Циклопедия скорбит по жертвам террористического акта в Крокус-Сити (Красногорск, МО)

Марианна Борисовна Черкасская

Материал из Циклопедии
(перенаправлено с «Мария Борисовна Черкасская»)
Перейти к навигации Перейти к поиску

Марианна Борисовна Черкасская-Палечек


Имя при рождении
Марианна (Мария) Борисовна Черкасская


Дата рождения
25 февраля 1876 года
Место рождения
Санкт-Петербург, Российская империя
Дата смерти
11 января 1934 года
Место смерти
Рига, Латвия



Род деятельности
оперная певица, педагог вокала
Страна
Российская империя, Латвия
Певческий голос
сопрано









"Ruslan and Ludmila", Glinka 1907

Мария (Марианна) Борисовна Черкасская (по мужу Палечек; 13(25) февраля 1876, Петербург — 11 января 1934, Рига) — оперная певица (лирико-драматическое сопрано) и вокальный педагог.

Муж: Николай Осипович Палечек, чиновник Министерства просвещения, сын выдающегося певца и музыкального деятеля Йозефа Пелечека.

Биография[править]

Учёба[править]

Княжна Марианна Черкасская родилась в Санкт-Петербурге в аристократической семье 13 (25) февраля 1876 года.

Училась в Смольном институте благородных девиц[1][2]. После окончания основного курса Смольного института благородных девиц она еще два года занималась там же, в пепиньерских классах, готовивших выпускниц института в наставницы. Однако Черкасская не стала классной дамой[2]. Она поступила в Петербургскую консерваторию, педагог К. Ферни-Джиральдони[3].

Императорская труппа[править]

В 1900 году окончила Петербургскую консерваторию и — по протекции дирижера Э. Ф. Направника[2] — сразу же дебютировала в Мариинском театре при Петербургской императорской труппе в партии Татьяны — «Евгений Онегин» П. Чайковского[4][5][6] или Тамары — «Демон» А. Г. Рубинштейна[7].

1900—1918 — солистка Петербургской императорской труппы.

В 1914 году Черкасская была приглашена петь Брунгильду в постановке вагнеровской тетралогии в Берлине[2].

Концертирование[править]

Помимо работы в стационарных театрах, много гастролировала по России: 1913 — в антрепризе Серебрякова и за рубежом: 1907 — участвовала в концертах «Русских сезонов» в Париже с С. П. Дягилевым[8], 1909 — в Ла Скала, 1911 — в Парижском театре Сары Бернар, в Афинах, 1917 — в Монте-Карло (в опере «Демон» выступала в партнерстве с М. Баттистини).

Октябрьский переворот[править]

Сразу после революции жизнь певицы круто меняется — с 1918 года она больше не артистка Мариинского театра[2]; более того: как чуждый революционному рабоче-крестьянскому духу аристократический элемент, она по трудовой повинности вынуждена была разгружать баржи с дровами на набережной Невы[9]. Хрупкая женщина, привыкшая к другой деятельности и иному времяпровождению, плохо справлялась с такой работой. Но бороться было невозможно — слишком неравны оказались силы.

Литератор-эмигрант А. В. Амфитеатров писал позже об этом периоде жизни известной певицы в некрологе по ее кончине, что она имела «мужество решительно отказаться от повинности увеселять „пришедшего хама“. Европейское имя спасло ее от репрессий, но зато ограбили ее дочиста; из богатой женщины она в один день стала нищею. И в то время как разных своих подлипал и блюдолизов советские меценаты катали в автомобилях, оставляли им в собственности дома и имения, платили им „за халтуру“ вагонами съестных припасов, Марианну Борисовну, в дырявых башмаках, гнали на „субботники“ разбирать баржи на Неве» («Сегодня», 1934, 28 января)[2].

Тогда же было принято решение эмигрировать. Поздней осенью 1918 года, дав в небольшом частном зале прощальный концерт для друзей и поклонников, Марианна Борисовна вместе с сыном Алексеем оставила родной город. Муж, Николай Осипович Палечек, некогда влиятельный чиновник Министерства просвещения, оставался в Петрограде (Петербурге-Ленинграде)[2]. Забегая вперед, скажем, что его «патриотизм» не прошел ему даром: «сталинская чистка» не обошла его — 27 декабря 1937 за «антисоветскую агитацию» он был приговорен к высшей мере наказания, а спустя два дня расстрелян. Но это будет позже.

Марианна Борисовна Черкасская сменила несколько стран, жили в Афинах, Париже, Шанхае… Список смененных мест за столь короткое время огромен: Египет, Индия, Сингапур, Китай, Япония, США, Бразилия, Аргентина, Уругвай. Везде она давала концерты, это было еще и материальной необходимостью: в 1921 — в Шанхае, 1922 — в Париже (Гранд-Опера). Но поселиться в Париже, где нашли пристанище многие русские эмигранты, не получилось. Зато удалось получить приглашение гастролировать в Литве, затем — в Латвии.

MariannaCherk.jpg

Латвия[править]

В конце концов осели в Риге. По одним данным, в 1919—1929 гг. она работала солисткой Латышской оперы[4]. По другим — первое выступление Марианны Черкасской в Риге состоялось 13 февраля 1926 года на сцене Латвийской национальной оперы в «Гугенотах» Дж. Мейербера[1]. А. В. Амфитеатров также пишет, что она приехала в Ригу с гастрольными концертами в 1926 году и так и осталась в Латвии, встретив там и бывших коллег по сцене (среди них Д.Смирнов, К. Петраускас, Л. Липковская, В. Барсова, М. Максакова, какое-то время там же выступал Ф. И. Шаляпин), и радушного зрителя[2].

Какое-то время участвовала в эмигрантской оперной труппе Алексея Церетели.

В Латвии Марианна Борисовна Черкасская постоянно принимала участие в благотворительных концертах — несмотря на то, что очень нуждалась, будучи беженкой в эмиграции[1].

Её искусство оказало немалое влияние на формирование латвийской оперной школы[1][3]. Она много занималась педагогической деятельностью, давала частные уроки[2] — это помогало материальному положению, но тем самым она воспитала целую плеяду учеников. Она же привела на оперную сцену собственного сына Алексея, тоже ставшего оперным певцом.

Могила Марианны Черкасской. Рига

С возрастом, оставив оперную сцену, ещё какое-то время продолжала концертировать и вела педагогическую работу, преподавала в Рижской консерватории.

Скончалась в Риге — как раз в то время, когда сын гастролировал в США; там же остался на ПМЖ (постоянное место жительства)[2].

Похоронена в Риге на Покровском кладбище. Спустя время памятник пришел в негодное состояние. Лишь усилиями Пушкинского общества Латвии на могиле М. Черкасской по чертежам архитектора В. М. Шервинского восстановлен православный крест, сектор Б, № 4[3].

На своей родине, в ставшей советской России, имя знаменитой певицы оказалось старательно забыто, даже специфические музыкальные издания советской поры давали о ней совершенно ничтожные, а часто и совсем далекие от истины сведения: например, что она скончалась в 1931 году — неправда! — она умерла в 1934 году, о чем свидетельствуют документы[3].

Потомки[править]

Сын: Алексей Николаевич Черкасский-Палечек (1904, Россия — 1980, США) — оперный певец, режиссёр оперных спектаклей, затем работал на радиостанции «Голос Америки». Его дочь Марианна Чаркасская-младшая (Marianna Tcherkassky[10]) — американская балерина, в течение 1970—1996 гг. солистка Американского балета (American Ballet Theatre)[9][3], ныне в Pittsburgh Ballet Theatre[11].

Камерный репертуар[править]

Камерный репертуар певицы включал произведения А. Гречанинова, В. Калинникова, кантаты И. С. Баха.

Оперные партии[править]

М.Черкасская в партии Татьяны (опера «Евгений Онегин»)
М.Черкасская в партии Лизы (опера «Пиковая дама»)
В. Касторский — Рангони, М. Черкасская — Марина Мнишек («Борис Годунов»)

Аудиозаписи[править]

Записывалась на грампластинки; всего записала 25 произведений: оперные арии, романсы, дуэты (в Петербурге «Э. Берлинерс Граммофон», 1899; «Граммофон», 1907, 1913) и Киеве («Артистотипия», 1914)[4].

В марте 1925 участвовала в первой технической пробе-трансляции оперы «Саломея» Р. Штрауса (п/у В. И. Сука)[4].

Часть архивных документов (личная переписка и т. д.) и аудиозаписей певицы хранится в ИРЛИ (Санкт-Петербург) и* в Институте русской литературы (Пушкинский дом) РАН[12].

  • ИРЛИ - это и есть Институт русской литературы (Пушкинский Дом)Российской академии наук (Санкт-Петербург)-испр. сотрудником Библиотеки РАН,

(отд. ИРЛИ) Булдиной О.А.

Значение творчества[править]

Певице посвятили свои романсы А. П. Боначич («Ты помнишь ли, над морем мы сидели», 1899), А. Манн («Чарующее слово», 1899; рукопись романса хранится в отд. ГПБ, ф. 1047, № 38)[4].

Пружанский А. М. (Отечественные певцы. 1750—1917: Словарь. — Изд. 2-е испр. и доп., электронное. — М., 2008) о певице: «Обладала легким, ровным (во всех регистрах), удивительным по красоте голосом мягкого, густого тембра, близким к меццо-сопрано с ярким „металлическим“ верхним регистром и безупречной музыкальностью. Её исполнение отличалось кантиленностью, выразительной фразировкой»[4].

Источники[править]