Каганович во время Революции и Гражданской войны

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Полесский комитет РСДРП(б). Стоят слева направо: М.М. Хатаевич (секретарь), Я.С. Агранов; сидят слева направо: И.М. Леплевский, Я.И. Гиндин, Л.М. Каганович. Август-октябрь 1917 года.

Каганович во время Гражданской войны — участие Л.М. Кагановича в Гражданской войне в России.

После Октябрьской революции Каганович был привлечен к созданию Красной Армии: с января по июнь 1918 года он был комиссаром Всероссийской коллегии по организации и формированию РККА.

Ход событий[править]

1917[править]

В апреле 1917 года Каганович вернулся в Киевскую большевистскую партийную организацию из Юзовской-Донецкой большевистской организации.

С мая 1917 года Каганович состоял руководителем военной организации РСДРП(б) в Саратове.

Каганович вспоминал:

Вторым вопросом собрания был организационный — выборы Комитета. Об этом собрании и его решениях было доложено Саратовскому комитету, который утвердил решения и состав избранного общим собранием Комитета, включив товарища Кагановича в состав Саратовского комитета партии.

С этого момента наша организация называлась Военная организация Саратовской партийной организации РСДРП (большевиков). Она работала дод руководством городского и губернского комитетов партии, им подчинялась, ее руководитель, или, как его наименовали при избрании, председатель тов. Каганович Л.М., входил в состав городского и губернского комитетов.

16−23 июня 1917 года Каганович принял участие в работе Всероссийской Конференции фронтовых и тыловых военных организаций при ЦК РСДРП(б) в Петрограде. Конференция избрала Всероссийское бюро военных организаций при ЦК РСДРП(б) под председательством Н.И. Подвойского. В состав бюро избран и Каганович. В ходе конференции он впервые встретился с В.И. Лениным, Я.М. Свердловым, Сталиным и другими. После возвращения с конференции в Саратов, Кагановича арестовали и вместе с маршевой ротой отправили на фронт. Но в Гомеле местные большевики Кагановича отбили у охраны т освободили.

С июля 1917 года Каганович был членом Всероссийского бюро военных организаций РСДРП(б).

С сентября 1917 года Каганович был председателем Полесского комитета РСДРП(б).

В Гомеле Каганович встретил Октябрьскую революцию.

16 октября прибыл в Минск на областную конференцию Советов в качестве представителя Гомельского Совета.

Каганович пишет:

В течение ночи с 29 на 30 октября наши отряды просачивались в район расположения противника, у которого, надо сказать, не было устойчивых позиций. Они были застигнуты врасплох у гостиницы «Савой», телеграфа, вокруг которых и развернулся бой.

К рассвету наши отряды разбили охрану телеграфа и захватили этот важнейший для нас центр. Труднее было на участке у гостиницы «Савой», но и там наши красногвардейцы и солдаты ворвались в ряды засевших там офицеров и казаков, разбили их и заняли ее. Выбитые из своих гнезд офицеры и казаки отошли разными путями к своим эшелонам, откуда они и пришли. Нетрудно понять, какое впечатление это произвело на оставшихся в эшелонах, особенно рядовых, которые еще до этого были основательно распропагандированы нашими славными самоотверженными агитаторами, среди которых особо хорошо себя проявили женщины-работницы.

Итак, к утру 30 октября был окончательно ликвидирован контрреволюционный очаг корниловцев в центральном пункте города, и весь город Гомель стал советским.

31 октября Каганович выехал в Могилев, где посещал Ставку Верховного Главнокомандующего Крыленко.

На выборах в Учредительное собрание (распущенное в январе 1918 года) Каганович прошёл по большевистскому списку.

В декабре 1917 года Каганович стал также делегатом III Всероссийского съезда Советов. На съезде Советов Каганович был избран во ВЦИК РСФСР.

1918[править]

Каганович опоздал к открытию Учредительного собрания — оно открылось 5 января, а он прибыл в Петроград 6 января 1918 года. Каганович отправился в ЦК и в военную организацию при ЦК. Стал делегатом III-го съезда Советов, который открылся в Таврическом дворце 10 января 1918 года.

Каганович вспоминал:

После окончания заседания ВЦИК 6 января товарищи Подвойский и Мехоношин позвали меня на заседание Всероссийского бюро, на котором были заслушаны сообщения товарищей о ходе разработки проектов декрета и положения об организации новой армии. По этим сообщениям было признано, что необходимо ускорить окончание этой работы, тем более что по указанию ЦК и Ленина на III съезде Советов должна быть создана военная секция съезда, на которой необходимо обсудить эти проекты.

Товарищ Подвойский внес предложение «включить в эту работу товарища Кагановича Л.М., который является делегатом III съезда Советов и поможет нам в работе военной секции съезда». Другие товарищи поддержали и предложили вообще взять его на постоянную работу в создаваемую Всероссийскую коллегию по организации Красной Армии. Я сказал, что с удовольствием займусь этой важной боевой работой.

В марте 1918 года Каганович приехал в Москву из Петрограда вместе со Всероссийской коллегией по организации Красной Армии. В Москве стал комиссаром организационно-агитационного отдела Всероссийской коллегии по организации Красной Армии.

С марта (или с января?) по июнь 1918 года — комиссар Организационно-агитационного отдела Всероссийской коллегии по организации РККА.

В мае 1918 года Каганович приехал в Нижний Новгород по заданию Я.М. Свердлова.

В конце июня 1918 года был послан ЦК РКП(б) в Нижний Новгород (ставшим прифронтовым городом из-за продвижения чехословацкого корпуса), где был агитатором губкома, заведующим агитотделом, председателем губкома и губисполкома[1].

Находясь на посту председателя Нижегородского губкома РКП(б) и губисполкома (май 1918 – август 1919), Каганович проводил в жизнь указания В.И. Ленина при помощи массового террора, включая расстрелы заложников из числа «классово чуждых элементов».

1919[править]

С июля по октябрь 1919 года служил в РККА. С этого года был знаком с Львом Давидовичем Троцким.

В сентябре 1919 года Каганович был командирован на воронежский участок Южного фронта. В ходе обороны Воронежа — начальник политотдела и уполномоченный ЦК.

«Воронежский Губернский комитет РКП(б) удостоверяет, что товарищ Каганович, пробыв в Воронеже с 3 сентября по 19 сентября, принимал активное участие в обороне гор. Воронежа: заведовал политотделом Совета обороны, во время же боя под Воронежем с винтовкой в руках сражался па передовых позициях. Председатель Губкома РКП(б) Н. Кардашов».

Затем Каганович отправился в Москве, и прибыл в Центральный Комитет партии на Воздвиженской. В тот же день, 25 сентября, был принят секретарем ЦК тов. Стасовой Еленой Дмитриевной, а вечером на узком совещании секретариата ЦК, созванном Стасовой, Каганович сделал доклад о положении в Воронежской организации и в руководстве губкома и губисполкома.

После взятия Воронежа Красной Армией (24 октября 1919 года) Каганович стал председателем Воронежского губревкома, а затем губисполкома. Некоторое время Кагановича называли «Каганович-Воронежский», чтобы отличать от однофамильцев.

Каганович написал письмо члену Реввоенсовета Южного фронта Сталину с просьбой решить вопрос о преобразовании 1-го Конного корпуса Будённого в 1-ю Конную армию с реввоенсоветом во главе в составе с С.М. Буденным и членами Реввоенсовета К.Е. Ворошиловым и Е.А. Щаденко. Вопрос был решён положительно. 19 ноября 1919 года в Ново-Михайловке (в районе Новый Оскол) 1-я Конная армия была создана.

1920[править]

В сентябре 1920 года Каганович послан ЦК РКП(б) в Среднюю Азию членом Туркестанской комиссии ВЦИК и СНК. Каганович стал членом Туркестанского бюро ЦК РКП(б) и одновременно одним из руководителей Реввоенсовета Туркестанского фронта, наркомом РКИ Туркестанской республики и председателем Ташкентского горсовета. Туркестан тогда включал Узбекскую, Таджикскую, Туркменскую, Киргизскую и большую часть Казахской — республик.

Участвовал в подавлении басмачества[2].

Историография[править]

Исследователь А. Воробьев уточняет участие Кагановича в 1917 году в революционном движении в Полесье и Бобруйске, отмечая, что его «руководящие» заслуги там сильно преувеличены.

Л.П. Гордеева написала обзор деятельности Кагановича в Нижнем Новгороде и пишет, что Каганович стремился превратить губком в «верховный орган губернии» и жестко проводил политику центра.

См. также[править]

Ссылки[править]

Источники[править]

 
Каганович во время Революции и Гражданской войны относится к Лазарю Кагановичу
Деятельность

Каганович во время Революции и Гражданской войныКаганович в ТуркестанеКаганович во главе УкраиныКаганович во главе МосквыКаганович как второй человек во власти в начале 30-х годовРоль Кагановича в репрессиях, коллективизации и раскулачиванииКаганович во главе НКПСКаганович во главе тяжёлой и нефтяной промышленностиКаганович и советские евреиКаганович в годы Великой Отечественной войныДеятельность Кагановича после войны и до смерти СталинаКаганович после смерти СталинаАнтипартийная группаПамятные записки

Материалы

Объекты, названные в честь Л. М. КагановичаКаганович в произведениях искусства и в историографииКаганович и СталинКаганович и ХрущёвКаганович и БрежневСталин и евреиХрущёв и евреи

Семья

Клан КагановичейАрон Моисеевич КагановичИзраиль Моисеевич КагановичИегуда КагановичМайя Лазаревна КагановичМария Марковна КагановичМихаил Моисеевич Каганович • «Роза Каганович» • Юлий Моисеевич КагановичЮрий Лазаревич КагановичПётр Кириллович КогановичСтюарт КаганИосиф Георгиевич МинервинМария Григорьевна Каганович-МинервинаГригорий Маркович ПриворотскийМихаил Израилевич Фихтенгольц

Посты

Председатель Нижегородского губкома (1918—1919) • Секретарь ЦК ВКП(б) (1924—1925, 1928—1939) • 1-й секретарь ЦК КП(б) Украины (1925—1928; 1947) • 1-й секретарь Московского обкома (1930—1935) • Член Политбюро ЦК КПСС (1930—1957) • 1-й секретарь Московского горкома (1931—1934) • Нарком путей сообщения СССР (1935—1937; 1938—1942; 1943—1944) • Нарком тяжёлой промышленности СССР (1937—1939) • Заместитель Председателя Совета Министров СССР (1938—1953) • Нарком нефтяной промышленности СССР (1939—1940) • Министр промышленности строительных материалов СССР (1946—1947; 1956—1957) • 1-й заместитель председателя Совета Министров СССР (1953—1957)