Восстание в серале (балет)

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

«Восстание в серале» (фр. «La Révolte au sérail ou la revolte des femmes» — в дословном переводе: Восстание в серале, или Восстание женщин) — романтический балет-феерия[1] в трех актах балетмейстера Филиппо Тальони на музыку Теодора Лабарра.

Автор либретто: балетмейстер Филиппо Тальони.

Костюм для Жюля Перро
Костюм для Марии Тальони
Костюм для Лиз Нобле

Премьера: 4 декабря 1833 г., Королевская академия музыки, зал Ле Пелетье (Académie Royale de Musique — Le Peletier), Париж (Франция)[1][2][3][4].

Романтический стиль[править]

Это было время, когда в искусстве господствовал романтизм — возвышенные сильные страсти, истовая любовь и такая же ненависть, а герои четко подразделялись на положительных и отрицательных: если уж положительный — так положительный во всём, а если отрицательный — то просто жуть, глаза бы не смотрели.

Искусство романтизма уводило ввысь, в немыслимые дали прекрасного. Чем дальше — тем лучше — тем романтичнее. В этом бегстве от реальной жизни в произведениях романтиков тема востока была особо популярна[4][5], она придавала определенный колорит, уход от европейской традиционности — в нечто новое неизведанное.

Поэтому Филиппо Тальони, автор уже нескольких романтических балетов, в том числе выдающейся «Сильфиды»[6], приступая к работе над новым балетом, поместил действие на восток — к жестоким и властным правителям, смелым воинам, томящимся в гареме красавицам…

Сюжет[править]

Сюжет, как и положено в романтическом произведении сложен, запутан, но при этом весьма упрощен и примитивен.

В основу был положен эпизод из истории мавританского присутствия в Испании. Действие балетного спектакля происходило в Гранаде, во дворце Альгамбра, где в покоях, полных неги и восточной роскоши, плелись интриги, зрели заговоры, происходили чудесные превращения. Главной интригой произведения были сложности любви невольницы Зюльмы и героя военных сражений Измаила, которые проходят через невероятные испытания, прежде чем судьба объединяет их. А фоном их неземных чувств служили многочисленные яркие и малоправдоподобные истории и судьбоносные повороты, щедро украшенные восточными танцами, томной эротикой, сценами у бассейна в серале, военными сражениями и т. п.[4].

Три акта делились так:

  • Акт I : Сцена представляет Гренаду. Большой зал во дворце Альгамбра. В глубине двор с львами.
  • Aкт II : Бани жен гарема.
  • Aкт III : Лагерь. Восстание жён на фоне дикой природы[1][2]. Торжество счастливой любви.

Премьера[править]

Премьера прошла 4 декабря 1833 г. в Королевской академии музыки в Париже.

Художники (им отводилась особо важная роль в создании восточного колорита): Сисери (Pierre-Luc Charles Cicéri), Флёшер (Léon Feuchère), Деплешен (Edouard Despléchin), Леже-Ларбуйа (Léger-Larbouillat)[2]; художники костюмов: Лормие (Paul Lormier) и Дюпоншель (Edmond Duponchel)[2].

Исполнители партий: Мария Тальони — Зюльма (Zulma), Жюль Перро — Магомет (Mahomet)[6] (по советской Энциклопедии балета: Магомет — Л. С. Монжуа[3]), Жозеф Мазилье — Измаил (Ismaïl), Лиз Нобле — ?, Полин Леру — Зеир (Zeïr), Луиза-Элизабета Эли — невольница-негритянка (une négresse)[2].

Успех постановки был огромным[7].

«Восстание в серале» (1835). Сцена из балета с участием Марии Тальони. Неизвестный художник первой половины XIX века

В России[править]

Всё, что имело успех в Париже, должно было немедленно становиться достоянием Российской империи.

Подготовка[править]

Слухи о новом произведении Филиппа Тальони, потрясшем Париж, докатились до Петербурга, где было принято решение о перенесении балета в Петербургскую императорскую труппу. Для этой цели в Париж был срочно откомандирован балетмейстер и инспектор балетов императорского балета Антуан Титюс. А по возвращении ему вменялось немедленно приступить к постановке.

Император Николай I лично изучил либретто[4] (оно было издано в 1835 году в типографии А. А. Плюшара[8]) и занимался всеми этапами подготовки к новому спектаклю. В этом не было ничего удивительного — театр в России был изначально делом государственной важности и рассматривался как культурное мероприятие дворянства. А уж балету было отведено особое место. Балет в России первой половины 19 века стал «важнейшим из искусств».

Антуан Титюс старательно переносил на русскую сцену хореографию Тальони[4], а за его действиями внимательно наблюдал император. Декорации готовил главный декоратор и машинист Императорских театров Андреас Роллер[4], его помогали художники Сабат и Фёдоров[9]; художник по костюмам — Бальше[3].

Когда репетиции дошли до третьего действия, в котором восставшие невольницы поднимают бунт под предводительством главной героини Зюльмы, император счел необходимым вмешаться и послал специально для подготовки этой сцены своих гвардейцев — нескольких унтер-офицеров, — дабы научить танцовщиц правильно поднимать бунт путем размахивания саблями[4]. Поначалу «невольницы» с большим вдохновением отнеслись к присланным офицерам — в этом было что-то романтически пикантное, но армейские требования тех к юным прелестницам восточного гарема несколько охладили их пыл. Уроки военного дела танцовщицами императорской труппы осваивались трудно. Тогда император потребовал от исполнительниц послушания в приказном порядке. Драматический актёр Петербургской императорской труппы Фёдор Алексеевич Бурдин писал об этом в воспоминаниях: «Государь Николай Павлович страстно любил балет… Он очень интересовался постановкой балета „Восстание в серале“, где женщины должны были представлять различные военные эволюции. Для обучения всем приёмам были присланы хорошие гвардейские унтер-офицеры. Сначала это занимало танцовщиц, а потом надоело, и они стали лениться. Узнав об этом, государь приехал на репетицию и строго объявил театральным амазонкам: „Если они не будут заниматься, как следует, то он прикажет поставить их на два часа на мороз с ружьями, в танцевальных башмачках“. Надобно было видеть, с каким жаром перепуганные рекруты в юбках принялись за дело; успех превзошёл ожидания, и балет произвёл фурор»[5].

Таким образом были закончены репетиции.

Премьера в Петербурге[править]

Российская премьера балета прошла 18 декабря 1835 года в Александринском театре[9] (Энциклопедия балета (1981 г.) ошибочно называет петербургский Большой театр[3]; это невозможно — Большой театр в то время был на ремонте, перестройка его закончилась в 1836 году[10]).

Исполнители: Шарль Лашук — Магомет, Теодор Герино — Измаил, Луиза Круазет — Зюльма, Флери — Миссуф, Телешова б.[ольшая] — Минна, Телешова м.[ладшая] — Зеир, Савицкая — Гений, Софья Дранше, Спиридонова, Андреянова 1, Александра Андреянова-2, Смирнова, Быстрова, Дидье, Ефремова, Васильева, Гундорова, Ширяева, Фёдорова, Мейстер, Расова, Каростинская, Савинова, Иванова 2 — невольницы[9].

Дальнейшие постановки[править]

Балет «Восстание в серале» прочно вошел в Петербургскую труппу и неоднократно давался на сцене, просуществовав не один год.

В сентябре 1837 года на работу в Петербургскую императорскую труппу прибыли отец и дочь Тальони. И Мария Тальони, первая исполнительница партии Зюльмы, вновь вышла на сцену в этой роли 27 сентября 1837 года на сцене петербургского Большого театра[11]. Петербургская постановка настолько точно соответствовала оригинальной, созданной самим Филиппо Тальони, что Мария Тальони без труда сразу вошла в спектакль. В дальнейших спектаклях в Петербурге главную партию Зюльмы исполняли Е. И. Андреянова, Т. П. Смирнова, Н. Н. Никитина[3].

Через несколько лет ту же постановку балета «Восстание в серале» балетмейстер Теодор Герино перенес в Москву. Московская премьера прошла 15 сентября 1840 года в Большом театре — с увертюрой И. И. Иоганниса[3]); художник И. Браун, дирижёр А. С. Гурьянов; Магомет — Н. А. Пешков, Измаил — Герино, Зюльма — Е. А. Санковская[3].

В 1844 году балет ставил Жюль Перро, сам же исполнив партию короля Магомета[6].

Даже через много лет в Петербургской труппе постановка была восстановлена, и в ней блистала русская балетная звезда конца 19 — начала 20 веков Матильда Кшесинская[12].

Источники[править]