Гитарист-бобыль
| |
«Гитарист-бобыль» — картина русского художника Василия Григорьевича Перова (1834—1882), написанная в 1865 году. Размер полотна — 31,2 x 22 см. Работа написана маслом на холсте. Хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.
Описание[править]
На картине изображён немолодой мужчина с гитарой в руках. Гитарист сидит около стола, на котором стоят бутылка и стакан, наполовину наполненный вином. Рядом лежит засаленная фуражка. Грязные волосы гитариста спутаны. Он сидит, ссутулившись, устремив взгляд в никуда, его пальцы легко трогают гитарные струны. На жёлтом, отёкшем лице видны морщины[1].
Комната, в которой сидит мужчина, — голая и неуютная. Он закутан в старый тулуп, что говорит о том, что в помещении так же холодно, как и на улице. Глядя на полотно, зритель понимает, что в комнате гитариста нет отопления[2].
Полотно выдержано в коричневых и жёлтых тонах, что ещё больше подчёркивает тоскливое и отчаянное настроение произведения. Пустота и неуютная атмосфера комнаты говорят не только о бедности, почти нищете, но также о холодном, безнадёжном одиночестве. Зритель понимает, что герой картины ужасно одинок, у него в душе пустота, которую он пытается хотя бы отчасти заполнить вином и звуками гитары[1].
Отзывы и критика[править]
Картина «Гитарист-бобыль» была представлена зрителям на выставке Императорской Академии художеств в 1866 году. Годом позже, в 1867 году, полотно экспонировалось на Всемирной выставке в Париже. За это произведение и за работу «Ученики- мастеровые» Василий Перов был удостоен звания академика.
Как отмечают искусствоведы, в картине «Гитарист-бобыль» чувствуется безнадёжность, которая переступила границы «красивых уютов» романтизма. Советский и российский искусствовед Владимир Леняшин ассоциирует атмосферу, которая чувствуется в картине, с монологом господина Мармеладова, который произносится героем романа Фёдора Достоевского «Преступление и наказание»:
Понимаете ли вы, милостивый государь, что значит, когда уже некуда больше идти", — иллюзии утрачены, одиночество социально и экзистенциально.
Своими полотнами «Гитарист-бобыль», «Учитель рисования» Перов также показывает, что он не может приять гармонию, подозревая, что это — ложь, подмена «страшного, тесного для сердца мира вымышленными представлениями о нём»:
И какая же гармония, если ад, - писал Леняшин.
Критики отмечают, что облик героя тщательно выписан, автору удалось придать образу своего персонажа грустный лирический характер. Благодаря этому, небольшое произведение «Гитарист-бобыль» отличается спокойной душевной теплотой и наполнено высоким гуманизмом.
Творческая и социальная позиция Перова, как художника, сложилась ещё в его юные годы. Даже пребывая в Париже в качестве пенсионера Академии художеств, Василий Григорьевич оставался верен своей приверженности образам и сюжетам, взятым из повседневной жизни простых людей. Именно в Париже определился тип бытовой картины молодого живописца — небольшого размера, своеобразной художественной новеллы о человеке, живущем обычной, часто не очень счастливой, трудной жизнью, о его мироощущении и судьбе.
В таких картинах, как «Гитарист-бобыль», «Мальчик-мастеровой», «Дворник, отдающий квартиру барыне», «Чистый понедельник», наглядно проявилось участие Перова к душевно и житейски «неустроенным» людям. Полотно, на котором изображён стареющий, пьющий, одинокий гитарист, является, по мнению специалистов, одним из самых проникновенных произведений такого типа[3].
…Именно в Париже у Перова появляется особый тип картины — однофигурной композиции, который прочно закрепится в его искусстве. «Гитарист-бобыль» и «Блаженный», «Ботаник» и «Голубятник», «Крестьянин в поле» и «Странница в поле» — разве не являются они в своей образной, пластической, композиционной структуре развитием того, что было найдено в «Шарманщике» и «Парижских шифонье», «Савояре» и «Учителе рисования»? И если участники массовых сцен — «слушающие», «выступающие», «развлекающиеся» — быстро сглаживаются в памяти, то невозможно забыть шарманщицу с приткнувшимся к ней в неудобной позе малышом, тряпичника с суровым и полным достоинства взглядом, учителя рисования (написанного уже как образ-воспоминание) с безнадёжной «тупиковостью» его душевного состояния или маленького спящего савояра, — пишет Леняшин в своей монографии «Василий Григорьевич Перов»[4].
Примечания[править]
- ↑ 1,0 1,1 Картина «Гитарист-бобыль», Перов — описание. Музеи мира. Проверено 23 января 2025.
- ↑ Гитарист-бобыль. Артхив. Проверено 23 января 2025.
- ↑ Гитарист-бобыль. Виртуальный Русский музей. Проверено 23 января 2025.
- ↑ В.А. Леняшин Василий Григорьевич Перов. Товарищество передвижных художественных выставок. Проверено 23 января 2025.
Литература[править]
- Леняшин, Владимир Алексеевич. Василий Григорьевич Перов, 1834—1882 / В. А. Леняшин. — Ленинград : Художник РСФСР, 1988. — 103,[1] с.
- Государственный Русский музей (Санкт-Петербург),Государственная Третьяковская галерея (Москва),Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург),Леняшин Владимир Алексеевич,Шувалова Ирина Николаевна. «Святые шестидесятые». Живопись, графика, скульптура в русском искусстве 1860-х. Санкт-Петербург:2002 375, (1) c.
![]() | Одним из источников, использованных при создании данной статьи, является статья из википроекта «Рувики» («ruwiki.ru») под названием «Гитарист-бобыль», расположенная по адресу:
Материал указанной статьи полностью или частично использован в Циклопедии по лицензии CC-BY-SA 4.0 и более поздних версий. Всем участникам Рувики предлагается прочитать материал «Почему Циклопедия?». |
---|