Парадокс лысого

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Парадокс лысого — один из софистических парадоксов.

Известная формулировка «парадокса лысого»[1]:

В ясный солнечный день лысый человек прогуливается по берегу моря, а в это время в небо поднимается орёл, держа в когтях черепаху. Приняв лысину за камень, орёл бросает черепаху на голову человека, убивая его. Случайно ли это?

Симпликий в комментариях на физику Аристотеля упоминает, в свою очередь, Демокрита, приведшего данный парадокс в пример его взглядов о причинности. Предлагается все роковые совпадения предложенного сценария вычислить, как необходимые.

Критика[править]

Классические научные (говоря по-старинному, натуральнофилософские) представления о мире позволяют заметить, что само существование орла, способного к полету, наблюдению и инстинктивно предрасположенного бросить черепаху на камень с большой высоты, — крайне противоположно неизбежности, покуда биологическая жизнь — а, следовательно, и её отдельные проявления (формы, организмы) в конкретных особях — суть явления крайне маловероятные: появление их в нашей реальности по состоянию на 2023 год не поддаётся вероятностному толкованию, как и любому иному анализу в рамках науки. Это эффекты Златовласки: «тонкая настройка Вселенной» в общем и, помимо того, конкретная история Космоса и планеты Земля в частности.

Эффекты Златовласки[править]

В сказке про Машу и медведей она «случайно» нашла в лесу дом, «удачно» оставленный медведями в гостеприимном состоянии: из трёх стульев один оказался подходящим, из трёх кроватей лишь одна удобная, а из трёх мисок каши одна остыла до оптимальной температуры, — и всё точно к моменту прихода Маши и с учётом её потребностей. Так же и разумный живой наблюдатель видит физические явления на Земле и в Космосе крайне «удачными» по нескольким параметрам, частью независимым, а частью даже один в контексте другого. Ситуация автора здесь характеризуется одновременно несколькими эффектами Златовласки: это положение человеческого рода в тонко настроенной Вселенной на будто бы «оставленной в гостеприимном состоянии» планете Земля; также это совпадение индивидуальной жизни философа с цивилизационным расцветом Античности, либо, как в нашем случае — с постиндустриальной эпохой общедоступного сообщения, здравоохранения и образования. Златовласка, Голдилокс — это английский оригинал-аналог Маши.

Антропные принципы[править]

С 1957 го́да развивается концепция антропного принципа, а вернее ряда антропных принципов:[2] слабого, сильного, участнического и финального. Все антропные принципы отчасти или полностью отказываются от естественнонаучного объяснения конкретных физико-исторических эффектов Златовласки, уводя проблему хотя бы отчасти в область формальных наук или даже метафизики.

В романе Виктора Пелевина Лампа Мафусаила, или Крайняя битва чекистов с масонами в художественной форме иллюстрируется метафизика, опирающаяся на финальный антропный принцип в сочетании с многомировой интерпретацией парадоксов квантовой теории поля. Среди прочего, (гипер-)космическая раса, известная как «бородачи», освоила технологии изменения реальности на более объемлющем уровне, где она входит одним из вариантов бесконечного числа альтернативных Вселенных с бесконечным числом альтернативных историй. Парадокс Лысого решается тут тем фактом, что все события действительно-таки неизбежны, но лишь в этой «нашей» реальности, которая бесконечно мала среди прочих вариантов.


См. также[править]

Источники[править]

  1. Кирвель Ч. С., Бородич А. А., Розенфельд У. Д. История философии. — Мн.: Новое знание, 2001. С. 81. ISBN 985-6516-74-9
  2. https://www.britannica.com/science/anthropic-principle/Forms-of-the-anthropic-principle