Кладбище южных гробниц, Амарна
27.661667, 30.905556
Кладбище южных гробниц
- Страна
Египет
- Мухафаза
- Эль-Минья (мухафаза)|Эль-Минья
- Город
- Амарна
- Дата основания
- XVIII династия
- Численность
- ок. 6000 захоронений
- Национальный состав
- Многонациональный
- Курирующая организация
- Общество исследования Египта
Кладбище южных гробниц — древнеегипетский некрополь в Амарне, Верхний Египет. Здесь хоронили людей низкого статуса из древнего города Ахетатен. Кладбище расположено рядом с южными гробницами знати[1]. Археологические раскопки проводились Обществом исследования Египта с 2006 по 2013 год и показали, что погребённые на кладбище люди имели короткую и тяжёлую жизнь.
Открытие[править]
Кладбище было обнаружено в 2003 году во время GPS-съёмки пустыни Обществом исследования Египта[2]. Оно расположено на восточном склоне узкого вади, идущего на юг и на восток за южной гробницей № 25 (гробница Эйе). Судя по всему, она была существенно разграблена и частично смыта наводнениями, оставив на дне долины и по всей равнине россыпь человеческих костей[3]. В 2005 году это место стало предметом тщательного изучения[3].
Исследования и находки[править]

Раскопки начались в 2006 году[4] и завершились в 2013 году[5]. В четырёх основных районах — устье вади, нижний, верхний и конец вади — была раскопана 381 могила и обнаружено 400 человеческих останков[6]. На основании этих данных были сделаны предположения, что на кладбище было погребено 6000 человек.
Захоронения мужчин, женщин, детей и младенцев соответствуют соотношению, ожидаемому для того времени[7], при высоком уровне младенческой и детской смертности[8]. Умерших хоронили, завернув в ткань или циновки, и помещали в гробы из стеблей тамариска, середины ребра пальмы[9], или, реже, в деревянные[10], гончарные или саманные гробы[11]. В одном случае деревянный гроб был найден внутри глинобитного свода[12]. Не было найдено никаких свидетельств искусственной мумификации, хотя тело могло быть завёрнуто в льняные ленты[13].
Погребальные предметы в целом встречаются редко; если они присутствуют, то чаще всего представляют собой гончарные сосуды, иногда содержащие пищевые подношения — в одном случае гранаты были найдены при погребении младенца[14]. Среди других найденных погребальных предметов — тюбики и аппликаторы для нанесения кайала, бронзовые пинцеты[14], зеркало, завёрнутое в ткань[15], модель весла и тесло[16]. Амулеты и другие украшения встречаются редко, но в тех случаях, когда они всё же обнаруживаются, они имеют форму защитных божеств, таких как Таурт[17], ожерелья из фаянсовых бусин[14], скарабеев, в том числе с надписями для Тутмоса III[18] или Аменхотепа III[19], медных колец для пальцев ног[14][20], или, что более необычно, золотого браслета на запястье младенца.
Могилы были покрыты каменной насыпью, ныне в основном разрушенной, а некоторые были увенчаны надгробным памятником; случайная россыпь глиняного кирпича может указывать на то, что некоторые гробницы имели кирпичную надстройку. Были найдены две известняковые пирамидионы, а также 15 стел, которые в основном имели заострённую треугольную форму[7]. Те, на которых высечена сцена, изображают покойного, принимающего подношения[19][21]; более распространённый тип имеет прямоугольное углубление, в котором нарисована или вставлена сцена, от которой не осталось и следа[18].
Планировка[править]
Планировка кладбища выглядит органичной и отражает, по всей вероятности, семейную организацию участков. Несмотря на тесноту, могилы никогда не пересекаются друг с другом. Все они хорошо вырезаны, с вертикальными стенками, и точно соответствуют размеру и форме гроба, что указывает на то, что, хотя могила, скорее всего, не была заранее вырезана, над ней работали профессионалы, а не члены семьи[7][15].
Украшенные гробы[править]
Было обнаружено 40 деревянных гробов, что составляет около 10 % захоронений в некрополе южных гробниц. Половина из них представляла собой простые ящики без украшений; остальные 20 гробов имели сохранившийся расписной декор. Из них только 8 были завершены настолько, чтобы можно было изучить систему их декора. Самое простое украшение принадлежало детскому гробу в форме ящика. На нём изображены жёлтые текстовые полосы, обрамлённые чёрными линиями; текст или изображения не добавлялись[10]. Оставшиеся 7 украшенных гробов, по всей видимости, являются антропоидными, хотя многие из них находятся в хрупком состоянии из-за распада древесины, вызванного либо гниением, либо термитами[10].
Цветовая гамма — чёрная, с жёлтыми полосами, имитирующими ремни, которые можно увидеть на обертываниях мумий. Темы оформления можно разделить на два типа: те, которые сохраняют доамарнский осиридский декор, и новый «безбожный» тип, не засвидетельствованный за пределами Амарны, с изображением носителей подношений вместо обычных погребальных богов. Было найдено по три гроба с каждым типом декора; ещё один не был определён. Текст, найденный на новом типе, содержит молитвы о подношениях и других благах, а не традиционные декламации, взятые из 151-й главы Книги мёртвых[22]. Однако даже там, где они хорошо сохранились, надписи не всегда читаемы. Текст, сохранившийся на одном гробе, содержит узнаваемые группы иероглифов, но они не образуют связных предложений, что говорит о том, что, хотя надпись была сделана умелой рукой, автор не был грамотным[19].
На гробах с разборчивыми надписями встречаются имена. Одно из них — женщина по имени Майя, которая умерла в возрасте 40-45 лет. Её потревоженные останки были найдены внутри сильно разрушенного термитами гроба, сделанного из древесины сикомора, тамариска и Mimusops sp. На горизонтальных полосах написаны короткие молитвы и просьба принять подношения; на боковых панелях сохранились траурные фигуры. Нет никаких знаков или упоминаний об Атоне или царской семье[16].На другом гробе того же безбожного типа есть имена Хеси(т)эн-Ра и Хеси(т)эн-Атон[19]. Имя Тий сохранилось на гробу с традиционным декором[22]; внутри находился неполный скелет женщины в возрасте 40-45 лет[10].
Причёски[править]
Хотя найденные человеческие останки, как правило, полностью состояли из скелетов, встречались высушенная кожа и сохранившиеся волосы. На черепах были найдены разнообразные причёски, причём некоторые из них были в более хрупком состоянии, чем другие[23].
Причёски варьируются от очень кудрявых чёрных волос до прямых каштановых, что указывает на этнические различия. Волосы, как правило, были разделены по центру. Причёски состояли из косичек из трёх прядей шириной примерно 1-2 сантиметра и длиной обычно не более 20 сантиметров; в одном случае длина косичек составляла 30 сантиметров[23].
Для фиксации причёсок использовался жир, булавки или другие средства крепления обнаружены не были. Вокруг ушей были обнаружены витки или колечки, в остальном причёски не имеют чёткой структуры[23].
Использовались накладные волосы, часто заплетённые в очень короткие пряди (длиной 10 см), а места соединения закрывались собственными волосами. Одна очень сложная причёска состояла из 70 накладных волос, уложенных в несколько слоёв на голове. Как правило, на каштановых волосах было больше удлинителей, чем на чёрных. У одного человека цвет накладных волос варьировался от серого до тёмно-чёрного, что говорит о том, что волосы были получены от разных доноров. Седые волосы одной женщины были окрашены в оранжево-красный цвет, вероятно, с помощью хны[23].
Следы детской причёски из тонких косичек длиной 8-10 сантиметров были обнаружены как минимум у трёх детей, но наиболее отчётливо — у двух: на левой стороне головы у одного ребёнка и на задней правой стороне у другого. На макушке головы были обнаружены распущенные волосы[23].
Головной конус[править]
Важной находкой с кладбища Южных гробниц стал первый сохранившийся «конус для благовоний» на голове взрослой женщины в непотревоженной могиле. Ещё один конус был раскопан на кладбище Северных гробниц. Изначально конус представлял собой низкий купол; он был полым, в настоящее время хрупкий и на ощупь шелковистый[24]. Химический анализ показал, что они состоят из натурального воска. Никаких следов духов обнаружено не было, хотя они могли испариться со временем. Полая оболочка могла быть заполнена мягкими духами или специально сделана полой для захоронения. Конусы могли быть сформированы вокруг текстиля или заполнены им, так как на внутренней поверхности присутствуют отпечатки ткани. Назначение конусов точно не известно. Возможно, они служили для очищения умершего, а возможно, ассоциировались с возрождением — принцесса Мекетатон изображена с таким конусом, когда её оплакивает семья[24].
Вероятно, на Южном кладбище гробниц находились и другие конусы для благовоний, поскольку были найдены более мелкие фрагменты, или же на их присутствие могло указывать обесцвечивание волос или костей. В некоторых случаях на голове присутствовал тканевый покров, что указывает на то, что конус мог быть обёрнут отдельно[23]. Есть также свидетельства того, что косы были уложены в виде платформы, возможно, для поддержки конуса[25].
Здоровье[править]
Анализ скелетных останков показал, что люди, жившие и умершие в Амарне, прожили короткую и тяжёлую жизнь. 26,1 % обследованных умерли в возрасте до семи лет. Смертность росла на протяжении всего детства и ранней взрослой жизни, достигая своего пика в возрасте 15-25 лет, когда обычно ожидается самый низкий уровень смертности. Недостаток питания был обычным явлением: у 36,4 % подростков и 12,7 % взрослых наблюдалась cribra orbitalia; есть также некоторые свидетельства цинги. Анализ микроповреждений на зубах этих людей указывает на то, что их рацион состоял в основном из зерна. Отсутствие останков убитых животных в городе говорит о том, что население не употребляло в пищу мясо.
Почти у половины обследованных взрослых обнаружены остеофиты, а у двух третей — те или иные травмы, обычно связанные с позвоночником, такие как компрессионные переломы позвонков, грыжа Шморля и спондилёз. Считается, что такие травмы являются результатом переноски тяжёлых грузов, например воды из колодцев или талататных блоков для строительства города.
Переломы рук и ног встречаются реже и, вероятно, представляют собой несчастные случаи; только у четырёх человек обнаружены следы ранений, нанесённых оружием[8]. Один из этих людей, как полагают, был солдатом, судя по его многочисленным травмам, включающим перелом грудины, зажившие и заживающие переломы рёбер, перелом Монтеджи левой руки и два колотых ранения в таз, первое из которых зажило, а второе инфицировалось и, вероятно, стало причиной его смерти. У него также была иная диета с лучшим питанием, чем у других погребённых в Амарне, поскольку у него нет признаков cribra orbitalia, обширного кариеса зубов и абсцессов[26].
В результате хронических физических нагрузок и плохого питания взрослые из Амарны в среднем самые низкорослые во всём Древнем Египте[8]. Краниоморфологическое исследование скелетных останков показывает, что население было очень разнообразным, вероятно, из разных районов Египта, включая людей иностранного происхождения[10].
Причиной высокой смертности среди молодых людей была названа чума. В амарнских письмах EA 11, 35, 96, 244 и 362 упоминается чума как в самом Египте, так и в соседних странах[27], а в «Молитвах о чуме» Мурсили II говорится о вспышке чумы среди египетских военнопленных, захваченных после ситуацией с Заннанза, в период правления его отца Суппилулиумы I[28]. В пробах из деревне рабочих на окраине города часто встречались блохи и клопы; это свидетельствует о том, что уровень эктопаразитов был высок среди населения и были благоприятные условия для распространения эпидемии[29].
Примечания[править]
- ↑ Barry Kemp SOUTH TOMBS Cemetery. The Amarna Project. The Amarna Project. Проверено 1 мая 2024.
- ↑ (2003) «Fieldwork, 2002-03: Delta Survey, Memphis, Tell el-Amarna, Qasr Ibrim on JSTOR» (en). The Journal of Egyptian Archaeology 89.
- ↑ 3,0 3,1 (2005) «Fieldwork, 2004-05: Sais, Memphis, Saqqara Bronzes Project, Tell el-Amarna, Tell el-Amarna Glass Project, Qasr Ibrim» (en). The Journal of Egyptian Archaeology 91.
- ↑ (2006) «Fieldwork, 2005–06». The Journal of Egyptian Archaeology 92: 27–28.
- ↑ (2013) «Tell El-Amarna, 2011». The Journal of Egyptian Archaeology 99: 2–18.
- ↑ (2013) «Tell El-Amarna, 2011». The Journal of Egyptian Archaeology 99: 2–3.
- ↑ 7,0 7,1 7,2 (2018) «Death and the City: The Cemeteries of Amarna in Their Urban Context» (en). Cambridge Archaeological Journal 28 (1): 103–126. DOI:10.1017/S0959774317000592. ISSN 0959-7743.
- ↑ 8,0 8,1 8,2 Dabbs Gretchen R., Rose Jerome C. The Bioarchaeology of Akhetaten: Unexpected Results from a Capital City // Egyptian Bioarchaeology: humans, animals, and the environment. — Leiden: Sidestone Press. — P. 43–52. — ISBN 978-90-8890-287-1.
- ↑ (2007) «Tell El-Amarna, 2006-7». The Journal of Egyptian Archaeology 93: 11–35. DOI:10.1177/030751330709300102.
- ↑ 10,0 10,1 10,2 10,3 10,4 Stevens Anna Beyond Iconography: The Amarna Coffins in Social Context // Ancient Egyptian Coffins: Craft traditions and functionality. — Leuven: Peeters. — P. 139–160.
- ↑ (2013) «Tell El-Amarna, 2011». The Journal of Egyptian Archaeology 99: 6–8.
- ↑ (2006) «Fieldwork, 2005–06». The Journal of Egyptian Archaeology 92: 30–35.
- ↑ (2013) «Tell El-Amarna, 2011». The Journal of Egyptian Archaeology 99: 4–6.
- ↑ 14,0 14,1 14,2 14,3 (2013) «Tell El-Amarna, 2011». The Journal of Egyptian Archaeology 99: 13–14.
- ↑ 15,0 15,1 (2009) «Tell El-Amarna, 2008-9». The Journal of Egyptian Archaeology 95: 21–27. DOI:10.1177/030751330909500101.
- ↑ 16,0 16,1 (2008) «Tell El-Amarna, 2007-8». The Journal of Egyptian Archaeology 94: 13–41. DOI:10.1177/030751330809400101.
- ↑ (2010) «Tell El-Amarna, 2010». The Journal of Egyptian Archaeology 96: 7–10.
- ↑ 18,0 18,1 (2006) «Fieldwork, 2005–06». The Journal of Egyptian Archaeology 92: 37–38.
- ↑ 19,0 19,1 19,2 19,3 (2010) «Tell El-Amarna, 2010». The Journal of Egyptian Archaeology 96: 10–21.
- ↑ (2012) «Tell El-Amarna, 2011-12». The Journal of Egyptian Archaeology 98: 1–7. DOI:10.1177/030751331209800101.
- ↑ (2009) «Tell El-Amarna, 2008-9». The Journal of Egyptian Archaeology 95: 11–27. DOI:10.1177/030751330909500101.
- ↑ 22,0 22,1 (2015) «Tell El-Amarna, 2014-15». The Journal of Egyptian Archaeology 101: 27–32. DOI:10.1177/030751331510100101.
- ↑ 23,0 23,1 23,2 23,3 23,4 23,5 (2013) «Tell El-Amarna, 2012-13». The Journal of Egyptian Archaeology 99: 18–20. DOI:10.1177/030751331309900101.
- ↑ 24,0 24,1 (2019) «From representation to reality: an ancient Egyptian wax head cones from Amarna». Antiquity 93 (372): 1515–1533. DOI:10.15184/aqy.2019.175.
- ↑ (2014) «Tell El-Amarna, 2014». The Journal of Egyptian Archaeology 100: 18–21. DOI:10.1177/030751331410000102.
- ↑ (2008) «Akhenaten's warrior? An assessment of traumatic injury at the South Tombs cemetery». Paleopathology Newsletter 142: 20–29.
- ↑ (2017) «Beyond Amarna: The "Hand of Nergal" and the Plague in the Levant». Ugarit-Forschungen: Internationales Jahrbuch für die Altertumskunde Syrien-Palästinas 48: 223–247.
- ↑ Springer Itamar Hittite Prayers. — Atlanta, Georgia: Society of Biblical Literature. — P. 57–61.
- ↑ (2004) «Special Paper: Pharaonic Egypt and the Origins of Plague». Journal of Biogeography 31 (2): 269–275. DOI:10.1046/j.0305-0270.2003.01009.x. ISSN 0305-0270.
↑ [+] | |
---|---|
Город | |
Религия | |
Некрополи | |
Другие объекты |
![]() | Одним из источников, использованных при создании данной статьи, является статья из википроекта «Рувики» («ruwiki.ru») под названием «Кладбище южных гробниц, Амарна», расположенная по адресу:
Материал указанной статьи полностью или частично использован в Циклопедии по лицензии CC-BY-SA 4.0 и более поздних версий. Всем участникам Рувики предлагается прочитать материал «Почему Циклопедия?». |
---|