Каганович после смерти Сталина

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Литературная газета original каганович.jpg
Каганович на похоронах Сталина. Чернилами закрашено лицо Берия в связи с его арестом и расстрелом как шпиона и врага народа.
Каганович Л.М. – Интервью 1991 год.
Верховный Совет СССР на заседании: в 1-м ряду Л. Каганович, Н. Булганин, Н. Хрущев, Г. Маленков, В. Молотов. 1954 год.
Июль 1956 года, во втором и третьем ряду президиума плечом к плечу — Лазарь Каганович, Михаил Первухин, Николай Булганин, Никита Хрущев, Климент Ворошилов, Георгий Жуков, Алексей Кириченко, Георгий Маленков, Вячеслав Молотов.
Всесоюзная сельскохозяйственная и промышленная выставка, 2 июня 1957 года.
Молотов, Каганович, Маленков, Анастас Микоян, Иосип Броз Тито

Каганович после смерти Сталина — деятельность Л.М. Кагановича после смерти Сталина[1].

Каганович был первым заместители председателя Совета министров СССР Г.М. Маленкова (5 марта 1953 — 8 февраля 1955) и Н.А. Булганина (8 февраля 1955 — 29 июня 1957).

Ход событий[править]

Вместе с Хрущевым Каганович был включен в Комиссию по похоронам Сталина. Каганович пишет, что когда он ехал в авто с телом Сталина, Хрущев тронул его за руку и сказал: «Как, Лазарь, будем жить-то и работать без Сталина? Тяжело будет нам».

7 марта 1953 года было созвано совместное заседание Пленума ЦК КПСС, Совета Министров Союза ССР и Президиума Верховного Совета СССР. Каганович стал членом Президиума ЦК и заместителями председателя Совета Министров.

После смерти Сталина Кагановичу достался пост первого заместителя председателя Совета Министров СССР (март 1953 – июнь 1957).

Как член Президиума ЦК Каганович поддержал Н.С. Хрущева в борьбе против Л.П. Берия, дал согласие на его арест и казнь.

В сентябре 1953 года состоялся Пленум ЦК, который заслушал и обсудил доклад Хрущева «О мерах дальнейшего развития сельского хозяйства». ЦК принял разработанное Президиумом ЦК постановление. В разработке этого постановления ЦК принял участие весь Президиум ЦК, в особенности Хрущев, Маленков, Каганович, Молотов, Андреев.

На сентябрь 1953 года положение Кагановича в иерархии (5-й) можно видеть по следующему перечню: «т. Маленкову Г.М., Хрущеву Н.С., Молотову В.М., Булганину Н.А., Кагановичу Л.М., Микояну А.И., Сабурову М.З., Первухину М.Г.»[2]

В ноябре 1953 года Каганович получил к своему 60-летию очередной орден Ленина.

В 1954 году был полностью реабилитирован А. В. Снегов, которого Каганович хорошо знал ещё по партийной работе на Украине в середине 20-х годов. Снегов был назначен по предложению Хрущева на работу в политотдел и коллегию МВД СССР. На торжественном заседании в Большом театре по случаю 38-й годовщины Октябрьской революции в перерыве Каганович увидел Снегова, он шел под руку с Г. Петровским, который все еще был тогда завхозом Музея Революции. Каганович поспешил к ним с приветствиями. Но Снегов не ответил на них. «Я не буду пожимать руки, запятнанные кровью лучших людей партии», — громко, чтобы слышали все вокруг, сказал Снегов. Каганович помрачнел и вместе с дочерью быстро отошел в сторону.

7 декабря 1953 года Каганович стал председателем Бюро СМ СССР по транспорту и связи.

7 февраля 1955 года Каганович стал членом Совета Обороны Союза ССР.

С мая 1955 года по июнь 1956 года Каганович был председателем Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы. На этом посту Каганович занимался разработкой нового пенсионного законодательства.

В своей речи на XX съезде КПСС Каганович сказал несколько слов о «вредности» культа личности.

С сентября 1956 года по май 1957 года Каганович был министром промышленности строительных материалов СССР.

23 октября 1956 года Каганович проголосовал за ввод войск в Венгрию[3][4].

На 31 октября 1956 года положение Кагановича в иерархии (5-й) можно видеть по следующему перечню: «тт. Хрущев, Жуков, Булганин, Молотов, Каганович, Ворошилов, Сабуров»[5].

В июне 1957 года вместе с В.М. Молотовым и Г.М. Маленковым Каганович выступил против Хрущева, получив поддержку большинства членов Президиума ЦК.

Рой Медведев пишет:

Вскоре на заседании Президиума ЦК была предпринята попытка добиться отставки Хрущева. Перед его началом Каганович сказал Сабурову: «Или мы их уберем, или они нас». Каганович резко критиковал политику Хрущева в области сельского хозяйства. Он и Молотов припомнили первому секретарю разглашение цифр резервных запасов зерна на митингах в Алма-Ате и Оренбурге — что расценивалось ими как раскрытие государственной тайны. Как ни странно, при этом они намеревались назначить Никиту Сергеевича после снятия с поста первого секретаря ЦК министром сельского хозяйства. Каганович должен был стать секретарем ЦК партии и как бы разделить с Молотовым высший партийный пост[6].

В итоге группа Кагановича потерпела поражение, и за причастность к «антипартийной группе» 29 июня 1957 года решением Пленума ЦК Каганович был смещен со всех постов, выведен из состава Президиума ЦК и из ЦК КПСС. Получил строгий выговор с занесением в учетную карточку «за поведение, недостойное звания члена КПСС, за издевательство над подчиненными сотрудниками», был направлен на работу директором Уральского калийного завода.

11 сентября 1957 года был опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР за подписями Ворошилова и Георгадзе, отменявший все названия в честь ныне (то есть тогда) здравствующих людей. Семь населенных пунктов утратили имя Кагановича.

С августа 1957 года по июль 1959 года — управляющий трестом «Союзасбест» (Свердловск, точнее, город Асбест в Свердловской области)[7].

В сентябре 1958 года на XXII городской партконференции первый секретарь горкома стал резко критиковать Кагановича.

В конце 1958 года он покинул Урал, но в Москву его не пустили. Кагановичу определили в качестве места жительства город Калинин (Тверь) без права прописки и жительства в Москве.

В 1961 году на XXII съезде КПСС Каганович был подвергнут критике и обвинён в организации массовых репрессий 1930-х годов.

В декабре 1961 года Каганович был исключен из КПСС парторганизацией Краснопресненского райкома Москвы. В 1962 году, на бюро МГК партии знавшая Кагановича по работе в ещё сталинское время Тюфаева говорила ему:

Вам ничего не стоило плюнуть в лицо своему подчиненному, швырнуть стул в него, когда вы вели заседание… Вас многие знали как руководителя-грубияна, который не уважал людей.

С 1961 года — персональный пенсионер.

Жил в Москве в добровольном затворничестве на Фрунзенской набережной.

Написал «Памятные записки», дал ряд интервью, пытался восстановиться в партии.

В 1985 году Каганович сломал шейку бедра и с тех пор ходил только на костылях, к тому же он стал очень плохо видеть.

В ходе интервью, узнав что книга о нём в США стоит 100 долларов, Каганович оживился, в нём проснулась предпринимательская жилка:

Л. М. Каганович: А если бы я как автор издал бы там свои мемуары?

Г. А. Куманев: Книга Ваша там бы цены не имела, была бы нарасхват[8].

Не принял Перестройку.

Источники[править]

 
Каганович после смерти Сталина относится к Лазарю Кагановичу
Деятельность

Каганович во время Революции и Гражданской войныКаганович в ТуркестанеКаганович во главе УкраиныКаганович во главе МосквыКаганович как второй человек во власти в начале 30-х годовРоль Кагановича в репрессиях, коллективизации и раскулачиванииКаганович во главе НКПСКаганович во главе тяжёлой и нефтяной промышленностиКаганович и советские евреиКаганович в годы Великой Отечественной войныДеятельность Кагановича после войны и до смерти СталинаКаганович после смерти СталинаАнтипартийная группаПамятные записки

Материалы

Объекты, названные в честь Л. М. КагановичаКаганович в произведениях искусства и в историографииКаганович и СталинКаганович и ХрущёвКаганович и БрежневСталин и евреиХрущёв и евреи

Семья

Клан КагановичейАрон Моисеевич КагановичИзраиль Моисеевич КагановичИегуда КагановичМайя Лазаревна КагановичМария Марковна КагановичМихаил Моисеевич Каганович • «Роза Каганович» • Юлий Моисеевич КагановичЮрий Лазаревич КагановичПётр Кириллович КогановичСтюарт КаганИосиф Георгиевич МинервинМария Григорьевна Каганович-МинервинаГригорий Маркович ПриворотскийМихаил Израилевич Фихтенгольц

Посты

Председатель Нижегородского губкома (1918—1919) • Секретарь ЦК ВКП(б) (1924—1925, 1928—1939) • 1-й секретарь ЦК КП(б) Украины (1925—1928; 1947) • 1-й секретарь Московского обкома (1930—1935) • Член Политбюро ЦК КПСС (1930—1957) • 1-й секретарь Московского горкома (1931—1934) • Нарком путей сообщения СССР (1935—1937; 1938—1942; 1943—1944) • Нарком тяжёлой промышленности СССР (1937—1939) • Заместитель Председателя Совета Министров СССР (1938—1953) • Нарком нефтяной промышленности СССР (1939—1940) • Министр промышленности строительных материалов СССР (1946—1947; 1956—1957) • 1-й заместитель председателя Совета Министров СССР (1953—1957)