Ганди, Манилал
Манилал Мохандас Ганди
- Место рождения
- Раджкот, Британская Индия
- Место смерти
- Феникс (Наталь), ЮАР
- Подданство
Британская Индия
ЮАР
- Род деятельности
- политический деятель, журналист
- Отец
- Махатма Ганди
- Мать
- Кастурба Ганди
- Супруга
- Сушила Машрувала
- Вероисповедание
- индуизм
Манилал Мохандас Ганди (28 октября 1892 — 5 апреля 1956) — второй сын и последователь идей Махатмы Ганди из семьи Ганди, реализовывавший его идеи в Южной Африке.
Биографические данные[править]
Манилал родился в Раджкоте, Британская Индия, вторым из четырех сыновей Мохандаса и Кастурбы Ганди. Детство мальчика прошло в Раджкоте, и в 1897 году он впервые отправился в Южную Африку, куда его отец переехал несколькими годами ранее как юрисконсульт фирмы «Дада Абдулла и Ко» в провинции Наталь[1]. Семья некоторое время жила в Дурбане и Йоханнесбурге.
Детские годы Манилала прошли в заботах о младших братьях и в трудах по дому, где мальчики выполняли всю работу и достигли успехов в выращивании ананасов. Первоначально воспитанием старших детей занималась гувернантка-англичанка, нанятая за семь фунтов в месяц. Их заставляли носить чулки и ботинки, учили пользоваться ножами и вилками и подавали на завтрак овсяную кашу. Потом Ганди отказал гувернантке и сам занялся обучением, заявив, что школы и колледжи являются «оплотами рабства». В программу отца-учителя входили родной язык (гуджарати), арифметика, история и география. Предполагалось также изучение английского языка. Вместо привычных уроков он практиковал беседы и прогулки, принципиально не пользуясь учебниками и гордясь, что его сыновья не читают книг. «Дети усваивают на слух гораздо больше и с меньшим трудом, чем зрительно. Не помню, чтобы мы с мальчиками прочли хоть одну книгу от корки до корки», — говорил Мохандас. Он пересказывал им по памяти «Бхагавад-гиту» и «Рамаяну» и совершал с ними продолжительные пешие прогулки. «Мне очень нравилось проводить время с детьми, а привычка играть и забавляться с ними сохранилась у меня и по сей день», — утверждал он. Правда, окружающие больше помнят, что в доме царила атмосфера не игр, а нравоучений[1].
Между 1906 и 1914 годами он жил в поселениях Феникс (основано в 1904 году в Квазулу-Наталь) и Толстой-Фарм (в Гаутенге), основанных его отцом для реализации его идей сатьяграхи[2].
Целую главу в своей автобиографической книге Махатма посвятил истории лечения 10-летнего Манилала от брюшного тифа, осложнившегося воспалением лёгких. Отказавшись от прописанных лекарств, он сажал мальчика в воду до пояса и держал три минуты. Затем в течение трех дней он давал ему апельсиновый сок, разбавленный водой. Температура у больного доходила до 38°. По ночам он бредил. После того, как наступил кризис, отец перевёл сына на 40-дневную диету из разбавленного молока и фруктовых соков, а затем приступил к лечению компрессами из земли, увлажнённой холодной водой, которые ставил больным на живот[1].

Отцовское воспитание было порой очень жёстким. Однажды Манилал пришёл к отцу в офис в восьми километрах от дома и рассматривал картинки в толстой книге. Не захватив с собой очки, он подносил книгу близко к глазам. Отец заметил это и потребовал, чтобы мальчик сходил за очками домой. Таким образом, Манилал за этот день прошагал пешком 32 км. С той поры он больше никогда не забывал очков[3].
В отличие от своего отца, который был склонен смотреть на африканцев свысока, Манилал отождествлял себя со всеми не-белыми, которые боролись за улучшение своей жизни и обеспечение своих прав на землю и равные гражданские права[4].
В 1910 году Манилал, которому тогда было всего семнадцать лет, присоединился к борьбе сатьяграхи и между 1910 и 1913 годами он отсидел четыре тюремных срока, два из них всего по десять дней, а два других по три месяца каждый. Находясь в тюрьме в Питермарицбурге, а затем в Дурбане в 1913 году, он возглавил голодовку с требованием улучшения условий содержания[4].
С 1913 года Манилал выехал в Индию (в сопровождении родителей). Он стал одним из основателей ашрама Ганди в Ахмадабаде и начал изучать производство кхади[4].
Манилал вернулся в Южную Африку в 1917 году, чтобы помочь в выпуске основанной его отцом в 1903 году газеты Indian Opinion, еженедельного издания на гуджарати и английском языке, в Фениксе, Дурбан. Особенно важно было наладить выпуск на гуджаратском языке[2].
При жизни отца Манилал во всем беспрекословно соглашался с ним. На определенном этапе это стало вызывать у Ганди беспокойство, и он написал сыну 31 января 1918 г.: «Ты — не узник мой, а друг. Вот тебе мой совет — сначала обдумай все, что я говорю, а затем поступай так, как тебе кажется правильным»[1].
К 1918 году Манилал делал большую часть работы для прессы, а в 1920 году занял пост редактора. Он оставался редактором Indian Opinion до 1956 года, года своей смерти и работал бесплатно, так как Махатма считал, что деятельность человека должна быть направлена на умножение блага, а не на личную прибыль[2].
Как общественный активист, Манилал присоединился к возрожденному Индийскому конгрессу Наталя (Natal Indian Congress, NIC) в начале 1920-х годов и, не имея официальных должностей, работал в комитете NIC и через Indian Opinion поддерживал кампании Конгресса[4].
Выросший в Южной Африке в одном из сельских ашрамов своего отца, Манилал и его брат Рамдас подвергли сомнению идею аскетизма, навязанную его отцом всем его соратникам. Махатма возражал на упрёки сыновей: «Вы боитесь собственной тени, воображая множество несчастий. Продолжайте с радостью делать то, что можете, и будьте счастливы… Могу сказать, что теперь я начал понимать, почему вы страдаете. Не зная этого, вы пытаетесь казаться лучше, чем вы хотите, но вы должны контролировать такое желание. В этом суть учения Бхагавад-гиты, и в этом заключается правда. Смирение у вас есть в достаточной мере, но вы чувствуете боль в уме, воображая, что вам чего-то не хватает. Поступать так — полная противоположность смирению. Смирение всегда делает человека довольным тем, кто вы есть. Почему вы должны, увидев чей-то дворец, снести свою маленькую хижину? Почему вы не должны думать о своей хижине, что она намного лучше дворца? Неправда, что те, кто живет во дворцах, счастливее тех, кто живет в хижинах. Счастье заключается в том, чтобы быть довольным»[5].
Ума Дхупелия-Местри, внучка Манилала, в своей книге «Узник Ганди? Жизнь сына Ганди Манилала» написала: «Феникс и жизнь Манилала переплелись так, как он и представить себе не мог. Там он выполнял тяжелую работу, работал на земле, проводил время в типографии, помогая в выпуске газеты, ухаживал за пожилыми и больными»[2].
Как и его отец, Манилал несколько раз попадал в тюрьму по распоряжению британских колониальных властей после протестов по поводу несправедливых законов и дискриминации. Он был одним из первых 78 марширующих, сопровождавших Ганди на Соляном марше 1930 года, за что и был заключен в тюрьму[2].
В 1930-х годах в индийской политике были разногласия, и в 1934 году Манилал и Альберт Кристофер сформировали более радикальную, в сравнении с NIC, Индийскую ассоциацию уроженцев и поселенцев колоний (Colonial Born and Settlers Indian Association). Политическую позицию Манилала можно было бы охарактеризовать как «никаких принципиальных компромиссов, никакой особой защиты корыстных интересов для богатых за счет большинства и готовность предложить сатьяграху, когда законы были несправедливы». Таким образом, он поддерживал кампании, возглавляемые доктором Юсуфом Даду в Трансваале, и молодых радикалов, которых в конечном итоге возглавил доктор Г. М. Найкер (Gangathura Mohambry "Monty" Naicker) в Натале[4].
Ума Дхупелиа-Местри, внучка Манилала, в своей биографической книге о деде отметила, что второй сын Махатмы только раз ослушался своего знаменитого родителя. Когда в 1934 г. у Манилала родился сын, Махатма хотел, чтобы малыша назвали Говинда (один из эпитетов бога Кришны), но родители выбрали мальчику имя Арун[2][1].
После рождения сына Манилал пытался зарабатывать деньги выращиванием табака. Осознав, что это противоречит этическим принципам гандизма, он перепрофилировал хозяйство на кукурузу и сахарный тростник[1].
Супруга Манилала Сушила стала его партнёром в типографии, вскоре взяв на себя ответственность за финансы и раздел газеты на гуджарати. Их трое детей должны были помогать в типографии, как только становились достаточно взрослыми[4]. Манилал считал ненасилие и сатьяграху способами обеспечить перемены. Он был бесстрашен и готов умереть за дело, если это было необходимо. Как журналист он освещал несправедливости, которым подвергались все чернокожие, и Indian Opinion опубликовал множество важных разоблачений. Его миссия как журналиста заключалась не только в предоставлении информации, но и в обеспечении перемен[4].
Манилал проявил себя в ЮАР как убеждённый борец против апартеида. В начале 1950-х годов он регулярно высказывал опасения по поводу коммунизма и в 1954 году вступил в Либеральную партию, выступавшую за равные права белого и чёрного населения ЮАР и на треть состоявшую из выходцев из Индии[1].
Манилал скончался от тромбоза сосудов головного мозга после инсульта[2]. После его кончины оказалось, что он не оставил ни цента на своих счетах. Его жена Сушила продолжала выпускать газету до 1961 года[4].
Борец против апартеида[править]
Манилал в ЮАР последовательно выступал против апартеида. В 1946 году он участвовал в демонстрациях NIC против Закона о землевладении в Азии («гетто»). Хотя он возглавлял участников пассивного сопротивления в маршах через границу Трансвааля в 1948 году, полиция не арестовала его. В 1951 году он начал индивидуальную кампанию протеста против мелких законов апартеида, таких как судейский апартеид, отдельные библиотеки и почтовые отделения, но полиция снова не тронула его. Он предпринимал долговременные посты в Фениксе, чтобы очистить себя для большего служения и гарантировать, что борьба людей за свои права в Южной Африке была ненасильственной[4].
В 1952 году он принял участие в кампании неповиновения и вместе с Патриком Дунканом и другими отправился в африканское поселение в Бенони. За это он отсидел в тюрьме 38 дней (из назначенного наказания в 50 дней заключения), ему был уже 61 год[4].
Ашрам Ганди[править]
Самым важным вкладом Манилала и его жены было поддержание Phoenix Settlement, что имело большое значение, поскольку это был первый ашрам Ганди, где он развивал многие из своих идей. Если бы не самоотверженность сына, ашрам захирел бы после отъезда Махатмы, ещё в 1920-х годах[4].
В 1950 году дом Ганди был перестроен и назван Sarvodaya (Благосостояние человечества). В 1954 году в Фениксе была открыта школа, названная Kasturba Gandhi Government Aided School. Эта школа стала продолжением общественной миссии Сушилы, которая в течение нескольких лет руководила неформальной школой для окрестных жителей[4].
В 1984 году, когда Сушила проходила лечение от диабета в Индии, напавшие сквоттеры сравняли Феникс с землёй при попустительстве местных властей[6].
Семья[править]
Мохандас Ганди женился на Кастурбе, когда и он, и его жена были подростками (ей было 14, а ему 13 лет)[7].
Кастурба впервые забеременела в возрасте 17 лет. Её первый ребёнок родился преждевременно и умер в младенчестве вскоре после смерти свёкра в 1885 году. Несмотря на то, что следующие четверо сыновей достигли взрослости, Кастурба всю жизнь горевала о первенце[8]. Мохандас воспринял смерть младенца как наказание за то, что оставил умирающего отца на попечении дяди, а сам удалился в супружескую спальню. Ночью в дверь постучал слуга и сообщил, что Карамчанда Ганди больше нет в живых. «Мне было страшно стыдно, я чувствовал себя глубоко несчастным. Я помчался в комнату отца. Если бы животная страсть не ослепила меня, мне не пришлось бы мучиться раскаянием за разлуку с отцом за несколько минут до его смерти. Я массировал бы его, и он умер бы у меня на руках», — сетовал он[1].
Братья[править]
- Харилал (23 августа 1888 — 18 июня 1948)
- Рамдас (2 января 1897 — 14 апреля 1969) — индийский общественный деятель, редактор созданной Махатмой Ганди газеты Navjivan, третий сын Махатмы из семьи Ганди.
- Девдас (также Девадас, 22 мая 1900 — 3 августа 1957) — младший сын Мохандаса и Кастурбы Ганди, последователь идей своего отца, многолетний редактор основанной Махатмой газеты Hindustan Times.
Семья и дети[править]
В 1926 году Манилал рассказал своему отцу о Фатиме Гул, в которую он влюбился в Южной Африке. Фатима была мусульманкой гуджаратского происхождения. Но Ганди выразил свое несогласие и написал:
«Если вы будете придерживаться индуизма, а Фатима будет следовать исламу, это будет похоже на то, как если бы вы вложили два меча в одни ножны; или вы оба можете потерять свою веру. И какой тогда должна быть вера ваших детей?… Это не дхарма, а только адхарма, если Фатима согласится принять индуизм только для того, чтобы выйти за вас замуж. Вера — это не вещь, похожая на одежду, которую можно менять в угоду нашему удобству»[9].
В 1927 году 35-летнему Манилалу устроили другую невесту: 19-летняя Сушила (24 августа 1907 г. — ноябрь 1988 г.) происходила из индуистской общины и схожего социального слоя. Она была дочерью Нанабхаи Машрувалы из Аколы, штат Бомбей, и племянницей близкого соратника Ганди и жителя ашрама Севаграм Кишорлала Машрувалы. Брак был устроен семьями будущих супругов обычным индийским способом. После свадьбы Сушила должным образом присоединилась к своему мужу в Южной Африке и стала его соратницей. У них было трое детей:
- Сита Дхупелия (р. 1928). Её дочь Ума Д. Местри подготовила биографию деда «Узник Ганди? Жизнь сына Ганди Манилала»;
- Арун Манилал Ганди (1934–2023) — писатель и общественный деятель;
- Эла Ганди Рамгобин (р. 1940) — южноафриканский политик, депутат парламента ЮАР в 1994-2004 годах[4].
Арун и его младшая сестра столкнулись с преследованием не только со стороны белых, но и чёрных сверстников, и родители в 1945 году отправили их в Индию, на воспитание деда, где дети прожили в ашраме Севаграм до декабря 1947 года. «Я едва знал его, но он был таким милым человеком, что мне потребовалось всего пять минут, чтобы привязаться к нему», — вспоминал Арун. «Он был очень сострадательным и добрым, и с первой минуты он успокоил меня и мою младшую сестру». Там Арун, как и его отец, познакомился с жесткими правилами деда: однажды, когда он по пути из школы выбросил негодный огрызок карандаша, Мохандас заставил его вернуться и найти его, объяснив, что именно таким образом в обществе распространяется сверхпотребление и неуважение к природе[10].
Ссылки[править]
- Письма Сушилы Ганди: от работника прессы до доверительного управляющего поселением Феникс, 1928-1977. На английском языке с комментариями.
Примечания[править]
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 В.Кашин МАХАТМА ГАНДИ И ЕГО ДЕТИ. Азия и Африка сегодня 2006 № 3 (2023-06-04).
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 Dhupelia-Mesthrie, Uma (2007). «Gandhi’s South African Family». India International Centre Quarterly. 34 (2): 34-45. JSTOR 23006303.
- ↑ Dhupelia-Mesthrie U. Gandhi's Prisoner? The Life of Gandhi's Son Manilal. Delhi: Permanent Black, 2005. - ISBN 9788178241166. - 419 c. - c. 57.
- ↑ 4,00 4,01 4,02 4,03 4,04 4,05 4,06 4,07 4,08 4,09 4,10 4,11 4,12 Manilal Gandhi англ.. South African History Online (2020-08-26).
- ↑ Prof. Dr. Yogendra Yadav Mahatma Gandhi and his son Ramdas-II англ.. The Gandhi-King Community (2012-06-20).
- ↑ Archana Prasad Remembering Sushila Gandhi 1907-1988 англ.. The Gandhi Legacy Tour (2017-08-24).
- ↑ Gandhi, Mohandas K. Playing the Husband. Wikilivres (1940). Архивировано из первоисточника 7 марта 2023. Проверено 20 февраля 2023.
- ↑ Gandhi, Arun (14 October 2000). Kasturba: A Life. Penguin UK. ISBN 9780140299717.
- ↑ Guha, Ramchandra (2018). Gandhi: The Years That Changed the World. Penguin Allen Lane. ISBN 978-0670083886. — с. 240.
- ↑ Vicki Power Arun Gandhi: ‘My grandfather saw my anger as fuel for change’ англ.. The Guardian (2017-09-30).
![]() | Одним из источников, использованных при создании данной статьи, является статья из википроекта «Руниверсалис» («Руни», руни.рф) под названием «Ганди, Манилал», расположенная по адресу:
Материал указанной статьи полностью или частично использован в Циклопедии по лицензии CC BY-SA. Всем участникам Руниверсалиса предлагается прочитать «Обращение к участникам Руниверсалиса» основателя Циклопедии и «Почему Циклопедия?». |
---|