Циклопедия скорбит по жертвам террористического акта в Крокус-Сити (Красногорск, МО)

Фёдор Андреевич Рейнсгаузен

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Федор Андреевич Рейнсгаузен (1827—1884/1900?[1] или около 1900 года[2][3]) — артист балета Московской императорской труппы, характерный танцовщик[4].

До нашего времени имя этого артиста дошло всего в нескольких упоминаниях, однако упоминаниях таких, что его творчество должно было бы заинтересовать специалистов по истории русского балета. Тем не менее имя Федора Андреевича Рейнсгаузена не упоминается даже в отечественной энциклопедии балета.

А между тем его имя было хорошо известно театральной Москве 19 столетия, о нем писали свои статьи критики этого времени, его называли выдающимся артистом[2], виртуозом[5], его как талантливого танцовщика московской сцены отмечал Карло Блазис, посвятив ему в своей книге отдельную статью с названием «Господин Федор Рейнсгаузен»[6]; его творчество отмечается и в книгах по истории русского балета, например, в книге: Красовская В. М. Русский балетный театр второй половины XIX века, Л.-М., 1963.

Биография[править]

Вся имеющаяся информация о биографии Федора Андреевича Рейнсгаузена умещается в несколько слов. Родился в 1827 году. О месте рождения информации найти не удалось. Судя по фамилии, происходил из семьи обрусевших немцев, но больше никаких сведений на этот счет не сохранилась.

Обучался в Московском театральном училище при Московской императорской труппе (так что, по-видимому, семья была весьма небогатой: в артисты тогда отдавали детей из бедных семей, в театральном училище дети жили и обучались за государственный кошт), и десятилетним мальчиком, в 1847 году, дебютировал на сцене[2]; это было нормой в то время, учеников театральных школ с раннего возраста приучали к выходу на сцену. Однако вскоре юный учащийся балетного отделения Федор Рейнсгаузен был переведен в Петербургское училище, которое он закончил в 1847 году[2].

В 1849 году он снова в Москве, мимический и балетный артист Московской императорской труппы[2], в которой он проработал до 1883 года.

Вот и вся его биография. Точных данных о смерти нет.

Творчество[править]

А вот о его творчестве мы знаем, что это один из самых известных танцовщиков второй половины 19 века Московской труппы, исполнитель характерных партий[2].

Он стал продолжателем традиций Московского балетного направления в русском искусстве[4] — это направление, к сожалению, было задушено уже в следующем веке, когда в 1930-х годах по решению Сталина «единственно правильной» балетной школой была названа Петербургская (тогда ленинградская), и большую группу артистов-танцовщиков, балерин и хореографов из Ленинграда перевели в несколько этапов в московский Большой театр, московские же артисты на сцену почти не допускались. Но в 19 веке разные балетные труппы искали и находили свои творческие пути, и если Петербургская труппа отдавала предпочтение романтическому жанру, то Московская больше внимания уделяла жанровому балету и характерному танцу. Федор Рейнсгаузен был танцовщиком характерного амплуа и часто выступал в партиях балетных «злодеев»[4], придавая им комический эффект.

Комедийные и мимические способности артист использовал и при создании образа Дон Кихота в балете «Дон Кихот», но этот комизм был совсем иного рода — с горечью, с болью[4]. Артистическому мастерству Федора Рейнсгаузена были подвластны и трагические, и трагикомические роли[5].

Даже через годы после смерти Федора Андреевича артисты Московского Художественного театра вспоминали, как он исполнял партию Нубийского царя в балете «Дочь фараона»[7].

Из воспоминаний Карло Блазиса известно, с каким мастерством Федор Рейнсгаузен исполнял роль Мефистофеля в балете «Фауст»[5]. Этот балет в постановке Жюля Перро был перенесен на московскую сцену с петербургской (в Петербурге поставлен в 1854 году[8]; московская премьера прошла 12 декабря 1861 на сцене Большого театра, и Ф. А. Рейнсгаузен исполнял партию Мефистофеля[8]. Но хотя основная хореография принадлежала автору этого балета Жюлю Перро, московский постановщик Карло Блазис создал совершенно иной балет — более насыщенный философскими измышлениями. Балет оказался настолько важен для развития всего русского хореографического искусства, что через много лет критик Елизавета Яковлевна Суриц посвятила ему целую книгу: «Фауст» Карло Блазиса в Москве // Искусство театра. — Свердловск, 1989. — Т. 2[9].

Вот как отметил сам постановщик Карло Блазис работу Федора Рейнсгаузена в партии Мефистофеля: «Роль Мефистофеля была превосходно выполнена г-ном Рейнсгаузеном. Мимика его в высшей степени драматична; он весь энергия; игра его выразительна до совершенства. И двойственный характер Мефистофеля, человека-демона, был передан им поразительно верно. Невольная дрожь пробегала у всех при сатанинском смехе Мефистофеля в страшной сцене в лаборатории Фауста. <…> Г-н Рейнсгаузен превосходно изучил искусство игрой физиономии и взгляда выражать все душевные движения; этим он достиг того, что его игра понятна зрителю, как и игра драматического актера»[10].

Репертуар[править]

Источники[править]