр Дэвид Бернс, внёсший, со своей стороны, большой вклад в популяризацию когнитивно-поведенческой терапии. Продолжая линию Бека и несколько её расширив, Бернс предлагал следующую классификацию когнитивных искажений[12]:

  • дихотомичность мышления — стремление к дихотомичным крайностям;
  • сверхгенерализация;
  • произвольные умозаключения;
  • ментальный фильтр (Бернс описывал именно отклонение в сторону негативного исхода, однако в данном случае уместно говорить и об отклонении в сторону позитивного исхода);
  • дисквалификация позитивного;
  • поспешные выводы, «чтение мыслей» — вынесение суждений на основе собственных предположений о мыслях других людей;
  • преувеличение или преуменьшение;
  • эмоциональное рассуждение и связанная с ним предвзятость;
  • долженствование — стремление поступать определённым образом, не задумываясь о последствиях;
  • «навешивание ярлыков»;
  • персонализация.

Однако список и этим не исчерпывается. Исследователи, продолжившие работать в этом направлении, выдвинули дополнительные шаблоны искажения мышления[13].

В числе таковых таковых — искажения, связанные с принятием решений и поведением:

Социальные искажения, связанные с ошибками атрибуции:

Искажения, связанные с вероятностями и верованиями:

  • отвращение к крайним решениям (противоположности дихотомичности мышления) — склонность избегать экстремальных решений, принципиально выбирая промежуточные[16];
  • эвристика доступности — склонность переоценивать вероятность событий с большей «доступности» в памяти (тех, что человек ярче запоминает)[12];
  • отклонение в сторону результата — склонность судить о решениях исключительно по результату, не учитывая сопутствовавшие тому обстоятельства и другие условия («победителей не судят»)[16];
  • отклонение в сторону статус-кво (склонность желать, чтобы всё оставалось примерно тем же самым, прежним)[16];
  • отклонение в сторону позитивного исхода[16] и др.

Описание понятия[править]

Таким образом, отклонение в сторону позитивного исхода — пример когнитивного искажения, связанного с вероятностями и верованиями[16]. Его суть заключается в том, что человек переоценивает вероятность без учёта данных статистики, обстоятельств, фактов[1].

Есть ряд исследований, выявивших определённые закономерности, связанные с данным отклонением.

Например, учёные отмечают, что здоровые люди в принципе склонны к предвзятому оптимизму. Рассчитывать на лучший исход — естественно для человеческой психики. К примеру, в одном исследовании респондентам предложили оценить вероятность развития у себя онкологического заболевания, показали им статистику заболеваемости среди населения и повторно спросили мнение о рисках. Оказалось, что если респондент отвечал, что его риски — 10 %, а по официальным данным они были 30 %, он оставался при своём — более позитивном — мнении. Если же изначально он давал более высокие цифры, то «соглашался» с данными и изменял свою оценку на более оптимистичную[18][19].

Однако эта тенденция актуальна для людей без диагностированных психических нарушений. Если респондент страдал депрессивным расстройством, то он, напротив, в большей степени склонялся к негативным оценкам (то есть к отклонению в сторону негативного исхода)[18][19].

В то же время, есть данные, что у здоровых людей такое когнитивное искажение, как отклонение в сторону негативного исхода, может не только исчезать в старшем возрасте, но и меняться на противоположное. Как раз на отклонение в сторону позитивного исхода. Соответственно, люди более старшего возраста начинают воспринимать негативную информацию как само собой разумеющееся и эмоционально не реагируют на неё, зато любую положительную информацию воспринимают сильнее[20][21].

Есть несколько причин, которые способствуют формированию отклонения в сторону позитивного исхода. В их числе — следующие[22]:

  • небольшая распространённость явления (к примеру, гепатит В или ВИЧ-инфекция воспринимаются как редкость, и потому собственную вероятность инфицирования человек априори снижает — другая ситуация с риском заболеть респираторным вирусом в пандемию);
  • ощущение контроля над ситуацией (отчисление из института воспринимается как то, на что при желании легко повлиять, а значит, избежать — иная ситуация с риском стать жертвой мошенников);
  • сравнительная незначительность проблемы (риск подвернуть ногу кажется более пугающим, нежели приобрести сахарный диабет);
  • завышенная самооценка, а также упование на удачу (необъективная оценка лично своих рисков по тому или иному вопросу (например, «в соревнованиях — новичкам везёт»).

Критика явления[править]

В целом, данное когнитивное искажение может оказывать положительное влияние на жизнь, поскольку человек настраивает себя не на негатив, а на позитивное. Есть данные, что люди с оптимистичным отношением к жизни в среднем живут существенно дольше, чем пессимисты. К примеру, по данным психологов из медицинской школы Бостонского университета (США), которые они получили в 2019 году по итогам лонгитюдного исследования с 71 тыс. участников, выяснилось, что женщины-оптимистки жили примерно на 15 % дольше, нежели пессимистки. Также оптимисты, как минимум, в 2 раза чаще доживали до 85-летия. Аналогичный факт наблюдался и у мужчин, хотя у них связь оптимизма с продолжительностью жизни была несколько слабее[23][24].

Тем не менее, в отношении отклонения в сторону позитивного исхода многое зависит от контекста. Врачи подтверждают пользу оптимизма как психологического ресурса, однако, с рациональной точки зрения, крайне важно, чтобы при этом не игнорировались объективные риски, угрозы безопасности и иные признаки того, что необходимо предпринимать конкретные действия для изменения ситуации[25][23].

Литература[править]

  • Лучинкина А. И., Лучинкина И. С. Особенности коммуникативного поведения в Интернет-пространстве подростков с разными типами суицидального поведения // Российский психологический журнал. 2019. 16 (1). 128—143.
  • Крюкова Т. Л., Екимчик О. А., Хохлова Ю. А., Кирпичник О. В. Феномен когнитивных искажений субъективных оценок жизненных явлений и его измерение (первичная русскоязычная адаптация шкалы когнитивных искажений — CdS) // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2018. № 4. 61-67.
  • Wood, S.&Kisley, Michael A. The negativity bias is eliminated in older adults: Age-related reduction in event-related brain potentials associated with evaluative categorization // Psychology and Aging. 2006. 21(4). 815—820.

Примечания[править]

  1. 1,0 1,1 Мария Кунах Когнитивные искажения. Проверено 22 сентября 2023.
  2. Ирина Шербул Что такое когнитивные процессы и зачем они нам нужны // PsychologyPro. — 2021.
  3. 3,0 3,1 Перевод с испанского яз. - Анна Иноземцева Когнитивные процессы: что это и как мы можем улучшить наши умственные процессы (20.09.2019). Проверено 22 сентября 2023.
  4. Никита Логинов Когнитивные искажения: почему мы ошибаемся // ПОСТНАУКА. — 2019.
  5. Александров А. А. Интегративная психотерапия Архивная копия от 21 февраля 2014 на Wayback Machine
  6. Боброва Л.А. Когнитивные искажения // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 3, Философия: Реферативный журнал. — 2021. — № 2.
  7. Иванова Е.С., Шилова Л.М. Особенности когнитивных ошибок, алекситимии и уровня стресса мужчин и женщин, страдающих тяжелыми соматическими заболеваниями // Психологическое благополучие современного человек. — 2018. — Vol. 1. — С. 94—102.
  8. Иванова Е.С., Ратникова Е.М., Томилов Е.В. кспериментальная методика оценки когнитивных ошибок личности: данные пилотажного исследования // В мире научных открытий: мат-лы XVIII Межд. научно-практ. конф. М.: Центр научной мысли. — 2015. — С. 42—47.
  9. Легостаева Е.С. Методологические предпосылки исследования когнитивных ошибок // Современная наука в теории и практике. Часть IV / Научный ред. д-р пед. наук, проф. С.П. Акутина. М.: Издательство «Перо». — 2018. — С. 53—72.
  10. 10,0 10,1 Beck, A. T. Thinking and depression: I. Idiosyncratic content and cognitive distortions // Archives of General Psychiatry. — 1963. — № 9(4). — С. 324—333.
  11. Beck, A. T., Rush, A. J., Shaw, B. F., Emery, G. Cognitive Therapy of Depression. — New York: Guilford press, 1979.
  12. 12,0 12,1 12,2 12,3 Matthew Whalley Cognitive Distortions: Unhelpful Thinking Habits (18.03.2019). Проверено 22 сентября 2023.
  13. Когнитивные искажения: как мы обманываем сами себя. Проверено 22 сентября 2023.
  14. Thompson, Suzanne C. (1999), "«Illusions of Control: How We Overestimate Our Personal Influence»", Current Directions in Psychological Science (Association for Psychological Science) . — Т. 8 (6): 187–190, ISSN 0963–7214 
  15. Герд Гигеренцер. Понимать риски. Как выбирать правильный курс. М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2015
  16. 16,0 16,1 16,2 16,3 16,4 16,5 16,6 О.Е. Попков Список когнитивных искажений. Проверено 22 сентября 2023.
  17. Forer, B. R. The fallacy of personal validation: A classroom demonstration of gullibility // Journal of Abnormal and Social Psychology. — 1949. — № 44. — С. 118—123.
  18. 18,0 18,1 Анастасия Долбичкина «Со мной такого точно не случится»: почему мы слишком оптимистичны и чем это грозит // Лайфхакер. — 2023.
  19. 19,0 19,1 Tali Sharot The optimism bias 21 (23). 941-945 (6.12.2011). Проверено 22 сентября 2023.
  20. Анатолий Ализар, Buster Benson Иллюзии мозга. Когнитивные искажения из-за переизбытка информации 1073. Проверено 22 сентября 2023.
  21. Wood, S., & Kisley, M. A The negativity bias is eliminated in older adults: Age-related reduction in event-related brain potentials associated with evaluative categorization. // Psychology and Aging. — 2006. — № 24 (4). — С. 815–820.
  22. Simon Moss Optimism bias (20.6.2016). Проверено 22 сентября 2023.
  23. 23,0 23,1 Наталья Панасенко Ученые выяснили, как оптимизм влияет на продолжительность жизни // Российская газета. — 2019.
  24. Lewina O. Lee, Peter James, Emily S. Zevon, Eric S. Kim, Claudia Trudel-Fitzgerald, Avron Spiro III, Francine Grodstein, and Laura D. Kubzansky Optimism is associated with exceptional longevity in 2 epidemiologic cohorts of men and women // PNAS. — 2019.
  25. Оптимизм и стереотипизация: как мы игнорируем вероятность событий (2.10.2020). Проверено 22 сентября 2023.

Ссылки[править]

Видеолекция Андрея Курпатова о специфике и пользе когнитвных искажений (Youtube) (2023)

«Со мной такого точно не случится»: почему мы слишком оптимистичны и чем это грозит. Статья на Лайфхакер (2023)

Статья «Что такое когнитивные искажения и как с ними бороться. Объясняем простыми словами» на Яндекс Дзен (2023)

Результаты исследования, проведённого в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ в 2019 г.: «Современные тенденции в зарубежных исследованиях когнитивных искажений в процессах принятия решений» (2020)

Статья о когнитивных искажениях и причинах, почему человек допускает ошибки на портале «ПОСТНАУКА» (2019)

Ruwiki logo.png Одним из источников этой статьи является статья в википроекте «Рувики» («Багопедия», «ruwiki.ru») под названием «Отклонение в сторону позитивного исхода», находящаяся по адресу:

«https://ru.ruwiki.ru/wiki/Отклонение_в_сторону_позитивного_исхода»

Материал указанной статьи полностью или частично использован в Циклопедии по лицензии CC-BY-SA 4.0 и более поздних версий.
Всем участникам Рувики предлагается прочитать материал «Почему Циклопедия?»