Деятельность Кагановича после войны и до смерти Сталина

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Каганович на встрече Сталина и Мао Цзэдуна, февраль 1950 года.
Во время одного из заседаний (слева направо): 1-й ряд – А.И. Микоян, А.Н. Косыгин, Л.М. Каганович, И.В. Сталин; 2-й ряд – Н.С. Хрущев, Л.П. Берия (его лицо зачеркнуто после разоблачения и ареста), М.Г. Маленков, Н.А. Булганин, В.М. Молотов. До 1953 г.
831aqzf8.jpg
21 декабря 1949 года, торжественное заседание в Большом театре СССР по случаю 70-летия Иосифа Виссарионовича Сталина. В первом ряду президиума: Лазарь Каганович, Мао Цзедун, Иосиф Сталин, Никита Хрущев (Хрущев, как секретарь МК и распорядитель вечера, сидит слева от юбиляра), Долорес Ибаррури /слева направо/.

Деятельность Кагановича после войны и до смерти СталинаЛ.М. Каганович в последние годы жизни Сталина[1].

Посты[править]

В ноябре 1945 года Каганович по прежнему работает над проблемами транспорта[2].

В партийно-государственной иерархии имя Кагановича стояло в 1946 году лишь на девятом месте — после Сталина, Молотова, Берии, Жданова, Маленкова, Вознесенского, Калинина и Ворошилова.

После войны Каганович занимал следующие посты:

До 6 марта 1947 года — заместитель председателя СМ СССР.

С 6 сентября 1945 года по 20 марта 1946 года — член Оперативного бюро СНК СССР по вопросам работы промышленных народных комиссариатов и железнодорожного транспорта.

С 19 марта 1946 года по 6 марта 1947 года — министр промышленности строительных материалов СССР.

С 20 марта 1946 года по 27 февраля 1947 года — член Бюро СМ СССР.

С 8 по 12 февраля 1947 года — председатель Бюро СМ СССР по транспорту и связи.

С 3 марта по 26 декабря 1947 года — 1-й секретарь ЦК КП(б) Украины.

С 18 декабря 1947 года по 5 марта 1953 года — заместитель председателя СМ СССР.

С 9 января 1948 года по 18 октября 1952 года — председатель Государственного комитета СМ СССР по материально-техническому снабжению народного хозяйства.

С 4 февраля 1948 года по 5 марта 1953 года — член Бюро Президиума СМ СССР.

С 7 апреля 1950 года по 5 марта 1953 года — член Бюро Президиума СМ СССР.

С 16 октября 1952 года по 29 июня 1957 года — член Президиума ЦК КПСС

С 16 октября 1952 года по 5 марта 1953 года — член Бюро Президиума ЦК КПСС.

С 18 октября 1952 года по 5 марта 1953 года — член Постоянной комиссии по внешним делам при Президиуме ЦК КПСС.

С 18 октября 1952 года по 5 марта 1953 года — член Постоянной комиссии по вопросам обороны при Президиуме ЦК КПСС.

Ход событий[править]

Рой Медведев рисует нелицеприятную картину работу сибарита Каганновича на посту министра по производство стройматериалов: начал он свою деятельность с прорубания в здании министерства нового персонального лифта для себя. Возле лифта поставили охрану. В середине дня министру привозили опломбированный обед. Начальник личной охраны, генерал-майор, пробовал блюда в комнате отдыха, после чего к ним приступал Каганович. По праздникам Каганович посылал подчиненного объехать Москву и посмотреть: как висят его портреты? Точно ли на том же месте от портрета Сталина — или перемещены?

Если Кагановичу не нравилась подданная бумага — он её комкал и швырял в лицо:

Седой зав-секретариатом ползал по полу и собирал; вскоре у него начала трястись голова, и Каганович сказал: «Тебе, старый баран, надо отдохнуть, пойти в другое место, вместо тебя возьму твоего сына». Завотделом стройматериалов Совмина Владимир Александрович Коленков говорил впоследствии: «Когда мы думали о том, что надо идти на работу, — лучше б, казалось, под трамвай попасть, чем идти на работу»[3].

Совсем другое описание даёт сам Каганович: после того, как на Политбюро Сталин назначил его министром промышленности строительных материалов, Каганович активно приступил к работе:

За короткое время я посетил более 35 предприятий, в том числе: новороссийские цементные заводы, донецкие и екатеринославскую группу цементных заводов, стекольные и шиферные заводы, Вольские цементные заводы, подмосковные цементные и шиферные заводы и другие. Я видел колоссальные разрушения, особенно в Новороссийске, неудовлетворительный ход восстановительных работ. Совместно с партийными, Советскими и профсоюзными организациями были приняты на месте меры по подъему производства и выполнению плана, по ускорению восстановительных работ. Вместе со мной выехала группа руководящих работников Министерства строительства тяжелой индустрии во главе с заместителем министра тов. Нефедовым, которая занималась восстановлением этих заводов: уточнялись на месте проекты, доукомплектовывались рабочей силой и оборудованием строительные тресты, разрабатывались графики с жесткими сроками восстановительных работ[4].

При Кагановиче весь аппарат министерства сидел на рабочих местах практически круглосуточно.

В 1946 году Каганович принял участие в совещании высших военных и государственных руководителей, на котором по инициативе Сталина были заслушаны компрометирующие материалы на Г.К. Жукова. Обвинения были серьезные. Каганович и Берия, выступали против Жукова за его преступления, но военные сообща поддержали Жукова, и Сталин побоялся его арестовать.

В том же году во время одной из поездок по стране Кагановичу довелось заехать и в город Асбест (куда его впоследствии сошлёт Хрущев). Каганович остался недоволен состоянием местной строительной промышленности и устроил местным руководителям разнос.

В конце 1947 года Сталин поставил в Политбюро ЦК вопрос о разделении Госплана СССР; был создан Государственный комитет по материально-техническому снабжению народного хозяйства СССР — Госснаб СССР. Во главе был поставлен Каганович.

Как глава Госснаба СССР Каганович между прочим занимался тем, что осуществлял поставки разного сырья ГДР[5], предоставлял материалы для строительства тоннеля под Татарским проливом[6] и т. д.

В Памятных записках Каганович сообщает:

Как заместитель Председателя Совета Министров, я ведал работой Минтяжстроя, Минстройматериалов, Комитета по делам архитектуры и другим. В особой мере я — председатель Госснаба, заместитель Председателя Совета Министров — занимался материально-техническим обеспечением и всех видов транспорта: железнодорожного, речного, морского, автомобильного и авиационного.

Как член Политбюро, я занимался общегосударственными, общепартийными делами, в том числе выезжал по поручению Политбюро на места.

В 1950 году Кагановичу и Ворошилову было поручено утвердить новый памятник Горькому, устанавливавшийся у Белорусского вокзала в Москве.

В 1952 году Каганович по прежнему занимается вопросами транспорта[7].

В последние годы Сталин всё реже и реже встречался с Кагановичем, и уже не приглашал его на свои вечерние трапезы.

Тем не менее, Каганович присоединился к нападкам Сталина на впадавшего в опалу Молотова. В частности, возник конфликт между Молотовым и Кагановичем по вопросу об увеличении планов железнодорожного транспорта на 1952 год[8][9].

Роль в Ленинградском деле[править]

Была одна комиссия Политбюро под председательством Николая Алексеевича Вознесенского, а Каганович был её членом. Вознесенский сказал Петру Куранову (отвечал в аппарате правительства СССР за планово-финансовые органы) перед заседанием этой комиссии: "Позвони Кагановичу, спроси, будет он на заседании или нет? Может быть, он занят?"".

Формально подобное приказание было отступлением от существовавших норм поведения в аппарате. Вознесенский и Каганович занимали равное положение в иерархии — заместители главы правительства и члены Политбюро. И вдруг Вознесенский, осознав, по всей видимости, себя преемником Сталина, не пригласил его к себе, как требовал партийный этикет, позвонив лично, а вызвал, поручив это сотруднику аппарата.

"Я,— вспоминал Куранов,— позвонил, говорю: "Лазарь Моисеевич, заседание будет в 15 часов. Товарищ Вознесенский спрашивал, вы будете или нет? Вы не заняты в это время?" Каганович взорвался: "Какое он имеет право следить за мной?! Какое ему дело, чем я занят?!" Потом долго еще кричал и бросил трубку. Я рассказал про эту бурю Вознесенскому, он посмеялся и говорит: "Ничего"".

Каганович затаил обиду (тем более, что он знал, что Сталин не питал симпатии к Вознесенскому, так как тот недолюбливал грузин и армян), и решил организовать «подкоп» под главу Госплана используя факты нарушений в деятельности ведомства, которое возглавлял Вознесенский. Вместе с Берия Каганович представил Сталину документ тайно изъятый их делопроизводства Госплана:

А Каганович потом отомстил Вознесенскому,— рассказывал Куранов.— Уезжая в отпуск, он поручил своему заместителю в Госснабе Помазневу написать письмо о недостатках в работе Госплана... К заседанию Политбюро,— рассказывал Куранов,— для большей весомости обвинений против Вознесенского был подготовлен ряд документов о недостатках в работе Госплана. Там говорилось, например, что в проекте плана на 1949 год содержалось 117 ошибок и опечаток[10].

Анастас Микоян пишет:

Сталин был вне себя: "Значит, Вознесенский обманывает Политбюро и нас, как дураков, надувает? Как это можно допустить, чтобы член Политбюро обманывал Политбюро? Такого человека нельзя держать ни в Политбюро, ни во главе Госплана!"... Сталин проникся полным недоверием к Вознесенскому, которому раньше очень верил. Было решено вывести Вознесенского из состава Политбюро и освободить от поста председателя Госплана СССР.

Источники[править]

 
Деятельность Кагановича после войны и до смерти Сталина относится к Лазарю Кагановичу
Деятельность

Каганович во время Революции и Гражданской войныКаганович в ТуркестанеКаганович во главе УкраиныКаганович во главе МосквыКаганович как второй человек во власти в начале 30-х годовРоль Кагановича в репрессиях, коллективизации и раскулачиванииКаганович во главе НКПСКаганович во главе тяжёлой и нефтяной промышленностиКаганович и советские евреиКаганович в годы Великой Отечественной войныДеятельность Кагановича после войны и до смерти СталинаКаганович после смерти СталинаАнтипартийная группаПамятные записки

Материалы

Объекты, названные в честь Л. М. КагановичаКаганович в произведениях искусства и в историографииКаганович и СталинКаганович и ХрущёвКаганович и БрежневСталин и евреиХрущёв и евреи

Семья

Клан КагановичейАрон Моисеевич КагановичИзраиль Моисеевич КагановичИегуда КагановичМайя Лазаревна КагановичМария Марковна КагановичМихаил Моисеевич Каганович • «Роза Каганович» • Юлий Моисеевич КагановичЮрий Лазаревич КагановичПётр Кириллович КогановичСтюарт КаганИосиф Георгиевич МинервинМария Григорьевна Каганович-МинервинаГригорий Маркович ПриворотскийМихаил Израилевич Фихтенгольц

Посты

Председатель Нижегородского губкома (1918—1919) • Секретарь ЦК ВКП(б) (1924—1925, 1928—1939) • 1-й секретарь ЦК КП(б) Украины (1925—1928; 1947) • 1-й секретарь Московского обкома (1930—1935) • Член Политбюро ЦК КПСС (1930—1957) • 1-й секретарь Московского горкома (1931—1934) • Нарком путей сообщения СССР (1935—1937; 1938—1942; 1943—1944) • Нарком тяжёлой промышленности СССР (1937—1939) • Заместитель Председателя Совета Министров СССР (1938—1953) • Нарком нефтяной промышленности СССР (1939—1940) • Министр промышленности строительных материалов СССР (1946—1947; 1956—1957) • 1-й заместитель председателя Совета Министров СССР (1953—1957)