Евреи в Германской империи

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Вилли Розенштейн
Вильгельм Франкль
Полевой раввин доктор Зондерлинг (Sonderling) из Гамбурга в Рош Ашана (29-30 сентября 1914)

Евреи в Германской империи — история еврейской общины Германской империи.

История[править]

Ранний период[править]

Создание Германской империи шло не без помощи еврейских банкиров, таких как Герсон Блейхредер. В колониях заметную роль играл Эмин-паша. Отто фон Бисмарк имел дела с евреями, и через Блейхредера участвовал в акционерном обществе «Preussischer Central-Boden-Credit». Консервативный писатель Рудольф Мейер в 1877 году выпустил книгу «Politische Gründer und die Corruption in Deutschland». Охарактеризовав роль либеральной буржуазии в царствование Людовика-Филиппа и Наполеона III, Мейер утверждал, что Бисмарк идет по пути Второй империи, всячески поддерживая финансовых и биржевых дельцов:

Наше несчастье заключается в том, что мы подпали под власть опаснейшей и бессовестнейшей банды политиканствующих коммерсантов и занимающихся финансовыми делами политиков: как Перейра погубил Наполеона III, так наши еврействующие министры, в том числе и Бисмарк, подготовляют новой империи страшную катастрофу, подобную Седану... Влиятельнейшие члены парламента, лидеры партий, министры и ближайшие ко двору лица находятся либо в родстве с евреями, либо участвуют в их спекуляциях, либо состоят членами правлений еврейских обществ... Наш канцлер принадлежит евреям!

В 1871 году еврейское население Германии насчитывало 512 158 человек (1,25% всего населения), в 1890 году — 567 884 (1,15%), в 1910 году — 615 021 (0,95%)[1].

Вклад в развитие Германии[править]

Евреи играли видную роль в культуре империи: физик Альберт Эйнштейн, математики Георг Кантор, Герман Минковский, бактериолог Пауль Эрлих, химик Фриц Габер, философы Г. Коген, Э. Гуссерль, философ и социолог Г. Зиммель, художник М. Либерман, писатели Э. Людвиг, Л. Фейхтвангер, А. Цвейг, режиссёр и театральный деятель М. Рейнхардт и т. д.

Пауль Кайзер был директором департамента колоний МИДа. Крупным дипломатом был и Макс фон Оппенгейм. Генрих фон Фридберг был министром юстиции Пруссии, а Карл Рудольф Фриденталь — министром внутренних дел, Мориц Эльштеттер — министром финансов Бадена.

Евреи редко допускались до высоких постов в армии. Но были и исключения: адмиралы Феликс фон Бендеман, Альфред Мейер-Вальдек и Герман да Фонсека-Вольхейм, генералы Отто Лиман фон Сандерс, Вальтер фон Мосснер, Йоханнес фон Хан, Оскар фон Хелиус, Карл Максимилиан фон Орф, и, по некоторым данным, Александр фон Линзинген.

С 1880 по 1910 год до 30 тысяч евреев служили в прусской армии, но ни один не стал офицером — чтобы им стать, надо было креститься. Но в Баварии и Гамбурге отношение к евреям было много либеральнее.

Антисемитизм[править]

Успехи евреев вызывали недоумение у юдофобов. Вышла, в частности, книга Вильгельма Марра «Der Sieg des Judenthums über das Germanenthum vom nicht confessionellen Standpunkte aus betrachtet». По словам Марра, евреи превратили немцев в своих рабов и в Германии всем распоряжается еврей, этот социально-политический диктатор новой империи. Евреи наложили печать и на духовную сторону немецкого народа, и нынешняя литература есть смесь еврейства с германизмом; даже идеалы немцев прониклись еврейскими элементами; семитизму принадлежит мир. Марр настроен очень пессимистически и кончает свою книгу следующими словами: «Подчинимся же неизбежному, потому что оно неизбежно, и скажем: finis Germaniae». Историк Трейчке поместил в книжке «Preussische Jahrbücher» за 1879 год статью по еврейскому вопросу, где говорил, что необходимо требовать от евреев, чтобы они «были немцами и чувствовали по-немецки», и предостерёг «еврейских купцов и литераторов» от их стремления насильственно привить немцам иудейскую культуру. Константин Франц в «Wissenschaftliche Beiträge zur Judenfrage» (1882) ратует за отмену эмансипации евреев ввиду того, что они в промышленности и торговле не только бесполезны, но и вредны. Г. С. Чемберлен писал, что еврей (семит) — смертельный враг германца. Против евреев выступил и Рихард Вагнер. Из Берлинского университета за антисемитизм был изгнан приват-доцент Дюринг, резко обрушившийся на евреев:

Я утверждаю, что еврейский вопрос есть просто вопрос расовый и евреи не только нам чуждая, но и врожденно и бесповоротно испорченная раса.

Антиеврейская полемика дала результаты, и в 1881 году разразились антиеврейские беспорядки в Аргенау, Штеттине, Нейштеттине, Шивельбейне и Данциге. На парламентских выборах 1898 года было избрано 13 антисемитских депутатов, число поданных за антисемитскую партию голосов возросло с 264 тысяч до 284 тысяч. Но затем популярность антисемитов падала: в 1903 году было избрано в рейхстаг 9 антисемитов, а в 1908 году — всего шесть.

Вильгельм II[править]

Кайзер Вильгельм II не разделял антисемитских идей. По поводу представленного кронпринцу проекта конституции с сильными антисемитскими тенденциями и представлениями о том, что евреи должны быть изгнаны из Германской империи, кайзер заметил: «Мы нанесём удар по нашему национальному процветанию и трудовой жизни, что отбросит нас на 100 лет назад, и будем исключены из рядов культурных наций».

Альфред Дона-Шлобиттена так описывает Вильгельм II на обеде Автомобильного клуба:

8 февраля 1906 года. После недельного перерыва я снова ступил в должность вечером и поехал с императором в ¾ 7-го на обед в Автомобильный клуб на Лейпцигской площади. Е.В. был встречен у входа в клуб герцогом Ратибором и несколькими членами Совета, которые проводили его в верхнее помещение клуба, замечательно устроенное. Здесь состоялось представление императору ещё около 25 лиц, большей частью входящих в состав совета. "Это, наверное, будет обед горбатых носов", – сказал император, уезжая из дворца, и так оказалось, потому что это всё были наиболее видные представители финансового мира Джемс Блейхредер, Т.С. Гольбергер, Симон, Мендельсон, Леве и др.

В 1907 году кайзер назначил директора Дармштадтского банка — еврея Бернхарда Дернбурга — главой Имперского колониального ведомства.

Война[править]

Во время Первой мировой войны в германской армии служило до 100 тысяч евреев (что не мало учитывая общую численность евреев в Германии), 70 тысяч — воевало на фронтах, 12 тысяч — погибло, были награждены 18 тысяч, из них 1 тысяча — Железным Крестом 1-й степени. 3 тысячи евреев стали офицерами (по другим данным, 2 тысячи евреев были произведены в офицеры, 19 тысяч — в унтер-офицеры).

Нападение Антанты на Германию вызвало возмущение и всплеск патриотизма среди немецких евреев. Еврей-политик Людвиг Хаас отмечал, что Россия, ввязавшись в войну, совершила «величайшее преступление в истории человечества». «Central-Verein deutscher Staatsbürger jüdischen Glaubens» (Центральный союз германских граждан иудейского вероисповедания) призвал евреев записываться в армию и на волне всеобщего энтузиазма 12 тысяч евреев записались добровольцами. На могильной плите лейтенанта Йосефа Зюндорфера выбито: «Как немец я выступал за защиту своего угнетенного отечества». Сионистский журнал «Юдише рундшау» заявлял, что Германия сражается «за освобождение России и всего мира от гнета тирании». Художники‑евреи, такие как Макс Либерман, рисовали карикатуры на антантовских варваров.

Против Антанты писал «стихи ненависти» еврей-поэт Эрнст Лиссауэр. Вильгельм II лично наградил его за антибританский гимн, ставший песней. Писатель-еврей Арнольд Цвейг сочинил рассказ, как бельгийский фермер перерезал горло трем немцам, расчленил их тела и скормил свиньям.

В августе 1914 года Гертруда Канторович писала: «Это великая война <…> я так же связана с Германией, как дыхание — с телом, из которого оно исходит». Ее двоюродный брат историк Эрнст Канторович был награжден Железным крестом за участие в боях на Западном фронте, а после войны вступил во Freicorps — полувоенное формирование, участвовавшее в вооружённых стычках с коммунистами и социалистами на улицах германских городов.

Среди погибших уже в 1914 году был депутат рейхстага Людвиг Франк.

Даже идеолог расового антисемитизма Хьюстон Чемберлен осенью 1914 года писал, что евреи стали неузнаваемыми, «выполняя свой гражданский долг немцев как на передовой, так и в тылу».

9 января 1915 года Александр Парвус, находившийся в Стамбуле, сделал предложение германскому послу о разжигании революции в России и раздроблении этой страны; заинтересованный посол предлагает ему составить меморандум для МИДа, который и был подан 11 марта. В этом меморандуме на 20 страницах, под заглавием «Подготовка массовой политической забастовки в России», излагался подробный план организации революции по образцу революции 1905 года (всеобщая забастовка, выступления национальных окраин и т. п.). Ударной силой в выполнении этого плана Парвус видел большевиков. Парвус получил немецкое гражданство и имея своей штаб-квартирой Копенгаген, основал «Институт для изучения причин и последствий мировой войны», в котором работал ряд русских эмигрантов и через который и велась пораженческая пропаганда. Среди сотрудников института были близкий к Л.Д. Троцкому Моисей Урицкий и близкий к В.И. Ленину большевик Якуб Ганецкий. В 1915 году Парвус среди прочих фирм регистрирует в Стокгольме экспортно-импортную фирму «Фабиан Клингслянд». Её исполнительным директором был назначен Ганецкий, совладельцем стал брат Ганецкого, представителем в Петрограде — двоюродная сестра Ганецкого Евгения Суменсон. В итоге через Германию в Россию в апреле 1917 года проехала большая группа российских революционеров, включая и евреев, впоследствии активно участвовавших в Октябрьской революции.

Евреи, в частности, проявили себя в авиации, дав немало лётчиков: Вильгельм Франкль, Фриц Бекхардт, Вилли Розенштейн (сбил 9 вражеских самолётов), Фридрих Руденбург, Эдмунд Натаниэль и др., всего более 100 человек:

По разным данным, в авиации рейхсвера сражались от 135 до 200 летчиков-евреев, 52 из них пали смертью храбрых[2].

Берлинский доктор Феликс Тейлхабер был первый, кто отметил это новое для евреев поприще. В 1916 году он написал книгу «Die Juden und der Weltkrieg» (Евреи и Мировая Война), в 1918 году — «Jüdische Flieger im Kriege» (Еврейские лётчики в Войне); в 1933 году его арестовало Гестапо, а после освобождения Тейлхабер репатриировался в подмандатную Палестину, где создал больничную кассу Маккаби.

Лейтенантом прошёл войну Отто Франк, отец Анны Франк. Физик Джеймс Франк, имевший жену и двоих маленьких детей, с первых же дней войны добровольцем вступил в армию (стал лейтенантом, получил Железный крест 1 и 2 класса). Так же ушел добровольцем на войну Карл Шварцшильд. Отправился в армию и Рихард Курант.

Вальтер Ратенау в конце 1914 года поставил экономику Германии на военные рельсы, он создал и возглавлял (в должности, приравненной к генеральской) Управление стратегии и ресурсов при военном министерстве. Стоит отметить, что в 1922 году Вальтера Ратенау обозвали Gottverfluchte Judensau («проклятая еврейская свинья») и убили прямо на улице.

Фриц Габер и другие евреи-химики и физики позволил Германии производить взрывчатые вещества и химическое оружие.

Евреи-предприниматели из Гамбурга, Макс Варбург и Альберт Баллин, контактировавшие с кайзером Вильгельмом II, создали государственную организацию Zentraleinkaufsgesellschaft (Центральная закупочная компания) по закупке продовольствия за границей в обход блокады.

Германия не позволила туркам учинить расправу над евреями Палестины. Действовало общество Хильфсферейн, которое помогало евреям на оккупированных немецкой армией территориях на Востоке, в том числе распределяя помощь, посылаемую американскими евреями.

В германском МИДе существовал «Еврейский отдел», который возглавлял Нахум Гольдман. Гольдман, вместе с президентом Сионистской федерации в Германии Артуром Хантке пытались добиться от германского правительства поддержки сионизма.

В баварском полку Листа, где служил Адольф Гитлер, было 59 евреев.

Силы воюющих сторон были неравные, и Германия стала терпеть поражения, усугубляемые блокадой. Евреев стали обвинять в том, что они якобы не сражаются на передовой, что из-за них война была проиграна, что евреи «нанесли Германии удар ножом в спину» (Dolchstoss) и т. д. Вальтер Ратенау писал в августе 1916 года: «Чем больше евреев погибают в сражениях на этой войне, тем дольше их противники будут доказывать, что они все сидели в тылу, чтобы наживаться на войне. Ненависть к ним будет удваиваться и утраиваться».

В октябре 1916 года военный министр Вилд фон Хохенборн провёл в армии перепись, показавшую, вопреки ожиданиям, что 80% евреев служили на передовой. Но эти сведения были засекречены.

Антисемитизм подогревался активностью евреев-социалистов и пацифистов, таких как Роза Люксембург. Так, в январе 1918 года по стране прокатилась волна забастовок; рабочие требовали мира, большей демократии и улучшения ситуации с продовольствием. В числе лидеров забастовщиков были два еврея — Гуго Гаазе и Курт Эйснер.

В 1920 году возник Reichsbund von jüdischen Frontsoldaten (Имперский союз еврейских фронтовиков).

См. также[править]

Источники[править]

  1. КЕЭ, том: 2. Кол.: 78–89.
  2. Еврейские соколы кайзера