Евгения Ивановна Колосова
Евгения (Евдокия[1]) Ивановна Колосова (15(26) декабря 1780, Петербург — 30 марта (11 апреля) 1869), Петербург — русская балерина.
Вся жизнь Евгении Колосовой, урождённой Евдокии Неёловой, с самого рождения была связана с Петербургской императорской труппой. Её родня — отец, сестра, муж, дочь, племянники — так или иначе, в том или ином качестве были связаны с театром.
Первые годы[править]
Евгения Неёлова родилась в семье фигуранта (то есть пантомимного артиста кордебалета, занятого в небольших ролях) Ивана Дмитриевича Неёлова (1746—1810), окончившего театральную школу при императорской труппе в 1769 году[2]. Туда же отец отправил обучаться будущую балетную звезду — там обучались большинство детей из артистических семей; это был интернат, где дети учились, жили и питались за казенный счет. Её педагогом стал Иван Иванович Вальберх[3] — причём, когда школа была временно закрыта, он продолжил сам заниматься со своей талантливой ученицей[4].
Еще будучи ученицей, дебютировала на сцене Большого Каменного театра в возрасте 14 лет в балете «Пигмалион»[4].
В 1799 году она закончила учебу[2][5][6][7][8] и официально была принята в Петербургскую императорскую труппу солисткой. И почти сразу вышла замуж за музыканта той же труппы Михаила Колосова[9].
Российский балет в этот период[править]
Это было время, когда балет (как и театральное искусство вообще), зародившись в Западной Европе, начал уверенно чувствовать себя и в России, именно этот период (с 1790-х) историк балета Юрий Алексеевич Бахрушин считает становлением русского балета[10]. Русская империя жадно перенимала культуру Европы — это было важно, чтобы Россия могла стать в один ряд с европейскими государствами. Театр на первых порах его становления в России был делом государственным.
Однако с воцарением Павла I в 1797 году отношение к искусствам в России круто изменилось — новый император искренне считал главным приоритетом государственной власти армию, а святым предназначением любого представителя мужского пола — служение в ней. В результате Павел I издал указ, по которому все мужчины-танцоры направлялись в армейские полки для прохождения военной службы. Однако от балета вовсе отказываться император не стал, и в мужских партиях на сцену стали выходить дамы. Особо прославилась в мужских партиях танцовщица Настасья Берилова (1776—1804), ставшая одной из самых любимых балерин императора Павла[11][12][9].
Этот период выпал на начало танцевальной карьеры Евгении Нееловой-Колосовой, оказавшейся определенной на мужские роли. Более того, сам император Павел обратил на нее внимание и именно по его приказанию Берилова стала готовить Колосову на мужские партии.
Женский балет император Павел любил и относился со всем почтением и к нему, и к его представительницам. Однажды у Колосовой во время представления в Эрмитажном театре отцепилась гирлянда искусственных цветов, шедшая от пояса к подолу, и император, проявив обеспокоенность, как бы танцовщица не запуталась в гирлянде и не упала, встал со своего места и громко указал ей на это[9]. Но танцующая на сцене балерина его слов не расслышала и, решив, что она не угодила чем-то государю, перепугалась и, еле дотанцевав, в страхе умчалась за кулисы. Лишь после спектакля ей объяснили заботу о ней со стороны императора.
Судя по всему, император благоволил Колосовой не менее, чем Бериловой. Однажды зимой в Гатчине, где в театре выступала императорская труппа, с подругами произошла весьма пикантная история. Берилова и Колосова отправились на прогулку к дворцу в надежде встретиться с кем-то из знакомых господ офицеров. И нарвались на самого императора, который следил за разводом караула (смена армейской стражи). Павел увидел танцовщиц и осведомился о причине их присутствия. Те пролепетали, что им очень нравится смотреть на развод караула[12]. Такой ответ не мог не покорить сердце императора-солдафона. Но дальше случилось непредвиденное: последовал императорский указ об обязательном присутствии всей Петербургской балетной труппы при каждом разводе войск у дворца — по всей видимости, император был чист в своих намерениях доставить удовольствие всей балетной труппе[9].
Спасительницей русского балета оказалась французская певица мадам Луиза Шевалье, прибывшая на службу в Петербургскую императорскую труппу в 1798 году вместе с мужем-балетмейстером Пьером Пекеном Шевалье и братом балетным танцовщиком Огюстом Пуаро[13][14]. Красавица Луиза очень скоро заблистала не столько на оперной сцене, сколько в великосветских салонах, а также в личных покоях сподвижника Павла I царедворца Ивана Павловича Кутайсова, а еще через короткое время стала одновременно и любовницей самого императора Павла I. Виртуозно обчистив половину императорской казны, оперная дива немедленно разобралась с русским балетом — мужская часть ее семьи занималась именно этим видом сценического искусства и не собиралась поступать в армейские полки. В результате мужской балет в исполнении мужчин, а не женщин снова занял свое место на русской сцене — сначала в лице танцовщика Огюста Пуаро, а затем из казарм были возвращены и остальные представители этой части человечества. Заодно прекратились и совместные походы балетной труппы к смене караульной стражи.
Влияние семьи французских гастролеров Шевалье — Пуаро на становление русской культуры оказалось беспрецедентным. К тому же Огюст и Пьер Шевалье-Пекен принесли с собой приемы новой балетной школы, оставившей далеко позади прежнюю и уделявшей значительное внимание не только танцам, но и мимике[4]. Танцовщицы, в том числе Евгения Колосова, вернулись к женским партиям, а заодно стали перенимать европейские балетные новшества.
Артистическая карьера[править]
Евгения Колосова счастливо соединила в себе привлекательные внешние данные с талантом актрисы. Не боясь новаторств, она сменила пышный стилизованный костюм на античный хитон[7]. Евгения Колосова была не только выдающейся танцовщицей, но и исполнительницей драматических ролей[6] (официально императорская труппа разделилась на музыкальную и драматическую части в 1836 году). Это оценил приехавший в Россию и сменивший Шевалье-Пекена в должности главного балетмейстера Петербургской труппы выдающийся хореограф Шарль Дидло, в постановках которого ей не раз доводилось выступать. Он считал: «Дарования, ей подобные, не имеют пределов»[3].
Когда в сценическую моду вошел народный русский пляс, Евгения Колосова проявила себя талантливо и в нём[6] и, по выражению критика, превратила его в своем исполнении в «грациозную мимическую поэмку»[3].
Известны слова великой драматической актрисы Варвары Асенковой, что Евгения Колосова «независимо от своего сценического первенства, имела первенство как умная и истинно добрая женщина, всегда готовая помочь каждому и словом, и делом. Каждое развивающееся дарование она встречала приветом и поощрением, и для каждого из собратий своих, даже самых младших, нуждавшихся в утешении, у ней готово было слово надежды и ободрения»[9].
Адам Глушковский писал о ней: «Я более сорока лет следил за танцевальным искусством, много видел приезжающих в Россию известных балетных артистов, но ни в одном не видал подобного таланта, каким обладала Евгения Ивановна Колосова 1-я, танцовщица петербургского театра. Каждое движение ее лица, каждый жест так были натуральны и понятны, что решительно заменяли для зрителя речи»[9].
Она также преподавала танцевальное искусство в театральном училище; среди учениц: Екатерина Александровна Телешева, Мария Ивановна Данилова, Анастасия Андреевна Лихутина.
Евгения Колосова оставила сцену в 1826 году[3].
Скончалась в 1869 году. Была похоронена на Смоленском православном кладбище в Петербурге; в 1936 году прах был перенесен со Смоленского кладбища в Невскую лавру (Некрополь мастеров искусств. 2-я Актерская дорожка)[8].
Среди исполненных ролей[править]
- 1793 — одна из статуй — «Оракул»; композитор В. Мартин-и-Солер, балетмейстер Шарль Ле Пик
- 27 ноября 1797 — Принцесса крови — «Аделия де Понтьё»; Эрмитажный театр; композитор Ле Брен, балетмейстер Шарль Ле Пик (по хореографии Ж.-Ж. Новерра)
- 1799 — Девушка — «Новый Вертер» композитора С. Н. Титова[6], балетмейстер И. Вальберх[15]
- 1799 — Лейдамия — «Возвращение Полиоркета» («Le Retour de Poliorcete») композитора В. Мартин-и-Солера, автор сценария и балетмейстер П. Шевалье[16]
- 1800 — Луиза — «Деревенская героиня», автор сценария и балетмейстер П.Шевалье с использованием сценария Ж.Доберваля
- 1802 — Луиза — «Дезертир, или Женщина — героиня», балетмейстер И. И. Вальберх (по программе Ле Пика и Дж. Канциани) Большой театр, Петербург[17]
- Василиса — «Русские в Германии, или Следствие любви к отечеству» Париса
- Юлия — «Ромео и Юлия» Штейбельта[7]
- 1807 — Медея — «Ясон и Медея» композитора Жана-Жозефа Родольфа, балетмейстер Шарль Дидло по хореографии Ж.-Ж. Новера, но с добавлениями танцев в хореографии Ш. Дидло
- 1817 — Арианна — «Тезей и Арианна, или Поражение Минотавра», музыка Фердинандо Антонолини, постановка Шарля Дидло
- 1814 — Франция — «Торжество России, или Русские в Париже» (композитор Катарино Кавос, авторы либретто и балетмейстеры И. И. Вальберх и О.Пуаро)[18]
- 1817 — графиня Рагоцкая — «Венгерская хижина, или Знаменитые изгнанники», постановка Шарля Дидло
- 1819 — Аделаида — «Рауль де Креки, или Возвращение из крестовых походов», композитор Катерино Кавос, при участии его учеников Н. В. Сушкова и Т. И. Жучковского, постановка Шарля Дидло
- 1821 — Альцеста — «Альцеста, или Сошествие Геркулеса в ад», музыка Фердинандо Антонолини, постановка Шарля Дидло
- 1821 — «Старые погудки на новый лад» (дивертисмент) — русский танец в паре с Огюстом
- 1825 — Федра — «Федра и Ипполит», музыка К. А. Кавоса и П. Ф. Турика, постановка Шарля Дидло
Семья[править]
Отец: балетный танцовщик-фигурант Иван Дмитриевич Неёлов (1746—1810). Родная сестра тоже была связана с Петербургской труппой, она работала костюмером, вышла замуж за бежавшего от Французской революции Жозефа Дюра. В их браке родились племянники Евгении Ивановны Колосовой:
- Любовь Осиповна Дюрова (настоящая фамилия Дюр; 1805—1828), актриса Петербургской императорской труппы, первая супруга драматического артиста и драматурга Петра Ардреевича Каратыгина (1805—1879).
- Николай Осипович Дюр (1807—1839), выдающийся русский драматический актер. Именно Евгения Колосова первой разглядела огромный талант своего племянника и помогла его устроить учиться на балетное отделение в театральное училище[19]. Был женат на Марье Дмитриевне Новицкой-Дюр.
Муж: Михаил Петрович Колосов (1776—1826), музыкант в оркестре Петербургской императорской труппы.
- Дочь: Александра Михайловна Колосова, в замужестве Каратыгина (1802—1880), выдающаяся русская драматическая актриса. В феврале 1827 года она стала женой Василия Андреевича Каратыгина (1802—1853), сменив фамилию на мужнину.
Это были годы, когда театр в России был в процессе становления и понимался в первую очередь как культурное времяпровождение и развлечение для знати. Отсюда несколько фривольное отношение царедворцев к представителям актерской профессии. Да и те не ожидали ничего иного — императорская Россия с ее сословными традициями еще долго не могла поставить на один социальный уровень представителей разных сословий. Среди покровителей и благотворителей Евгении Колосовой называют фаворита Екатеринины Второй Ивана Николаевича Римского-Корсакова (1754—1831) и директора Императорских театров князя Николая Борисовича Юсупова (1750/1751—1831) — с Юсуповым они имели общего сына, который после смерти отца воспитывался в одном из немецких пансионов; по другим данным, точно отец ребенка не установлен[1].
Источники[править]
- ↑ 1,0 1,1 Русское генеалогическое древо
- ↑ 2,0 2,1 Академия русского балета им. Вагановой. Выпускники
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 Биографический словарь. 2000. Колосова Евгения Ивановна
- ↑ 4,0 4,1 4,2 Большая биографическая энциклопедия. 2009 // КОЛОСОВА Евгения Ивановна
- ↑ Театральная энциклопедия
- ↑ 6,0 6,1 6,2 6,3 Большой Энциклопедический словарь. 2000. КОЛОСОВА Евгения Ивановна
- ↑ 7,0 7,1 7,2 Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978. Колосова Евгения Ивановна
- ↑ 8,0 8,1 Колосова (Неелова) Евгения Ивановна
- ↑ 9,0 9,1 9,2 9,3 9,4 9,5 Евгения Колосова (Eugenia Kolosova)
- ↑ Ю. А. Бахрушин. «История русского балета» (М., Сов. Россия, 1965, 249 с.)
- ↑ Берилова Настасья Петровна
- ↑ 12,0 12,1 Биографии деятелей балета. Берилова Настасья Парфентьевна
- ↑ Большая биографическая энциклопедия. 2009 // Огюст, Август Леонтьевич, автор Е. Ястребцев
- ↑ Энциклопедия балета (страница 62)
- ↑ Музыкальный словарь // ТИТОВЫ
- ↑ Книга: «Русский балет» — Страница 59
- ↑ «ДЕЗЕРТИР» («Le Deserteur») (Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, «Согласие», 1997)
- ↑ «ТОРЖЕСТВО РОССИИ, ИЛИ РУССКИЕ В ПАРИЖЕ»
- ↑ Большая биографическая энциклопедия. 2009. Дюр, Николай Осипович