Шаляпин, Борис Фёдорович

Материал из Циклопедии
(перенаправлено с «Борис Шаляпин»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
← другие однофамильцы Шаляпин

Шаляпин, Борис Фёдорович

Бори́с Фёдорович Шаля́пин
Борис Шаляпин. Автопортрет
Дата рождения
5 октября 1904 года
Дата смерти
18 мая 1979 года


Гражданство
Россия Россия,
Франция Франция,
США США
Жанр
художник, скульптор







Бори́с Фёдорович Шаля́пин (22 сентября (5 октября) 1904, Москва — 18 мая 1979, Нью-Йорк) — французский и американский художник, живописец и скульптор русского происхождения, автор фирменного стиля журнала Time.

Старший сын и третий из шести детей Фёдора Ивановича Шаляпина и его жены Иолы Игнатьевны Шаляпиной-Торнаги.

Биография[править]

Ранние годы[править]

В 1904 году в семье Шаляпиных, за год до этого потерявших первенца, Игоря, вновь родился мальчик, названный Борей — в честь «коронной» отцовской роли, Бориса Годунова. В 1906 году появились ещё и близняшки — Фёдор-младший и Татьяна[1].

Борис появился на свет в зале первого этажа большого и светлого особняка в стиле ампир, который купил певец вблизи ограды Зачатьевского монастыря. Рождение сына Шаляпин переживал так, словно сам заново родился после горя, пережитого из-за смерти первенца, Игоря[2].

Фёдор Иванович Шаляпин с сыном Борисом в 1912 году.

Детство Борис провёл в Москве. С ранних лет проявил способности к рисованию: в 6 лет он нарисовал портрет Сергея Дягилева, а в восемь — А.С. Пушкина[3]. Это предопределило его судьбу.

Фёдор Иванович в 1906 году влюбился в Марию Владимировну Петцольд и завёл в Петербурге вторую семью, однако Иола Игнатьевна старалась оберегать детей от своей личной драмы. Сам Шаляпин постоянно и подолгу бывал в Москве в периоды театральных сезонов, старался проводить с детьми лето. Бывая в Москве, он всегда находил время, чтобы рассказать детям на ночь сказку (а знал их Шаляпин множество, в том числе и из «академического» афанасьевского сборника), и поиграть с ними, а порой и погулять. Правда, прогулки всегда были недолгими. Как вспоминала старшая дочь Ирина, артиста сразу же узнавали на улице, тотчас же окружали и требовали автограф. И приходилось все равно возвращаться домой[2].

Фёдор Иванович внимательно следил, как рисует Борис, как танцуют и играют драматические отрывки девочки. Он по-прежнему оставался их главным помощником, советчиком, учителем. Ирина вспоминала, как все вместе они дома готовили к Новому году благотворительную постановку детской оперы «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» композитора Миттельштетта. Маленькие артисты радостно примеряли красочные самодельные костюмы скоморохов, Месяца, Солнца, злой Царицы, доброй Царевны и печального королевича Елисея... Отец не уставал давать дельные советы по вокалу и гриму, а мама была и главный режиссер, и балетмейстер, и педагог по сценическому движению, и художник, и костюмер, и концертмейстер... Все возбуждены и счастливы[4].

Борис, как затем и его младший братик Фёдор, учился в модной Флеровской гимназии. Среди товарищей мальчики не выделялись, хотя изредка, как вспоминали однокашники, держали себя чуть свысока, как бы обозначая свой необычный статус. Отец за ними никогда сам не приезжал, потому как был постоянно занят на репетициях, всякого рода съемках или находился где-то за пределами империи на гастролях[2].

Борис Шаляпин с младшим братом Фёдором и отцом в военном госпитале, 1915г.

В 1919 году Борис начал учиться в Петрограде в академической мастерской Василия Шухаева, в 1920—1923 — в Москве в 1-х и 2-х ГСХМ у Дмитрия Кардовского, Абрама Архипова и Фёдора Захарова, в 1923—1925 годах — на скульптурном факультете ВХУТЕМАСа и в мастерской Сергея Конёнкова на Красной Пресне[5].

Эмиграция[править]

В 1923 провёл около трех месяцев в Париже, летом 1925 года вновь приехал в Париж по приглашению отца и остался; отец приобрёл для него мастерскую на Монмартре. Продолжил учёбу в академии Коларосси у Ш. Герена, в мастерских Константина Коровина и Даниила Степанова[6].

В 1927 году, во время гастролей Фёдора Шаляпина в лондонском Ковент-Гардене, открыл в фойе театра первую выставку из десяти работ: портрет сестры Лидии, рисунки на русские темы: «В чайной», «Цыгане на ярмарке», «Купец», «Степан Разин», «Пугачев» и др. В дальнейшем его выставки в театрах и концертных залах часто сопровождали выступления отца по всему миру. В январе 1929 года И.Репин, получив от Ф.Шаляпина репродукцию его портрета работы Бориса, отозвался: «...Да это взрослый и большой художник... Особенная редкость — его стиль. Но портрет Федора Ивановича Шаляпина такая убедительная картина. Начиная с позы — живой, как жизнь. Потом эта значительность фигуры, лица...»[3]

Участвовал в выставках русского искусства в парижских галереях d’Alignan (1931), La Renaissance (1932), зале Yteb (1935), в Булонь-Бийанкуре (1935) и в Праге (1935). Самым значительным вкладом в русскую культуру являются исполненные Борисом портреты отца в разных оперных образах[3].

Во французский период своей жизни художник работал как сценограф, создав декорации к опере «Демон» А.Г.Рубинштейна и к кинофильму «Дон Кихот» Г.В.Пабста (1930–1934). Искусствоведы считают, что в афишах к кинофильму «Дон Кихот» и к гастролям Федора Шаляпина в Русской опере Борис раскрылся как мастер плаката[3].

Борис жертвовал свои произведения для благотворительных целей, в том числе для лотереи в пользу Союза русских писателей и журналистов (1931) и для предрождественской выставки-продажи под покровительством великой княгини Ксении Александровны (1935).[3].

Нью-Йорк: мистер Тайм[править]

Прожив 10 лет в Париже, Борис сопровождал отца во время всех гастролей (Фёдор Иванович включал пункт о выставках сына в контракты) и в 1935 году направился с ним в США. После окончания гастролей он поселился в Нью-Йорке, с надеждой на то, что его реалистическая живопись будет оценена лучше, чем во Франции[5], охваченной модернизмом[3]. Работал иллюстратором.

Около трёх десятилетий, с 1942-го по 1970 год, Борис Шаляпин был одним из авторов обложек журнала Time. Он принадлежит к группе иллюстраторов, которые рисовали обложки золотого века издания. Кроме Шаляпина это Борис Арцыбашев, Роберт Викри[en], Джеймс Ормсби Чапин[en] и Бернард Сафран[en][7]. Борис Федорович создал 530 обложек для журнала, из которых 413 было опубликовано (нередко обложки заказывались на конкурсной основе, из них редакция выбирала лучшую), заслужив прозвище «мистер Time». Он работал чрезвычайно быстро и точно, используя акварель и гуашь[5][3].

Не воспринимая себя исключительно как журнального художника, Борис Фёдорович продуктивно работал во всех жанрах изобразительного искусства: писал портреты, ваял, мастерски работал в жанре ню, набрасывал карикатуры, а также живописал пейзажи России, Европы и Америки. Свою ностальгию по родине он выражал в изображениях «троек», цыган, волков и крестьян. В историю он вошел как портретист деятелей культуры, преимущественно русской эмиграции[5]. Ему позировали Сергей Рахманинов, Игорь Стравинский, Сергей Прокофьев, Паоло Трубецкой, Константин Коровин, Елена Бенуа, Сергей Кусевицкий, Владимир Горовиц, Александр Браиловский, Михаил Чехов, Лилия Кедрова, Аким Тамиров, Григорий Ратов, Игорь Сикорский, Мстислав Добужинский, Джордж Баланчин, Ольга Спесивцева, Анри Труайя[3].

Борис Фёдорович жил в Нью-Йорке и в штате Коннектикут[5].

Борис Шаляпин с дочерью Ириной в Москве, 1960 год.

В 1960 году он впервые после эмиграции приехал в СССР как участник фестиваля по советско-американскому культурному обмену[5]. Он с наслаждением бродил по родным улицам, сделал много этюдов и зарисовок, навестил родительский дом, побывал в гостях у Коненкова в его доме-мастерской на Тверском бульваре и написал его портрет[3].

В день полёта Гагарина в космос Шаляпину позвонил редактор и сообщил, что им необходимо сегодня же получить портрет первого космонавта для публикации на обложке журнала. Найдя фото Юрия Алексеевича в утренних газетах, мастер за семь часов написал портрет, украсивший обложку журнала Time от 21 апреля 1961 года[3].

В 1960-е годы Борис Фёдорович ещё несколько раз посещал Советский Союз, в 1968 году в Доме дружбы в Москве состоялись его выставка и встреча с советскими художниками[3].

В 1975 году состоялась персональная выставка художника в Москве, он был очень тронут тёплым приёмом на родине[3]. Именно тогда он всерьёз задумался о реализации завещания Фёдора Ивановича о перезахоронении его останков на родине[8][5]. Эта идея была реализована уже после смерти Бориса Фёдоровича его младшим братом Фёдором: после переговоров с бароном Эдуардом фон Фальц-Фейном и советским писателем Юлианом Семёновым Фёдор Фёдорович Шаляпин разрешил перенесение праха отца из Франции в Россию, о чём 24 декабря 1982 года в Вадуце, в резиденции барона Эдуарда Фальц-Фейна, в присутствии хозяина и Юлиана Семёнова был составлен соответствующий документ[9]. Церемония перезахоронения состоялась на Новодевичьем кладбище в Москве 29 октября 1984 года[10].

Борис Фёдорович Шаляпин скончался от скоротечного рака 18 мая 1979 года в Нью-Йорке. Похоронен на кладбище Фернклифф округа Уэестчестер в штате Нью-Йорк[3].

Награды[править]

В 1934 году получил большую золотую медаль Осеннего салона за деревянную скульптуру «Обнажённая».

Наследие[править]

Второй из портретов Сергея Рахманинова, выполненный в 1940 году на даче композитора, на берегу Атлантического океана, во время работы над «Симфоническими танцами», художник в 1946 году подарил Музею музыкальной культуры им. М.И.Глинки в Москве[3].

Обширная коллекция его работ и личный архив были подарены России и хранятся в музее Шаляпина в Москве. Более 300 оригинальных работ Б. Ф. Шаляпина, в основном – его обложки для журнала Time, хранятся в Американской Национальной портретной галерее[5].

Выставки[править]

Выставки русского искусства в парижских галереях d’Alignan (1931), La Renaissance (1932), зале Yteb (1935), в Булонь-Бийанкуре (1935) и в Праге (1935).

Выставка к 10-летию со дня смерти Ф.И. Шаляпина, устроенная Обществом охранения русских культурных ценностей в Париже в 1948 году[3].

Персональные выставки: в Нью-Йорке (1935, 1937, 1938, 1958), Филадельфии (1937), Лос-Анджелесе (1941), Палос-Вердес и Палм-Спрингс (штат Калифорния, 1942), Сан-Франциско (1944), Уэстпорте (штат Коннектикут, 1957), Аллентауне (штат Пенсильвания, 1958), в Лондоне (1959), Эль-Пасо (штат Техас, 1971), Гстааде (Швейцария, 1973), Палм-Бич (Флорида, 1975), Москве (1975)[3].

Галерея работ[править]

Примечания[править]

  1. Елена Меньшенина История любви: Фёдор Шаляпин и Иола Торнаги рус.. Аргументы и факты (2016-02-13).
  2. 2,0 2,1 2,2 Андрей Разоренов Душа отца рус.. Батя (мужской журнал) (2014-08-01).
  3. 3,00 3,01 3,02 3,03 3,04 3,05 3,06 3,07 3,08 3,09 3,10 3,11 3,12 3,13 3,14 3,15 Дассия Познер, внучатая племянница Б.Ф. Шаляпина 120 лет со дня рождения Б.Ф. Шаляпина рус.. Новый журнал (Нью-Йорк). 2012. № 266 (2024-10-05).
  4. «Безумно я люблю Торнаги». Казанские истории, 2017.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 5,5 5,6 5,7 Что на 30 лет связало сына легендарного оперного певца Федора Шаляпина и американский журнал «Time» рус.. Культурология.рф (2013-12-23).
  6. Портрет Иолы Шаляпиной рус.. Москва: Российский национальный музей музыки (2023).
  7. Waters, 1991
  8. Иван Толстой. Дети Шаляпина. Программа «Архивный час» на радио «Свобода» 22 марта 2015 года.
  9. Федор Федорович Шаляпин, Юлиан Семенов, Эдуард Фальц-Фейн во время написания Ф. Ф. Шаляпиным разрешения на перенос праха Ф. И. Шаляпина в Москву. Вилла «Аскания Нова», Вадуц, Лихтенштейн: 22—24 декабря 1982 года: [подборка фотографий] / фото Ю. Семенова, Э. Фальц-Фейна. — 1982.
  10. Лебедева Елена Шаляпин: возвращение в Россию рус.. Независимая газета (2018-12-08). Проверено 3 ноября 2021.

Литература[править]

  • Waters, Charles H. Annual Review of Jazz Studies 5. Anatomy of a Cover. — Scarecrow Press, 1991. — ISBN 978-0-8108-2478-2.
 
Семья
Наследие
Музеи
Память
памятники
улицы
фестивали
экранизации
прочее

Категория «Фёдор Шаляпин»

Руниверсалис

Одним из источников, использованных при создании данной статьи, является статья из википроекта «Руниверсалис» («Руни», руни.рф) под названием «Шаляпин, Борис Фёдорович», расположенная по адресу:

Материал указанной статьи полностью или частично использован в Циклопедии по лицензии CC BY-SA.

Всем участникам Руниверсалиса предлагается прочитать «Обращение к участникам Руниверсалиса» основателя Циклопедии и «Почему Циклопедия?».