Амазонки

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Амазонка 1-2.jpg
Великие воительницы, амазонки древности Томирис, Зарина, Амага.
Скифские "амазонки" на Дону. Полный доклад Валерия Гуляева
Arpi (daunia meridionale), figurine di amazzonomachia, 300 ac. ca. 04.JPG
Amazones к западу от Волги

Амазонки (англ. Amazons, др.-греч. ἀμαζόνες, Amazónes) — мифический народ, состоявший из женщин. В основе мифа лежит подтверждённый археологическими данными факт существования женщин-воительниц у тюркских народов, скифов.

Общие сведения[править]

Этимология неясна, возможно происходит от индоиранскими прилагательными «ha-mazan» (воины) или hamazakaran («вести войну» на персидском языке), может быть от греч. ζώνη «пояс» от ζώννυμι «опоясывать». Ски­фы, по Герадоту, якобы назы­вали ама­зо­нок «эор­па­та» (народная этимология: «эор» зна­чит муж, а «пата» — уби­вать). В Объяснении к «Илиаде» Гомера — «амазонки — значит жавшие в поясах, так как они жали и косили вооруженные, надевая пояса». В Библии упоминается кочевой народ с относительно созвучным именем Magog (в Коране Mâ jûj).

Амазонки были вооружены луком, топором и копьем[1], имели щиты и котурны[2]. Из шкур диких зверей изготавливали себе шлемы, плащи, пояса[3].

По Геродоту, амазонки носили мужскую одежду, при этом она была цветной. Но по сведениям Евсевия Иеронима амазонки ходили «с выставленной на показ грудью и голыми руками и коленами».

Амазонки считаются дочерьми бога войны Ареса и наяды Гармонии[4].

Амазонки для продолжения рода всё же вступали в связи с мужчинами из других народов[5], но избавлялись от рождавшихся мальчиков. Повесть временных лет сообщает, черпая сведения у Георгия Амартола:

Амазонки же не имеют мужей, но, как бессловесный скот, единожды в году, близко к весенним дням, выходят из своей земли и сочетаются с окрестными мужчинами, считая то время как бы некиим торжеством и великим праздником. Когда же зачнут от них в чреве, – снова разбегутся из тех мест. Когда же придет время родить и если родится мальчик, то убивают его, если же девочка, то вскормят ее и прилежно воспитают.

Впрочем, Диодор Сицилийский утверждал, что у амазонок есть мужья, но они находятся у них в подчинении, занимаясь домашним хозяйством и воспитанием детей[6].

Плутарх даже говорит, что «от при­ро­ды ама­зон­ки муже­лю­би­вы»[7]. На сильное либидо амазонок намекает и Геродот, рассказывая, что этим воспользовались скифы, чтобы соблазнить и подчинить себе амазонок[8].

Обитают амазонки на Кавказе, на берегу Каспийского моря, где-то рядом с лезгинами (?) и вайнахами (?):

Ама­зон­ки живут в той части Кав­ка­за, что про­сти­ра­ет­ся до Гир­кан­ско­го моря, одна­ко они не гра­ни­чат с аль­ба­на­ми непо­сред­ст­вен­но, но меж­ду ними оби­та­ют гелы и леги[9].

Географ Помпоний Мела сообщал, что амазонки жили за берегами Каспийского моря.

Потомками скифских мужчин и амазонок считались савроматы (Л.Н. Гумилёв называет их предками хазар, см. ниже). Плиний Старший также пишет, что «савроматы... произошли от браков с амазонками»[10].

Амазонки упомянуты даже в еврейской литературе, причём им приписывается город Карфаген (ложная этимология от арамейского «Карта» (город) и греческого «γυνή» — женщина). Еврейский путешественник Ибрагим ибн Якуб утверждал, что есть целый город воинственных женщин где-то рядом с Русью.

Мавро Орбини в 1601 году писал, что амазонки были жёнами сарматов и проживали на берегах Волги.

Деяния[править]

Впервые упомянуты в поэме Гомера о Троянской войне «Илиада». Приам, царь Трои (Илиона), в юности сражался на стороне фригийцев, когда на них напали амазонки у реки Сангариос.

Гомер упоминал о войнах Беллерофонта и фригийцев с амазонками. Ипполита (по другим рассказам, Антиопа), царица племени, была убита Гераклом, получившим от Еврисфея поручение отнять у неё пояс. Во время этого похода Тесей расположил к себе Антиопу, следствием чего было вторжение амазонок в Аттику. Амазонки, переправившись по льду через Боспор Киммерийский, двинулись на Аттику. После неудачной четырёхмесячной войны с Тесеем, тогдашним правителем Аттики, племя возвратилось на родину.

Плутарх приписывает амазонкам чуть ли не захват Афин[11], а также что они помогали варварам в войне с Помпеем. Амазонки явились на свадьбу Тесея и Федры по призыву оставленной Антиопы и были перебиты пришедшим на помощь Гераклом. Любопытно сообщение Плутарха о праздновании победы над амазонками на Боэдромиях.

У Эсхила в Эвменидах говорится, что амазонки пришли войной из зависти к Тесею.

Николай Дамасский: «амазонки чрезвычайно мужественны, так что некогда дошли походом до Афин и Киликии, так как жили рядом с этими млекоедами (скифами) близ Меотийского озера».

Геродот также сообщает о войне греков с амазонками («Слав­ное дея­ние совер­ши­ли мы так­же в борь­бе с ама­зон­ка­ми, кото­рые неко­гда с реки Фер­мо­дон­та вторг­лись в Атти­че­скую зем­лю»[12]), поначалу успешной, но затем, в откры­том море пленные «ама­зон­ки напа­ли на элли­нов и пере­би­ли [всех] муж­чин». Они высадились на берегу Азовского моря и стали грабить Скифию:

Гони­мые вет­ром, при­ста­ли, нако­нец, к Крем­нам на озе­ре Мео­ти­да. Крем­ны же нахо­дят­ся в зем­ле сво­бод­ных ски­фов. Здесь ама­зон­ки сошли с кораб­лей на берег и ста­ли бро­дить по окрест­но­стям. Затем они встре­ти­ли табун лоша­дей и захва­ти­ли его. Разъ­ез­жая на этих лоша­дях, они при­ня­лись гра­бить Скиф­скую зем­лю[13].

Затем, как сказано выше, скифы соблазнили амазонок, и сделали их своими жёнами.

Под предводительством цариц Ипполиты, Антионы, Фалестры, Пенфесилии амазонки совершали далекие военные походы, властвовали над многими народами, поработили своих соседей[14].

Поэт V века до н.э. Магнес воспевает храбрость лидийцев в кавалерийском сражении против амазонок.

Иордан утверждает, что предки готов, потомки Магога, первоначально жили в Скифии, на Азовском море между Днепром и Доном. Когда готы вели заграничную кампанию против фараона Весозиса, их женщины самостоятельно успешно отражали набег соседнего племени. Осмелев, женщины создали свою собственную армию под командованием Марпезии, пересекли Дон и вторглись на восток, в Азию. Эти женщины завоевали Армению, Сирию и всю Малую Азию, доходя даже до Ионии и Эолиды, удерживая эту огромную территорию на протяжении 100 лет.

В искусстве[править]

Найдено немало эротический изображений (мозаик, росписей на вазах и т. п.) амазонок[15][16], скульпторы Фидий и Поликлет, запечатлели образы амазонок в статуях, рельефах и на картинах и т. д. Всё это указывает на то, что полуобнажённые воинственные женщины скорее всего служили сексуальным фетишем (в наше время подобным фетишем, например в Китае, стали израильские солдатки), может быть схожий с Эдиповым комплексом.

Да и в наше время амазонка, которую играет Галь Гадот, не лишена эротизма несмотря на усиление пуританства в современном Голливуде.

Современность[править]

Катерина Тарновская, спортсменка, «основательница и главный учитель асгарды», считает, что амазонки являются прямыми предками украинских женщин.

Единственная современная страна, в которой женщины в массе служат в армии — Израиль. Стоит отметить, что древние скифы добрались до Израиля и Бейт-Шеан носил название Скифополь. Да и этноним ашкеназы на самом деле означает скифов. Во всяком случае, порой к израильтянкам применяют эпитет «амазонки»[17].

Данные археологии и взгляд критической школы[править]

Кочевницы-правительницы. Степная жизнь красавиц
Неслабый пол. Амазонки Великой степи «В поисках тайны»

Миф об ама­зон­ках является пережитком у скиф­ских пле­мён мат­ри­ар­ха­та. Недаром, Геродот указывал Сарматию как место проживания племени, «управляемого женщинами» (Gynaecocratumeni).

На территории, приписываемой амазонкам, существовало широкое распространение культа Великой Матери — женского божества плодородия. Многие детали указывают на несомненную причастность амазонского мифа культу божества плодородия.

В 1967 году на территории Елизаветинского городища, в одном из курганов обнаружили женское захоронение, датируемое V веком до н. э. Среди погребальных вещей были найдены железный меч, наконечник копья, фрагмент железного ножа, бронзовые наконечники стрел.

В 1971 году на территории Украины было найдено захоронение женщины-воина, причём похоронена она была с огромными почестями. На рубеже XX-XXI веков в Турции и на Кубани были найдены могилы племени, где были захоронены исключительно женщины. Причём рядом с телами луки и колчаны со стрелами. В одном из черепов застрял наконечник стрелы.

В 1988 году археологическая экспедиция под руководством Марины Килуновской и Владимира Семенова обнаружила на могильнике Сарыг-Булун в Туве захоронение скифского времени VII века до н. э. с полным набором оружия: топором-чеканом, луком из березы и колчаном с десятью стрелами, длиной около 70 сантиметров, с костяными и бронзовыми наконечниками. Однако, оказалось, что это скелет 13-летней девочки[18].

Антрополог Дэвид Энтони в своей монографии «Лошадь, колесо и язык» в 2007 году утверждает, что 20 % скифо-сарматских воинских захоронений в нижнем течении Дона и Волги составляли женщин.

Российский археолог Леонид Яблонский и американский археолог Жаннин Дэвис-Кимбалл смогли доказать, что это было между 6 и 3 веками до нашей эры на юге России, в Украине и Казахстане существовали народы, у которых женщины занимали высокое общественное положение и сражались оружием. Они обнаружили многочисленные курганы скифских и сарматских женщин, захороненных с оружием и доспехами на юге России и Украины. Важным памятником является некрополь на Покровке, к юго-западу от Соль-Илецка. Примерно между 600 и 300 г. до н.э. до н.э. там к женским могилам добавлялось больше оружия, чем к мужским.

Подобных открытий сделано не мало[19][20][21][22].

Хоронили женщин-воительниц подобно знатным скифам, в отдельных курганах. Вместе с ними клали то, чем они владели при жизни — лук со стрелами (иногда свыше 80 штук), дротики, копья, пращевые камни (их находят только в захоронениях женщин), мечи, боевые топоры, тяжелый доспех, боевой пояс, конское снаряжение.

На останках амазонок нередко обнаруживаются следы боевых травм — тяжелых повреждений черепа, ключиц и костей конечностей от ударов колющим и рубящим оружием; наконечники стрел, застрявшие в костях. Одни повреждения оказались смертельными, другие — залеченными. В одном из курганов Украины была даже обнаружена амазонка с грудным ребенком; о ее принадлежности к клану воительниц свидетельствуют изменения фаланг на двух пальцах правой руки, которыми она постоянно натягивала тугую тетиву лука.

Очевидно, что в скифской среде действительно были женщины-воительницы.

Греки, торговавшие и воевавшие в Причерноморье, очевидно сталкивались с этими женщинами-воительницами, что и послужило возникновению легенд и мифов про амазонок.

Судя по всему, явление амазонства было присуще тюркским народам[23].

В чём причина такого явления не вполне ясно. Обычно женщины не участвовали в войнах, и уже тем более массово. У нас нет точного ответа почему это было распространено у степняков. Похоже что степняки не любили подолгу оставаться вне общества своих женщин и всюду их брали, тем самым те вовлекались в мужские занятия, как, собственно, и пишет Геродот:

Сав­ро­мат­ские жен­щи­ны сохра­ня­ют свои ста­ро­дав­ние обы­чаи: вме­сте с мужья­ми и даже без них они вер­хом выез­жа­ют на охоту, высту­па­ют в поход и носят оди­на­ко­вую одеж­ду с муж­чи­на­ми.

Почему степняки повсюду брали женщин не вполне ясно. Может быть у них было очень сильное либидо, и они просто не хотели подолгу оставаться без доступа к женщине. Другим мотивом может быть недоверие к жёнам и незамужним дочерям, страх, что они вступят в половую связь с посторонним мужчинами. Первый мотив кажется более правдоподобным.

Вполне разумна и гипотеза археолога Веры Ковалевской, которая считает, что, когда скифские мужчины сражались или охотились, женщины должны были уметь грамотно защищать себя, скот и пастбища. Логично, но и женщинам оседлых народов тоже грозили разные опасности (в том числе от кочевников), но у них амазонство не возникло.

Женщины-воительницы существовали и в Хазарии. Лев Гумилёв же считал, что хазары имеют сарматские корни:

Хазары — потомки хуннских завоевателей и сарматских женщин — жили в стране Барсилии, бок о бок с болгарским племенем барсилов, которые позднее слились с хазарами в один народ[24].

То, что хазары имеют тюркское скифское происхождение отмечается и генетикой:

Этот субклад обнаружен у хазар — от раннезахарских до позднехазарских захоронений, свидетельствует в пользу их тюркского происхождения. Здесь речь идет не столько о языке — гаплогруппы о языке напрямую не говорят, сколько о том, что субклад R1a-Z93 обнаруживается от Алтая до Причерноморья, среди кочевых или полукочевых народов, которых обычно называют тюрками и которые могли укнаследовать его от скифов[25].

Отмечаются женщины-воительницы и у половцев и в русских былинах (зачастую в качестве антагонистов).

Таким образом, явление амазонства просуществовало в скифском регионе около 2,5 тысяч лет, если не больше. Это говорит об эффективности их военной службы.

Конные степные девушки должны были быть действительно эффективной силой против оседлых племён, сражавшихся пешими и плохо владевшими луком, а тем более не имевших луков.

Судя по могильником, у скифо-хазарских воительниц были доспехи и оружие, в том числе сабли и лук. Они сражались будучи всадницами, как и подобает степнякам.

В средневековье, на смену скифским амазонкам, очевидно, пришли хазарские... Останки некоторых юных женщин-воительниц были обнаружены с полным комплектом вооружения: луками со стрелами, ножами и даже саблями.

Впрочем, относительно хазарских воительниц, далеко не факт, что воительницами были именно этнические хазарки. Каганат был полиэтничен, и это могли быть славянки, аланки, болгарки, венгерки и т д., — жёны бойцов хазарской армии, чиновников и прочих хазарских колонистов, живших в крепостях. В Дмитриевском городище, например, как пишет А.С. Плетнёва, жили и славянки. Там было найдено немало могильников женщин-воинов, которым приходилось вступать в схватки со славянами и печенегами, а возможно и с русами.

Во всяком случае, девушки-воительницы хазарских крепостей (Маяцкое городище, Дмитриевское городище и т. д.) явно участвовали в сборе дани со славян:

В течение почти ста лет хазарские наместники, построившие свои крепости на Тихой Сосне, Северском Донце, контролировали торговые пути по крупнейшим восточноевропейским рекам, взимая огромные пошлины за товары и периодически посылая отряды в славянские земли для сбора дани. Такой своеобразной пограничной заставой и было Маяцкое городище[26].

В этих крепостях и отмечаются женщины-воины:

На роль женщин-воинов в салтовском войске, применительно к материалам Дмитриевского могильника, не раз обращалось внимание в научной литературе. при этом доля «воинских» захоронений от общего числа исследованных на памятниках вполне сопоставима – 32 и 24 % соответственно для Маяцкого археологического комплекса и Дмитриевского могильника[27].

Когда появилась новая угроза — печенеги, численность женщин-воинов в городищах увеличилось.

Появление «амазонок» у хазар было не только данью скифо-тюркской традиции, но и насущной потребностью мелких разбросанных по огромной территории хазарских форпостов: очевидно и сбор дани со славян далеко не всегда проходил гладко, и здесь хазар выручало то, что их жёнами были славянки — они многое знали о регионе, могли привести на помощь своих родственников, да и сами очевидно доблестно воевали (об этом говорят не только воинские почести могильников, но и русские былины, где степные богатырки со славянскими именами представлены как почти непобедимые, благодаря хазарскому оружию и доспехам, они из спортивного азарта, или чтобы доказать свою доблесть хазарам, наведывались в славянские селения, вызывали на поединок местных «добрых молодцев» и убивали их, — такую картину дают былины об этих степных богатырках). Тем не менее, крупных битв не было, и женщин-воительниц было относительно немного. Когда же пришли грозные печенеги, хазарам пришлось пополнять ряды войска значительным числом женщин своих крепостей.

Таким образом, на примере хазарских городищ мы можем видеть, что «амазонство» было вынужденной мерой, чем сильнее был враг, тем больше женщин привлекалось к военному делу.

Однако, это была последняя веха амазонства. Более поздние тюрки и кочевники, такие как монголы, крымские татары и т. д., уже не использовали (или крайне редко использовали) женщин в бою, и на то было немало причин (появление всадников и лучников у оседлых народов лишало амазонок преимущества, к тому же гибель молодых женщин негативно сказывалась на демографии). Да и пример Хазарии показал, что женщины-воины эффективны только против очень слабого, почти безоружного врага. Против сильного противника воинские качества женщин конечно падали к нулю. И печенеги, как известно, всё же разгромили вышеназванные городища.

Каким образом степнякам вообще удалось навязать женщинам военное дело, — к чему они по своей природе и психологии не приспособлены — загадка. Тем не менее, им это удалось. Для женщин Скифии и Хазарии военные предметы были столь же ценными и дорогими, как зеркала, бусы и прочие личные вещи, с которыми их хоронили. Очевидно, что скифы и хазары обладали некой харизмой, которая пленяла женщин и заставляла их идти на подобные жертвы. Или они умели увлекать женщин военным делом, опять же при помощи каких-то черт характера, которые импонировали женщинам, и они соглашались становиться воинами. Больше похоже на то, что эти женщины просто сильно любили своих мужей, и поэтому были готовы рисковать жизнью чтобы помочь им в бою. Вряд ли скифы и хазары насильственно гнали женщин в войско, но и вариант принуждения нельзя исключать. В любом случае, у них это получилось: как показывает археология, действительно их женщины становились воинами.

См. также[править]

Галерея[править]

Источники[править]

  1. Страбон XI, 5, 1-4, XII, 3, 21-24
  2. Плутарх Помпей, XXXV
  3. Страбон XI, 5, 1-4, 3, 21-24
  4. Apol. Rhod. 11, 990
  5. Страбон IV, 4, 6, 3, 2124; Юстин II, 1; Плутарх Помпей XXXV
  6. Диодор 11, 44-46, III, 52-55
  7. Плутарх, Тесей, 26
  8. История IV 111-115
  9. Плутарх, Помпей, 35
  10. Плиний, VI, 19
  11. Плутарх, Тесей, 27
  12. История IX 27
  13. История IV 110
  14. Диодор Сиц. 11, 44-46, XVI I, 77; Страбон XII, 8, 6
  15. Амазонки в памятниках античного искусства
  16. Амазонки на аттических краснофигурных вазах из Северного Причерноморья: к вопросу о понимании изображений
  17. Амазонки Моссада. Женщины в израильской разведке
  18. Скифский воин из кургана Сарыг-Булун оказался 13-летней амазонкой
  19. Погребения амазонок из могильника Мамай-Гора
  20. Серия погребений амазонок из Нижнего Поднепровья
  21. Археологи нашли на Дону погребение скифской амазонки в парадном головном уборе
  22. В России нашли уникальную могилу амазонки в золоте
  23. Женщины-воины у народов Сибири и Центральной Азии в древности и средние века
  24. Л.Н. Гумилев. «Открытие Хазарии»
  25. Ископаемые гаплогруппы и гаплотипы двух хазарских захоронений
  26. Маяцкое городище
  27. Сравнительный анализ вооружения Маяцкого и Дмитриевского археологических комплексов салтово-маяцкой культуры