Консентология

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Консентология — проект научной дисциплины о закономерностях зарождения, развития и формирования конструктивного взаимодействия на любом уровне — на международном, между гражданином и государством, а также на межличностном: граждан между собой – в обществе и в семье, это касается также и отношений человека и его внутреннего «Я».

Теоретические основы[править]

Консентология представляет собой диалектический аспект конфликтологии, или диалектическое развитие последней. Размышление о справедливости тезиса — «причина прогресса есть война всех против всех (лат. Bellum оmnium contra omnes, нем. Krieg аlle gegen alle) или борьба за существование (англ. Struggle for existence)» — рано или поздно должно было привести к диалектическому взгляду на этот вопрос. Другими словами, консентология обязана своим появлением теоретическому построению к основному тезису конфликтологии диалектического антитезиса — Великое согласие всех со всеми.

Источники консентологии[править]

Предпосылки для исследование в духе консентологии связаны с идеями Эдварда Бернейса о возможности управления общественным сознанием. Это в первую очередь касается книги Эдварда Бернейса The engineering of Concent («Изобретение согласия», 1947), посвященной технологиям управления общественным сознанием и ставшей одним из источников формирования профессиональных представлений об искусстве PR. Бернейс называл engineering of concent «сознательной и разумной манипуляцией организованными привычками и мнениями масс» с целью склонить общественность к принятию конструктивных ценностей и считал её сутью демократического процесса. Когда инженерию согласия используют ради общественного блага, полагал автор, её вклад в эффективное функционирование общества неоспорим, поскольку она затрагивает практически каждую сторону повседневной социальной жизни.[1]

В 1962 году американские экономисты Джеймс М. Бьюкенен и Гордон Таллок опубликовали книгу The Calculus of Consent, в которой были представлены основные принципы теории общественного выбора. Целью авторов здесь было – «найти теоретическую определенность» в «процессе выбора порядка принятия решений» и сформулировать приемлемые для всех участников правила с учётом собственных долгосрочных интересов. При этом отмечалось, что достижение согласия – это дорогостоящий процесс, в котором издержки могут превышать выгоды.[2]. В 1988 году вышла в свет книга Н. Хомского и Э. Хермана Manufacturing Consent: The Political Economy of the Mass Media, описывающая модель пропаганды в связи с теорией о наличии систематических искажений в СМИ на основе частных экономических интересов.[3] Примечательно, что идея названия Manufacturing Consent была заимствована авторами из книги Public Opinion («Общественное мнение», 1922) ещё одного представителя плеяды наиболее значимых политических теоретиков ХХ века Уолтера Липпмана, оказавшего в своё время существенное влияние и на вышеупомянутого Эдварда Бернейса. По замыслу Липпмана, умение приходить к согласию служит инструментом, способным изменить любой политический расчёт и перестроить любой политический фундамент, поэтому создание единого мнения (Manufacturing of Consent) – искусство ювелирное – является одной из главных задач для лиц, принимающих решения («специализированного класса»).

В 2010 г. в брошюре “Основы консентологии” А. И. Лазарев представил краткое описание проекта специального научно-исследовательского направления, посвященного конструктивному решение объективных противоречий.[4].

Основным диалектическим источником консентологии можно считать достижения ученых в познании природы конфликта[5]. Кроме достижений в области конфликтологии, значительное влияние на формирование консентологии оказала семиотика и культурология.

Отражение консента в истории, философии, религии[править]

В отличие от конфликта, сопровождающего человека с момента становления вида, «со времен покрытых слизью существ, когда наш мир только создавался»[6], консент как категория появляется только у человека, перешедшего на более высокую ступень на пути к цивилизации.

Если по мнению некоторых мыслителей древности (Анаксимандр [ок. 610—547 до Р. Х.], Гераклит [кон. 6 — нач. 5 вв. до Р. Х.]), конфликт органически присущ всем предметам и явлениям: «вражда есть закон, все возникает через вражду и взаимообразно», то консент — та категория, которую в человеке нужно воспитывать специально.

Пифагор (ок. 570—490 до Р. Х.) воспевал гармонию: «Высокие звуки противоположны низким, но вместе они составляют аккорд». Эмпедокл (ок. 490—430 до Р. Х.) говорил, что существует один мир, управляемый злой Ненавистью, и другой — управляемый Любовью. К конструктивному решению оппозиционных противоречий призывали Платон (ок. 428—348 до Р. Х.) и Геродот (ок. 490—425 до Р. Х.). Последний полагал, что «никто настолько не безрассуден, чтобы предпочесть войну миру». Отрицательные мысли о конфликтах высказывал Эпикур.

Августин Блаженный (354—430), понимавший мир, как поле борьбы двух враждебных царств — царства приверженцев всего земного, врагов Божьих, то есть светского мира (civitas terrena или diaboli), и царства Божия (civitas dei), полагал, что человек может и не превращать оппозиционное противоречие в столкновение. «Люди, поверьте мне, не рождаются, а формируются», — утверждал Эразм Роттердамский (1476—1536).

Из светских ученых, развивающих мысль в направлении конструктивного разрешения противоречий, следует отметить Томаса Гоббса (1588—1679), автора теории общественного договора. Джон Локк (1632—1704) высказал идею о том, что человек как социальная личность воспитывается, а рождается он как «tabula rasa» (чистая доска): «Девять десятых людей делаются такими, какими они есть, только благодаря воспитанию». Локк полагал, что важнейшие задачи воспитания: выработка определенного типа характера, развитие воли, нравственное дисциплинирование. Цель воспитания — воспитание джентльмена, умеющего вести свои дела толково и предусмотрительно, предприимчивого человека, утончённого в обращении. Иммануил Кант (1724—1804) полагал, что состояние мира не естественно, то есть не от природы, а есть результат достижений воспитания.

В Новое время Жан Жак Руссо (1712—1778) предложил хорошо известную нам теорию общественного договора, суть которой заключалась в предположении о том, что люди в состоянии договориться и не предпринимать агрессивных действий друг против друга. Георг Гегель (1770—1830), определивший диалектику как метод познания, полагал, что оппозиции должны уметь договариваться. Жорж Сорель (1847—1922) называл диалектику «искусством примирения противоположностей с помощью фокус-покуса». Гегель приходит к пониманию возможности мирного разрешения конфликтов, недопущения «коротких замыканий». Гегелю принадлежат мысли о диалектике как методе мышления и познания, и только Карл Маркс (1818—1883) и Фридрих Энгельс (1820—1895), соединив противоречие в мысли с теорий естественного отбора и борьбы за выживание Чарльза Дарвина (1809—1882), и, по сути, извращенно интерпретировав диалектику Гегеля, сформулировали «закона единства и борьбы противоположностей», необходимый им для философского оправдания классовой борьбы.

Толкотт Парсонс (1902—1979) предлагал избегать интерпретации «оппозиционного противоречия» термином «конфликт-столкновение» и использовать понятие «напряжение» с тем, чтобы обозначить «потенциал оппозиционного противостояния».

В новейшее время о необходимости перехода к новому типу мышления, о консенусе, заявлял М. С. Горбачев. Японский премьер-министр Юкио Хатояма предлагал использовать в качестве основного принципа сотрудничества концепцию «Ю-Ай», переведенную на русский как «братство»[7]. Специалист в гендерной конфликтологии Н. Н. Коростылева утверждает, что консенсус должен преобладать над конфликтом [8]. Лазарев А.И. рассуждая о консенте, различает врожденную плотскую и воспитываемую духовную природы человека. Отличие консентологии от конфликтологии, по его мнению, имеет лингвистический характер, основывается на различии интерпретаций носителями разных типов сознания: носитель конфликтного типа отождествляет «оппозиционное противоречие» с «конфликтом-столкновением», носитель консентного типа — с потенциальной возможностью для сотрудничества[4]

Консент — основная категория консентологии[править]

Начала консентологии надо полагать к началам социализации и с ними связывать. Если конфликт представляется врожденной чертой человеческой натуры, естественным концептом дикого человека, то консент выстраивается как искусственный концепт.

Конфликту человека не нужно учить специально, страсть к насилию у человека в крови. Воспитание, по сути, только и состоит в том, чтобы отучить человека от привычки убивать и научить контролировать свою буйную природу. Напротив, консенту человека нужно учить. Социальное воспитание по сути только и состоит в том, чтобы приучить человека к конструктивному взаимодействию.

Объект и предмет консентологии[править]

Объектом комплексного изучения консентологии являются консенты в целом, в структуре, а предметом — общие закономерности их возникновения, развития и завершения. Диалектический взгляд на конфликт, как на результат конфликтогенеза, как на плод, развившийся из конфликтогена, по аналогии выявляет соответствующие элементы структуры консентогенеза: консентоген → процесс консентогенеза → консент как результат.

Если конфликт надо изучать, чтобы знать, как он возникает и развивается, с тем, чтобы его контролировать и нейтрализовать, то консент надо изучать, чтобы знать, как его синтезировать, производить и реализовывать.

Структура консента[править]

Консент представляет из себя плод, развившийся из консентогена в ходе процесса консентогенеза. Иначе говоря, консент есть результат процесса консентогенеза, а вот то, что стоит у истоков процесса, тот «пункт», та частица, из которой процесс зарождается, условно номинирутеся как консентоген.

Консентогенез — это процесс возникновения и развития грядущих, постконфликтных форм общества, способных наложить отпечаток или прямо детерминировать направленность и содержание эволюции в целом. Консентогенез представляет собой непрерывный диалектический процесс зарождения, развития и модернизации существующей социальной реальности через свое ядро — консентоген.

Консентоген — букв. «рождающий согласие». Консентогеном может являться любой предмет, вещь, идея, картина, икона, слово, буква, действия (или бездействие), могущие привести к возникновению конструктивной ситуации и перерастанию её в творческое взаимодействие. Слово «могущие» является здесь ключевым, так как оно раскрывает причину полезности консентогена и инициирует нашу активность в направлении сотрудничества. Консентоген — это побудительный фактор, который в процессе консентогенеза развивается в результат — консент.

Логика и стратегия достижения консента[править]

Носители консентного типа сознания обладают соответствующей логикой, исходящей из постулата взаимовыгодного решения оппозиционного противоречия. Конструктивное решение оппозиционного противоречия — главная стратегия человека, обладающего консентным типом сознания. Принцип конфликта вложен в основание противоречия только для варвара, для цивилизованного человека противоречие служит поводом для конструктивного взаимодействия.

Формула консента[править]

Формула консента представляет собой гипотетическую и теоретическую модель, согласно которой каждое объективное социальное противоречие имеет по крайней мере один вариант конструктивного решения. Объективные противоречия служат основанием не только для конфликта, или деструктивного способа их разрешений, но для созидательного взаимодействия. При этом качество взаимодействия имеет субъективный и релятивистский характер, поскольку зависит от типа личности (сознания) субъектов противоречий. Формула консента предназначается для формирования консентного типа сознания и выступает как потенциальный мотиватор на конструктивное взаимодействие субъектов объективных социальных противоречий.[9]

Источники[править]

  1. Bernays E.L. The Engineering of Consent, Univ. of Oklahoma Press, 1955.
  2. Бькенен Д., Таллок Г. Расчет согласия // Бьюкенен Дж. Сочинения. Т. 1. — М.: Таурс Альфа, 1997.
  3. Herman E. S., Chomsky N. Manufacturing Consent. New York: Pantheon Books. p. 306.
  4. 4,0 4,1 Лазарев А. И. Основы консентологии, Воронеж, 2010
  5. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. 3-е изд. СПб.: Питер, 2007.
  6. Лондон Д. Смирительная рубашка //Собрание сочинений, М., 1998.
  7. «Перспективы японо-российского сотрудничества в сферах модернизации и демократии: партнерство в Азиатско-Тихоокеанском регионе»
  8. Коростылева Н. К. Основы гендерной конфликтологии, Воронеж, 2003
  9. Лазарев А.И. Формула консента как потенциальный мотиватор на конструктивное взаимодействие // Журнал философских исследований, 2023. — Т. 9. — № 4. — С. 29-45.

Ссылки[править]