Евреи в экономике Германии в 1920-х — 1930-х годах

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Изгнание еврея-преподавателя.
DONZtsFXUAIs0dx.jpg large.jpg
Nazi-jewish-boycott.jpg
SA Jews.jpg
Bundesarchiv Bild 183-1987-0413-502, Berlin, im Scheunenviertel, Juden.jpg
Bundesarchiv Bild 183-1987-0413-503, Berlin, im Scheunenviertel, Juden.jpg
Bundesarchiv Bild 183-1987-0413-504, Berlin, im Scheuenviertel, Juden.jpg
Bundesarchiv Bild 183-1987-0413-505, Berlin, im Scheunenviertel, Juden.jpg
Bundesarchiv Bild 183-H26763, Berlin, Razzia im Scheunenviertel.jpg
Bundesarchiv Bild 183-H29506, Berlin, Razzia im Scheunenviertel.jpg
Bundesarchiv Bild 183-1987-0413-508, Berlin, im Scheunenviertel, Juden.jpg
Image-1058653-galleryV9-blmz-1058653.jpg

Евреи в экономике Германии в 1920-х — 1930-х годах — роль евреев в немецкой экономике в эпохе предшествовавший приходу Гитлера к власти, и до Холокоста.

Общие сведения[править]

В 1933 году, когда к власти в Германии пришёл Адольф Гитлер, в стране проживало около 500 тысяч евреев[1] (точнее, согласно данным всегерманской переписи населения, 16 июля 1933 года в Германии проживало 503 900 евреев), при общей численности населения 66 027 тысяч или 65 218 тысяч человек[2]. Таким образом, численность евреев в Германии составляла около 0,7%. Примерно 70% евреев проживало в крупных городах. Евреи составляли 3,8% населения Берлина.

Ещё в XIX веке в Германии происходило быстрое продвижение евреев в экономической и социальной областях, к концу XIX века большинство евреев Германии жило в больших городах и принадлежало к зажиточным слоям населения.

В 1907 году евреи, составлявшие менее 1% всего населения, составляли 6% врачей, 15% адвокатов, 14% университетских профессоров.

В 1910 году евреи Берлина, которые составляли не более 5% его населения, платили 30% налогов.

Согласно переписи 1925 года, евреи составляя менее 1% населения, составляли 16% юристов, 10% врачей, 6,5% аптекарей, 7,5% актёров, около 5% писателей, университетских профессоров, редакторов и театральных директоров.

Но в Берлине в 1925 году евреи составляли 47,9% врачей (45% директоров больниц были евреями), 37,5% дантистов, 32,2% аптекарей, 50,2% адвокатов, 7,5% художников, 8,5% редакторов, 14,2% театральных режиссеров, продюсеров и директоров театров, 12,3% актёров[3].

Евреям принадлежало 79% универмагов всей Германии.

Немецкие предприниматели в большинстве не могли конкурировать с евреями, разорялись, и «примкнули к нацистам»[4].

Почти все крупные газеты тоже принадлежали евреям.

58,8% евреев Германии были бизнесменами в сфере торговли и гостиничного дела, 25,85% — бизнесменами в промышленной сфере.

На некоторых факультетах вузов в Берлине, особенно медицинском, на 1933 год евреев-юношей было до 21,5% от общего числа студентов, а евреек — до 25,4% от числа всех студенток[5].

Противники евреев отмечали:

Евреи заняли все ведущие государственные должности, как в государстве, так и в отдельных территориальных областях.
В 1930 году 346 фирм, или 57,3 % в торговле металлом были еврейскими. В торговле металлоломом из 514 фирм 219, или 41 %, были еврейскими. В торговле зерном из 6809 торговцев 1543, или 22,7 %, были евреями. Торговцы тканями, из 9984 3938, или 39,4 %, были евреями. В торговле женским бельем 81 фирма из 133 была еврейской, или 60,9 %.
Подавляющее влияние евреев в финансовом и банковском деле. Здесь практически все бизнесы в руках евреев. Оба директора ведущих банков Deutsche Bank и Discontogesellschaft (1929) евреи. Председатель, оба зама и три из пяти членов совета Darmstadter и Nationalbank являются евреями. Председатель, зам и 3 из 7 членов руководящего совета Dresdner Bank (1928) евреи. Все три владельца Berliner Handelgesellschaft тоже евреи. Все большие частные банки еврейские.
В электрической промышленности Германская Электрическая Компания была организована евреем Эмилем Ратенау, и после Мировой войны контролировалась двумя евреями. Рынок металла целиком контролировался одним евреем по фамилии Мертон (Merton), главой Металлического Банка Франкфурта. Компания «Осрам» (Osram), ведущая электрическая компания, руководится евреем Мейнхардтом (Meinhardt). Континентальная Резиновая компания в Ганновере (Continental Rubber Company), крупнейший завод в Германии. И Резиновая компания Калмона (Calmon Rubber Company) в Гамбурге были организованы и руководятся евреями. Немецкую кожевенную промышленность целиком контролируют 4 еврейские фирмы: «Адлер» (Adler), «Оппенхайм», (Oppenheim), «Саламандер» (Salamander) и «Конрад Так и К0» (Conrad Tack & Со). Рынок железа владеется евреем Ottmar Strauss. Hugo Herzfeld, еврей, руководит в производстве поташа. В горнодобывающей промышленности еврей Paul Silverberg доминирует в рейнских лигнитах и в добыче коричневого угля вместе с двумя соплеменниками. А братья Petschek занимают ту же контрольную позицию в немецком центральном лигнитовом округе.
Берлинская палата по коммерции и индустрии, крупнейшая в стране, имела в 1931 году 98 членов, из которых не менее 50 было евреями. К этой палате прикреплены консультативные эксперты, из 1300 которых — 400 были евреями. Из 209 арбитражных судей, назначенных палатой, 131 были также евреями. Палата по коммерции и индустрии руководится президентом, который сам и его три заместителя евреи.
На Берлинской бирже 25 из 36 членов биржевого комитета были евреями. 12 из 16 членов комитета по Бирже продукции были евреями, и 10 из 12 членов комитета по Металлической бирже тоже были евреями. В целом Биржевой комитет состоял из 70 членов, из которых 45 было евреями. В 1930 году на бирже работало 1474 человека, из которых 1200 были евреями. На Бирже продукции работало 578 человек, из которых 520 были евреями. На Металлической бирже работало 89 человек, из которых 80 были евреями.
В Рейхсбанке с 1925 по 1929 год 4 из 6 членов совета директоров были евреями. Все 3 члена Центрального Совета Рейхсбанка и 2 их заместителя являются евреями[6].

Ещё большее доминирование проявлялась в банковской сфере, например Deutsche Bank последовательно возглавляли евреи Пауль Манкевиц, Оскар Вассерман, Георг Солмссен.

Господствовали евреи даже и в отраслях, связанных с военной промышленностью. Так, Николай Васильевич Устрялов утверждает следующее:

Все военные поставочные компании, которые снабжали армию сырыми материалами, перешли под еврейское влияние. Крупнейший такой концерн Zentral Einkaufgesellschaft (Центральное закупочное общество) контролировался евреем. Важнейшая Kriegs Metall Company (Военная металлическая компания) управлялась советом 14 директоров, 12 из которых были евреи...
Конец войны означал для евреев сигнал к разграблению. Ликвидация даже одних военных складов давала евреям превосходные возможности поживиться. Еврей Ричард Канн сколотил на этом деле огромное состояние, в результате чего он скупил на корню крупнейший государственный военный завод Германии Deutsche Werke по цене металлолома.

Таким образом, в начале XX века евреи играли довольно видную роль в Германии, особенно в СМИ, искусстве, медицине, торговле, юридической сфере и в науке. Наряду с участием в коммерческом и банковском деле, немецкие евреи внесли существенный вклад в промышленное развитие Германии. Имена предпринимателей Эмиль Еллинек, Герсон Блейхредер, Арон Гирш, Морис де Гирш, Мендельсонов, Оппенгеймов, Ротшильдов, Макс Варбург, Эмиль Ратенау, Йозеф Либерман, Фриц Габер, Юлиус Фромм, Альберт Баллин, Генрих Каро, Никодем Каро, Адольф Франк, Герман Арон, Манфред Арон и многие другие вошли в историю экономики Германии.

Евреи принадлежали к обеспеченным слоям населения: в 1933 году у евреев Германии было собственности на сумму 12 миллиардов золотых марок.

После того, как Веймарская конституция в 1919 году отменила дискриминацию и на практике уравняла евреев в правах с другими гражданами Германии, евреи стали играть ещё большую экономическую роль, и считались в основном богатыми людьми, начали доминировать и в политике: стали лидерами демократической и социалистической партий (Эдуард Бернштейн и др.), становились министрами (Отто Ландсберг, Гуго Прейсс, Вальтер Ратенау, Рудольф Гильфердинг, Фридрих Розен, Георг Готейн, Курт Розенфельд и др.), вице-канцлерами (Эрих Кох-Везер, Ойген Шиффер, Бернхард Дернбург, Маттиас Эрцбергер), а то и главами правительства (Гуго Гаазе, Пауль Хирш), возглавляли Баварскую республику (Курт Эйснер, Эрнст Толлер, Евгений Левине и т. д.) и Саксонию (Георг Граднауэр). Ходили слухи, что и рейхсканцлер Веймарской Республики Густав Штреземан имел еврейские корни и ряд других деятелей.

Существенное число евреев занимало видные посты в правительстве Веймарской республики и в правительствах германских земель, много их заседало и в рейхстаге. Евреи контролировали многие газеты. Антисемиты называли Веймарскую республику «еврейским господством» и «Еврейской республикой».

В существенной мере евреи составляли, таким образом, интеллектуальную элиту страны: из 38 Нобелевских премий, полученных немецкими писателями и учеными в 1905—1936 годах, 14 принадлежали евреям[7].

Поэтому неудивительно, что по оценкам, евреи контролировали 36% экономики Германии.

Антисемитизм[править]

Успехи евреев, однако, вызывали скорее негативную оценку в немецком обществе, тому было несколько причин.

Во-первых, на фоне общего экономического кризиса, инфляции и безработицы, охвативших Германию, богатства евреев не могли не вызывать зависти и раздражения:

Поражение Германии в Первой мировой войне, послевоенная разруха и безработица подготовили почву для реваншистских и националистических настроений и антисемитизма. Рост политического и общественного влияния немецких евреев, их экономические и социальные успехи также способствовали усилению антисемитских настроений в Германии, умело использованных нацистской пропагандой[8].

Во-вторых, успехи евреев в карьере способствовали их успехам и с немецкими женщинами, что вызывало крайне болезненную реакцию у антисемитов.

В-третьих, евреев упрекали в приверженности к торговле и денежным операциям, в нежелании заниматься земледелием и физическим трудом и т. д., в чрезмерной политической и культурной активности, якобы антинемецкой по духу. Евреев-банкиров обвиняли в задолженностях Германии и т. п. В конце концов, именно на евреев свалили поражение в Первой мировой войне.

16 сентября 1919 года Гитлер выпустил свой первый публичный антисемитский документ — «Первое политическое сочинение Гитлера», в котором называет «владычество еврейства» основным источником опасности для Германии[9].

Надо отметить, что мнение, что якобы евреи «господствовали» в Германии, разделяли многие, даже нобелевские лауреаты, как Филипп фон Ленард или Йоханнес Штарк, который в 1930 году издал брошюру «Цели и личность Адольфа Гитлера», в которой превозносил фюрера и заявил:

Еврейское политическое и культурное господство над немецким народом подходит к концу[10].

Не все конечно образованные немцы разделяли эти идеи. Ведущие ученые Германии, такие как Вернер Гейзенберг, Макс Планк, Макс фон Лауэ, Давид Гильберт пытались выступать в защиту хотя бы евреев-учёных, но их попытки не возымели успеха:

У дверей стояло несколько студентов в форме SA, расставили ноги и перегородили дорогу, как эти штурмовики всегда делали, никому не позволяли войти: «Ляйбхольц не будет читать лекции, он еврей. Занятия отменяются». Студенты покорно разошлись по домам. На доске вывесили соответствующее объявление[11].

В результате общей деградации, в пивных стали собираться будущие сторонники проповедей Гитлера и ему подобных демагогов, объяснявших им, что они плохо живут якобы из-за того, что евреи их эксплуатируют и обкрадывают. В конечном счете значительная часть немцев поддержали Гитлера, пропагандировавшего ненависть к евреям. Позиционировавший себя как социалист Гитлер пообещал отнять всё у евреев (и отнял, раздав еврейскую собственность соратникам).

Популистские идеи пришлись по вкусу избирателем, значительная часть народа проголосовала за НСДАП, и 30 января 1933 года к власти в Германии пришло национал-социалистическое правительство во главе с Гитлером.

Хронология[править]

1 апреля 1933 года была проведена первая массовая антиеврейская экономическая акция — антиеврейский бойкот. Десятки тысяч штурмовиков и членов нацистской партии блокировали по всей стране входы в магазины, рестораны, кафе, фирмы, принадлежавшие евреям, и требовали от покупателей ничего в них не покупать. На стёклах витрин писали «Jude» («еврей»), на дверях — жёлто-чёрную звезду Давида. В некоторых городах бойкот сопровождался насилием; в Киле был убит адвокат-еврей.

Подобные акции постоянно проводились в 1933—1935 годах, немецкие владельцы магазинов отказывались покупать что-либо у крупных оптовых компаний, принадлежавших евреям, нанося большой ущерб как еврейским предпринимателям, так и экономике Германии.

7 апреля 1933 года был опубликован закон об упорядочении национального состава управленческого аппарата, направленный на изгнание евреев с государственной службы. Около 12% работающих евреев были служащими государственных учреждений. В законе говорилось: «Чиновники неарийского происхождения переводятся на пенсию».

В 1933 году были приняты законы, изгонявшие немецких евреев из различных сфер деятельности.

22 апреля 1933 года постановлением правительства евреи-врачи были уволены из всех медицинских учреждений Германии.

25 апреля 1933 года был принят закон об устранении диспропорции в национальном составе учащихся в немецких средних и высших учебных заведениях, устанавливавший процентную норму в школах и университетах в 1,5% от общего числа поступивших. Закон издевательски требовал, чтобы общее число евреев — учащихся каждого учебного заведения не превышало 5% (исключение было сделано только для детей ветеранов Первой мировой войны и для «полукровок от смешанных браков»).

14 апреля 1933 года министерство образования уволило из высшей школы первую группу профессоров-евреев. 6 мая 1933 года последовало распоряжение о включении профессоров и нотариусов в категорию профессиональных чиновников, что означало их немедленное увольнение. 2 июня 1933 года из всех поликлиник были уволены евреи-стоматологи. 30 июля 1933 года в категорию профессиональных чиновников были включены адвокаты, что означало запрет для евреев заниматься адвокатурой. 5 сентября 1933 года были отменены пособия для молодожёнов, если один из них «неариец». 7 ноября 1933 года был принят еще один закон — о редактировании газет, в котором говорилось, что редактор арийской газеты «должен быть лицом арийского происхождения».

25 августа 1933 года было подписано Соглашение Хаавара.

Весной и летом 1935 года по всей стране прошли акции бойкота еврейских торговых и промышленных заведений и бурные демонстрации против «осквернения арийской крови», завершившиеся еврейским погромом в Берлине 15 июля 1935 года. Эти акции были связаны с рядом судебных процессов против евреев, обвинённых в связях с немецкими женщинами.

Принятые на съезде национал-социалистической партии в Нюрнберге и утверждённые в сентябре 1935 года на специально созванной сессии рейхстага нюрнбергские законы гласили, что гражданином Германии мог быть лишь тот, кто обладает «германской или родственной ей кровью и кто своим поведением доказывает желание и способность преданно служить германскому народу и рейху».

В 1936 году «нацистские власти прекращали поставку сырья и оборудования тем заводам и фабрикам, где хозяевами были евреи, применяли меры экономического бойкота».

8 сентября 1937 года начальник штаба при заместителе фюрера по партии М. Борман подписал директиву, запрещавшую немецким гражданам-«арийцам» пользоваться услугами еврейских врачей, провизоров и похоронных обществ, принадлежавших евреям. 3 апреля 1937 года был выпущен циркуляр М. Бормана о недопустимости поселения руководящих функционеров партии в гостиницах, отелях и домах, принадлежавших евреям.

9−10 ноября 1938 года происходили погромы «Хрустальной ночи», в ходе которых 91 еврей убит, до 30 тысяч евреев были арестованы и заключены в концлагеря.

После «Хрустальной ночи» на совещании у Германа Геринга 12 ноября 1938 года на всех немецких евреев был наложен штраф в 1 миллиард марок в качестве «компенсации ущерба, нанесенного Германии» в результате еврейского погрома. На совещании было принято постановление об полном исключении евреев из экономической жизни страны:

Начиная с 1 января 1939 г. евреям запрещается иметь магазины и лавки в системе розничной торговли, фирмы в системе посылочной или заказной торговли, а также владеть собственными ремесленными предприятиями... еврей не может быть руководителем предприятия. Если еврей занимает какую-либо руководящую должность на каком-либо предприятии или фирме, то он должен быть уволен с должности в течение шести недель. Еврей не может быть членом кооператива.

После погрома повсеместно происходил захват принадлежащих евреям предприятий «арийцами», так называемая «ариизация», то есть передача еврейского имущества в собственность немцев. Тысячи различных предприятий и фирм, принадлежавших евреям, переходили в руки немцев по бросовым ценам либо ликвидировались.

12 ноября 1938 года Г. Геринг провёл совещание с руководителями министерств и карательных органов, на котором довёл до сведения присутствующих приказ Гитлера о том, что «еврей должен быть быстро и повсеместно вытеснен из всех сфер немецкой экономики».

Еврейские предприятия не становились государственной собственностью, а передавались в руки частных владельцев-немцев. Усиленными темпами «ариизация» проводилась в области розничной торговли.

Если в январе 1933 году евреи владели 50 тысячами магазинов, то к середине 1938 года — лишь 9 тысячами.

В середине 1938 года в Германии насчитывалось всего лишь 40 тысяч различных предприятий и торговых заведений, принадлежавших евреям.

Ограбление евреев, как и обещал избирателям Гитлер, происходило, но вот бенефициарами «ариизации» стали не рядовые немцы и не Германия, а приближённые Гитлера, видные деятели партии. Например, многие заводы и фабрики, ранее принадлежавшие евреям, были поглощены концерном «Герман Геринг верке», который возглавлял Геринг.

В начале 1938 года для «еврейских» предприятий были отменены все льготы по налогообложению. В ресторанах, кафе, закусочных и в других предприятиях общественного питания, принадлежавших евреям, разрешалось обслуживать лишь евреев. 26 марта 1938 года был принят декрет о запрете регистрации еврейской собственности на сумму более 5 тысяч марок. 22 апреля 1938 года вышел указ Геринга, который устанавливал наказания для немцев, помогавших «сокрытию еврейского владения» посредством фиктивного руководства еврейскими предприятиями. 20 июля 1938 года евреям было запрещено участвовать в биржевых операциях. 12 ноября вышел декрет об исключении евреев из немецкой хозяйственной жизни. 21 ноября 1938 года министр экономики В. Фукс подписал циркуляр «О регистрации еврейского имущества, которая подлежала ариизации». 3 декабря закон об обязательной ариизации еврейских предприятий вынуждал евреев продавать предприятия.

Общая сумма отчужденной еврейской собственности составляла 8 миллиардов 426 миллионов рейхсмарок.

Были уволены более 1 200 крупных учёных-евреев.

В результате, к лету 1939 года всё еврейское население Германии превратилось из богатейшей в самую бедную группу населения страны.

Другим следствием экономического удушения, стала эмиграция. По данным Национального объединения евреев Германии с 1933 года по 10 января 1941 года только из Германии (другие оккупированные страны, в том числе Австрия, не учитываются) выехали 347 183 евреев и членов их семей.

См. также[править]

Источники[править]