Органы власти в Дурранийской империи

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Органы власти в Дурранийской империи — органы управления и власти в Дурранийской империи[1].

Шах[править]

Главой империи был шах, принадлежащий к династии Дуррани.

Шах принимал и отправлял послов, руководил всеми вооруженными силами страны, утверждал и смещал правителей провинций, назначал должностных лиц на все важные административные, военные, придворные посты, как при своем дворе, так и в областях, обладал исключительным правом на суд и помилование, от его имени издавались все указы.

Шах носил титул «дурр-и дурран» — «жемчужина жемчужин». Первым, обладателем этого титула был Ахмад-хан Абдали (Дуррани), происходивший из рода Садозаев, который являлся «хан-'хелем» — «ханским родом» племени дуррани. Род Садозаев занимал как ханский род особое положение, пользуясь целым рядом преимуществ и привилегий: представителей его нельзя было предать смертной казни за совершенные ими проступки и преступления; на них не распространялись законы кровной мести; своих женщин садозаи не вы давали зам уж вне рода.

Следует отметить, что этого первого шаха, Ахмада Дуррани, избрала джирга. Афганский историк М. Губар поясняет, что собравшиеся на «джиргу» для избрания шаха ханы племени абдали (дуррани) учитывали малочисленность рода Садозаев, и потому полагали, что Ахмад-шах «не сможет располагать сколько-нибудь мощной опорой для подавления самовластия крупных племенных вождей». В этой джирге участвовали наиболее влиятельные и могущественные афганские ханы: Нур Мухаммед-хан, Мухабат-хан Попользай, Мусахан Исхакзай, Насрулла-хан Нурзай, Хаджи Джемал-хан Баракзай и некоторые другие.

Вручая Ахмад-шаху верховную власть в государстве, ханы дуррани стремились обеспечить за собой постоянное решающее влияние на государственные дела и участие в управлении государством. Поэтому за ханами крупнейших родов и кланов дуррани были наследственно закреплены важнейшие посты в административном аппарате, армии и при дворе.

Одним из средств, с помощью которых шахи старались заручиться поддержкой знати афганских племен, были брачные союзы. Например, Ахмад-шах женил своего сына Сулеймана на дочери Шах Вали-хана Бамизая. Другой его сын, Тимур-шах, имел жен из всех основных кланов дуррани. В позднейших междоусобицах сыновья Тимур-шаха опирались на поддержку того племени, к которому принадлежала их мать.

В качестве верховного сюзерена над всем и землями его державы, афганский шах имел привилегию на «сикке» и «хутба».

Только от имени шаха чеканились монеты.

Только имя шаха упоминалось во время официальных богослужений в мечетях.

Как глава страны щах принимал и отправлял послов — илчи, осуществлял верховное руководство всеми вооруженным» силами страны, назначал и смещал хакимов — правителей провинций, награждал своих приближенных почетными титулами и знаками отличия, назначал на важнейшие военные, административные и придворные должности.

Шах сидел на золотом троне, покрытом мантией, усыпанной жемчугом; у него были меч и булава.

От имени шаха издавались государственные указы и отправлялось правосудие.

Шах выдавал инвеституры своим вассалам и назначал ханов — вождей племен. Однако шах был вынужден считаться с тем, что важнейшие посты в государстве, как сказано выше, были наследственно закреплены за ханами, главами родов и кланов племени дурран.

Правительство[править]

Существовало 4 министерства: визарат-и диван (главное министерство), визарат-и азр (военное министрство), визарат-и рисалат (управление шахской канцелярией) и визарат-и вакалат (соответствует министерству двора). Во главе первого министерства стоял сам великий вазир, военным министерством управлял главнокомандующий войсками.

Сбором налогов и управлением государственной казной занимался государственный совет или высокий диван (диван-и ала) во главе с диван-беги (глава совета) (позднее — мустауфи (казначей; управляющий финансами)). В его ведомстве находились монетный двор, казна наличных денег, склады продовольствия, ирригационные и общественные работы, государственное строительство.

Административный аппарат Дуррани включал также ведомство шахской канцелярии, ведомство осведомления и ведомство конфискации. Существовали такие должности, как великий конюший, главный докладчик, начальник дворцовой прислуги, главный глашатай, начальник протокольной части, ответственный за прием послов и гостей, начальник шахского обоза, начальник дворцовой прислуги, ответственный за исполнение приговоров. Должности ведомств шахского двора наследовались ханами Дуррани. Канцелярией заведовал клан исхакзаев[2].

Глава правительства[править]

Следующей за шахом должностью был вазир (см. Визирь Дурранийской империи).

Высочайший диван[править]

Ведомство финансов — высочайший диван — дивани ала. Глава этого ведомства при Ахмад-шахе именовался диван-беги, а при преемниках Ахмад-шаха его называли мустауфи.

В компетенцию «высочайшего дивана» обычно входило: сбор прямых и косвенных налогов и контроль над всеми источниками государственных доходов; управление государственными землями («халисе»); производство платежей по всем государственным расходам. В ведении «высочайшего дивана» находились монетные дворы, казна наличных денег («хазана-и нагди») и склады продовольствия и натуральных запасов («джинси»). Кроме того, «высочайший диван» предоставлял денежные ссуды частным лицам.

«Высочайший диван», как правило, ведал также ирригационными работами, ремонтом и строительством административных зданий и военных сооружений и другими общественными работами.

Пост «диван-беги» при Ахмад-шахе занимал Абдулла-хан Бамизай.

Казначейство[править]

Казначейством (то есть казной наличных денег и натуральных запасов) ведал специальный чиновник хазанадар. Выплата денег и расходование запасов производились на основании фирманов шаха и бератов военного или финансового ведомств.

Главными казначеями шахов часто были евнухи (например, Юсуф Али Илтифат-хан, родственник наваба Ауда, во времена Ахмад-шаха и Тимур-шаха).

Монетные дворы находились во всех крупнейших городах государства: Кабуле, Пешаваре, Кандагаре, Герате, Аттоке, Мультане, Лахоре, Дера-Исмаил-хане, Дера-Гази-хане, Амбала (Сирхинд), Татта, Дера-Фатх-хане, Кашмире и некоторых других.

Стандарт, которому следовали золотые и серебряные монеты шахов Дуррани, был близок к могольскому. Золотые монеты шахов Дуррани весили 170 граммов, вес серебряных приближался к 180 гранам.

Так как государственная казна нe была отделена от личной казны шаха, то всеми доходами, из какого бы источника они не поступали, шах распоряжался единолично и бесконтрольно.

Ведомство шахской канцелярии[править]

«Ведомство шахской канцелярии» (дар-аль-инша, диван-и инша), занималось оформлением шахских указов (фирман, ярлыг) и ведением корреспонденции шаха (ракам).

Во главе этого ведомства стояли личные секретари шаха мунши-баши (мунши-и шахи); обычно их было два (у Ахмад-шаха—-Саадат-хан Садозай и Мирза Шади-хан; у шаха Замана — Мухаммед Шариф-хан и Мирза Мухаммед Али-хан).

В подчинении мунши-баши находилось несколько мунши низшего ранга и штат писцов.

В диван-и инша происходило оформление жалованных грамот, служебных запросов и поручений, указов об утверждении в должности, чинах и званиях.

Фирман или ярлыг, посылавшийся от имени шаха, обязательно скреплялся печатью вазира, а также печатями тех сановников, к сфере деятельности которых относился данный указ.

Ведомство осведомления (аналог тайной полиции) и почты[править]

«Ведомство осведомления», возглавлялась «харкара-баши». В ведении данного органа власти, помимо сети осведомителей, находилась так же почта.

Доставкой указов шаха и писем, исходивших из его канцелярии, занимались специальные скороходы — «чапары».

«Харкара-баши» были подчинены «забт-беги», возглавлявший ведомство конфискаций, и «насакчи-баши», ведавший приведением в исполнение смертных приговоров и других наказаний, вынесенных шахом.

Шахский двор[править]

Двор афганских шахов — «дарбар» — был выделен в особое ведомство, вернее, в целую группу ведомств п учреждений и занимал важное место в афганском государстве. Все важнейшие должности при дворе, подобно должностям в государственно-административном аппа рате, были наследственно закреплены за ханами племени дуррани.

Придворным шaxoв Дуррани, помимо исполнявшихся ими обязанностей на службе при особе государя, зачастую поручались самые разнообразные должности в гражданской или военной администрации. Они имели особую парадную одежду и знаки различия. При дворе имелись певцы, танцоры и музыканты, которые сопровождали шаха даже во время походов. Путешественники, посещавшие Афганистан, отмечают пышность двора шахов Дуррани.

Во главе придворного ведомства стоял «ишикагаси», функции которого были аналогичны функциям министра Двора и оберцеремониймейстера в европейских странах. Должность эта была наследственно закреплена за ханами клана попользаев.

Во время походов двором ведал «орду-баши», по своему положению в придворном ведомстве второе лицо после ишикагаси; орду-баш и распоряжался всем персоналом и войсковой прислугой, обслуживавшей лагерь шаха, вербовал стражников и слуг.

Хотя главную роль при дворе играли ханы племени дуррани и лишь в отдельных случаях ханы других афган ских племен (например, мухаммедзаев) среди придворных, особенно среднего и низшего ранга, было немало вы ходцев из Индии и Ирана («кизылбашей»). Порой кизылбаши достигали высоких постов. Так, некий мир Абул Хасан-хан, начав свою службу простым солдатом, затем стал «сундукдар-баши», позднее «куллерагаси» и, наконец, при шахе Шудже был назначен правителем Пешавара. На службу при дворе афганских шахов шли даже знатные индийские и иранские феодалы. Среди придворных Ахмад-шаха мы находим, например, родственников иаваба Ауда и Надир-шаха Афшара.

Придворные должности[править]

«мирахур-баши» — «великий конюший»; Эта должность была закреплена за ханами клана исхакзаев. Мирахур-баши ведал конюшнями шаха, верховыми и вьючными животными (лошадьми; верблюдами, мулами, слонами), пастбищами для скота и фуражом, конскими заводами, а также закупкой скота и его ремонтом. В подчинении у мирахур-баши находился большой штат чиновников и слуг и особая канцелярия, называвшаяся «дафтар-и каманд», в своей деятельности он был тесно связан с армией и «высочайшим диваном».

«арз-беги» — главный докладчик шаха; у Ахмад-шаха шм был Бархордар-хан. В обязанности главного докладчика — арз-беги входило сообщать шаху о поступавших на его имя жалобах и прошениях и давать на них ответы.

«пешхидмат-баши» — начальник дворцовой прислуги. Пешхидмат-баши был начальником дворцовых слуг, находившихся постоянно при особе шаха.

«пешханачи» («фарраш-баши») — начальник шахской обоза. Пешханачи был ответствен за внутреннее убранство дворца и поставку всего необходимого ко двору; во время походов он ведал обозом шаха.

«джахерчи-блши» — главный глашатай. Передавал армии, чиновникам и народу шахские фирманы.

«михмандар-баши» — начальник протокольной части, отвечавший за прием послов и гостей.

«сундукдар-баши» — ведал гардеробом шаха.

«назеркар-хана-и таам» — ведал кухней шаха.

«хаким-биши» («табиб-баши») — придворный врач.

Имелись начальники шахской охоты, особый начальник соколиной охоты и даже «собеседник шаха» — «мусахиба», или «надим-хаса».

Гарем шаха находился в ведении главного евнуха — «ходжа-сара-баши», которому подчинялись другие евнухи.

Придворный историограф[править]

Известно, что одному из мунши (секретарю) Ахмад-шаха (Махмуд-аль-Хусейни) в 1754 году было поручено исполнение обязанностей придворного историографа.

Вообще следует указать, что для поддержания своего авторитета, Дуррани стремились показать свою культуру. Ахмад-шах регулярно приглашал на свои обеды ученых-улемов и вел с ними беседы на религиозные и ученые темы. При его дворе жили поэты: Хафиз Рахмат-хан, Абдул Хамид, Афзаль-хан Хаттак, Нурулайн Вакиф.

Поэтому, по традиции шах должен был покровительствовать литературе.

Ахмад-шах в 1762 году пожаловал поэту Низамуддину Иш-рату Сиалкоти, составившему стихотворную хронику его правления, джагир и назначил «амином» — судебным чиновником в Кашмире.

Джирга[править]

В целях объединения многонационального Афганистана Ахмад-шах учредил в столице (Кандагаре) постоянное совещательное собрание — джиргу — из вождей афганских племён. Тем самым он мог одновременно получить поддержку вождей и согласие населения со своими действиями. Шах лично выбирал членов совещательного собрания, и выбранные им люди, как правило, сохраняли эти должности пожизненно. Членами собрания они были по совместительству.

Провинциальное управление[править]

Во главе вилайета (провинции) стоял хаким (губернатор).

В каждом вилайете отдельными отраслями управления ведали крупные чиновники, которые хотя и подчинялись хакиму, но назначались центром. Мелких чиновников назначал сам хаким.

Наиболее важными провинциальными чиновниками, стоявшими во главе основных отраслей управления, были следующие:

  • «диван», или «мустауфи», — начальник финансового ведомства, являвшийся также помощником правителя по вопросам гражданского управления;
  • «амир-лашкар», или «фаудждар» — командующий регулярными войсками, находящимися в вилайете. Амир-лашкар был военной опорой власти хакима. Если хаммом вилайета был сардар из племени дуррани, то он часто являлся также был и амир-лашкаром. Иногда командующий войсками провинции именовался «сипах-саларом», но такие случаи были исключением;
  • «мамур-и халисе-джат» — управляющий землями «халисе»;
  • «мудир-и гумрук» — начальник таможен, расположенных на территории вилайета.

Помимо этого, в большинстве провинций имелись начальники крепостей («каладары»), начальники полиции («миршабы», или «мирбезены»), чиновники, наблюдавшие, ва оросительной системой («мирабы»), и другие.

В каждой провинции был также «кази», ведавший граждански судом.

Хан племени назначался лично шахом, обычно по рекомендации хакима вилайета, на территории которого проживало это племя. Так, в 1747 году Ахмад-шах утвердил Мухаммед Хашим-хана Африди главой племени африди в Пешаварском округе. Во главе хаттаксв им были поставлены Хушхаль-хан и Саадатманд-хад Хаттак. Обычно хану наследовал его сын; так, например, главами какаров Зхоба последовательно были потомки Бекар-хана, получившего этот пост при Ахмад-шахе.

Судебная система[править]

Столичные и провинциальные судьи назначались шахом, обычно по рекомендации придворного имама. Столичный судья именовался «кази-аль-кузат». Известно,'что у него было 8 помощников и штат писцов.

Во всех крупных городах империи имелись судьи-кази низшего ранга, а в населенных пунктах махалов и вилайетов находились их помощники.

Шахи Дуррани стремились упрочить авторитет поставленных ими судей, старались сузить сферу применения норм обычного права и запретить, или хотя бы ограничить, кровную месть, но успеха в этом не имели.

Хотя шариатский суд и кодифицированные в нем нор мы феодального права проникали постепенно в толщу афганского племенного общества, всё же в районах, населенных племенами, господствовало обычное право. Мелкие дела решались джиргой деревни, более серьезные — маликом или ханом племени; там, где власть хана была сильна, он штрафовал виновных или заставлял их платить ком пенсацию обиженным; существовал обычай платить штраф девушками и определенная такса штрафов за убийство, увечье, воровство или ограбление.

Суд казиев действовал главным образом в городах; правда, у племен района Пешавара (момандов, халилов и др.), где власть шаха была сильнее, дела о важных преступлениях разбирались кази или хакимом вилайета. В своих решениях кази основывались на шариате и законах, изданных шахом.

Право приговаривать к смертной казни было прерогативой шаха и хакимов провинций. Осужденных на смерть бросали под ноги слона или под копыта лошадей, топили, связав по двое, спина к спине; существовали и различные телесные наказания.

При разборе дел имели место произвол и коррупция.

Кази занимались также регистрацией купчих крепостей. Шариатский суд находился в руках мусульманских законоведов и богословов. Многочисленная и влиятельная прослойка богословов— знатоков мусульманского права (улемов и муфтиев), судей (казиев), служителей при мечетях (мулл и имамов), преподавателей религиозных учебных заведений (мударрисов) и блюстителей порядка и нравственности — была важной опорой власти шаха. К этой же прослойке можно причислить ишанов и шейхов, глав могущественных суфийских орденов, многие из которых имели тысячи последователей и учеников-мюридов.

Мусульманское духовенство также ведало всеми учебными заведениями страны.

Нормы мусульманского права распространялись толь ко на мусульман; индусы вершили свои дела с помощью собственных выборных судей.

Жалование чиновникам[править]

За свою службу высшие гражданские чиновники награждались джагиром (феодальное земельное владение), кроме того, один-два раза в год им выдавали из казны некоторую сумму денег. Жалованье мелким чиновникам выплачивали деньгами и натурой. Деревенских старост, выполнявших низшие административные функции, за их помощь при сборе налогов и т. д. награждали небольшим участком земли («инам»).

Источники[править]

 
Органы власти в Дурранийской империи относится к Дурранийской империи
Правители

Ахмад-шах ДурраниТимур-Шах ДурраниЗеман-Шах ДурраниМахмуд-Шах ДурраниШуджа-Шах ДурраниАли-Шах ДурраниАюб-Шах Дуррани

Устройство и описание

Органы власти в Дурранийской империиВизирь Дурранийской империиАдминистративно-территориальное деление Дурранийской империиЭкономика Дурранийской империиОрден Дурранийской империиАрмия Дурранийской империи

Столицы

Кандагар (1747—1776) • Кабул (1776—1823; 1839—1842) • Пешавар (1776—1823; зимняя столица) • Герат (1793—1863)

Войны и битвы

Афгано-могольские войныВойны Ахмад-шаха ДурраниАфгано-сикхские войны