Циклопедия скорбит по жертвам террористического акта в Крокус-Сити (Красногорск, МО)

Соглашение Хаавара

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Соглашение Хаавара,
нем. Das Ha’avara-Abkommen,
нем. Palästina-Transfer
или нем. Hoofien-Abkommen
нем. Das Haavara Abkommen u.a. jüdische Auswanderungen,
англ. The Haavara Transfer Agreement
Подготовлен май — август 1933 года
Подписан
— место
25.08.1933
Третий рейх Третий рейх, Берлин
Вступил в силу
— условия
август 1933 года
эмиграция немецких евреев из Германии в Палестину
Стороны Третий рейх Третий рейх Имперское министерство экономики,
Сионистская Федерация Германии[en],
Великобритания Великобритания Англо-Палестинский банк[en]
Язык немецкий язык
Март 1934. Евреи Германии на пути в Палестину. Фото: Jewish Museum Berlin.

Соглашение Хаавара (ивр. הסכם העברה, heském haavará: «соглашение о перемещении», англ. The Haavara Transfer Agreement, соглашение Хаавара, соглашение о трансфере) — договор между Сионистской Федерацией Германии, Англо-Палестинским банком APC (действующего по приказу Еврейского агентства, официального органа исполнительной власти в Подмандатной Палестине) и Министерством экономики Германии, по оказанию содействия в эмиграции евреев Германии в Палестину, и по переводу в Палестину части имущества этих эмигрантов.

Было создано агентство Ха‘авара. Репатрианты, сдав все свои средства агентству, получали от него 1 тысячу палестинских фунтов для въезда в Палестину «на правах капиталистов». Агентство покупало немецкие товары и переправляло в Палестину; после их продажи репатрианты получали деньги[1]

Благодаря этому около 10% немецких евреев покинуло Германию в 1933—1939 годах: из Германии в Палестину выехали 50—60 тысяч немецких евреев и было передано товаров на сумму 100−140 миллионов рейхсмарок. С 1933 года по март 1937 года немецкие власти выдали 18 700 разрешений на перевод валютных средств. Хотя в целом речь шла о сумме в 117 миллионов рейхсмарок, реально после продажи товаров на счета репатриантов из Германии было вложено лишь 9 миллионов марок. Все уезжавшие евреи обязаны были заплатить особый «налог на побег», который в совокупности составил за эти годы 186 миллионов рейхсмарок.

Общие сведения[править]

Интересы сторон[править]

Придя к власти Адольф Гитлер и его единомышленники не могли сразу осуществить мечту избавиться от евреев (их в то время в Германии насчитывалось немногим более 500 тысяч человек, 0,7% населения). Было решено заставить евреев уезжать экономическим удушением. В результате дискриминационных законов многие евреи оказались без средств к существованию.

В ответ евреи объявили Германии торговую войну, что нанесло по экономике Германии сильный удар.

Германские власти пошли поэтому на соглашение Хаавара, так как оно помогало им изгнать из Германии евреев и преодолеть последствия торгового бойкота, организованного американскими евреями по предложению Бейтара. Этот бойкот был эффективен, и соглашение пробило в нём брешь и породило мысли о его прекращении. Также, соглашение позволило Германии улучшить внешнеторговый баланс и получить иностранную валюту. К тому же имущество евреев, которое тогда ещё не отбиралось бесплатно, досталось немецким властям по низким ценам.

Немецкие власти запретили евреям вывоз денег из страны. Поэтому многие евреи боялись эмигрировать, опасаясь остаться без средств к существованию. Соглашение позволило им вывезти с собой в Страну Израиля некоторую часть своих денег. Кроме того, владельцы капиталов могли получить сертификат, дающий им право на иммиграцию по категории владельцев сумм более £1000 (вне установленного властями лимита).

Еврейское агентство желало стимулировать алию и спасти от преследований немецких евреев, сохранив, по возможности, их имущество.

В то время в Эрец-Исраэль жило почти 200 тысяч евреев, которые составляли лишь 19% населения, и большинство из них были бедны, а израильской экономике недоставало капиталовложений. Британские власти ограничивала иммиграцию евреев, за исключением богатых людей, которые ввозили капитал в размере не менее £ 1000 (около $ 5000) на человека. Возможность перевести деньги открывала иммиграцию в Эрец-Исраэль многим немецким евреям.

Английские мандатные власти были заинтересованы в капиталовложениях в местную экономику. Так как капиталы поступали в основном в виде машин и оборудования, это способствовало промышленному и общеэкономическому развитию Эрец-Исраэль.

20 апреля 1933 года председатель Сионистской Федерации Германии Курт Блюменфельд в письме всем локальным сионистским отделениям написал: «Никогда не было такой возможности для победы идеи сионизма как сегодня», видимо имея ввиду то, что сионистам необходимо было воспользоваться ситуацией, для укрепления позиций евреев в Эрец-Исраэль.

Ѓанотеа[править]

До подписания соглашения Хаавара важнейшим инструментом по переводу денежных средств эмигрировавших в Палестину немецких евреев являлась деятельность Сэма Коэна, владельца частной цитрусовой компании Ханотеа (ивр. ‏הנוטע‏‎, транскрипция: hanotéa), зарегистрированной в Тель-Авиве.

«Ѓаноте́а» (הנוטע) — сионистская компания, предназначенная для создания плантаций цитрусовых культур. Создана в мае 1933 года для возможности передачи капитала из Германии в Палестину. «Ѓанотеа» служила для помощи иммиграции немецких евреев в Палестину в рамках сионистского движения.

В 1931 году правительство Брюнинга наложило запрет на перемещение капиталов из Германии. Это ограничение крайне затруднило большинству евреев возможность удовлетворения требований по иммиграции многих принимающих стран, если они не обладали активами за границей.

В 1931 году в результате арабских погромов 1929—1930 годов британская администрация подмандатной Палестины ввела квоты и ограничения на иммиграцию. Вне квот в Палестине принимались репатрианты, оплатившие денежный взнос от 1000 фунтов стерлингов, право на въезд которым предоставлял «сертификат капиталистов» (Kapitalisten-Zertifikate). Этих репатриантов называли «капиталистами».

Пробные проекты компании «Ѓанотеа», как в дальнейшем и соглашение Хаавара, предлагали единственную возможность обхода некоторых из этих барьеров в первые 5 лет правления Гитлера.

Сэм Коэн начал переговоры с правительством Германии о трансфере финансовых средств немецких евреев, желающих эмигрировать из Германии в Пелестину, ещё в 1932 году. Эти переговоры продолжились после прихода к власти Гитлера.

В мае 1933 года «Ѓанотеа» предложила правительству Германии использовать заблокированные в рейхсмарках счета еврейских эмигрантов из Германии в качестве необходимых для выращивания цитрусовых поставок товаров и оборудования (насосы, трактора, удобрения). В обмен на такие поставки «Ѓанотеа» обязалась выплачивать эмигрантам их эквивалент в местной валюте. Общий объем поставок оборудования составил 1 миллион рейхсмарок. Разрешение на трансфер денежных средств из Германии в Палестину по предложенной схеме было получено, и в марте или мае 1933 года между «Ѓанотеа» и Министерством экономики Германии в Берлине было подписано первое соглашение.

Коэн прибегнул к схеме трансфера. Похожие условия использовались в контрактах правительства Польши с Англо-Палестинским банком при эмиграции польских евреев в Палестину во время четвёртой алии в 1920-х годах для финансирования польского импорта в Палестину.

Сторонником переговоров о трансфере был Генрих Вольф, германский консул в Иерусалиме с ноября 1932 года по сентябрь 1935 года, который с конца апреля предпринимал попытки достижения соглашения о мирном исходе евреев из Германии. Вольф вместе с Коэном работал над планом расширения ограничений схемы трансфера

Поддержка идеи трансфера исходила и от министра иностранных дел фон Нейрата. Роль МИДа в Берлине не может быть переоценена. Их воздействие на Министерство экономики отражено в ноте Ханса Хартенштейна из Отдела валютного контроля Министерства экономики, направленной в МИД 22 июля 1933 года. Возглавляемое Альфредом Гугенбергом Министерство экономики и Рейхсбанк под началом Ялмара Шахта положительно отнеслись к идеям Коэна и генерального консула Вольфа и поддержали разработку соглашения.

В мае 1933 года в Берлине начались переговоры между Коэном от «Ѓанотеа» и Ханса Хартенштейна. Вероятно, основные положения 2-го договора «Ѓанотеа» были выработаны к середине мая, что подтверждается нотой Министерства экономики, отправленной 19 мая в Тель-Авив для компании «Ѓанотеа». Переговоры завершились подписанием предварительного соглашения, изложенным в письме Министерства экономики компании «Ѓанотеа» от 18 июля 1933 года. Но при этом Министерство экономики Третьего рейха настояло на участии в действии договора официальных сионистских организаций. В этот раз контракт был заключён на 3 миллиона рейхсмарок.

Но это соглашение не было реализовано из-за борьбы за контроль над переводом денег, и под давлением со стороны Гада Махнеса и Сэма Коэна был достигнут новый компромисс. Англо-палестинский банк создал специальную компанию-посредника для перевода денег, а Сэм Коэн получал проценты как посредник от всех совершаемых сделок. 25 августа 1933 года было подписано соглашение между германским министерством экономики и компанией «Англо-Палестина, ООО» о переводе 3 миллионов марок в Эрец-исраэлья.

Соглашение делало различие между теми евреями, которые эмигрировали в Эрец-Исраэль из Германии немедленно, и теми, кто сделал это позже. Те, кто ехал сразу, подавали заявление, платили часть денег посредникам, а прочее поступало на временное хранение на счёт номер 1 в банке темплеров, управлявшемся Рейхсбанком. Те, кто хотели эмигрировать потом, вкладывали свои деньги (до 50 тысяч марок) на специальный счёт номер 2 в банке темплеров. Эти деньги, в принципе, были заморожены до появления вкладчика в Стране Израиля, но могли быть использованы для покупки земли или инвестиций, обеспечивающих новым репатриантам источник дохода. Англо-палестинский банк мог снимать деньги немецких репатриантов (за вычетом пошлин) со счетов в банке темплеров, и использовать их для покупки машин и оборудования или для оплаты товаров, заказанных израильскими импортёрами.

Успешная деятельность компании «Ѓанотеа» и её удачная схема по переводу денежных средств открыла пути для последующего заключения соглашения Хаавара.

Деятельность Коэна описал член исполкома Сохнута и глава отдела абсорбции репатриантов из Германии Артур Руппин на XVIII Сионистском конгрессе, когда в Берлине переговоры о заключении соглашения Хаавара практически завершились.

Хаавара[править]

Хотя многие еврейские лидеры, такие как Зеев Жаботинский, категорически были против послаблений бойкота, в Эрец-Исраэль на это смотрели по другому, видя в сделки с Гитлером возможность как увеличить алию, так и экономически укрепить Ишув.

За подписание соглашения Хаавара выступали лидеры ишува из окружения Давида Бен-Гуриона. От партии Мапай поддержку соглашению Хаавара высказала Голда Меир. Сионисты-социалисты (лидеры партии Мапай и Гистадрута) шли на компромиссы с британскими и немецкими властями, выступали против бойкота Германии и поддерживали проведение соглашения о трансфере. Договор о трансфере отражал мнение партии Мапай, выступавшей за постепенную, контролируемую еврейскую иммиграцию, что обеспечивало баланс между алиёй и экономическими возможностями по её приёму путём сдерживания количества репатриантов из расчёта финансовых ресурсов еврейского ишува.

В 1933 году в Германию для заключения договора был отправлен член правления Сионистской организации и глава Политического отдела Еврейского агентства Хаим Арлозоров, возможно потому, что его любовница Магда Геббельс имела сильное влияние на Гитлера. Арлозоров стал ключевой фигурой при выработке условий соглашения Хаавара.

На совещании в Берлине 7 августа 1933 года представители Министерства экономики Германии, Сэм Коэн от компании Ханотеа, мистер Элиезер Зигфрид Хоофиен (Eliezer Siegfried Hoofien) от Англо-Палестинского банка в Тель-Авиве, доктор Артур Руппин от Еврейского агентства для Палестины и представители Сионистской Федерации Германии договорились о создании в Палестине общественной трастовой компании, которой вместо Ханотеа предстояло продавать немецкие товары и передавать выручку иммигрантам по их прибытии в Палестину. Так была создана компания Хаавара (The Haavara Trust and Transfer Company Ltd., Trust and Transfer Office Haavara Ltd.).

После обмена письмами сторон с заключительными деталями соглашения о трансфере 10 и 22 августа Министерство экономики направило Хоофиену итоговую ноту 25 августа 1933 года.

Менеджер компании Хаавара господин Маргулиес выражал крайнее недовольство из-за нерешительности сионистского движения относительно соглашения о трансфере, так как Еврейское агентство до 1935 года маскировало свою роль в договоре и пыталось представить его как экономический контракт между частными компаниями, а не официальными сторонами.

Многие деятели сионистского движения возражали против бойкота, считая, что такая акция подрывает позиции и свободу действий движения в Германии Сторонники соглашения считали, что бойкот будет недолговечным, так как ни Советский Союз, ни страны Запада его не поддержали, а соглашение укрепит позиции евреев в Эрец-Исраэль.

В апреле 1935 года на заседании Главного Совета Сионистской организации в Иерусалиме Моше Шарет, возглавивший Политический отдел Еврейского агентства после гибели Арлозорова, жёстко раскритиковал бойкот Германии.

В 1935 году на бойкотированном сионистами-ревизионистами XIX Сионистском конгрессе соглашение о трансфере было одобрено большинством голосов (169 «за», 12 «против», 17 «воздержались»). Решением конгресса контроль над применением договора Хаавара был поручен исполкому Еврейского агентства.

Суть соглашения[править]

Трансфер производила компаниями Paltreu (Palästina-Treuhandstelle zur Beratung deutscher Juden, Берлин, Фридрихштрассе, 218) и Хаавара, созданной в августе или 5 ноября 1933 года в Тель-Авиве.

Пример сертификата, который выдавала компания Хаавара выезжающему в Эрец-Исраэль еврею, приводится в серии «Heritage: Civilization and the Jews» (PBS).

Условием выезда было внесение каждым евреем суммы 1000 фунтов стерлингов, в некоторых случаях 2000 фунтов стерлингов, на банковский счёт. На эти средства компания Хаавара закупала германские товары для экспорта из Германии в Эрец-Исраэль. После прибытия в Эрец-Исраэль репатриант должен был получить согласно договору эквивалент внесённой в Германии суммы в палестинских фунтах, приравниваемых к фунтам стерлингов. При этом немецкое правительство забирало половину денег от продажи еврейской собственности. По мере роста аппетитов гитлеровцев изъятия при обмене стали такими, что к 1938 году «эквивалент», получаемый эмигрантом, не превышал 10% исходной суммы.

Поэтому, состоятельные еврейские эмигранты старались вывезти из страны как можно больше денег нелегально. По оценкам немецкого министерства финансов, эмигранты вывезли нелегально из Германии свыше 40 миллионов марок наличными деньгами. Но большинство евреев были людьми со скромным достатком, причем и они были ограблены нацистскими властями.

Для подготовки к жизни в Эрец-Исраэль сионистам было разрешено организовать в Германии сеть лагерей по аналогу кибуцев, где готовящиеся к эмиграции люди получали востребованные в Эрец-Исраэль трудовые навыки.

Реализация[править]

В декабре 1937 года в докладе Отдела валютного контроля Германии сообщалось, что приблизительно из 120 тысяч евреев покинувших страну с 1933 года 40 тысяч выехало в Палестину.

Соглашение дополнительно стимулировало евреев покидать Германию.

Германский дипломат, глава Политического отдела VII по делам Среднего Востока МИДа Германии Вернер Отто фон Хентиг, негативно относившийся к антисемитской риторике нацистов и стремившийся спасти немецких евреев от притесняющего их режима, также поддерживал повышение концентрации еврейских эмигрантов в Эрец-Исраэль в качестве противодействия политике Англии в регионе. Фон Хентиг, дипломат «старой школы», активно поддерживающий соглашение Хаавара от МИДа Германии, в конце 1937 года заявил, что ежегодно в Эрец-Исраэль выезжало 30—40 тысяч эмигрантов.

Так как, рынок Эрец-Исраэль слишком мал, с 1935 года действие соглашения было расширено на продажу германских товаров в соседние арабские страны. Обе стороны (Еврейское агентство и Министерство экономики Германии) взаимовыгодно расширили действие договора на соседствующие Египет, Сирию и Ирак в 1934 и 1935 годах.

Подобные соглашения были предложены странам Центральной и Восточной Европы. Договоренность была достигнута с правительством Чехии, что позволило отправить тысячи евреев и полмиллиона фунтов стерлингов из этой страны в Эрец-Исраэль до начала Второй мировой войны.

Позднее эффективность соглашения стала резко падать, так как после арабского восстания британские власти дополнительно ограничили еврейскую репатриацию, а нацисты перешли к прямому и полному грабежу еврейской собственности, что привело к обнищанию немецких евреев.

Результаты[править]

Цель германских властей была достигнута — бойкот был нарушен. Результатом соглашения стало значительное увеличение германского экспорта в Эрец-Исраэль. Германия переместилась с 4-го места, занимаемого среди экспортёров в Эрец-Исраэль в 1933 году, на 2-е место после Великобритании в июле 1936 года. К июню 1937 года Германия заняла первое место при доле в 16,1% от всего импорта Эрец-Исраэль.

Соглашения способствовало созданию государства Израиль, чему благоприятствовал трансфер денежных средств и импорт товаров из Германии в Эрец-Исраэль. За время действия соглашения Хаавара из Германии в Эрец-Исраэль выехало около 60 тысяч евреев и было переведено по некоторым данным 100 миллионов долларов США (приблизительно 1,7 миллиардов долларов США по курсу 2009 года).

Из Германии репатриировались бизнесмены, врачи, инженеры, учёные и другие квалифицированные специалисты. Заметно увеличилась общая численность еврейского меньшинства в Эрец-Исраэль. К 1939 году евреи составили уже около 60% трудоспособного населения (от 15 до 49 лет) Эрец-Исраэль, когда численность арабов в данной группе упала до 40%. Согласно данным проведённой в условиях всемирного еврейского бойкота переписи населения, в Германии проживало 503 900 евреев. Из них эмигрировало, по разным данным, от 267 тысяч до более чем 347 тысяч немецких евреев. Из этого числа по разным данным 50−60 тысяч переехало в Эрец-Исраэль согласно соглашению Хаавара. По переписи населения подмандатной Палестины 1931 года её население составляло 1,035 миллиона человек, в том числе 174,6 тысяч евреев (17% населения). К 1936 году еврейское население Эрец-Исраэль достигло численности 400 тысяч человек (31% населения). После Второй мировой войны численность евреев Эрец-Исраэль составила 33%.

Из примерно 120 тысяч эмигрировавших из Германии к осени 1937 года евреев одна треть выехала в европейские страны, другая треть — в Палестину, и треть переселилась за океан — в США, Латинскую Америку, Южную Африку и прочие страны.

Хотя про йеки (немецких евреев) в Израиле рассказывали анекдоты, например, про строящих дорогу и передающих кирпичи по цепочке со словами «Bitte shÖn Herr Professor! Danke shÖn, Herr Doctor!», но в действительности, именно они во многом заложили базу военной, научной и экономической мощи Израиля.

См. также[править]

Источники[править]

  1. КЕЭ, том: 2. Кол.: 78–89.