Александр Ильич Лейпунский

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Александр Ильич Лейпунский

Лейпунский в форме полковника НКВД СССР во время командировки в Германию, осень 1945 года.
Дата рождения
7 декабря 1903 года
Место рождения
Российская империя
Дата смерти
14 августа 1972 года
Место смерти
Обнинск, СССР








Награды и премии

Герой Социалистического Труда  — 1963Ленинская премия — 1960
Орден ЛенинаОрден Ленина Орден ЛенинаОрден Октябрьской РеволюцииОрден «Знак Почёта»


Александр Ильич Лейпунскийсоветский физик-экспериментатор, ака­де­мик АН Укра­ин­ской ССР, Герой Соци­а­ли­сти­че­ского Труда, созда­тель ядер­ных реак­то­ров на быст­рых ней­тро­нах[1][2].

Научная карьера[править]

Александр Лейпунский родился 24 ноября (7 декабря) 1903 года в д. Драгли в Гродненской губернии в еврейской семье. Брат — Овсей Ильич Лейпунский. Сестра — Дора Ильинична Лейпунская.

С 1918 года — посыльный, рабочий, помощник мастера.

Окончил заочно Механический техникум в Рыбинске.

В 19211926 годах окончил физико-механический факультет Петроградского (Ленинградского) политехнического института (ныне Санкт-Петербургский политехнический университет).

Весной 1923 года Абрам Фёдорович Иоффе привёл Лейпунского в числе 6 студентов в свою лабораторию в Ленинградский физико-технический институт.

В 1924 или в 1925 годах задерживался органами ГПУ в Ленинграде.

В июле-августе 1928 года вместе с другими молодыми физтеховцами выехал в Германию на средства, заработанные Иоффе за консультации американской компании «General Electric».

В октябре 1928 года перевёлся в ФТИ в Харьков, где с марта 1930 года был заместителем директора, а с 1933 года — директором. Руководил также ядерной лабораторией УФТИ.

В 1930 году вступил в ВКП(б).

В марте 1930 года был назначен на должность старшего физика с выполнением обязанностей руководителя высоковольтной бригады и заместителя директора Украинского физико-технического института.

В 1932 году вместе с К.Д. Синельниковым, А.К. Вальтером и Г.Д. Латышевым впервые в СССР осуществил реакцию расщепления атомного ядра под действием заряженных частиц.

В 1933 году стал директором Украинского физико-технического института и (возможно, в 1934 году) академиком АН УССР. В том же году состо­я­лась пер­вая Все­со­юз­ная ядер­ная кон­фе­рен­ция, в кото­рой участвовали и извест­ные иностранные физики. Лей­пун­ский пред­ста­вил доклад под назва­нием «Рас­щеп­ле­ние ядер», в кото­ром про­ана­ли­зи­ро­вал экс­пе­ри­мен­таль­ные дан­ные по бом­бар­ди­ровке про­то­нами ядер раз­лич­ных эле­мен­тов — как лег­ких (Li, B, Be, F, Al) так и тяжёлых.

С марта по декабрь 1935 года работал в Кембридже у Эрнеста Резерфорда (по другим данным, работал в Кавендишской лаборатории у Э. Резерфорда в 19341935 годах). Лейпунский первым в мире экспериментально доказал факт существования нейтрино. Хотя в статье, опубликованной в 1936 году в английском журнале, он сам утверждал, что полученные им экспериментальные данные имеют недостаточную точность, чтобы сделать окончательный вывод в пользу эмиссии нейтрино в бета-распаде. Перед отъездом за границу Лейпунский встречался с наркомом Серго Орджоникидзе и согласовал с ним приглашение на работу в Украинский физико-технический институт немецких физиков Ф. Ланге и Ф. Хоутерманса. Этот пункт командировки был также с успехом выполнен Лейпунским.

В 1936 году в докладе на сес­сии АН СССР «Погло­ще­ние мед­лен­ных ней­тро­нов при низ­ких тем­пе­ра­ту­рах» сооб­ща­лось о сов­мест­ных опы­тах А.И. Лей­пун­ского и Л.В. Розен­ке­вича, посвя­щён­ных про­верке тео­ре­ти­че­ского закона Юджина Виг­нера о вза­и­мо­дей­ствии ней­трона с про­то­ном. Там было ука­зано и на суще­ство­ва­ние селек­тив­ного, (резо­нанс­ного) погло­ще­ния ней­тро­нов неко­то­рыми ядрами. Иссле­до­ва­ния погло­ще­ния ней­трона про­то­ном производились с применением воды и жид­кого водорода. Резуль­таты коли­че­ственно под­твер­дили, что сече­ние захвата обратно про­пор­цио­нально ско­ро­сти ней­трона. В отли­чие от суще­ство­вав­шего тогда мне­ния, что энер­гия низ­ко­ле­жа­щих уров­ней ядер состав­ляет несколько МэВ, в исследовании Лей­пун­ского и Розен­ке­вича на основе имев­шейся у них скуд­ной экс­пе­ри­мен­таль­ной инфор­ма­ции выска­зано пред­по­ло­же­ние о воз­мож­но­сти суще­ство­ва­ния у неко­то­рых ядер уров­ней низ­кой энер­гии, на кото­рых воз­можно неупру­гое рас­се­я­ние ней­тро­нов с энер­гией 400—700 кэВ. Ней­трон­ные иссле­до­ва­ния, выпол­нен­ные Лей­пун­ским с коллегами из УФТИ, внесли важный вклад в изу­че­ние физики ней­тро­нов в Советском Союзе. В лабо­ра­то­рию Лей­пун­ского при­ез­жали рабо­тать И.В. Кур­ча­тов и Л.И. Руси­нов. Откры­тие деле­ния ядер урана и ряд после­до­вав­ших за этим тео­ре­ти­че­ских и экс­пе­ри­мен­таль­ных работ пока­зали, что идея о осуществимости исполь­зо­ва­ния ядер­ной энер­гии.

В 1937 году был исключён из рядов ВКП(б) «за пособничество врагам народа» и снят с должности директора.

14 декабря 1938 года арестован органами НКВД прямо в институте в Харькове.

Содержался в тюрьме в Киеве. Лейпунского обвинили в шпионаже и в помощи врагам народа, защите Льва Давидовича Ландау, Александра Семёновича Вайсберга и Льва Васильевича Шубникова.

В связи с истечением срока следствия (2 месяца) и отсутствием достаточных данных для предания суду (подвергнутые пыткам А. Вайсберг и Ф. Хоутерманс не дали показаний на Лейпунского) по постановлению начальника 1 отделения 3 отдела УГБ НКВД УССР Ровинского от 8 августа 1938 года дело в отношении Лейпунского было прекращено и он был освобожден.

С 1939 года — руководитель исследований по проблеме «Изучение деления урана», а с 1940 года — по проектированию циклотрона. Участвовал в работе Ядерной и Урановой комиссий АН СССР.

В 1940 году опубликовал две научные работы «Деление урана» и «Деление ядер», дающие чёткое представление о возможности создания ядерной бомбы.

В 19411944 годах — директор Института физики и математики АН УССР, где занимался оборонными задачами, а в 1944 году создал отдел ядерной физики.

В 19441949 годах — директор Института физики АН УССР, заведующий сектором ИТЭФ АН СССР, заведующий кафедрой и декан инженерно-физического факультета Московского Механического Института.

С января 1944 года — научный консультант Лаборатории №2 АН СССР (ныне РНЦ «Курчатовский Институт»).

В 1946−1949 годах — заместитель начальника Девятого Управления МВД СССР по науке.

В 1946 году был восстановлен в партии.

С 1946 года — член первого состава Научно-технического совета Первого главного управления при Совете Министров СССР.

С 1946 года — декан, затем заведующий кафедрой Московского механического института (ныне МИФИ).

В 19461947 годах — заведующий сектором Лаборатории №3 АН СССР (ныне ГНЦ РФ — Институт теоретической и экспериментальной физики) в Москве.

Был членом Комиссии АН УССР по вопросам восстановления народного хозяйства Украины. Под руководством Лейпунского в Киеве возобновился прерванное войной строительство циклотрона.

В 1947 году Лейпунский был привлечён к работам по созданию ядерного оружия. Присутствовал на Семипалатинском полигоне при всех взрывах атомных бомб в первые годы испытаний. Во время этих работ исследовал физические явления при ядерных взрывах, связанных с действием проникающего излучения: формирование дозы поражающего действия излучения и способы защиты от него, электромагнитные явления при ядерных взрывах, глобальные последствия радиоактивного загрязнения Земли продуктами ядерных взрывов.

В 1949 году возглавил отдел Обнинского физико-энергетического института.

В конце 1949 года пред­ло­жил раз­ра­ботку реак­то­ров на быст­рых ней­тро­нах с рас­ши­рен­ным вос­про­из­вод­ством топ­лива.

С 1950 года — научный руководитель программы создания ядерных реакторов на быстрых нейтронах.

При поддержке И.В. Курчатова воодушевил идеей быстрых реакторов министра среднего машиностроения Е.П. Славского. К исследованиям и разработке этих проектов были привлечены ведущие научно-исследовательские институты и конструкторские бюро отрасли. Итогом этой деятельности стали опытные реакторы БР-5 (1959), БОР-60 (1969), первые промышленные реакторы БН-350 (1972) и БН-600 (1980). В конце 1960-х годов была начата разработка перспективных проектов БН-800 и БН-1600. Лейпунский стал признанным в мире научным лидером в области быстрых реакторов, к нему обращались за советом и обсуждали планы ядерщики США, Франции и Великобритании, принявшие близкие к советским технические решения. Лейпунский руководил проектированием атомной электростанции на полуострове Мангышлак (запущена в 1955 году), предназначенной для выработки электроэнергии, получения ядерного горючего и опреснения морской воды.

Лейпунский участвовал в разработке ядерных энергетических установок с жидкометаллическим теплоносителем свинец-висмут для атомных подводных лодок. В 1952 году на судостроительных заводах в Ленинграде и Северодвинске было развернуто строительство большой серии атомных подлодок.

В Обнинске Лейпунский стал научным руководителем проекта реактора с жидкометаллическим теплоносителем, который лёг в основу принципиально новой двигательной установки подводной лодки К-27. Кроме того, а Обнинске Лейпунскиим была создана школа физиков-ядерщиков.

Лейпунский руководил разработкой ядерных энергетических установок для космических исследований — на околоземную орбиту было запущено 33 спутника с ядерными энергетическими реакторами на быстрых нейтронах «БУК». Начало работ по космическому проекту датируется серединой 1950-х годов, когда в Обнинской лаборатории «В» под руководством Д.И. Блохинцева и Лейпунского проводились научные разработки ядерных ракетных двигателей (ЯРД). Был исследован комплекс проблем, связанных с определением технического облика ядерных ракетных двигателей и его функциональными возможностями.

6 декабря 1963 года — Герой Социалистического Труда — «за создание реакторов с жидкометаллическим теплоносителем для подводных лодок».

Экспериментально исследовал «удары второго рода» в газах, когда возбужденные атомы при столкновениях передают энергию электронам без излучения. Принимал участие в разработках линейных ускорителей. Изучал бета-распад и физику нейтрино, предложил и обосновал решающий эксперимент по доказательству существования нейтрино. Выдвинул и осуществил идею возможности воспроизводства ядерного горючего в реакторах на быстрых нейтронах (образование плутония из урана–238). В совет­ских и иностранных изда­ниях было опуб­ли­ко­вано свыше 120 работ Лейпунского по атом­ной, ядер­ной, ней­трон­ной и реак­тор­ной физике.

Его жена — терская казачка Антонина Фёдоровна Прихотько, академик АН УССР.

Умер 14 августа 1972 года в Обнинске.

Интересные факты[править]

  • 29 октября 1949 года «закрытым» указом Президиума Верховного Совета СССР «За участие в разработке новейших приборов и методики измерений атомного взрыва, а также за выдающиеся научные открытия и технические достижения по использованию атомной энергии» Александр Ильич Лейпунский и Овсей Ильич Лейпунский были награждены орденами Ленина, а Дора Ильинична Лейпунская была удостоена ордена «Знак Почёта». Таким образом, Александр Лейпунский в один день получил награды вместе со своим братом и сестрой — нечастый случай в истории науки и техники.
  • 22 марта 1996 года постановлением Администрации Калужской области Государственному научному центру Российской Федерации — Физико-энергетическому институту было присвоено имя академика Александра Ильича Лейпунского.

Сочинения[править]

  • Рассеяние фотонейтронов различных энергий атомными ядрами, "Известия Акад. наук СССР. Серия физическая", 1940, № 2 (совм. с Т. А. Голобородько).

См. также[править]

Источники[править]