Перед атакой. Под Плевной
| |
«Перед атакой. Под Плевной» — картина русского художника Василия Васильевича Верещагина (1842—1904), написанная в 1881 году. Размер полотна — 179 × 401 см. Работа написана маслом на холсте. Хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве.
Описание[править]
Полотно является частью триптиха, названного автором «Под Плевной». В цикл, помимо «Перед атакой. Под Плевной» входят картины «Атака» и «После атаки. Перевязочный пункт под Плевной». Все три произведения посвящены третьему штурму Плевны, который произошёл во время Русско-турецкой войны. Атака хорошо укреплённой крепости была приурочена к именинам Александра II и не была подготовлена должным образом. Штурм успехом не увенчался, но во время атаки погибло большое количество русских воинов. В числе погибших был младший брат художника, Сергей. Ещё один брат, Александр, во время третьего штурма Плевны был тяжело ранен. Плохо подготовленный, безуспешный штурм Плевны получил негативную оценку военных экспертов, которые в один голос утверждали, что можно было бы избежать большого числа жертв, и нападение русских войск было бы успешным, если бы атака была тщательно подготовлена. Однако командование отдало приказ штурмовать крепость, несмотря на слабую подготовку войск, чтобы сделать подарок императору в день его именин.
На полотне изображены последние мгновение перед началом атаки. Через всю картину, уходя за край полотна, диагональю тянется цепь русских солдат, замерших в ожидании приказа о начале наступления. Перед воинами — широкое открытое пространство, полностью простреливаемое турками, которое им предстоит преодолеть. В левой части картины зритель видит блиндаж командования. За его стеной укрылись генералы и офицеры, которые не собираются покидать своего безопасного наблюдательного пункта. Командующий приготовился следить за ходом сражения в бинокль. Молодой адъютант что-то ему докладывает. Возможно, он докладывает о прибытии государя, которое должно послужить сигналом к началу атаки[1].
…Но подлинным центром композиции является не штабная группа, а солдатская масса, беспредельно разнообразная, состоящая из множества людей, объединённых единой задачей, единым желанием и единой волей. Фигуры воинов, лежащих и сидящих, изображены с подкупающей правдой и непосредственностью. … Солдаты не позируют, а живут. Лица и фигуры их выражают мужественное спокойствие, хладнокровие, выдержку. Лишь некоторые испытующе всматриваются в лицо и жесты генерала, как бы пытаясь прочитать в них сложившуюся обстановку боя, угадать намерения командования, от которых зависит теперь их судьба. Особенно «сверлит» глазами начальство молодой солдатик, лежащий в центре картины: он весь в этом строгом вопрошающем взгляде, обращённом на генерала и передающем сложный конгломерат чувств. На его лице написаны суровость, решительность, энергия и вместе с тем тревога. Он весь напружинился, весь — внимание и готов мигом вскочить, устремиться в атаку. Прямым контрастом ему является солдат с бородкой на переднем плане, обративший свой задумчивый взор в противоположную сторону, погружённый в мечты о чём-то далеком…, — так описывает картину советский и российский искусствовед Андрей Лебедев[2].
Картина написана в сдержанной и однообразной цветовой палитре. Используя скудность цветовой гаммы, и, прибегнув к панорамному решению, автор смог усилить трагичную тревожность происходящего. Вдали видны искалеченные, растерзанные деревья, которые словно являются предвестниками того, что ждёт русских солдат во время штурма. В ходе тяжёлого сражения и взятия вражеского редута, русские воины будут вынуждены отступить под сильнейшим давлением турок. В этом сражении погибнет почти 13 тысяч русских солдат[3].
История создания[править]
В апреле 1877 года, когда началась Русско-турецкая война, Василий Верещагин отправился на Балканы, где получил назначение в штаб русской армии в качестве военного художника. На Дунае живописец получил тяжёлое ранение, после которого долго лечился в бухарестском госпитале. Не дождавшись полного выздоровления, Василий Васильевич покинул госпиталь и уехал на фронт. Однако по состоянию здоровья он не мог участвовать в сражении во время атаки «в честь именин императора» на Плевну. За боем Верещагин наблюдал с высоты одного из холмов, находящихся на расстоянии от места сражения. Тысячи солдат, тщетно погибших во время неудачного наступления, известие о гибели родного брата произвели тяжёлое впечатление на художника. После этого события все батальные произведения живописца приобрели окраску личной трагедии. Штурму Плевны, унёсшему тысячи жизней, Василий Васильевич посвятил полотно «Император Александр II под Плевной 30 августа 1877 года»[1].
Большая часть полотен, вошедших в Балканскую коллекцию, создавалась Верещагиным во Франции. Произведение «Перед атакой. Под Плевной» было создано художником в 1881 году, когда его трагические впечатления от Русско-турецкой войны, которой он был свидетелем, были уже не настолько болезненными и острыми[3].
Отзывы и критика[править]
Впервые полотно было представлено зрителям в 1881 году в Париже на персональной выставке художника. С 1881 по 1883 годы картина побывала в выставочных залах Вены, Гамбурга, Берлина, Будапешта, Брюсселя, Москвы. В 1883 году полотно было куплено у автора русским промышленником и коллекционером Павлом Третьяковым. В 1883 году Третьяков, будучи владельцем произведения, отказался предоставить его на выставку, проходящую в Санкт-Петербурге, что стало причиной ссоры Верещагина и Третьякова, которая длилась в течение пяти лет. В 1888—1889 годах полотно с разрешения владельца, было выставлено в Нью-Йорке[1].
Выставки Верещагина в Лондоне, Париже, Вене, Берлине, Гамбурге, Дрездене, Брюсселе были рядом триумфов, быть может, ещё не виданных в истории искусства. Толпы крестьян и солдат, вообще «простого народа», являлись на эти выставки и возвышали во сто крат силу общего порыва. В России было то же. … Картины Верещагина остались навсегда одним из самых чудных и великолепных явлений нашего столетия, — пишет художественный критик Владимир Стасов в своей монографии «Двадцать пять лет русского искусства».
Стасов отмечает, что среди современников, кроме восхищённых творчеством Верещагина, были и «квасные, подслуживающиеся лжепатриоты», которые вплели «гнусную ноту в хор общего торжества»[4]. Кандидат филологических наук Арсений Замостьянов, говоря об участии Верещагина в Русской-турецкой войне и о его произведениях, посвящённых военным действиям на Балканах, отмечал, что боевые генералы уважали художника как боевого и храброго надёжного товарища, но при этом не понимали и не могли должным образом оценить его творчество. Практически единственным исключением был генерал Михаил Скобелев, чей незаурядный ум Василий Васильевич очень уважал. Полотна, посвящённые Русско-турецкой войне, такие как «Перед атакой. Под Плевной», «Император Александр II под Плевной 30 августа 1877 года», «Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой», «Победители», «Побеждённые (Панихида)» и другие, вызвали у современников споры.
Будущий император Александр III, тогда цесаревич, тоже участвовавший в Русско-турецкой войне, не отрицая таланта мастера, писал о его комментариях к балканской серии: «Противно читать всегдашние его тенденциозности, противные национальному самолюбию». И сокрушался, что потомки будут судить о славной русско-турецкой кампании в основном по верещагинским картинам, — пишет Замостьянов[5].
Андрей Лебедев отмечает, что произведение «Перед атакой. Под Плевной» замечательно тем, что в нём правдиво и честно показана главная черта военной реальности: война — это «долгий изнурительный труд, непрерывная цепь будничных лишений».
Ни труб, ни барабанной дроби, ни картинных поз не увидит зритель на картине. Зато он увидит солдат со скатками через плечо, с ружьями в руках, лежащих часами вповалку на голой, набухшей осенней влагой земле под непрекращающимся неприятельским обстрелом. Сила и красота этих людей не только в минутном подвиге атаки, но и в предшествующем ему многодневном, мучительно-тяжёлом солдатском труде, часто в условиях леденящего холода, дождя, вьюг, бездорожья и недоедания, — пишет Лебедев[2].
Примечания[править]
- ↑ 1,0 1,1 1,2 Перед атакой. В Плевне. Моя Третьяковка. Проверено 11 апреля 2025.
- ↑ 2,0 2,1 Андрей Лебедев Верещагин. Жизнь и творчество. Кnigogid.ru. Проверено 11 апреля 2025.
- ↑ 3,0 3,1 «Перед атакой. Под Плевной», Верещагин — описание картины. Музеи мира. Проверено 11 апреля 2025.
- ↑ Стасов Владимир Васильевич Двадцать пять лет русского искусства. Lib.ru. Проверено 11 апреля 2025.
- ↑ Арсений Замостьянов Кисть и штык Василия Верещагина. Историк (октябрь 2022). Проверено 11 апреля 2025.
Литература[править]
- Лебедев, Андрей Константинович. Василий Васильевич Верещагин: Жизнь и творчество. 1842—1904 / Под ред. А. В. Солодовникова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Искусство, 1972. — 395 с.
- Стасов, Владимир Васильевич. Избранные сочинения : в 2 томах / В. В. Стасов; cтатьи и примеч. С. Н. Гольдштейн. — Москва ;, Ленинград : Искусство, 1937—1938.
![]() | Одним из источников, использованных при создании данной статьи, является статья из википроекта «Рувики» («ruwiki.ru») под названием «Перед атакой. Под Плевной», расположенная по адресу:
Материал указанной статьи полностью или частично использован в Циклопедии по лицензии CC-BY-SA 4.0 и более поздних версий. Всем участникам Рувики предлагается прочитать материал «Почему Циклопедия?». |
---|