Летопись племени Нахчу

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Переселение чеченцев на Кавказ[1].

Летопись выхода племени Нахчу из селения Нахчувана — исторический документ, представляющий собой запись (по-чеченски «тептар»), повествующую о переселении чеченцев с Ближнего Востока на Кавказ[2].

Описание[править]

Летопись впервые опубликована по-русски в книге «Туземцы Северо-Восточного Кавказа» в 1895 году[3].

Пересказ Летописи на русский язык составлен на основе четырёх письменных версий предания, имевшихся в распоряжении Семёнова тептаров и принадлежавших, по словам автора, одна — жителю селения Ножай-юрт ичкерийского общества Шах-булату, другая — жителю селения Ярыксу ауховского общества Темурко Урусханову, третья — жителю селения Цонтарой (Ичкерия) мулле Арсануко и четвёртая — бывшему ичкерийскому кадию Шамилю Каратаеву.

Летопись повествует, что раньше чеченцы жили в неком городе Нахчуван. В 685 году чеченцы (точнее три брата — Абдул-хан, Рашид-хан и Хамзат-хан, сыновья господина Али Сирийского) переселились в Кагызман, затем в Арзуман, затем в Халиб, и наконец добрались до Чечни — реки Баксан, а затем к реке Аргун.

В 922 году пришли в Авар князья Кабатийские Суракат и Кагар, названные князьями еврейскими. Суракат поселился в Аваре, а Кагар в Чир-юрте (аул в Чечне). Очевидно, Летопись здесь зафиксировала эпоху Хазарского каганата, когда Дагестане, и на Северном Кавказе вообще, господствовали хазары, исповедовавшие иудаизм.

Кто такой Кагар непонятно. Возможно, это искажённый титул «каган». Суракат — это правитель Аварского нуцальства, лицо довольно загадочное, но жившие не в 10 веке, а в середине 13 века. Впрочем, не исключено, что имя Суракат мог носить и более ранний правитель аварцев.

«Летопись племени Нахчу» подчёркивает, что в то время «в горах» было только 3 князя — чеченский — Аргун и евреи — Суракат и Кагар, причём Аргун был мусульманином, а Суракат и Кагар — «неверными».

Летопись сообщает (от имени Аргуна), что «Ислам явился к нам с востока и начался с Кара-Хайдака, где стал имамом Шейх-Ахмад, получивший титул «владетель открытого места, старик преклонных лет и мученик за веру», прибывший туда с Абдулою и Абдул-Муслимом (полководцы халифа Мервана 8 века, обратившие дагестанцев в ислам. Вели жестокие войны с хазарами)».

«Они распространили Ислам войною от Кара-Хайдака до Чир-юрта».

Из этих уже слов чеченской летописи ясно, что горские евреи воевали с арабами и местными мусульманами, причём имам Шейх-Ахмад назван мучеником за веру, из чего можно понять, что он погиб в войне с евреями.

То что война шла именно с евреями ясно из следующих слов этой Летописи: «Кагара они убили, разрушили место его пребывания, сожгли его башни и затем ушли».

Однако война шла практически на равных, — потому что «Вскоре Шейх-Ахмад и Абдула были убиты, остался один Абдул-Муслим, выступивший со своими войсками против Сураката, жившего в горах, в Хунзахе. Сураката он убил, забрал все его сокровища и драгоценности, сжег его башни, истребил все его владение и сам остался жить в Аваре, как имам всего Дагестана и каждого мусульманина. Он сделался аварским князем».

Но войну выиграли евреи, так как после смерти Абдул-Муслима Хунзахом опять завладел потомок Сураката. Род Сураката со временем умножился и власть переходила в нем по наследству от одного к другому. Следовательно, все князья Хунзаха происходят от Сураката, а не от Магомеда. Весь Дагестан, вплоть до Яссы, остался в их власти. Это произошло в 645 году хиджры, то есть в 1247 году.

Интересно, что на этом Летопись обрывается.

Данная летопись является единственным источником, в котором приписывается еврейство Суракату. Иногда это толкуют как попытку обосновать еврейское (хазарское) происхождение аварских ханов, которые в 19 веке придерживались пророссийской ориентации и при этом претендовали на происхождение от курейшитов. Аварские ханы были окончательно истреблены имамом Шамилем. В доказательство нападок на Суроката со стороны автора Летописи можно видеть и в том, что он приписывает Суракату предка фараона, одиозного для мусульманина.

С этим трактованием трудно согласится, ведь война хазар иудеев с арабами действительно была. Русов иногда отождествляли с хазарами, а предком Сураката назван некий Урусхан. Между тем, писарь Имама Шамиля Хаджи али Нахибаши из с. Чох, указывал, что хунзахские правители — это пришельцы с Севера из племени «руссов». В хронике «История Ирхана», говорится, что Хазары и Авары упомянуты как «чистые русы». Дело в том, что русы служили хазарам в армии и флоте, и поэтому хазар и русов иногда стали смешивать восточные авторы. Следовательно, Суракат и вправду мог быть хазарским иудеем.

Другим важным тезисом Летописи является указание на ближневосточное происхождение чеченцев.

Текст[править]

(Летопись выхода племени Нахчу из селения Нахчувана[4] в 17-день месяца Раджаба[5] 63 года после хиджрии[6], по смерти пророка (да будет над ним мир и благословение от Аллаха)

Во имя Аллаха милостивого, милосердного!

Хвала Аллаху, Господу миров!

Да будет благословение и мир над тем, после которого не пророка!

Из вышеупомянутого благословенного селения Нахчувана вышли три брата:

Абдул-хан, Рашид-хан и Хамзат-хан, сыновья господина Али Сирийского[7], носившего в свое время титул «князь правителей и властелин властителей»[8], жившего сто лет и умершего — да помилует его Аллах — в Сирии[9].

После смерти отца их княжеская и султанская власть перешла в руки людей неправедных, а именно, место его занял Омар-бену-Хасан-Шами.

Вследствие этого братья бежали в Нахчуван. Из Нахчувана они ушли в Кагызман[10], где жили родственники отца их, в том числе их дядя Гази-Хамзат. Там они прожили десять лет. Младший брат Хамзат-хан там и умер. Из Кагызмана Абдул-хан и Рашид-хан перешли в Арзуман[11], где прожили шесть лет. Там умер второй брат Рашид-хан, — да помилует его Всевышний Аллах; он был шахид. Абдул-хан перешел в Халиб[12] со своим семейством, состоявшим из трех сыновей, четырех дочерей, жены и племянника - сына Рашид-хана. Здесь племянник Абдул-хана женился на дочери князя неверных Албулата. Оставив племянника в Халибе, Абдул-хан перешел со своим семейством в одно место, где кроме волков и других зверей никого больше не было, и где протекала небольшая речка Басхан[13]. Там он построил несколько каменных башен. Из родившихся у него на том месте сыновей одного он назвал Басханом. Там он и умер — да помилует его Всевышний Аллах.

После Абдул-хана осталось три сына: Шам-хан, Сейд-Али и Фахруддин, и четыре дочери: Загидат, Фатимат, Хабисат и Зайнаб. Он умер, будучи девяносто лет от роду.

Я, бедный Шам-хан, пишущий эти строки, — третье поколение от нашего предка, господина Али Сирийского. В 153 году после хиджрии[14] я выдал сестер своих замуж за князей Абазака[15] и у них взял себе жену, дочь Сурхая. Из-за сестер моих между мною и абазаками возникла вражда и ненависть, вследствие чего мы — я и братья мои — переселились с Басхана к небольшой речке Аргун, где основали свое местожительство[16]. У брата моего Сейд-Али после того родился сын, которого мы назвали Аргуном. Сейд-Али на этом месте и остался. Для Фахруддина мы избрали место жительства Байна-Саврайни[17], а я ушёл в Нашах[18] и поселился там, в построенной мною каменной башне. Это было 213 году после хиджрии[19].

Шам-хан умер в Нашахе. После того в Нашахе образовалось тринадцать колен[20].

Я, бедный Хамзат, сын Шам-хана, четвертый потомок наших предков, повествую: Аргун, сын Сейд-Али, оставил своё местожительство своим братьям и перешел на жительство в Махкете[21], вместе с ними перешел туда и наш дядя Фахруддин. Там они прожили десять лет, я же оставался жить в Нашахе, в башне. Однажды мы с Аргуном и Фахруддином, по уговору, пошли осматривать окрестные горы, и нашли в них одно прекрасное место, покрытое лесом. Аргун переселился на это место, и там образовалось большое селение, названное Аргуном. Фахруддин не остался там, а перешел на жительство ко мне в Нашах. В то время на горах, кроме селений Аргуна, Карата[22] и Нашаха, других не было. Тогда же пришли в Авар[23] князья Кабатийские Суракат и Кагар, князья еврейские[24]. Суракат поселился в Аваре, а Кагар в Чир-юрте[25]. Суракат был сын Суртана, сына Аулхана, сына Умахана, сына Прусс-шаха, сына Бакира, сына Намруда, сына Баяра, сына Переда, сына Тахмаза, сына Саита, сына Амира, а Амир был сыном фараона[26]. — От Адама до фараона было 98 поколений людей. Князья пришли в Авар в 370 году после хиджрии[27].

Всю плоскость занимали калмуки[28], царём которых был Навруз-хан, живший на Тереке. Владения Навруз-хана находились между севером[29], Сарисином[30], лежащим между двумя валами, и Абазаком. Навруз-хан и сын его Карабит владели этим местом 163 года.

Потом явился шах шиитов по имени Таймасхан и завладел пространством от Терека до Грузии и от севера до Сарисина, но на третий год он возвратился из этого края в свою страну, где и умер.

После Таймасхана явился некто Темир-Султан-хан, шах шиитов[31], и завладел всем краем. Он предпринимал со своими войсками, подобно своему предшественнику, военные движения и кое-чего из задуманного им достиг.

В Сарисине он оставил летопись, чтобы известны были дела прежних правителей страны. Потом он возвратился из Сарисина в Притеречный край и потом куда-то исчез. Был он жив или умер — никто не знал, кроме одного человека, чародея. Этот человек рассказывал, что видел его в царстве злых духов, женатым на дочери царя духов; он был прикрыт покрывалом. Войско его, сильно опечаленное, рассеялось. Большая часть этого войска поселилась на горах, в стране, называемой Награйни[32] и после того в Награйни стали жить шииты. И теперь живущие на пространстве от Сарисина до Койсу люди, не знающие своего происхождения, суть потомки их. Это было в 430 году после хиджрии[33].

Я, бедный Аргун, пятый потомок наших предков, был князем в горах. Других князей не было, кроме Сураката и Кагара. Они были неверные, а я был мусульманином. Ислам явился к нам с востока и начался с Кара-Хайдака[34], где стал имамом Шейх-Ахмад, получивший титул «владетель открытого места, старик преклонных лет и мученик за веру», прибывший туда с Абдулою и Абдул-Муслимом[35]. Все они были корейши из дома пророка, — да будет над ним благословение и мир. Они распространили Ислам войною от Кара-Хайдака до Чир-юрта[36]. Кагара они убили, разрушили место его пребывания, сожгли его башни и затем ушли. Вскоре Шейх-Ахмад и Абдула были убиты, остался один Абдул-Муслим, выступивший со своими войсками против Сураката, жившего в горах, в Хунзахе[37]. Сураката он убил, забрал все его сокровища и драгоценности, сжёг его башни, истребил все его владение и сам остался жить в Аваре, как имам всего Дагестана и каждого мусульманина. Он сделался аварским князем.

После смерти Абдул-Муслима Хунзахом опять завладел потомок Сураката. Род Сураката со временем умножился и власть переходила в нём по наследству от одного к другому. Следовательно, все князья Хунзаха происходят от Сураката, а не от посланника Аллаха — да будет над ним благословление и мир. Весь Дагестан, вплоть до Яссы, остался в их власти. Описанное произошло в 645 году после хиджрии[38].

Эта летопись переписана в год появления нашего великого имама Гази-Мухаммеда Гимрийского в 1244 году после хиджрии[39], который впоследствии, после третьего намаза в понедельник, 12 рабиуль-ахира 1248 года хиджрии[40], умер мучеником в рукопашном бою во время сражения с неверными.

Факты[править]

  • Во многих публикациях Летописи в интернете, фраза «князья еврейские» убрана.

См. также[править]

Источники[править]

  1. Чеченцы
  2. Летопись племени Нахчу
  3. Н. Семенов "Туземцы Северо-Восточного Кавказа", С-Пб., 1895 г.
  4. Нахчуван (Нахчеван) - из различных исторических источников известны, по крайней мере, четыре населенных пункта с подобным названием: древний город Нахчеван на озере Урмия (современный Иран), нынешний Нахичевань в Закавказье, среденевековая крепость Нахчеван в Кахетии и город Нахчеван в Турции, в Кагызманском округе, существующий и теперь. Судя по тексту, в котором упоминается Кагызман, речь в летописи идет о турецком Нахчеване. Это название сотоит из двукх частей: "нахче" - самоназвание чеченцев и "ван" - поселение, город (см.Г.Капанцян, "Историко-лингвистическое значение топономики древней Армении", - Историко-лингвистические работы, т.12, Ереван, 1975г., стр.148-150). Следовательно, название Нахчеван буквально означает "город чеченцев".
  5. Месяц Раджаб соответствует июлю.
  6. 63-й год хиджрии соответствует 685 году новой эры по христианскому календарю.
  7. В тексте летописи стоит "Сейд-Али-Шами"; сейд - "господин" (араб.), а Шами - чеченское название Ближнего Востока вообще и Сирии в частности.
  8. В летописи этот титул передается по-арабски: "Сейедуль Умараи Султану Салатини".
  9. В тексте Шами.
  10. Кагызман - город в Турции (Карсская область).
  11. Арзуман - так в чеченской транскрипции звучит название города Арзерума (Эрзерума) в Турции. Город этот имеет чрезвычайно древнюю историю и первоначально назывался Арзу ("орел"; в смысле "орлиное гнездо" - ср.с названием ингушской крепости Эрзи - "орел"). В 7 веке н.э. город Арзу, захваченный арабами, был сожжен. Затем его восстановили византийцы (называемые на Востоке румами) и стех пор он стал называться Арзе-Рум, то есть "Арзу византийский" ("румийский").
  12. Упоминание страны и народа халибов в чеченской летописи чрезвычайно любопытно! Халибы упоминаются еще в "Илиаде" Гомера; они выступают против греков на стороне троянцев во время троянской войны, относимой учеными к 12 веку до н.э. Халибы прославились в древнем мире как народ, первым научившийся добывать железо из руды; в древнегреческом языке железо даже получило наименование "халиб". Из произведений античных авторов (в частности, Страбона) известно, что халибы жили на берегу Черного моря, в районе современного Трапезунда (Трабзона) и являлись потомками урартийцев (халдов или, как их еще называли, халибов). Затем, в эпоху средневековья, все упоминания о халибах (халдах) исчезли из мировой литературы, сохранившись только в переводах античных текстов на новые языки. Исчез и народ халибов (халдов).Упоминание в чеченских письменных преданиях халибов свидетельствует о каких-то древнейших, не дошедших до нас, истоках, повествующих об происхождении чеченцев и о их родстве с урартийцами (халибами).
  13. Басхан - современная река Баксан, впадающая в Малку, приток Терека. Басхан (Басхи) по-чеченски, буквально - "река, текущая по склону"; Малка (Малхи) - "теплая (или "небыстрая") река". Терек в древности назывался Ломехи ("горная река"). Все эти названия свидетельствуют о гораздо более западном распространении чеченского языка в древнюю эпоху. Об этом же и говорится в древнейших грузинских летописях ("Картлис Цховреба"), свидетельствующих, что предки вайнахов жили "от реки Ломехи (Терека) до пределов Кавказа на западе".
  14. То есть в 775 году.
  15. Абазак - возможно, абхазцы или абазины.
  16. "Местожительство на речке Аргун" не следует путать с современным городом Аргуном, носящим у чеченцев совсем другое название (Устаргардой). Вероятно, речь идет о каком-то неизвестном нам древнем горном селении на реке Аргун.
  17. Название Байна-Саврайни дублируется в данной летописи хорошо известным топонимом Сюйр-Корт (гора, которая замыкает с юга Ханкальскую долину в окрестностях Грозного).
  18. Местность в горах между реками Гехи и Рошни, признаваемая подавляющим большинством чеченских, ингушских кланов в качестве своей древней прародины. По преданию, в Нашахе хранился древний бронзовый котел, на котором были вычеканены названия всех коренных чеченских и ингушских тайпов. Многие ученые полагают, что название Нашах (Нашха) является основой или производным от самоназвания чеченцев - нахче.
  19. То есть в 835 году.
  20. В современной Чечено-Ингушетии проживают 12 колен-обществ, происходящих из Нашаха (3 в Ингушетии и - 9 в Чечне). Возможно, 13-м коленом некоторые нахоязычные этнические группы в горной Грузии.
  21. Современное село в Чечне; в основе названия лежит слово "мохк" - "владение", "край", "страна" и топонимообразующий суффикс "те" в значении "на", "к".
  22. Село в Андии (Дагестан), лежащее на правом берегу Андийского Койсу.
  23. То есть, в Аварию.
  24. Под "еврейскими князьями", очевидно, следует понимать хазарских царей, так как в Хазарии исповедовали иудаизм. Возможно, имя Кагар есть искаженный титул хазарских владык (каган).
  25. Аул в Чечне, или одноимённый кумыкский аул в Дагестане.
  26. В тексте стоит "пир1ун" ("фараон").
  27. В 992 году.
  28. Калмуки - реминисценция древних тюрских кочевников, возможно, половцев. Исторические калмыки (калмуки) появились на Северном Кавказе гораздо позже.
  29. В тексте стоит тюркское выражение "темирказык" ("железный кол") - так кумыки называют северную полярную звезду и вообще север.
  30. Сарасин - древний город на Волге (бывшая хазарская крепость Сарашен), современный Царицын.
  31. Шииты - широко распространенное обозначение персов, но в тоже время, одно из ветвей ислама.
  32. Награйни (араб.) - "междуречье". Не совсем ясна локализация этой местности. Из последующих описаний можно предположить, что речь идет о степях между Волгой и равнинным Дагестаном, которые были в ту пору заняты хазарами.
  33. В 1052 году.
  34. Местность в Южном Дагестане.
  35. Реальные лица, полководцы халифа Мервана II (VIII век), обратившие дагестанцев в ислам. Вели жестокие войны с хазарами.
  36. Чир-юрт - селение в Дагестане (не путать с чеченским Чири-юртом).
  37. Хунзах - столица Аварии, местопребывание аварских ханов.
  38. В 1247 году.
  39. В 1828 году.
  40. В апреле 1832 года.