Евреи в Пруссии

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Евреи в Пруссии — история еврейской общины Пруссии, сформировавшейся из Бранденбургского маркграфства, которое в 1415 году перешло в руки князя из семьи Гогенцоллернов. Один из Гогенцоллернов, Альбрехт, состоявший в 1525 году великим магистром Тевтонского ордена. В 1618 году Тевтонский орден был присоединён к Бранденбургу и возникла Пруссия[1].

История[править]

Бранденбургское маркграфство[править]

Правители Бранденбурга — маркграфы династии Виттельсбах — доброжелательно относились к евреям и стремились привлечь их в свои владения.

Евреи жили в Берлине издавна, но трудно вполне точно установить момент их появления. До начала XIV века они служили Асканским маркграфам источником доходов. Когда маркграфы вымерли (1320), городскому совету удалось приобрести от маркграфини Агнессы и ее опекуна Рудольфа Саксонского право собственности над евреями, которые стали, таким образом, доходной статьей городского совета. В Городской книге отмечены особо евреи «богатые», то есть имевшие собственные дома (Judenbuden), и «простые», жившие при богатых или вне города. Еврейских домов было: девять больших, владельцы которых платили городу каждые три месяца по 15 шиллингов, и два меньших с платой по 8 шиллингов; «простые» же евреи вносили каждые три месяца 5 шиллингов. Евреям разрешалось на основании особого постановления заниматься ссудой денег под известный процент (соответствовал ли он максимуму, определенному в Майнце в 1255 году, установить трудно); но им запрещалось выменивать новые монеты на монеты старой чеканки, сохранившие ценность серебра. Евреи пользовались еще тем преимуществом, что найденные у них заложенные вещи (если только они были переданы им днем и не в закрытом помещении) возвращали лишь по уплате ссуды; это было установлено с целью поднять кредит христиан у евреев.

В 1348 году, когда разразились преследования по поводу Чёрной смерти; все евреи были изгнаны из Берлина, среди жертв, павших мученической смертью, были раввины Иосиф и Соломон, сыновья р. Якова.

В 1344 году Людвиг Баварский дал евреям привилегию владеть домами, выдавать ссуду денежную, заниматься экспортом хлеба и лошадей. Они получили равноправие с мещанами в суде. В 1349 году Людвиг защищал евреев в период «чёрной смерти». В Пруссии, за исключением Берлина и Кёнигсберга, евреев преследовали значительно меньше, чем в других немецких землях.

В 1446 году курфюрст Фридрих II по приказанию императора Священной Римской империи Фридриха III изгнал евреев из страны, отобрав у них все имущество. В 1447 году эдикт об изгнании был отменен, евреям было разрешено вернуться. Курфюрсты из династии Гогенцоллернов продолжали в отношении евреев политику своих предшественников. Они считали евреев полезными для развития страны и стремились к тому, чтобы доходы, получаемые от евреев, доставались им, а не городам.

Во 2-й половине XV века города стали требовать изгнания евреев, их поддерживали католическая церковь и аристократия. В 1480 году курфюрст Альберт III Ахиллес отклонил подобное требование. Иохим I, несмотря на сопротивление церкви и городов, разрешил в 1509 году большой группе евреев поселиться в Бранденбурге. В 1510 году евреи были обвинены в осквернении гостии в деревне Кноблаух; 38 евреев были сожжены, а остальные изгнаны из Бранденбурга.

В 1539 году, после принятия курфюрстом Иохимом II лютеранства, евреям было разрешено вернуться, но в 1573 году, после смерти Иохима II, они были изгнаны «на вечные времена».

Курфюршество Пруссия (1618—1701)[править]

Вопрос о том, разрешить ли евреям вновь селиться в Пруссии, поднял в 1641 году великий курфюрст Фридрих-Вильгельм, для укрепление финансовых сил страны, потерпевшей от 30-летней войны. Отдельные евреи поселились в Гальберштадте и получили возможность жить в Юлихе.

В 1660 году евреи стали селиться в Кёнигсберге; в 1680 году там открылась синагога.

В 1664 году власти разрешили поселиться в Мемеле (Клайпеде) богатому голландскому торговцу Моше Якобсону де Ионге.

В Бранденбург первая группа евреев, изгнанников из Вены, прибыла в 1671 году. Эдиктом курфюрста от 21 мая 1671 года были объявлены открытыми для евреев все города Бранденбурга; они могут заниматься торговлей; в гражданских делах они подчинены городским властям, в уголовных же находятся под юрисдикцией суда великого курфюрста; им запрещено ссужать деньги под процент, вывозить доброкачественную монету и ввозить плохую; ежегодный Schutzgeld составлял с каждой семьи 8 талеров; новые поселенцы пользовались свободой богослужения, но им не было разрешено построить синагогу. Вскоре стало обнаруживаться отрицательное отношение к евреям со стороны купеческого сословия. Вследствие жалоб на то, что евреи свободно занимаются торговлей, были изданы репрессивные распоряжения — в 1680 году евреям запрещено было торговать кожей, в 1683 году — серебром и монетами. Большинство евреев жило в Берлине, но наряду с ним возникли еврейские поселения в Кенигсберге, Мемеле и Тильзите и во многих других городах и местечках. Ходатайство прусских чинов 1689 года об изгнании евреев было оставлено Фридрихом III в качестве короля Фридриха без последствий; но при нем были повышены налоги с евреев. Появилась новая категория евреев — «unvergleitete», которые, в противоположность «vergleitete», вносили двойную плату за предоставленное им право временного пребывания в стране; а по истечении срока подлежали выселению.

В 1700 году в Бранденбурге 248 евр., в Neumark — 697, в герцогстве Клеве — 81, в Померании — 52 семейства, в княжестве Миндене — 47 семейств, в герцогстве Магдебурге — 15, в Гальберштадте — 100, в графстве Марк — 62 и т. д.

Королевство Пруссия (1701—1918)[править]

При Фридрихе I видную роль играли придворные евреи Иост Либман и Маркус Магнус; с именами этих и других финансовых деятелей связано зарождение общины в Берлине.

По закону 1704 года евреи в провинции Бранденбург могли открывать лавки и владеть недвижимым имуществом; тем, кто вносил от 40 до 100 талеров, было разрешено передавать право жительства в Пруссии второму и третьему сыновьям. Король Фридрих придавал веру наветам на евреев и разрешил перепечатать юдофобскую книгу Эйзенменгера «Entdecktes Judenthum», хотя по распоряжению императора Леопольда книга была изъята.

Фридрих-Вильгельм I (17141740) возобновил эдикт своего отца относительно слов в молитве Alenu, направленных будто против христиан (1716), и придерживался принципа, что берлинская община ответственна за поступки отдельных её членов. В 1728 году была установлена общая сумма налога с евреев — 15 тысяч талеров. К евреям, работавшим на пользу экономического развития страны, Фридрих-Вильгельм относился благосклонно и жаловал им привилегии. Гирш-Давид Прэгер в 1730 году получил разрешение учредить шелковую мануфактуру в Потсдаме и стал пионером в деле насаждения этой промышленности в Пруссии.

Фридрих II Великий относительно евреев в целом продолжал политику отца. Его придворным банкиром был Даниэль Итциг. После завоевания в 1742 году Силезии число евреев в Пруссии заметно выросло. В 1750 году Фридрих II опубликовал новый свод еврейских законов. Евреи делились на 2 большие группы: покровительствуемые и терпимые. Покровительствуемые подразделялись на 3 категории: общепривилегированные, ординарные и экстраординарные. Небольшая группа общепривилегированных евреев пользовалась широкими правами, которые распространялись на детей членов этой группы; в ординарной группе право на жительство мог унаследовать лишь 1 из детей; в экстраординарной — права не передавались по наследству. Фридрих II ввёл разнообразные, часто унизительные, налоги для евреев. В 1766 году был введён «серебряный» налог, обязавший евреев платить каждый год 12 тысяч серебряных марок, в 1769 году — «фарфоровый» налог, обязывающий каждого еврея покупать на королевских фабриках определенное количество фарфора и продавать его за границу; также пропускная пошлина, которую каждый еврей должен был платить при переезде из одной прусской провинции в другую, брачный налог и пр. Король высоко оценивал хозяйственную деятельность евреев. В ходе Семилетней войны евреи были главными поставщиками прусской армии. Король стремился поощрять евреев открывать новые фабрики и заводы и предоставлял им за это различные льготы. Евреи были откупщиками государственной монеты. Всем усилиям Фридриха II не допустить роста численности еврейского населения мешала его агрессивная внешняя политика; например, участие Пруссии в первом разделе Польши (1772) привело к удвоению численности евреев в стране. Фридрих II стремился всячески ограничить миграцию в Пруссию евреев из вновь присоединенных территорий.

Во 2-й половине XVIII века Пруссия стала главным очагом Гаскалы. В Берлине жил духовный вождь движения Мозес Мендельсон. Он и его единомышленники стремились к распространению светской европейской культуры в еврейской среде. В 1778 году по их инициативе в Берлине была открыта общеобразовательная еврейская бесплатная школа «Хиннух не‘арим», в программе которой преобладали светские предметы. Центром Гаскалы стал также Кёнигсберг. В 1783 году возникло Общество приверженцев языка иврит, которое впоследствии стало литературный альманах «Ха-Меассеф». В Пруссии жили литераторы Д. Ф. Мендес, Ицхак Аврахам Эйхель, И. Сатанов, Ш. Кохен, писавшие на иврите, философ Шломо Маймон. Своеобразными центрами культурной жизни Пруссии были в это время салоны Доротеи фон Шлегель (дочери М. Мендельсона), Генриетты Герц и Рахели Левин.

Фридриха-Вильгельма II (17861797) дал некоторые облегчения евреями в обмен за значительные суммы. Так, в 1788 году они за 4 тысяч талеров освободились от принудительной покупки фарфора; Фридрих-Вильгельм II 9 июля 1788 года издал эдикт, причисливший иудаизм к терпимым религиям, находившимся поз защитой государства.

В царствование Фридриха-Вильгельма III (17971840) положение евреев неоднократно менялось; сам король был настроен враждебно к евреям, но внешние обстоятельства заставляли его идти на уступки. Разгром Пруссии в битве при Иене (1806) и необходимость использовать все наличные силы государства для борьбы с Наполеоном побудили правительство дать евреям некоторые права и призвать их к участию в предстоящих войнах. 19 ноября 1808 года была отменена унизительная кличка Schutzjuden, евреям были предоставлены в городах права горожан, они были допущены к занятию ответственных и почётных должностей, хотя 27 февраля 1809 года правительственный указ подчеркнул, что евреи могут пользоваться городскими правами постольку, поскольку это не противоречит государственным ограничениям по отношению к евреям.

Со вступлением во власть либерального канцлера Гарденберга дело евреев улучшились. Гарденберг обещал еврейским представителям Берлина, в частности также Д. Фридлендеру, Израилю Якобсону и Якову-Герцу Беру, что добьется установления для евреев благоприятных условий, и действительно сдержал свое слово, так как он был главным виновником издания 11 марта 1812 года эдикта «относительно гражданского положения евреев в прусском государстве» (betreffend die staatsbürgerlichen Verhältnisse der Juden im preussischein Staat) или просто Judenedikt. Теперь правительство отказывалось от своего старого излюбленного взгляда, что улучшение положения евреев должно совершаться медленно и постепенно, по мере того как сами евреи улучшатся в культурном и нравственном отношении; евреи — уже не иностранцы и не терпимые в стране пришельцы, которые обязаны платить особые подати за то, что их «терпят»; они отныне такие же граждане государства, как и христиане, от которых ныне отличаются лишь религией. Евреи могут приобретать любое имущество, должны отбывать воинскую повинность, могут быть учителями, профессорами, учащимися, занимать общественные должности; лишь государственная служба продолжали быть закрыты для них.

В наступившей войне с Наполеоном приняла участие 1/5 всего способного к несению оружия еврейского населения Пруссии; многие пали геройской смертью на поле битвы, другие были возведены в офицерское звание и награждены Железным орденом. Богатые евреи пожертвовали крупные денежные средства на дело освободительной войны.

Венский конгресс, однако, стремился вернуть статус евреев к донаполеоновскому. В Вестфалии все евреи были уволены с государственной службы (в том числе отец Карла Маркса). В 1819 году в Берлине, Кенигсберге, Бреслау, Данциге и ряде других городов Пруссии произошли еврейские погромы.

Из реакционных мероприятий эпохи Реставрации следует отметить: распоряжение 1819 года о запрете христианским детям посещать еврейские училища, послужившее причиной падения берлинской свободной школы, руководимой Бен-Давидом; недопущение евреев к занятию общественных должностей. Когда Берлинский университет допустил одного математика к чтению лекций в качестве приват-доцента, то 16 февраля 1820 года вышел министерский циркуляр, в котором говорилось, что названное лицо, пока оно исповедует иудейство, не может быть допущено к доцентуре. В то же время этот циркуляр был разослан по всем университетам страны. 28 декабря 1834 года вышел указ, запрещавший переход христиан в иудаизм. По королевскому указу 13 мая 1822 года крестившимся евреям была облегчена перемена фамилии. Правительство вообще всячески поддерживало переход евреев в христианство, и специальное миссионерское общество было принято под покровительство короля. В 1828 году евреям было запрещено носить христианские имена.

После июльской революции 1830 года повеяло свободой и в Пруссии — евреи стали активно добиваться расширения их прав. За евреев заступились и некоторые либеральные элементы, в особенности так называемая Молодая Германия, во главе которой находились, между прочим, Генрих Гейне и Людвиг Бёрне. 1 июня 1833 года вышел «Vorläufige Verordnung wegen des Judenwesens im Grossherzogtum Posen», в силу которого образованные и состоятельные классы еврейского населения получили право гражданства, остальные же евреи продолжали оставаться бесправными.

В 1847 году в соединенном ландтаге обсуждалось расширение гражданских прав евреев, но без предоставления политических, что поддерживал и Отто фон Бисмарк. Так, евреям было предоставлено занятие всех кафедр на медицинском факультете. В итоге, 23 июля 1847 года был принят закон о гражданских правах евреев, которым было введено единообразие в законодательстве о евреях Пруссии.

Революционный 1848 год принёс евреям политическое равноправие. По распоряжению 6 апреля 1848 года все граждане Пруссии, без различия вероисповеданий, могли участвовать в выборах в учредительное собрание. Народные митинги требовали полной эмансипации евреев. Некоторые евреи были избраны как в прусское учредительное собрание, так и во франкфуртский парламент. Франкфуртский парламент и выработанные им «права человека» подтвердили за евреями равенство в правах. Октроированная конституция 31 января 1850 года говорила о том, что пользование гражданскими и политическими правами не может находиться в зависимости от исповедания той или иной религии (§ 12), а также, что все пруссаки равны перед законом и нет никаких сословных привилегий (§ 4). Но § 14 той же конституции подрывал значение предыдущих параграфов; он гласил: «христианская религия лежит в основе тех учреждений государства, которые стоят в связи с религиозным культом, что не мешает религиозной свободе, гарантированной § 12». Этот параграф был внесен в октроированную хартию благодаря агитации реакционной партии, руководимой крещённым евреем Сталем (Шталем), всесторонне развившим теорию о христианском государстве. Опираясь на эту статью конституции, прусские власти фактически не допускали евреев к какой бы то ни было общественной и государственной службе.

В 18511861 годах было для евреев Пруссии тяжёлым временем, когда на бумаге у них были самые широкие права, а на деле они терпели ограничения, вплоть до вынужденного ухода всех чиновников, получивших должности в революционные годы.

После прихода к власти Вильгельма положение евреев стало улучшаться.

О дальнейших судьбах прусских евреев — см. Евреи в Германской империи.

Источники[править]

  1. КЕЭ, том: 6. Кол.: 860–868.