Юй (Звёздные врата)

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
← другие значения
Юй
(англ. Yu)
Yu aboard a Goa'uld space station.jpg
Юй
РасаГоа'улд
ПолМужской
АктёрВинс Крестеджо / Vince Crestejo
Первая серия«Честная игра»

Нефритовый император Юй-Хуань Шаньди, или Великий Юй (англ. The Jade Emperor Yù Huáng Shang Dì; Yu the Great) — гоа’улдский владыка системы в научно-фантастическом телесериале «Звёздные врата SG-1». Юй — прагматичный и рассудительный персонаж, лишённый маниакального стремления к единоличному доминированию над всей Галактикой, что выгодно отличает его от остальных гоа’улдов.

Ссылки на земную мифологию[править]

Единственный из могущественных гоа’улдов, не принимавших статуса бога на Земле, он остался в китайской мифологии как первый правитель полулегендарной династии Ся — Великий Юй. Несмотря на это, его первый джаффа, азиат Ошу, обращается к нему как к богу (при этом прекрасно понимая, что таковым его повелитель не является).

Вместе с тем, место Юя в земной мифологии не вполне ясно: в китайской традиции существуют два различных персонажа, носящих это имя. В серии «Честная игра» Дэниэл Джексон приводит полное имя системного владыки как «Великий Юй», называет его «одним из первых императоров Китая» и «основателем первой известной династии». Это явная ссылка на Великого Юя (кит. 大禹), основателя династии Ся, предположительно жившего в XXII или XXI веках до н. э. Однако позднее тот же Джексон объявит титул Юя как «Нефритовый император, его высочество повелитель Юй-Хуань Шаньди» (the Jade Emperor, the exalted Lord Yuhuang Shangti). Таким образом, в этом случае он отождествлён с «Жёлтым императором» Хуан-ди, который был первопредком всех китайцев (в том числе и Великого Юя) и почитался в даосизме как божество и основатель этой религии (в таком случае, его имя по-китайски следует записывать как 玉)

Биография[править]

Один из старейших гоа’улдов, Юй располагал одним из решающих голосов в совете системных владык. По всей видимости, он был также наиболее расположенным к людям с Земли (Тау’ри) из всех гоа’улдов. В частности, в докладе Дэниэла Джексона в серии «Честная игра» он назван цивилизатором, благодаря которому древние китайцы обрели письменность и ирригационную систему. К этой же серии относится и первое экранное появление Юя в качестве одного (наряду с Хроносом и Ниррти) из трёх делегатов системных владык на трёхсторонних переговорах на Земле, когда азгарды выступили в качестве посредников для предоставления Земле статуса защищённой планеты. Переговоры усложнялись несговорчивостью Джека О’Нилла, представлявшего земную сторону, и прошлым семьи Тил’ка (его отец был первым джаффа Хроноса, впоследствии убитым своим же хозяином), но вскоре выяснилось, что на самом деле соглашение торпедировала Ниррти, пытавшаяся физически устранить своих «коллег» (и одновременно соперников в борьбе за верховенство среди системных владык). В результате, Юй и Хронос согласились подписать договор и от имени всех гоа’улдов отказаться от дальнейших попыток нападения на Землю.

Юй вновь появляется в пятом сезоне в серии «Саммит»[1]. Он присутствует на встрече на высшем уровне с шестью другими системными владыками (Ба’алом, Бастет, Кали, Олокуном, Морриган и Сварогом) на нейтральной территории с целью заключения нового альянса против многочисленных общих врагов в условиях образовавшегося после гибели Хроноса, Херу-ура, Сокара и Апофиса вакуума власти. Ток’ра, получившие уникальный шанс нанести удар сразу по всей гоа’улдской верхушке, спланировали операцию по ликвидации системных владык с помощью сильнодействующего яда, смертельного для симбионтов.

Джекоб Картер, прибывший на Землю, убеждает Командование звёздных врат в необходимости использовать удобную возможность отправить на саммит человека, хорошо владеющего гоа’улдским языком (им оказывается доктор Джексон) в качестве доверенного ло’таура (человеческого слуги) повелителя Юя. Это становится возможным благодаря созданному на основании секрета Ре’ол веществу, заставившему Юя считать, что Дэниэл (которого он уже видел и знал в лицо) является его ло’тауром Джарреном. Он сопровождает своего новоявленного «владыку» на встречу, где готовится выпустить яд и убить системных владык, однако этот план проваливается, когда на саммите появляется новый гость — Сара Гарднер, бывшая коллега и подруга Джексона, а ныне носитель гоа’улда Осириса. Она сообщает, что представляет Анубиса — опального гоа’улда, исключённого из совета системных владык за свои злодеяния, непомерные даже для других гоа’улдов, и считавшегося погибшим на протяжении тысячелетия. Понимая, что его действия только сыграют на руку Анубису, Дэниэл отказывается от задуманного, сохранив Юю и остальным системным владыкам жизнь[2].

Когда во главе восставших джаффа встал новый харизматический лидер, называвший себя К’тано, бывшим первым джаффа погибшего гоа’улда Имхотепа, он завоевал симпатию и расположение многих соплеменников, включая и Тил’ка. Однако встреча с владыкой Юем открывает глаза Тил’ка на настоящую сущность предателя К’тано: Юй предупреждает, что К’тано на самом деле не кто иной, как сам Имхотеп. Эти действия Юя выгодно отличают его от остальных гоа’улдов, отказывающихся даже говорить с Тил’ком, считая его «шолвой», то есть предателем[3]. Более того, в серии «Падение» владыка Юй, получив от Тау’ри чертежи тайной крепости Ба’ала (взятые от Ток’ра, гневно протестовавших против передачи их документов гоа’улдам), даже согласился атаковать её, что предоставило Джеку О’Ниллу возможность бежать из плена.

Юй был единственным из системных владык, не одобрившим план вернуть Анубиса в свой состав в обмен на уничтожение им Земли, справедливо побаиваясь нарушения вчерашним изгнанником сложившегося в Галактике баланса сил. Когда к этому же мнению приходят и остальные системные владыки, Юй возглавляет объединённый космический флот, направленный против Анубиса, собравшегося атаковать и завоевать Землю. Флот владыки Юя подошёл к планете Абидос, когда вознёсшийся Джексон сражался с Анубисом, завладевшим «Оком Ра» — сверхмощным оружием, с помощью которого он собирался уничтожить планету. Однако ни Джексону, ни Юю не удаётся одолеть Анубиса: он использует «Око Ра» для усиления огневой мощи своего космического корабля и уничтожает несколько кораблей системных владык, после чего они вынуждены отступить[4].

Обладая «Оком Ра», Анубис стал угрозой как для Та’ури, так и для системных владык. Понимая, что наиболее дружественным системным владыкой является Юй, ЗВ-1 решает связаться с ним для заключения союза. Тил’к просит у Юя, командующего флотом системных владык, напасть на корабль Анубиса, как только ЗВ-1 уничтожит его супероружие. Первоначально Юй с готовностью соглашается, но внезапно кардинально меняет своё решение и приказывает Ошу вернуться с флотом через всю Галактику[5].

Ошу объясняет Тил’ку причины, по которым Юй отказался исполнять своё обещание. Самый старый из живущих системных владык, Юй всё больше запутывался в сетях собственной паранойи. Медленно умирая от старости, он не может взять новое тело, а действие саркофага постепенно теряет своё оздоравливающее воздействие, лишь ухудшая ментальное здоровье Юя, проводящего всё больше времени в этом устройстве. Возросшая подозрительность заставила его поверить, что Анубис находится в другом конце Млечного Пути и повернуть туда флот. Но, несмотря на ухудшение душевного состояния Юя, Ошу продолжает исполнять то, что он считает волей своего повелителя (часто даже несмотря на противоречащие друг другу и мнению Ошу приказы последнего). Тил’к убеждает Ошу продолжить наступление на Анубиса, но для этого нужно найти более надёжного главнокомандующего для космического флота. Вместе они выходят на владыку Ба’ала, одного из заместителей Юя в командовании силами системных владык. Хотя Ба’ал и раздражён тем, что с ним осмеливаются разговаривать шолва и чужой подчинённый, но соглашается возглавить поход против Анубиса[6].

Юй ещё раз посетил Землю — в составе новой делегации (включающей также Камула, известного из кельтской мифологии, и Аматэрасу из синтоистской), представляющей системных владык, объединившихся против Ба’ала, подчинившего своему контролю остатки сил разгромленного Анубиса. Слабеющего Юя сопровождает его первый джаффа Ошу, которому нередко приходится говорить вместо владыки. На Земле системные владыки ведут себя чересчур заносчиво, из-за чего их отказываются отпустить с планеты. Узнав об этом, гоа’улды отправляют корабль для проверки защитных систем Земли, но Ошу настаивает на том, что это решение принималось без ведома Юя. Ба’ал уничтожает корабль, и делегация возвращается домой ни с чем[7][8].

Затем Юй и двое других повелителей системы принимают посланника Ба’ала, предлагающего сделку: он позволит им сохранить свой статус, свои владения и поддерживать свои армии, если они признают Ба’ала верховным главнокомандующим всех гоа’улдов. Юю, по всей видимости, это предложение приходится не по душе, но ещё до того, как он может среагировать на него, разговор с представителем Ба’ала прерывают. Пред глаза Юя в качестве пленника доставляют Саманту Картер. Ошеломлённый системный владыка спрашивает её, что она здесь делает, не подозревая, что перед ним находится не сама Картер, а её копия-репликатор — РеплиКартер. Рука РеплиКартер внезапно превращается в меч, и она, по всей видимости, лишает престарелого Юя жизни[9].

Юй вкратце появляется в фильме «Звёздные врата: Континуум» в созданной Ба’алом альтернативной реальности как один из подчинённых им гоа’улдских лидеров.

Что интересно, в пирамиде власти Ра, представленной Селмаком, в виде голограммы в серии 3.02 «Сет» символа Юя нет и в то же время он древнейший из гоа’улдов. Возможно этим и объясняется относительная договороспособность Юя. Таким образом, он не является потоком надменной и шизофренической матки гоаулдов — Хатор, или той матки, которая породила её и была более ранней маткой Ра.

Некоторые факты[править]

  • Роль Юя исполняет Винс Крестеджо.
  • Имя Юя звучит как английское слово «you» («ты»), что неоднократно (и с переменным успехом) обыгрывали главные герои сериала:
    — Третий гоа’улд — Юй.
    — Я?
    — Юй — имя Владыки Систем.

Источники[править]