Гог и Магог

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Thomas-de-Kent-Bnf-fr24364-fol60v - gog-et-magog-mangent-gents.jpg
Noahsworld map.jpg

Гог и Магог (англ. Gog and Magog, англ. מלחמת גוג ומגוג, Gōg ū-Māgōg), в иудаистической эсхатологииплемена, нашествие которых потрясёт мир незадолго до прихода Машиаха[1].

Общие сведения[править]

Иезекииль сообщает (38–39), что Гог, «князь Роша, Мешеха и Тувала», и «земля Магог» — «великое сборище полчищ», которые вторгнутся под предводительством Гога в Эрец-Исраэль «в последние дни... как буря... от пределов севера», чтобы грабить и опустошать, но погибнут в ней от руки Бога.

Там же упомянут Гомер «со всеми отрядами его»[2] как участник нашествия.

В других местах Библии[3] Гомер, наряду с Мешехом и Тувалом, фигурирует как брат Магога.

Таким образом, Гог — не народ, а предводитель народа Магог, а их вторжение в Израиль — «война Гога и Магога». Гог придёт в Эрец-Исраэль во главе огромной армии из многих народов воевать против евреев и Иерусалима. Тогда Бог явит миру Свою власть, и Гог погибнет, а в Израиле наступит мир и воцарится праведный царь Машиах.

В раввинистической литературе[править]

В пророчестве Иезекииля, где главным действующим лицом является некий Гог, мы не встретим распространенного выражения «Гог и Магог», которое впоследствии станет идиоматической конструкцией; её первое дошедшее до нас упоминание содержится в одном из кумранских свитков, датируемом серединой II в. до н. э.; мы сталкиваемся с этим оборотом также в третьих «Книгах Сивилл» (II в. до н. э. — середина I в. до н. э).

Книга Юбилеев (8:25) именует Гогом область, охватывающая с северо‑востока землю Яафета. В книге Еноха[4] Гог и Магог истолковываются как орды парфян.

Иосиф Флавий[5] упоминает легенду о том, что Александр Великий на дальнем севере за горами Каспийского моря заключил кочевые варварские народы (скифов) железными вратами[6].

Время войн Гога и Магога и последнего суда рабби Акива исчисляет 12-ю месяцами[7].

Мессия из дома Иосифа (а не Иуды) примет муку и смерть за свой народ, падет жертвой в войнах с полчищами Гога и Магога. И хотя он падет в битве, но следующий за ним Мессия, сын Давида, убьёт в свою очередь предводителя этих полчищ дыханием уст своих и будет признан царем над всем миром. «Велики будут муки Мессии из колена Эфраима»[8]. «Патриархи восстанут из своих могил в месяц Нисан и станут славить великие его муки, и когда народы (104 царства) закуют его в оковы и ввергнут в темницу, где подвергнут всем упомянутым в Пс., 22, 8—16 мукам, Господь приветствует его словами: Эфраим, дорогой сын мой, дитя моей любви, велико мое сострадание к тебе[9], — и уверит его, что дыханием уст своих он погубит злых»[10].

В многочисленных сказаниях Талмуда, в мидрашах и других раввинистических источниках Гог и Магог — это жестокие и кровожадные народы, последние битвы которых с другими народами мира произойдут в Земле Израиля перед приходом Мессии.

Согласно Талмуду[11], Эльдад и Мейдад пророчествовали в стане о Гоге и Магоге.

«Сказал раби Шимон бен-Пази: говорил раби Йеошуа бен-Леви от имени Бар-Капары: каждый, кто выполняет заповедь о трех субботних трапезах, спасется от трех бедствий — от мук Машиаха, от суда Геинома и от войны Гога и Магога»[12].

Рабби Йосефа Ибн‑Хаюна из Лиссабона (XV в.) пишет, что после прихода Машиаха Бог приведёт оторванную до той поры от мира орду Гога к Иерусалиму, «дабы те узнали о нем и постигли Г‑спода, как и все остальные народы. Но, услышав о величии Израиля , он позавидует им и пойдет на Иерусалим войной».

Рабби Ицхак Абарбанель (XV—XVI вв.) пишет, что «Гог — это название народа, а Магог — название страны, в которой он жил».

Рабби Меир Лейб бен Иехиэль Михаэль (Мальбим) утверждает, что «в конце дней, после того, как евреи уже поселятся в Земле Израиля, народы соберутся и завоюют Иерусалим». Гог — представитель западной цивилизации, владыка «из северных и западных стран», который, собрав под своими знаменами пеструю коалицию христиан (Эдом) и мусульман (Ишмаэль), вступит в Иерусалим, дабы «захватить страну Израиля, отняв ее у еврейского народа».

Аризаль пишет: числовое значение слов «Гог и Магог» (70) означает, что в этой войне будут участвовать все народы.

Согласно Книге Зоар, все цари, преследовавшие евреев на протяжении истории, такие, как Синаххериб, Навуходоносор и т. д., примут участие в этой войне, пройдя реинкарнацию («гильгуль»).

Виленский Гаон писал, что война Гога и Магога продлится 9 секунд.

В христианской литературе[править]

Представление о «войне Гога и Магога», которая станет концом истории и прелюдией к наступлению мессианской эпохи, отразилось в Евангелии — откровении Иоанна Богослова[13], где говорится, что войны Гога и Магога произойдут по прошествии тысячи лет после первого пришествия Христа.

Раннехристианские писатели (например, Евсевий Кесарийский) часто отождествляли Гога и Магога с римлянами и их императором. После того, как Римская империя стала христианской, Амвросий отождествил Гога с готами, Иероним со скифами.

«Некоторые думают», говорит Андрей Кесарийский, «что Гог и Магог суть полунощные и отдаленнейшие народы скифские или, как мы их называем, Гунны, самые воинственные и многочисленные из всех земных народов. Только Божественною десницею они удерживаются до освобождения диавола от завладения всей вселенной».

Согласно Иерониму, Магог обитал в северной части Кавказа, у Каспийского моря. Весьма правдоподобно, что это название действительно кавказского происхождения.

Вторжение готов в пределы Римской империи в III в., нашествие в VIII в. мусульманских завоевателей на запад Европы, и последующие вторжения монголов христиане отождествляли с войнами Гога и Магога.

Иоанн Зонара (XII в.) видел в Магоге наименование скифов[14].

Отождествляли их и с норманнами[15] и славянами. Так, византийский историк Лев Диакон в своей «Истории», описывая поход князя Святослава на Византию, говорил:

Этот народ безрассуден, храбр, воинствен и могуч, что он совершает нападения на все соседние племена, утверждают многие; говорит об этом и божественный Иезекииль такими словами: „Вот я навожу на тебя Гога и Магога, князя Рос“.

Повесть временных лет как Гога и Магога называет половцев и северные народы.

Французский хронист XII в. Пётр Коместор выдвинул гипотезу о том, что Гог и Магог являются пропавшими коленами Израиля.

В коранической литературе[править]

У арабов эти народы под названием Яджудж и Маджудж (Ya'juj wa Ma'juj, يأجوج ومأجوج‎‎) упоминаются в Коране[16].

По этим преданиям, завоеватель многих стран Зу-ль-Карнейн (Зу-ль-Карнайн, по-арабски `обладающий двумя рогами` или `имеющий два века`, его отождествляют с Александром Македонским) по просьбе народов, страдающих от набегов диких племён Яджудж и Маджудж, воздвигает на границе между ними и другими народами мощную стену, которую эти племена пытаются прорвать ежедневно с наступлением утра и до вечера, но прорвут и хлынут в мир, когда приблизится день Страшного суда.

В географическом смысле эти народы живут на крайнем северо-востоке, у самого берега океана, омывающего землю.

Потомки Яафета, сына Ноя, они распадаются на 24 отдельных племени, из коих шесть известны поименно (в том числе, между прочим, турки); численностью каждое отдельное племя их равно всем остальным народам земли, вместе взятым.

По мнению некоторых авторов, Гог и Магог — хазары[17].

По внешности своей представители этих народов низкорослы, будучи в 1½ раза меньше обыкновенных людей. Они отличаются большою кровожадностью, обладают вместо ногтей когтями, львиными зубами и верблюжьими челюстями; тело их сплошь покрыто густыми волосами; уши их, снаружи мохнатые, так велики, что одно из них может служить им ложем, в то время как другое заменяет одеяло. Питаются они преимущественно рыбою и в общем по нравам своим напоминают зверей, почему Масуди относит их к разряду животных.

Обычно они уничтожают всякую зелень, совершенно опустошая страну; Бейдави даже заявляет, что они — людоеды.

Стена, отделяющая эти племена от прочих народов, тянулась предположительно от Дербента, хотя в позднейшее время с ней смешивали и Великую Китайскую стену (Абульфеда). У арабских географов неоднократно приводится описание ее, данное неким переводчиком Салламом. Однажды халифу Васик-Биллахи приснилось, будто эта стена рухнула, и он отправил Саллама разузнать, в чем дело. Последний сообщает множество чудесных вещей относительно местностей, через которые лежал его путь, и заканчивает повествование описанием самой стены, которая, по его словам, была сооружена в ущелье, имела 150 локтей в ширину и воздымалась на самые вершины гор. Сооруженная из кирпичей, скрепленных железными скобами, стена казалась полосатой, красной и черной. В ней находились обширные ворота, снабженные гигантскою задвижкою, с замком и ключом, тут же на цепи.

Одним из признаков приближения Страшного суда послужит разрушение этой стены. Тогда Яджудж и Маджудж появятся близ Тивериадского озера, причём авангард их полчищ выпьет всю воду в нём, арьергард же пройдёт уже по совершенно сухому месту. Войска на пути своём будут пожирать всё, что им попадется под руку, даже трупы, и всякую зелень. Так они подойдут к самому Иерусалиму. Здесь раньше, чем Бог уничтожит их, они причинят много зла Исе и его последователям.

Существует предание, по которому Мухаммад во время своего ночного путешествия в Иерусалим дал Гогу и Магогу возможность принять ислам; но так как они упустили этот случай, то им суждено погибнуть.

Со слов пророка Мухаммеда, они каждый день роют подкоп под стену, и когда после убийства Даджжаля (Антихриста) люди будут в спокойствии, они выйдут из заточения.

Взгляд критической школы[править]

Согласно «Таблицы народов» Библии, Гомер и и Магог — потомки Яафета. Магог — 2-й сын Яафета[18], между Гомером и Мадаем.

Исследователи Библии отождествляют Гомера с киммерийцами, Мешеха — с мосхами, Тувала — с тибаренами, а Мадай — с мидийцами. Некоторые авторы отождествляют этноним Магог с амазонками.

Иосиф Флавий понимал под Магогом скифов, что скорее всего соответствует тому, что предполагала Библия:

Родоначальником тех народов, которые теперь именуются у греков галатами, а вообще называются гомарейцами, был Гомар; Магог же положил начало тому народу, который от него получил название Магога, а ими (греками) именуется скифами[19].

Более поздние авторы видели в Гоге и Магоге самых разных варваров — гунов, хазар, викингов, монголов и т. д., но конечно эти народы не могли быть известны Иезекиилю, так ещё не существовали в его время. Поэтому версия Флавия скорее всего наиболее вероятна, ведь скифы действовали в Палестине во времена царя Иошияху[20].

Некоторые учёные полагают, что прообразом Гога был Гиг (Γύγης[21], у ассирийцев — Гугу), царь Лидии, а соответственно Магог трактуется как мат (земля) Гуга[22]. Этот Гиг (Гугу) по словам Геродота расширил свои владения в Малой Азии до Эгейского моря на западе и Чёрного моря на севере. В анналах ассирийского царя Ашшурбанипала (699–633? гг. до н. э.) имеется несколько версий рассказа о Гиге. Его битвы, а также современные Иезекиилю нашествия лидийцев и их многочисленных союзников на Мидию, возможно, и создали фон апокалиптического видения пророка.

Другие учёные видят в Магоге массагетов — племя, жившее по берегам Каспия на территории Скифии. Геродот, ссылаясь на современников, писал, что, по мнению некоторых из них, массагеты — это скифское племя[23].

М.А. Геворгян, комментируя переведенную им «Историю Бузанда» пишет:

Маскуты или массагеты жили на берегу Каспийского моря, принадлежали к скифскому племени. По Географии VII в. Анании Ширакского, их местопребывание значится у западных берегов Каспийского моря, до города Дербента.

Слово «рош» (רֹאשׁ) в предложении Князь Роша, Мешеха и Фувала (38:3), во главе «великого сборища полчищ» (38:5), скорее всего есть не имя собственное ῾Ρώς, а еврейское «главный», «предводитель».

Ряд исследователей объясняют имена Гога и Магога как мифические: они произведены от шумерского «тьма», таким образом, Магог это «земля тьмы», а Гог персонификация тьмы или же «вождь и представитель сил, враждебных Богу».

Но в целом, речь скорее всего идёт о скифах, которые в те времена стали фиксироваться в Палестине.

На скифское происхождение Магога указывает тот факт, что Альбий Тибулл, латинский поэт I в. до н. э., упоминает, что люди, жившие на реке Танаис (современная река Дон), назывались «Магини», «Магогитис».

Подобно скифам, жители Магога имели конницу (Иез 38:15) и вооружены луком (Иез 39:3).

О поселении скифов в Палестине указывает и город Скифополь. Когда и при каких обстоятельствах это произошло неизвестно, но уже книга Бытия знала и Гомера и Магога и Аскеназа, причём приписывает им (точнее, им — сынам Яафета) порабощение Ханаана.

Эти-то палестинские скифы, очевидно, и стали вызывать беспокойство пророка, выразившееся в предсказании великой битвы евреев с этими переселенцами.

Впоследствии страх оседлых народов перед вторжением кочевников придал этому сюжету апокалиптический характер.

Источники[править]

  1. КЕЭ, том: 2. Кол.: 149–150.
  2. Иех. 38:6
  3. Быт. 10:2; I Хр. 1:5
  4. 1 Енох 56
  5. Ios. Flav. De bell. VII 7. 4
  6. ср.: Plin. Sen. Nat. hist. VI 15
  7. Эдуйот, II, 10
  8. Песикта p., 36
  9. Иер., 31, 19
  10. Ис., 11, 4
  11. «Санедрин» 17а
  12. трактат Шабат 118а
  13. Апокалипсис, 20:7–9
  14. Zonara. Epit. hist. Bd. 1. S. 22
  15. Johannes Magnus "Historia de omnibus gothorum sueonumque regibus", 1554
  16. суры XVIII, 94—99, XXI, 96
  17. Якут, II, 440
  18. Быт., 10, 2; I Хрон., 1, 5
  19. «Древн.», I, 6, § 1
  20. Геродот, I, 103; IX, 11
  21. Herodot. I. 8, 14
  22. Gmirkin, Russell (2006). Berossus and Genesis, Manetho and Exodus: Hellenistic Histories and the Date of the Pentateuch. Bloomsbury. p. 148.
  23. Геродот. История, I. 201—205