Роза Люксембург

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Роза Люксембург

Деятель страны
Luxemburg3 75507a.jpg
Председатель Коммунистической партии Германии








Преемник
Лео Йогихес








Дата рождения
5 марта 1871 года
Место рождения
Замостье, Царство Польское, Российская империя
Дата смерти
15 января 1919 года
Место смерти
Берлин, Германия









Гении и злодеи. Роза Люксембург. 2006 [25:53]
RUSluxemburg5.jpg
Bundesarchiv Bild 183-14077-006, recortada, Rosa Luxemburg.jpg
Биография Розы Люксембург. Часть 1 [27:34]
Биография Розы Люксембург. Часть 2 [13:41]
Биография Розы Люксембург. Часть 3 [14:04]
Биография Розы Люксембург. Часть 4 [24:25]
Auf, auf zum Kampf zum Kampf — Hannes Wader [3:54]

Роза Люксембург (нем. Rosa Luxemburg, польск. Róża Luksemburg; 1871—1919) — польская и германская революционерка, теоретик марксизма, публицист, философ, экономист и литератор[1]. Один из основателей Коммунистической партии Германии.[2]

Карьера[править]

Розалия Люксембург родилась 5 марта 1871 года в Замосце (Замостье), Царство Польское. Еврейка. Стала пятым ребёнком в буржуазной семье Элиаша Люксенбурга, отец которого был коммерсантом-лесоторговцем, и Лин Лёвенштейн.

Закончила женскую гимназию в Варшаве, где проявила себя как блестящая ученица и во время учёбы занялась революционной работой, по другим сведениям, в революционном движении с 17 лет — после окончания гимназии.

В 1889 году, скрываясь от преследований царской полиции за участие в польском революционном подполье «Пролетариат», Люксембург эмигрировала в Швейцарию, где в Цюрихском университете изучала политическую экономию, юриспруденцию и философию, а также проводила революционную пропаганду в кружках студентов-эмигрантов, принимала участие в работе кружка польских политических эмигрантов, положившего начало революционной социал-демократии Польши, боролась против Польской социалистической партии.

В Швейцарии встретилась с социалистом Лео Йогихесом.

В 1893 году с Лео Йогихесом, Юлианом Мархлевским, Адольфом Варским и другими принимала участие в создании Социал-демократической партии Королевства Польского и Литвы и возглавила её печатный орган «Справа роботнича» в Цюрихе. Одновременно вела ярую борьбу против Польской социалистической партии, несмотря на то, что Георгий Плеханов и Фридрих Энгельс не одобряли эту борьбу Розы Люксембург.

В 1897 году защитила диссертацию по теме «Промышленное развитие Польши» (издана в 1898 году; на русском языке — в 1899 году), получив степень доктора государственного права.

В 1898 году эмигрировала в Германскую империю. Для получения гражданства Германии, Люксембург пришлось оформить фиктивный брак с германским подданным Густавом Любеком.

В 1907 году у Люксембург начался роман с Константином Цеткином (18851980, сын немецкой революционерки Клары Цеткин, немки, и еврея Осипа Цеткина), о чём свидетельствует многолетняя переписка (было написано примерно 600 писем). Константин Цеткин вместе со своей матерью посещал заседания очередного съезда Второго интернационала, состоявшегося в Штутгарте, и был восхищён речами Люксембург. Вскоре последняя стала его наставником в изучении марксизма и любовницей. Развод Клары Цеткин со вторым мужем Георгом Фридрихом Цунделем и разрыв Константина с Розой вновь сблизил давних подруг — они периодически встречались в доме Клары в Силленбухе под Штутгартом, и вели переписку. Больше никогда в браке Роза не состояла и детей не имела.

Вскоре Люксембург стала видной фигурой крайне левого крыла Социал-демократической партии Германии. Проявила себя как журналист и оратор. Многократно и подолгу была в заключении в польских и германских тюрьмах. Люксембург общалась и вела полемику с Плехановым, Августом Бебелем, В.И. Лениным и Жаном Жоресом. Оставаясь одним из лидеров польских революционеров, вскоре стала видной фигурой крайне левого крыла германской социал-демократической партии и выступила с серией остро критических статей против Эдуарда Бернштейна, изданных в 1899 году брошюрой «Социальная реформа или революция?». По поручению партии Люксембург работала среди польских горняков Силезии, одновременно теоретически и политически вела борьбу против оппортунизма внутри немецкой и международной социал-демократии. Люксембург выступала против министериализма (мильеранизма) и оппортунистических компромиссов с буржуазными партиями. Опровержению ревизионизма Люксембург посвятила несколько статей, составивших книгу «Социальная реформа или революция?» (1899, перевод на русский язык вышел в 1907 году).

В декабре 1905 года чтобы подтолкнуть революционные события в России и Польше нелегально тайно прибыла в Варшаву и приняла участие в революционных действиях польского пролетариата. Участвовала в революционных действиях польского пролетариата. Но в марте 1906 года была арестована царской охранкой, и провела 3 месяца в тюрьме под угрозой расстрела или каторги. Немецкие друзья выручили Люксембург из тюрьмы — она была освобождена под залог из-за болезни, и в 1907 году навсегда вернулась в Германию.

Находясь летом 1906 года в Финляндии, Люксембург написала брошюру «Массовая забастовка, партия и профсоюзы» (1906, в русском переводе — «Всеобщая забастовка и немецкая социал-демократия», 1919), в которой обобщила опыт русской революции 1905 года и сформулировала в свете этого опыта задачи немецкого рабочего движения. Брошюра Люксембург получила высокую оценку Владимира Ильича.

Став к этому времени одним из лидеров левых во 2-м Интернационале, отстаивала крайне левую позицию на его конгрессах. На Штутгартском конгрессе Второго интернационала в 1907 году вместе с Ильичом внесла поправки в резолюцию Августа Бебеля по вопросу об отношении к империалистической войне и милитаризму. В поправках, среди прочего, указывалось, что при возникновении войны нужно использовать порождаемый ей кризис для свержения капиталистического строя.

В том же 1907 году присутствовала на 5-м съезде РСДРП в Лондоне.

Защищала революционную тактику в проходившей перед Первой мировой войной в Германской империи кампании за избирательную реформу. До Первой мировой войны окончательно порвала не только с официальным центром, но и с Карлом Каутским. Несколько лет возглавляла леворадикальную оппозицию в партии. Во время Первой русской революцией и Первой мировой войной стала уделять внимание росту и развитию империализма.

В 1913 году вышла работа Люксембург «Накопление капитала», содержащая ряд положений и выводов, положивших затем начало «люксембургианству». В том же 1913 году, за речь против милитаризма была приговорена к 1 году тюрьмы.

С началом Первой мировой войны начала революционную агитацию против войны, возглавляя группу «Интернационал». В ходе войны — интернационалистка, единомышленница Карла Либкнехта, вместе с которым создала «Союз Спартака». Решительно осуждала шовинистическую политику руководства Социал-демократической партии Германии, политику «гражданского мира» и поддержки войны

18 февраля 1915 года после выступления на митинге во Франкфурте-на-Майне Роза Люксембург была арестована и заключена в тюрьму за организованную ею с начала войны бурную антивоенную кампанию (в левой немецкой прессе и посредством демонстраций и рабочих собраний). Через год Люксембург вышла на свободу, но уже́ через 3 месяца, в 1916 году, снова была взята под арест и приговорена к 2,5 годам тюрьмы. Но, даже находясь в тюрьме, Роза не прекратила агитационной и пропагандистской работы, посылая конспиративно брошюры, листовки и воззвания против войны. В том же 1916 году вместе с К. Либкнехтом и другими стала основателем группы «Спартак», объединившей наиболее радикальные элементы германской социал-демократии. Под псевдонимом «Юниус» Люксембург написала брошюру «Кризис социал-демократии», в которой теоретически предвосхитила полное разложение II Интернационала и создание III Интернационала. В. И. Ленин прочёл эту брошюру, опубликованную в июне 1916 года, и похвалил её в специальной статье «О брошюре Юниуса», не зная, кто являлся её автором.

В конце января 1916 года вышла на свободу, однако за организацию массовых антиправительственных демонстраций в ряде городов Германии в июле того же года была опять арестована и оставалась в заключении до конца Первой мировой войны.

В тюрьме занималась революционной публицистикой (например, писала листовки под названием «Письма Спартака»).

В сентябре 1918 года Люксембург написала статьи, изданные лишь посмертно в 1922 году под названием «Русская революция. Критическая оценка слабости».

В ноябре 1918 года, сразу после освобождения стала одним из основателей Союза Спартака.

В декабре 1918 года вместе с Карлом Либкнехтом руководила учредительным съездом Коммунистической партии Германии.

Принимала участие в основании Германской коммунистической партии и на её учредительном съезде, проходившим с 30 декабря 1918 года по 1 января 1919 года выступила с докладом о партийной программе.

В январе 1919 года Люксембург и Либкнехт возглавили восстание рабочих Берлина и после его подавления были убиты контрреволюционными солдатами по дороге в тюрьму. Выступление было подавлено. Социал-демократы опасались, что действия Либкнехта и его сторонников могут привести к гражданской войне. Центральный орган Социал-демократической партии Германии «Форвертс» потребовал преследования вождей Коммунистической партии Германии. За головы Либкнехта и Люксембург было назначено 100 тысяч марок.

15 января 1919 года по дороге в тюрьму Моабит Розу Люксембург зверски убил один из конвоиров. По поздним показаниям капитана Вальдемара Пабста, который допрашивал Люксембург, её увезли из отеля «Эден», где проводился допрос, всю в крови, так как фрайкоровец Отто Рунге нанёс ей несколько ударов прикладом. Воспользовавшись катером для транспортировки арестованной, в безлюдном месте Ландвер-канала между парком Тиргартен и Зоопарком подчинённый Пабста лейтенант флота Герман Сушон выстрелил женщине в голову и сбросил тело в канал между мостами в районе прибрежной улицы Katharina-Heinroth-Ufer в районе Тиргартен, округ Митте. Позже Пабст признался, что разрешение на убийство Люксембург получил от рейхсминистра обороны правого социал-демократа Густава Носке.

31 мая 1919 года тело Люксембург было обнаружено и 13 июня похоронено на кладбище Фридрихсфельде в Берлине, где в конце января был также похоронен Либкнехт и другие участники подавленного мятежа.

Историк Исаак Дойчер писал, что с убийством Розы Люксембург «свой последний триумф праздновала кайзеровская Германия и первый — нацистская». Во времена ГДР на набережной южного берега Ландвер-канала возле моста Лихтенштейна был установлен памятник Розе Люксембург в виде бронзовых букв её имени, уходящих с перил набережной в воду канала, и мемориальной доски. На кладбище Фридрихсфельде будущий знаменитый архитектор Людвиг Мис ван дер Роэ в 1926 году создал монумент погибшим революционерам, но он разрушен нацистами в 1930-е годы.

Теоретическая работа[править]

Роза Люксембург была убежденной марксисткой, её взгляды и оценки были близки ленинским, и по этой причине Люксембург вошла в пантеон героев-революционеров, чтимых коммунистами в Советском Союзе и других странах. Так, сам Владимир Ильич очень высоко ценил Люксембург, называл её «орлом, великой коммунисткой, представителем нефальсифицированного, революционного марксизма», подчёркивая в труде «К истории вопроса о диктатуре» (1920), что её работы «будут полезнейшим уроком для воспитания многих поколений коммунистов всего мира». Однако, при этом Ленин подверг критике люксембургианскую теорию империализма и накопления капитала, которая, как говорит Большая Советская энциклопедия, «по существу являлась обоснованием теории автоматического краха капитализма». В письме к Каменеву Ленин указывал: «Читал новую книгу Розы „Die Akkumulation des Kapitals“. Наврала жестоко! Переврала Маркса. Я очень рад, что и Паннекук и Экштейн и О. Бауэр её единодушно осудили и сказали против неё то, что я в 1899 г. говорил против народников. Собираюсь писать о Розе в „Просвещении“ для № 4 197.» В марте — апреле 1913 года Ленин работал над своей статьей «Неудачное дополнение теории Маркса Розой Люксембург», писал план статьи, составлял статистические таблицы, делал выписки из «Капитала» Карла Маркса, но его статья о книге Люксембург так и не была опубликована.

И, действительно, Люксембург была серьёзным самостоятельным социал-демократическим теоретиком и в ряде случаев отстаивала идеи, противоречащие ленинским. Например, Люксембург принадлежит расходящаяся с ленинской трактовка империализма и вытекающий из неё менее пессимистический прогноз ресурсов самосохранения капитализма («Накопление капитала», т. 1-2, 1919, русский перевод — 1921; «Введение в политическую экономию», 1925, русский перевод — 1925); низкая оценка революционной активности национальных (например, она выступала против отделения Польши от России) и крестьянских движений и некоторые другие «ревизионистские» идеи (например, «Письма к Карлу и Луизе Каутским (1896—1918)», М., 1925). Ещё значительнее были расхождения Люксембург с Лениным по вопросам стратегии и тактики революционной борьбы. В 1904 году Люксембург поддержала критику Юлием Мартовым недемократических организационных принципов ленинской «партии нового типа».

Являясь безусловной сторонницей насильственной революции и считая её единственным способом покончить с социальной несправедливостью, Роза Люксембург отказывалась принять ленинскую установку на искусственное инспирирование её партией и не соглашалась с готовностью большевиков добиваться её ценой любых человеческих жертв. Особенно резко Роза Люксембург выступила против однопартийной диктатуры, установленной большевиками в России после Октябрьской революции 1917 года, отмены ими элементарных демократических свобод и беспощадного подавления всех оппозиционных, в том числе социалистических партий. В работе «Русская революция. Критическая оценка слабости» (1918) Люксембург предсказала, во что выльется подавление политических свобод ленинской «диктатурой пролетариата»:

С подавлением свободной политической жизни во всей стране жизнь и в Советах неизбежно всё более и более замирает. Без свободных выборов, без неограниченной свободы печати и собраний, без свободной борьбы мнений жизнь отмирает во всех общественных учреждениях, становится только подобием жизни, при котором только бюрократия остаётся действующим элементом… Господствует и управляет несколько десятков энергичных и опытных партийных руководителей. Среди них действительно руководит только дюжина наиболее выдающихся людей и только отборная часть рабочего класса время от времени собирается на собрания для того, чтобы аплодировать речам вождей и единогласно одобрять предлагаемые резолюции. Таким образом — это диктатура клики, несомненная диктатура, но не пролетариата, а кучки политиканов.

Высказанные Люксембург опасения в этой неопубликованной на русском языке брошюре «Русская революция» и в письмах последних её лет, что это грозит перерождением «диктатуры пролетариата» в деспотическую власть над народом, лишь маскирующуюся под коммунизм, были впоследствии использованы Л. Д. Троцким и его сторонниками в борьбе против И.В. Сталина и созданного им режима.

После опубликования письма Сталина в редакцию журнала «Пролетарская революция» (1931, No 6) в СССР получили распространение односторонние оценки Люксембург, принижались большие революционные заслуги Люксембург, преувеличивались её ошибки. После смерти Сталина, о Люксембург стали писать более взвешенно.

В работе «Социальные реформы или революция» (1890, русский перевод 1904) подчеркивала противоречивую сущность явлений капитализма, считала неприемлемой теорию эволюционного врастания капитализма в социализм путём реформ. Другая важная работа — «Накопление капитала» (русский перевод 1921). Главный акцент делала на объективных моментах развития, уделяя большое внимание стихийности рабочего движения. Революцию понимала как стихийный взрыв масс, сознательное руководство социал-демократической партии играет несущественную роль. Утверждала, что накопление капитала при капитализме возможно лишь за счёт расширения сфер эксплуатации «некапиталистической среды», то есть хозяйств крестьян и ремесленников, отсюда её определение империализма как политики борьбы капиталистических государств за остатки «мировой некапиталистической среды». Мастерски применяя во многих своих трудах материалистическую диалектику, Люксембург в ряде случаев отступала от неё, допуская, по мнению ленинцев, метафизические ошибки. Это сказалось, например, в трактовке Люксембург национального вопроса (отрицание права наций на самоопределение) и в недооценке революционных возможностей крестьянства.

Кроме того, Люксембург была автором нескольких серьезных литературно-критических работ; она писала статьи о Адаме Мицкевиче, Л. Н. Толстом, опубликовала книгу «Душа русской литературы» и т. д. (сборник: Роза Люксембург «О литературе», М., 1961), в которых обращалась в основном к авторам и произведениям, проникнутым духом борьбы и сильным чувством социальной ответственности.

«Политические работы Люксембург никогда не достигали последовательности и глубины ленинских произведений или проницательности трудов Троцкого», — считает Перри Андерсон[3].

По мнению же историка Александра Дюкова: «Роза Люксембург была уроженка Люблинской губернии, жительницей Царства Польского, еврейкой в польской среде — и именно поэтому в практике национального вопроса и этнонациональной мобилизации понимала гораздо больше Ленина. Вообще люди с окраин в национальном вопросе в массе свой больше понимают. Ну и конечно Люксембург была значительнее Ленина как аналитик»[4].

Труды[править]

  • «Социальная реформа или революция» (1899),
  • «Массовая стачка, партия и профсоюзы» (1906),
  • «Накопление капитала» (1913),
  • «Кризис социал-демократии» (1916),
  • «Анти-критика» (1916),
  • «Русская революция. Критическая оценка слабости» (1922),
  • «Кризис социал-демократии» (1915)
  • «Накопление капитала» (1934),
  • «О социализме и русской революции» (1991).

См. также[править]

Источники[править]

Ссылки[править]