После неудачи
| |
«После неудачи» — картина русского художника Василия Васильевича Верещагина (1842—1904), написанная в 1868 году. Размер полотна — 47,5 × 39,5 см. Работа написана маслом на холсте. Хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.
Описание[править]
На полотне возле крепостной стены изображены тела убитых в недавнем бою бухарцев. Рядом с ними русские солдаты спокойно стоят, курят, разговаривают о своих делах. В картине чувствуется осуждение автором человеческой чёрствости, равнодушие к смерти себе подобных, порождённые войной. Картины «После удачи (Победители)» и «После неудачи» стали первыми произведениями Василия Верещагина, посвященные ужасам войны, когда человеческая смерть становится привычной и повседневной[1]. Оба полотна демонстрируют жестокую и трагическую обыденность войны. В работе «После удачи (Победители)» бухарцы рассматривают военный «трофей» в виде отрезанной головы поверженного противника. В картине «После неудачи» зритель видит трупы убитых бухарцев, сваленные у крепостной стены, и русских солдат, спокойно курящих и разговаривающих друг с другом. Если зритель внимательно вглядится в картину, то увидит, что один из убитых азиатских воинов на втором полотне является тем, который гордо держит отрезанную голову на первой картине. Таким образом автор изобразил страшный и кровавый круговорот войны[2].
История создания[править]
В 1867 году Василий Верещагин, которому было 25 лет, получил предложение стать личным художником Туркменистанского генерал-губернатора Константина Петровича фон Кауфмана, от которого не стал отказываться.
Едва молодой художник прибыл в Самарканд, там началось восстание, один из эпизодов которого художник изобразил в картине «У крепостной стены. "Пусть войдут"». Василий Васильевич участвовал в обороне Самарканда и за проявленную в бою храбрость был награждён высшей боевой наградой — орденом Святого Георгия четвёртого класса[3].
Рисунки и живописные этюды, созданные живописцем во время его пребывания в Туркестане, вошли коллекцию «Туркестанская серия», в которой автором жёстко и реалистично показана кровавая и неприглядная изнанка войны[1].
Выполнить цель, которой я задался, — дать обществу картину настоящей, неподдельной войны нельзя, глядя на сражение в бинокль из прекрасного далёка. А нужно самому всё прочувствовать и проделать, участвовать в атаках, штурмах, победах и поражениях, испытывать голод, болезни, раны. Нужно не бояться жертвовать своей кровью, своим мясом, иначе картины мои будут не то, — объяснял художник содержание своих произведений[3].
Отзывы и критика[править]
Произведения «После удачи (Победители)» и «После неудачи» были представлены зрителям в 1869 году в Петербурге на выставке работ Туркестанской серии[1].
Современники живописца неоднозначно встретили его полотна, которые сильно отличались от привычных картин, посвящённых военной тематике. Русский художник, искусствовед и писатель Александр Бенуа в своей монографии «История русской живописи в XIX веке», отмечая, что работы Верещагина, посвящённые Средней Азии, «очень верные и точные, яркие и светлые», говорит, что в них «отсутствуют нерв, трепет, восторг», добавляя, что Верещагина «нельзя назвать художником».
Памятны также и те фанатические толки, которые происходили в те дни по поводу верещагинских картин и статей за каждым званым обедом, в каждой гостиной и даже в таких домах, где ни до, ни после никогда о живописи не говорилось ни слова. «Верещагин — шарлатан и шут гороховый», — решительно утверждали противники; «Верещагин — гений, каких ещё не было в искусстве», — не менее решительно, восторженно и неистово возражали им энтузиасты. … Разумеется, картины Верещагина обозначали шаг вперёд в смысле солнца, света и воздуха, но обозначали, скорее, какой-то научный, а не художественный шаг вперёд. Так же точно успехи красочной фотографии нельзя было бы обсуждать в истории живописи. Верещагин, как исследователь, учёный, этнограф, путешественник, репортёр, имеет большое значение. Но так же, как нельзя назвать Ливингстона или Пржевальского поэтами, хотя бы их описания были бы сделаны с величайшей точностью, так точно и Верещагина нельзя считать истинным художником за то, что он высмотрел с громадным трудом и упорством, под всеми широтами света более верные, нежели у своих предшественников, краски. Из обозрения его картин видно, что эти открытые им новые краски не радовали его своей прелестью, не восхищали его, что он всегда и всюду оставался тем же холодным исследователем, если чем любующимся, то только самим собой, своим усердием, своей неустрашимостью и неутомимостью. Нельзя даже сказать, что его этюды Индии и Средней Азии, очень верные и точные, яркие и светлые, имели бы влияние на развитие русской пейзажной живописи. … В них отсутствуют нерв, трепет, восторг: это сухие географические и этнографические документы, — пишет Бенуа[4].
Известный художественный критик Владимир Стасов, говоря о работах Василия Верещагина, вошедших в Туркестанскую серию, отметил, из Туркестана Василий Верещагин вернулся «живописцем войны».
Из Туркестана он воротился живописцем войны и потрясающих трагедий, живописцем такого склада, какого прежде никто не видел и не слыхивал ни у нас, ни в Европе. … Первые картины на сюжеты из современного быта и войн в Средней Азии, где он, среди боёв и схваток, провёл около трёх лет (1867—1870), представляли высокое совершенство по правде типов и выражению («После удачи» и «После неудачи», «Хор дервишей», «Политики в опиумной лавочке в Ташкенте», «Дуваны в праздничных нарядах», «Нищие в Самарканде» и … «Опиумоеды»), но оставляли ещё желать многого по колориту, почти постоянно мутному, жесткому, суховатому, — пишет Стасов[5].
Примечания[править]
- ↑ 1,0 1,1 1,2 После неудачи. Виртуальный Русский музей. Проверено 16 февраля 2025.
- ↑ Василий Верещагин «После удачи» и «После неудачи». Радио Открытие. Проверено 16 февраля 2005.
- ↑ 3,0 3,1 Бесконечная битва Василия Верещагина © Artifex.ru. Аrtifex. Проверено 16 февраля 2025.
- ↑ А.Н. Бенуа История русской живописи в XIX веке. Товарищество передвижных художественных выставок. Проверено 16 февраля 2025.
- ↑ Стасов Владимир Васильевич Двадцать пять лет русского искусства. Lib.ru. Проверено 16 февраля 2025.
Литература[править]
- Бенуа, Александр Николаевич (1870—1960). История русской живописи в XIX веке / Александр Бенуа; товарищество «Знание». — Санкт-Петербург : Типография Спб. акц. общ. печатного дела в России Е. Евдокимов, 1902. — 285 с.
- Стасов, Владимир Васильевич (1824—1906). Избранные сочинения : в 2 томах / В. В. Стасов; cтатьи и примеч. С. Н. Гольдштейн. — Москва ;, Ленинград : Искусство, 1937—1938.
![]() | Одним из источников, использованных при создании данной статьи, является статья из википроекта «Рувики» («ruwiki.ru») под названием «После неудачи», расположенная по адресу:
Материал указанной статьи полностью или частично использован в Циклопедии по лицензии CC-BY-SA 4.0 и более поздних версий. Всем участникам Рувики предлагается прочитать материал «Почему Циклопедия?». |
---|