Административно-территориальное деление Дурранийской империи

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Durrani Empire 1761.png

Административно-территориальное деление Дурранийской империи — административно-территориальное устройство Дурранийской державы[1].

Административное деление[править]

В административном отношении империя шахов Дуррани делилась на провинции — «вилайеты», как правило, совпадавшие с теми историческими областями, которые вошли в состав афганского государства, или с территориями, занятыми крупнейшими племенами.

По своей площади и численности населения вилайета сильно разнились друг от друга.

Общее число вилайетов, из которых состояла держава Дуррани, не было постоянным; во времена Ахмад-шаха их было 30 (не считая крупных махалов, не входивших в состав вилайетов и подчинявшихся непосредственно шаху Дуррани); при его преемниках число это сократилось примерно до 27 за счёт потери некоторых окраинных территорий.

Вилайеты делились на две группы: хорасанские и Индостанские. К последним относили те, которые лежали к востоку от Сулеймановых гор.

Но также вилайеты можно разделить на 3 группы:

1. Вилайеты, находившиеся под непосредственным управлением шаха, который осуществлял его через назначаемых им хакимов; к этой группе вилайетов откосятся преимущественно населенные неафгаицами земли, завоеванные Ахмад-шахом. Это вилайеты: Кандагар, Герат, Фарах, Газни, Кабул, Бамиан и Горбенд, Джелал-абад, Пешавар, Д ераТази-хан, Дера-Исмаил-хан, Шикарпур, Кашмир, Мультан, Балх и Акча, а также потерянные к концу правления Ахмад-шаха Лахор и Сирхинд. Сюда же надо отнести некоторые крупные махалы, под чинявшиеся непосредственно центру, — Атток, Музаффарабад, Сиби, Индийскую Хазара, Калат-и Гильзаи, Чарикар.

2. Вассальные княжества, управляемые собственными наследственными правителями, считавшимися «губернаторами» шаха в своих владениях; однако шах не мог их ни сместить, ни заменить, и они, будучи абсолютно самостоятельными в своих внутренних делах, были обязаны только уплатой дани (причем не всегда) и поставкой воинских контингентов в армию шаха. К этой группе относятся Хорасан (Мешхед, Тун и Тебес и др.), Сеистан, Белуджистан, Синд, Бахавалпур и ряд мелких владений.

3. Области племен, населенные главным образом афганцами; подчинение их центральной власти было в значительной мере номинальным, так как эти племена почти полностью сохранили внутреннюю самостоятельность и управлялись собственными ханами. К данной группе относятся территории гильзаев, сафиев, земли племен Дамана, Бангашат, области, населенные аймаками и хазарейцами, и более мелкие районы.

Вилайетами третьей группы были области, населенные племенами. Хотя в каж дую из этих областей ш ах назна чал хакима (обычно кого-нибудь из сардаров-дуррани, причем, как правило, из одних и тех же ханских родов), но хаким этот в своем вилайете никогда не жил. «Управление» сводилось к тому, что раз в год он сам или его помощник, обычно с воинским отрядом, отправлялся в «свой вилайет» для сбора налога Все остальное время этими провинциями управляли ханы проживавших там племен, лишь в экстраординарных случаях контролировавшиеся правителем вилайета.

Крупные вилайеты делились на «махалы» — округа.

Низшей административно-территориальной единицей, были налоговые округа — «парганы» («туманы»), состоявш ие из нескольких сёл и деревень. В западной части афганских владений эти низшие административные единицы назывались также «булюк». Земли племён (в том случае, если они не составляли отдельных вилайетов, а как особые административно-территориальные единицы были включены в состав вилайетов, находивш ихся под управлением хакимов шаха) носили название «таппа» или «илака».

Правители вилайетов первой группы и крупнейших махалов назначались лично шахом. Они именовались обычно «хакимами», то есть губернаторам и, или «наиб-аль-хукуме» — наместниками, а в индийских провинциях державы Дуррани, — «субадарами».

При назначении на должность хаким получал специальный фирман шаха. Особо оговаривалась сумма (или часть доходов провинции), которую хаким должен был отсылать в центральную казну.

Хаким обычно имел 1 или 2 помощников — «наибов», или «пешкаров».

Иногда хаким был одновременно командующим войсками вилайета, но обычно эта должность вручалась особом у военачальнику, назначенному центральной властью.

Штобы хакимы не укрепились на месте, шах обычно менял их очень часто (в Джелалабаде, например, за 7 лет правления шаха Замана сменилось пять хакимов), что крайне негативно сказывалось на провинциях, так как хакимы стремились как можно быстрее обогатиться.

Владетель группы провинции имел титул «низам».

Примеры хакимов:

  • Мухаммед Амин-хан, сын Муин-аль-Мулька, — субадар Лахора.
  • Амар Сингх — правитель Сирхинда (Ала Сингх, который был назначен хакимом Сирхинда по ходатайству вазира Шах Вали-хана, уплатил в шахскую казну 400 тысяч рупий; после этого ему был выдан фирман на управление Сирхиндом).

Жестоким деспотом был хаким Кашмира — Хаджи Каримдад-хан, убивавший по своей прихоти людей и грабивший их собственность; его преемник — Азад-хан, по выражению кашмирских хронистов, «убивал людей, как птиц». Боясь восстания или возмущения коренных жителей Кашмира, Азад-хан запретил им ношение оружия в пределах города.

Во времена Ахмад-шаха Шикарпуром правил Дост Мухаммед-хан Какар, Сирхиндом — Абдуссамад-хан Мухаммедзай и Зеин-хан Моманд, и т. д.

При Тимур-шахе правителем Кашмира был Каримдад-хан Бамизай, Музаффарабада — Фатх-хан Юсуфзай, Джелалабада — Мирдад-хан Исхакзай и т. д.

При шахе Замане Музаффарабадом правил Музаффар-хан Юсуфзай, Дера-Исмаил-ханом — Мухаммед-хан Садозай, и т. д.

Хакимами были, как правило, ханы афганских племен. Но были и исключения, например Дервиш Али-хан Хазареец при Ахмад-шахе некоторое время был хакимом Герата.

Правителями важнейших провинций часто назначались сыновья шаха. Так, при Ахмад-шахе Лахором, а затем Гератом управлял Тимур-шах, Кабулом — Парвиз, а Кандагаром — Сулейман. При Тимур-шахе Гератом правил его сын Махмуд, Кандагаром — Хумаюн, Кабулом — Заман (в отсутствие в городе отца) , Пешаваром — Аббас, Газни — Шуджа.

Шах-заде — сыновья шаха — пользовались в пределах вверенной их управлению территории теми же правами, что и сам шах, за исключением «хутба» и «сикке». Они имели свой двор, своего вазира и командующего войсками провинции. Обычно эти должности занимали знатные афганские ханы; например, при Кайсаре (сыне шаха Замана) в Герате вазиром был сначала некий Заман-хан Попользай, а затем Мир Афзаль-хан, сын могущественного «сардар-и сардарама» Мадад-хана. Как правило, двор наместника Герата состоял из младших братьев и сыновей дурранийских и кизылбашских вельмож, служивших при дворе шаха.

На низшей ступени сельской администрации в завоеванных Ахмад-шахом областях Индии стоял деревенский староста — «патель», который вершил всеми делами общины с помощью «панчаята», состоявшего из наиболее зажиточных крестьян. Деревенский староста отвечал за обработку земли и за своевременный сбор причитавшейся государству ренты-налога. Кроме того, он вместе с панчаятом решал мелкие тяжбы и споры своих односельчан, собирал с них в случае необходимости деньги на общинные нужды и, наконец, распределял среди крестьян общинные доходы.

Столица[править]

Столицей империи Дуррани во времена Ахмад-шаха был Кандагар или, как он официально назывался, Ахмад-шахи. Это было вполне заслуженное наименование, так как фактически Ахмад-шах построил город сызнова. Почти все дурранийские сардары имели в Кандагаре дома.

Рядом с дворцом шаха жили его гуламы — отряды гвардии под командой сардаров Мухаммед Ата-хана, Мохсен-хана, Сарафраз-хана и др. В западной части города находились многочисленные мастерские, склады и хозяйственные службы, жили ремесленники, плотники, столяры, кузнецы, оружейники и др. Арсенал, артиллерия, а также отряды «насакчи» и привратников — «гапучи» располагались в южной части Кандагара. Здесь же находились конюшни, коновязи, стойла для мулов. В юго-западной части города помещался слоновник шаха.

В центре южной части Кандагара находилась канцелярия шаха — «даф тар-хана-и хас», а севернее — «высочайше диван».

Тимур-Шах Дуррани сразу по вступлении на престол перенёс столицу в Кабул.

В восточной части Кабула находилась цитадель — Бала-Хиcap. Бала-Хиcap был резиденцией шаха и административно-политическим центром столицы. Дворец шаха находился в нижней части цитадели, около парадной площади; здесь же помещался гарем. В Бала-Хиcapе были также размещены важнейшие государственные учреждения, дворцовые службы, дома крупнейших чиновников и приближенных шаха. Верхняя часть цитадели Бала-Хиcap служила государственной тюрьмой, где Тимур-шах и его преемники держали в заточении своих братьев и других родственников. В Бала-Хиcapе жили также телохранители шаха и помещались знаменная, склады оружия и оружейные мастерские, конюшни, стойла мулов и верблюдов. Для Тимур-шаха в Бала-Хиcapе разбил и сады и построили высокие павильоны. После перевода столицы в Кабул дурранийские сардары и их приближенные тоже стали строить здесь себе дома.

Впрочем, Кабул был летней резиденцией, на зиму шах переезжал Джелалабад или Пешавар.

Прочие города[править]

В городах не было общегородского самоуправления, оно существовало только внутри отдельных торгово-ремесленных корпораций, имевших право избирать своих старшин, утверждавшихся в должности правителем города.

Разделенные стенами городских кварталы — «махалы» — населяли сообщества, объединяемые по этническому, религиозному, профессиональному или кастовому принципу.

Некоторые города имели важное торговое значения, так как находились на транзитных путях. Кроме того, в Афганистане имелось много небольших городских торгово-ремесленных пунктов, которые обслуживали в основном ограниченный местный рынок и работали для удовлетворения нужд ближайшей сельскохозяйственной округи. Пригороды городов были заняты садами и огородами.

Власть в городах находилась в руках наместников шаха, с которым её часто делили представители местных феодалов; сильным было влияние духовенства и шейхов дервишских орденов.

Непосредственно городской жизнью ведал «калантар», назначаемый обычно из афганских сардаров. Калантар отвечал за сбор налогов с города и выполнение его жителями различных повинностей; при взимании налогов и разовых сборов ему помогали старшины цехов — «кедхуда» («сафед-риш»), распределявшие между членами своей корпорации сумму налога, которую надо было собрать.

В подчинении у калантара находились три чиновника — «миршаб», «мухтасиб» и «даруга» базара. Миршаба называли также «мирзебеи», «миратеш» и «миршабгир». Он имел в своем распоряжении стражников — «кашикчи» несших службу в различных районах города. Существовала также стража, которую содержали сами жители города (торговцы и ремесленники) для охраны своих кварталов. После 11 часов вечера и до рассвета ворота между кварталами города запирались и жителям было запрещено выходить на улицу без особой необходимости. Ночью миршаб совершал со своими стражниками обходы города и хватал всех подозрительных.

Мухтасибы назначались из представителей мусульманского духовенства; обязанностью их было следить за нарушением правил религии и морали, например, за тем, чтобы люди не пили вина и т. п.

Обязанностью даруги базара был надзор за порядком на базаре, — он следил за правильностью мер и весов, устанавливал цены и т. д.

Главами отдельных кварталов города были или кедхуда — старосты торговых и ремесленных корпораций, населявших данный квартал, или (в кварталах города, населенных афганцами) — «малики» и «муширы» («мышр») — главы подразделений племени, каждое из которых занимало отдельный квартал.

Источники[править]

 
Административно-территориальное деление Дурранийской империи относится к Дурранийской империи
Правители

Ахмад-шах ДурраниТимур-Шах ДурраниЗеман-Шах ДурраниМахмуд-Шах ДурраниШуджа-Шах ДурраниАли-Шах ДурраниАюб-Шах Дуррани

Устройство и описание

Органы власти в Дурранийской империиВизирь Дурранийской империиАдминистративно-территориальное деление Дурранийской империиЭкономика Дурранийской империиОрден Дурранийской империиАрмия Дурранийской империи

Столицы

Кандагар (1747—1776) • Кабул (1776—1823; 1839—1842) • Пешавар (1776—1823; зимняя столица) • Герат (1793—1863)

Войны и битвы

Афгано-могольские войныВойны Ахмад-шаха ДурраниАфгано-сикхские войны