Циклопедия скорбит по жертвам террористического акта в Крокус-Сити (Красногорск, МО)

Екатерина Александровна Санковская

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Е. А. Санковская. Художник Н. Федоров (первая половина XIX в.)

Екатерина Александровна Санковская (11(23) ноября 1816, Москва — 16 (28) августа 1878, Всехсвятское, Московская губерния) — выдающаяся русская балерина московской императорской труппы первой половины XIX века.

Слава о ней и ее необычайном таланте надолго пережила ее саму, а нам остается лишь благоговеть перед ее памятью и сожалеть о сиюминутности театрального искусства.

Екатерина Александровна происходила из бедной семьи, и на получение ею хорошего образования надежды было мало[1].

Ее жизнь в балете началась в 9 лет, в 1825 году, когда она поступила в московское театральное училище, а уже через год появилась на сцене Большого театра в своей первой роли мальчика Георга, сына главного героя графа Рогоцкого, в балете «Венгерская хижина, или Знаменитые изгнанники»[2][1][3]. Таким образом, первый свой выход на сцену Санковская совершила в 10-летнем возрасте ученицей театральных классов, где ее педагогом была Фелицата Гюллень-Сор (1805 — около 1850), французская балерина, в 1823 году приехавшая в Россию вместе с мужем, известным музыкантом и композитором Фернандо Сором, работать в Московской императорской труппе. Правда, через пару лет супруг покинул и Москву, и французскую балерину, и хотя формально их брак не был расторгнут, вскоре у него появилась новая семья. А Фелицата Гюллень-Сор продолжила работу в московской императорской труппе, став первой в России женщиной-балетмейстером[4] и отдав весь свой талант и все силы новой родине — она даже приняла российское подданство. Воспитание такой великой ученицы, как Санковская, и других ее знаменитых в будущем учениц: Глафиры Ивановны Ворониной, Татьяны Сергеевны Карпаковой и др.[5] — бесспорное свидетельство ее огромных трудов. С Санковской Гюллень-Сор занималась дополнительно — театральное училище общего высокого образования не давало, и талантливая девочка получала его от своей учительницы отдельно.

С учителями Санковской действительно повезло. Русскую словесность и историю преподавал Н. И. Надеждин, вскоре сосланный правительством за публикацию «Философического письма» Чаадаева на страницах своего журнала[1].

Другим учителем Е.Санковской — по драматическому курсу — был великий русский актер Михаил Семенович Щепкин[6], и он тоже разглядел талант своей юной ученицы — и Екатерина Санковская еще девочкой стала выступать на сцене в драматических ролях[6].

Как это часто свойственно талантливым людям, она рано проявила независимый характер, и школьное начальство признавало, что она «заслужила полную признательность своими успехами, прилежанием и охотою учиться», но одновременно указывало, что Санковская «очень капризная»[1].

Закончив учебу в 1835 году[6][7] (по другим источникам 26 октября 1836 года[2][3]), она поступила в императорскую труппу, работавшую в то время в двух основных помещениях: в Большом театре и Малом. На обеих сценах тогда шли как музыкальные, так и драматические спектакли, четкого разделения на жанры еще не произошло.

Фелицата Гюллень-Сор по-прежнему покровительствовала своей лучшей ученице. В 1836 году она за свой счет повезла Санковскую в Париж и Лондон, где знакомила ее с лучшими балетными постановками Европы[6].

Самую большую славу балерине принесло выступление в балете «Сильфида» композитора Жана Шнейцхоффера 6 сентября 1837 года[7][6][2]. Этот балет еще несколько лет назад, в 1832 году, в Гранд-Опера в Париже поставил Филиппо Тальони специально для своей дочери Марии Тальони. Фелицата Гюллень-Сор, вернувшись с Санковской из поездки по Европе, перенесла для нее этот балет на сцену Большого театра. Так получилось, что в это же самое время, в сентябре 1837 года, Филипп и Мария Тальони прибыли на гастроли в Санкт-Петербург, где показывали «Сильфиду». Таким образом, две выдающиеся танцовщицы исполняли одну и ту же роль одновременно — Мария Тальони в Петербурге, а Екатерина Санковская в Москве. И оба исполнения, причем совершенно разные, признавались великолепными. Сильфида Тальони, смиряясь с обстоятельствами, уводила зрителей в мир мечты, в то время как Санковская создавала образ борительницы, протестующей против окружающей действительности[2]. Именно такой образ приветствовался интеллигентскими кругами России в условиях последекабристской реакции. М. Е. Салтыков-Щедрин назвал Санковскую «душой московского балета»; ей посвящали свои критические статьи С. Т. Аксаков, В. Г. Белинский, А. И. Герцен[7].

Советский историк балета Ю. А. Бахрушин отмечает, что во время вызовов Санковская неизменно адресовала свой первый поклон галерке и верхним ярусам, где сидели студенты, и лишь в последнюю очередь кланялась партеру и директорской ложе[1] — это действительно являлось свойством весьма независимого и крайне смелого характера. Нередко выступала она против тяжёлых условий содержания артистов императорских трупп, в этом ее поддерживал и один из ее самых блестящих партнеров, французский артист и балетмейстер Теодор Герино, работавший в московской балетной труппе[8] — но, увы, эти их выступления, в отличие от танцевальных, успеха не приносили.

Среди партий Санковской — главные роли в балетах: роль Елены из оперы Мейербера «Роберт-Дьявол» (1834)[9], «Дева Дуная» А. Адана (1838), «Восстание в серале» Т. Лабара (1840), «Морской разбойник» А. Адана (1841), «Влюблённая баядерка» на музыку Ф. Обера (1841), Флоринда и па-де-де из балета «Асмодей, хромой колдун» («Хромой бес») в постановке Теодора Герино (1843)[10], «Жизель» А. Адана (1845), «Тщетная предосторожность» (1845, балетмейстер Ираклий Никитин по редакции Ш. Дидло с музыкой Луи Герольда), графиня Анджела в балете «Тень», балетмейстер П. И. Дидье по хореографии Тальони (1845)[11], «Мечта художника» Ц. Пуни (1849), «Сатанилла» (с 1850 г.), «Пахита», «Катарина, дочь разбойника» Ц. Пуни (после 1850) и др. Последней ролью Санковской стала Эсмеральда в одноименном балете (ввод) композитора Цезаря Пуни в постановке Жюля Перро (1853)[6].

Несколько балетов из европейского репертуара она сама перенесла в качестве постановщика на сцену Большого театра: это балеты Ж. Мазилье — «Своенравная жена» (другое название: «Сумбурщица») А. Адана (1846), который выбрала для бенефиса с исполнением главной партии; Жюля Перро — «Мечта художника» Ц. Пуни (1853).

В 1854 году Екатерина Александровна Санковская покинула сцену Большого театра.

Какое-то время она преподавала бальные танцы в гимназии и давала частные уроки балета, в том числе в семье юного Константина Сергеевича Станиславского (тогда Алексеева), став его первым педагогом танца[6].

Источники[править]

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Ю. А. Бахрушин. История русского балета. М., Сов. Россия, 1965, 249 с. // Глава: Романтический балет в россии
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 Е. А. Санковская
  3. 3,0 3,1 Екатерина Санковская (Ekaterina Sankovskaya)
  4. Ю. А. Бахрушин. История русского балета. М., Сов. Россия, 1965, 249 с. // Глава: Появление романтических сюжетов в балете и возникновение русской национальной школы классического танца
  5. МОСКОВСКОЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ (Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, «Согласие», 1997)
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 6,5 6,6 Энциклопедия балета (страница 48)
  7. 7,0 7,1 7,2 Москва (энциклопедия): Санковская Екатерина Александровна
  8. Теодор Герино
  9. Блок Л. Д. Классический танец: История и современность. М.: «Искусство», 1987
  10. «ХРОМОЙ БЕС» ("Le diable boiteux) (Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, «Согласие», 1997)
  11. «ТЕНЬ» (Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, «Согласие», 1997)