Иоаким Викторович Тартаков

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Иоаким Тартаков (1860-1923), драматический баритон; записи 1899-1903
Иоаким Тартаков, часть 2
Иоаким Тартаков, часть 3
И.Тартаков. Романс Демона
И.Тартаков. «Средь шумного бала...»

Иоаким Викторович Тартаков (2(14) ноября 1860, Одесса — 23 января 1923, Петроград) — выдающийся оперный певец (лирико-драматический баритон), режиссер, педагог вокала. «Заслуженный артист императорских театров» (1911). Засл. арт. Республики (1923)[1][2].

Происхождение[править]

В происхождении этого выдающегося певца много неясного, а об истинном отцовстве по сию пору не умолкают разные слухи.

Официальная версия гласит: певец родился в многодетной семье одесского еврейского портного[1][3][4].

А есть еще версии неофициальные, циркулировавшие в виде слухов, но со временем перенявшие форму мемуаров. По ним, а именно: по утверждению дирижёра Антона Шароева и писателя Осипа Дымова (наст.имя Иосиф Исидорович Перельман), Иоаким Тартаков был внебрачным сыном Антона Рубинштейна. Кроме того, Антон Шароев еще утверждает, что внебрачным сыном Тартакова был его отец, пианист Георгий Шароев, в молодости выступавший с Тартаковым как аккомпаниатор и фигурировавший в афишах как Георгий Тартаков[5][4]. По поводу последней версии — в семье Шароевых наверняка есть подтверждения тому. А версию Рубинштейн — Тартаков действительно поддерживает в своих воспоминаниях О.Дымов[6], но поддерживает только в том смысле, что действительно были такие слухи.

Вместе с тем — существуют мнения, не только опровергающие эту версию, но и объясняющие ее происхождение. Да и что может быть общего у столичного жителя, представителя высших богемных кругов Петербурга, директора консерватории А. Г. Рубинштейна, с женой одесского портного, известного лишь в районе близлежащих улиц.

Юные годы[править]

Интерес к музыке у официального сына одесского портного проявился рано, и с детских лет он посещал оперные спектакли театра Одесской оперы.

Серьезно заниматься самому музыкой помогли спонсоры, и с 16 лет Иоаким Тартаков на средства двух одесских меломанов обучался пению у солистки Итальянской одесской оперы В. Лушковской, которая, кстати, неправильно определила его голос тенором[1][7] — впрочем, это были ранние годы, когда голос мог еще и не устояться. Брал уроки и у других педагогов.

Молодой певец стал принимать участие в концертах. Счастливый поворот в судьбе случился в 1876 году, когда на одном из концертов, в котором выступал Тартаков, присутствовала мать двух выдающихся музыкантов — А. Г. Рубинштейна (см. раздел: Происхождение) и Н. Г. Рубинштейна. Услышав пение молодого вокалиста, она предложила Тартакову отправиться вместе с ней в Петербург, где директором консерватории был ее сын Антон (см. раздел: Происхождение).

Между тем С.Ю.Левик в своей книге «Записки оперного певца» излагает иную версию переезда юноши в Петербург: сам Рубинштейн, находясь на гастролях в Одессе, услышал Тартакова и, сразу определив талант начинающего певца, принял решение о необходимости заняться его судьбой[7]. По этой версии, на первый план выходят способности певца и честная и бескорыстная работа директора Петербургской консерватории, а отнюдь не личные родственные мотивы и вдруг ни с того ни с сего пробудившееся отцовство.

Но — как бы то ни было — на следующий год, в 1877 году, Иоаким Тартаков стал студентом Петербургской консерватории, педагог Камилло Эверарди[4][8][9].

Консерваторию И.Тартаков окончил в 1881 году с серебряной медалью[1][7].

Артистическая карьера[править]

22 августа 1877 года дебютировал в партии Риголетто (одноименная опера Дж. Верди) на сцене Одесского оперного театра (антреприза С. Пальма), где пел один сезон.

В 1882—1884 — солист петербургского Мариинского театра (Петербургская императорская труппа)[4].

В 1884—1887 и 1890—1893 выступал в Киевской опере (антреприза Н. Савина, с 1890, антреприза И. П. Прянишникова). С 1885 года стал режиссёром Киевской оперы, в 1888 году занял там же должность главного режиссёра; поставил впервые в Киеве «Кармен» Ж. Бизе, 1885 и «Мазепу» П. Чайковского, 1886)[1]. В эти же самые годы, в летние месяцы 1884—1887, когда Киевский театр не работал, принимал участие в московской оперетте (антреприза М. Лентовского, театр сада «Аквариум»).

Иоаким Тартаков

В сезоне 1887/88 участвовал в первой гастрольной поездке русcкой оперной труппы, организованной В. Любимовым, по странам Европы (Германия, Дания, Бельгия, Голландия, Франция, Англия), где с большим успехом исполнял партии Демона (одноименная опера А. Рубинштейна), Калашникова («Купец Калашников» А. Рубинштейна), Князя Вязьминского («Опричник» П. Чайковского).

В 1888 — гастролировал в Харькове, Казани, Н. Новгороде, Керчи.

В 1888—1890 пел в Тифлисской опере.

В 1892 в составе труппы И. П. Прянишникова гастролировал в Москве (оперы «Демон» А. Рубинштейна и «Фауст» Ш. Гуно, п/у П. Чайковского).

В 1893—1894 гг. пел в Петербурге (театр сада «Аркадия» и Малый театр, антреприза С. Пальма).

В 1894 по инициативе Э. Направника И.Тартаков снова был приглашен в Мариинский театр (Петербургская императорская труппа), сразу заняв ведущее место, и работал там до 1921, одновременно принимая участие в разных концертах (4 декабря 1905 участвовал в концерте в пользу жертв революции) и много гастролируя с частными антрепризами (например, 1908 году в составе антрепризы А. А. Церетели выступал в Лондоне, Стокгольме, Берлине). В 1909—1921 являлся главным режиссёром петербургского (затем ставшего по политическим причинам петроградского) Мариинского театра[10] (поставил оперы «Нерон» А. Рубинштейна, 1906; «Измена» М. Ипполитова-Иванова, совместно с Н. Н. Боголюбовым, 1914; «Севильский цирюльник» Дж. Россини, 1918; «Риголетто»[11])[1].

В эти годы он все меньше выступает, а значительно больше занимается постановками опер[3].

Одновременно со службой в императорской труппе некоторое время в начале 1900-х гг. преподавал в Саратовском музыкальном училище[1].

После 1917 г. одновременно выступал в спектаклях МАЛЕГОТа. В 1921 — зав. Художественно-административной частью МАЛЕГОТа; постановил там оперы «Паяцы» Р. Леонкавалло; «Лоэнгрин» Р. Вагнера, 1923).

Выдающиеся русские певцы И. В. Тартаков и М. Е. Медведев с афишей оперы «Демон»

По инициативе А. К. Глазунова в 1920 был приглашен в Петроградскую консерваторию[10], где, получив профессорскую должность, преподавал до самого конца своей жизни в 1923[8] и стал педагогом многих выдающихся певцов; среди его учеников: Н. А. Аксакова, А. И. Батурин, А. М. Брагин, А. Д. Городцов, М. С. Давыдова, А. М. Каншин, М. Н. Кузнецова-Бенуа, З. П. Лодий, Э. Я. Мелодист, Ю. А. Модестов, В. А. Никольский, Л. Ратнер, В. С. Розинг, В. А. Селях, Н. И. Сперанский, И. Н. Стешенко, А. Н. Смоленская, Г. Ф. Стравинский, А. М. Шишмарева и др. Кроме того, занимался с учениками и частным образом (у него уроки брали Я. Л. Горский[12], Н. Н. Радошанский[1]). К И. Тартакову не раз обращались за профессиональными советами и другие выдающиеся певцы времени, среди которых Ф. И. Шаляпин и Н. Н. Куклин[1]. И. В. Тартаков поддерживал молодых талантливых певцов, помогая им и советами, и заступничеством, и собственным опытом, сыграв тем самым неоспоримо большую роль в их дальнейшей творческой карьере; под его руководством молодые певцы не раз готовили свои партии (например, И.Тартаков помогал певцу В. И. Касторскому в начале его сценической карьеры[13]).

Т. В. Тартаков был одним из организаторов театра «Малая опера» в Петрограде[1].

Одним из первых русских певцов он записывался на грампластинки и всего записал 28 произведений[1].

Только по этой краткой хронологической биографии уже видно, насколько значима и обширна была деятельность Иоакима Тартакова. Помимо огромного оперного и концертного репертуара и режиссерской работы, он вел и педагогическую работу, и большую организационную работу в области певческого искусства. Слава пришла к нему и укрепилась настолько, что послужила началам слухов: завистники часто ищут причины чужих успехов не в таланте своих конкурентов, а в объяснениях какими-то иными факторами. С. Ю. Левик считает, что именно так возник слух об отцовстве А. Г. Рубинштейна, покровительствовавшего талантливому певцу[7].

Конец[править]

В воскресный день 21 января 1923 года Тартаков вместе с другими артистами выступал перед рабочими Александровского завода — далеко за Невской заставой в театре «Революционная эстрада» (бывшем «Вена»). Исполнялась опера Верди «Аида», Тартаков пел партию царя Амонасро. Поздно вечером артистов развозили по домам в автомобиле. На проспекте Обуховской обороны метельщицы в это позднее время наводили порядок — мели улицу. Какая-то из женщин зазевалась и не отошла в строну вместе с другими, чтобы пропустить машину. В результате шофер вынужден был вильнуть в сторону, но все было в рытвинах, и автомобиль попал передней частью в яму, вырытую для столба, и, перевернувшись, придавил всей тяжестью пассажиров. У И. В. Тартакова спинкой откидного сиденья была раздавлена вся полость живота и повреждена голова[14]. Полученные ушибы оказались трагичны — несовместимы с жизнью[4].

Могила И. В. Тартакова. Надгробие входит в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, находящихся в г. Санкт-Петербурге (утв. постановлением Правительства РФ от 10 июля 2001 г. N 527)

Иоаким Викторович Тартаков скончался 23 января 1923 года, так и не приходя в себя, в больнице Александровского завода, куда был доставлен сразу после аварии.

Похороны выдающегося певца в Некрополе мастеров искусств (Тихвинское кладбище) в Александро-Невской лавре были засняты на кинопленку[4][1].

Проект надгробия разработал руководитель Архитектурной мастерской Петроградского Совкомхоза И. А. Фомин — «по персональному заказу Управления Государственных академических театров совместно с Секретариатом Петроградского Союза работников искусств». Уже через месяц проект был рассмотрен комиссией по сооружению памятника. В мае 1923 года Комитет по постановке памятника Тартакову возглавил А. К. Глазунов[4].

В том же 1923 состоялись два концерта в память И. В. Тартакова: один — в ГАТОБе, другой — в Малом зале Петроградской консерватории, сбор от которых поступил на сооружение памятника[1].

Материалом для памятника послужил розовый песчаник, взятый из цоколя разбиравшейся в это время ограды Зимнего дворца (перенесённой в Сад 9 Января). Бронзовые маски по модели Я. А. Троупянского были отлиты в 1-й Государственной мастерской художественного литья Губполит-просвета, которой скульптор заведывал в 1919—1934 годах. Барельефный портрет певца вырублен в камне скульптором В. А. Синайским. Все работы по сооружению надгробия были окончены в марте 1924 года[4].

Репертуар[править]

Репертуар И. В. Тартакова насчитывал 117 партий и 26 опереточных ролей, причем он исполнял еще и некоторые басовые партии. Камерный репертуар И. В. Тартакова насчитывал около 600 произведений композиторов разных эпох и направлений, главное место в этом списке занимали романсы русских композиторов[1][4].

И. В. Тартаков прославился не только как вокалист-исполнитель, критика высоко отмечала его актерскую работу, умение перевоплощаться и создавать психологически насыщенные образы[7]. В частности, Евгений Цодоков приводит цитару из книги С. Левика о И. Тартакове: «Не припомню ни одного случая, чтобы о нем говорили отрицательно как о драматическом актере, хотя масштаб его драматических способностей, да и темперамент были не очень велики. Очевидно, он хорошо знал ту меру сценической игры, которая нужна оперному певцу, и не злоупотреблял приемами драматической сцены»[7].

Музыкальный критик Эдуард Александрович Старк, работавший под псевдонимом Зигфрид, писал о Иоакиме Тартакове (Старк Э. Иоаким Викторович Тартаков // Старк Э. (Зигфрид). Петербургская опера и её мастера. 1890—1910. — Л.; М., 1940. С. 104—110): «Будучи представителем итал. бельканто, в совершенстве владел кантиленой, филировкой звука, вокальной техникой; был мастером мелодического речитатива. Тартаков именно был певцом-художником, для которого в авторских намерениях никогда ничего не оставалось неосознанным. Никогда никаких отдельных блестящих кусков, но все блестяще в целом»[1].

Оперный репертуар[править]

И. В. Тартаков — Грязной. «Царская невеста» Н. Римского-Корсакова
И. В. Тартаков — Демон. «Демон» А. Рубинштейна
И. В. Тартаков — Эскамилио. «Кармен» Ж. Бизе
  • 11 октября 1884[15] — Евгений Онегин — «Евгений Онегин» П. Чайковского (впервые в Киеве, постановка И. В. Прибика[16], на киевской премьере присутствовал сам П. И. Чайковский; в этой партии Тартаков, по совету своего партнера, исполнителя партии Ленского Е. К. Ряднова, перенёс последнее fa в слове «мечты» на октаву вверх[17], против чего П. Чайковский не возражал); неоднократно выступал в этой партии
  • 1884 — Бакбара — «Лалла Рук» Ф. Давида
  • 1885 — Эскамилио — «Кармен» Ж. Бизе (впервые в Киеве)
  • 1887 — Акоста — «Уриель Акоста» В. Серовой
  • 1888 — Дон Сезар — «Дон Сезар де Базан» Г. Лишина (в Тифлисе, первый исполнитель)
  • 1890 — Князь Елецкий, позже Граф Томский — «Пиковая дама» П. Чайковского (впервые в Киеве, антреприза И. П. Прянишникова[18]; исполнение певца получило одобрение П. Чайковского)
  • 1892 — Шакловитый — «Хованщина» М. Мусоргского (впервые в Киеве, антреприза И. Сетова)
  • 1892 — Гамлет — «Гамлет» А. Тома (впервые в России)
  • 1896 — Верховный жрец Дагона — «Самсон и Далила» К. Сен-Санса
  • 1899 — Миракль, Коппелиус и Дапертутто — «Сказки Гофмана» Ж. Оффенбаха (впервые в Мариинском театре)
  • 1901 — Соломон — «Суламифь» А. Рубинштейна
  • 1901 — Григорий Грязной — «Царская невеста» Н. Римского-Корсакова (впервые в Мариинском театре; композитор считал артиста лучшим исполнителем этой партии)
  • 1912 — Зурга — «Искатели жемчуга» Ж. Бизе (впервые в Мариинском театре)
  • 1917 — Дон-Карлос — «Каменный гость» А. Даргомыжского, ред. и инструментовка Н. Римского-Корсакова (впервые в Мариинском театре)
  • Дон Карлос («Каменный гость» А. Даргомыжского, постановка В. Э. Мейерхольда)
  • Демон (одноименная опера А. Рубинштейна, композитор считал И.Тартакова лучшим исполнителем этой партии)
  • Князь Игорь (одноименная опера А. Бородина)
  • Кирилл Троекуров («Дубровский» Э. Направника)
  • Мазепа («Мазепа» П. Чайковского)
  • Веденецкий гость («Садко» Н. Римского-Корсакова)
  • Валентин («Фауст» Ш. Гуно)
  • Фигаро («Севильский цирюльник» Дж. Россини)
  • Амонасро («Аида» Дж. Верди)
  • Риголетто — «Риголетто» Дж. Верди
  • Жорж Жермон («Травиата» Дж. Верди)
  • Тонио и Сильвио («Паяцы» Р. Леонкавалло).
  • Хозру («Фераморс» А. Рубинштейна)
  • Роберт («Иоланта» П. Чайковского)
  • Орсо («Корделия» Н. Соловьёва)
  • Якуб («Сарацин» Ц. Кюи)
  • Эгнатий («Сервилия» Н. Римского-Корсакова)
  • Джанчотто («Франческа да Римини» Э. Направника)
  • Абубекер («Кавказский пленник» Ц. Кюи)
  • Син-Син-Гу/Трактирщик («Сын мандарина» Ц. Кюи)
  • Кали («Наль и Дамаянти» А. Аренского)
  • Граф Альмавива («Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта)
  • Дон Жуан («Дон Жуан» В. А. Моцарта)
  • Нелюско («Африканка» Дж. Мейербера)
  • Граф де Невер («Гугеноты» Дж. Мейербера)
  • Меркуцио («Ромео и Джульетта» Ш. Гуно)
  • Альберт («Вертер» Ж. Массне)
  • Яго («Отелло» Дж. Верди)
  • Оттокар («Вольный стрелок» К. М. Вебера)
  • Вольфрам фон Эшенбах — «Тангейзер» Р. Вагнера
  • Тельрамунд — «Лоэнгрин» Р. Вагнера
  • Альберих — «Золото Рейна»
  • Альберих — «Зигфрид» Р. Вагнера
  • Альберих — «Гибель богов» Р. Вагнера
  • Мефистофель — «Фауст» Ш. Гуно (басовая партия, критики сравнивали певца в этой роли с немецким трагиком Э. Поссартом)
  • Лотарио — «Миньон» А. Тома (басовая партия)

Партнёры (по алфавиту): И. А. Алчевский, А. Н. Амфитеатрова-Левицкая, А. Ю. Больска, Н. А. Большаков, Г. А. Боссе, Е. А. Бронская, Р. Г. Горская, А. М. Давыдов, Дж. Димитреску (в апреле 1894), И. В. Ершов, В. М. Зарудная, Л. Ю. Звягина, Е. Катульская, М. Н. Кузнецова-Бенуа, М. Лубковская, Т. С. Любатович, А. Н. Мацулевич-Соловьёва, М. Е. Медведев, С. Ф. Молчановский, Е. К. Мравина, А. В. Нежданова, К. И. Петраускас, Е. К. Ряднов, Д. И. Ряднова-Джубеллини, А. В. Секар-Рожанский, К. Т. Серебряков, Д. А. Смирнов, Э. О. Сонки, Ф. И. Стравинский, А. Фострём, Ф. И. Шаляпин.

Источники[править]

  1. 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 1,12 1,13 1,14 Пружанский А. М. Отечественные певцы. 1750—1917: Словарь. — Изд. 2-е испр. и доп., электронное. — М., 2008. // Тартаков Иоаким Викторович
  2. ВСЭ // Тартаков Иоаким Викторович
  3. 3,0 3,1 Большая биографическая энциклопедия. 2009. Тартаков, Иоаким Викторович
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 4,6 4,7 4,8 ТАРТАКОВ Иоаким Викторович (1860—1923)
  5. «Христос» Антона Рубинштейна — новое рождение
  6. Осип Дымов: то, что я помню
  7. 7,0 7,1 7,2 7,3 7,4 7,5 Иоакиму Тартакову — 150 лет; автор Евгений Цодоков
  8. 8,0 8,1 Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978. Тартаков Иоаким Викторович
  9. Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. Под ред. Ю. В. Келдыша. 1973—1982.
  10. 10,0 10,1 Энциклопедический словарь. 2009. Тартаков Иоаким Викторович
  11. Журнал Бирюч: Репертуар театров // Мариинский театр
  12. румын.: Iacob Gorski Biografie
  13. Отечественные певцы, 2008 // Касторский Владимир Иванович
  14. "С.-Петербургские ведомости // Последняя гастроль
  15. Фатех Вергасов. «Евгений Онегин»
  16. ПРИБИК
  17. С. Ю. Левик // Разные ошибки и дефекты
  18. Пётр Ильич Чайковский