Лжеалександр из Сидона

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Лжеалександр






Гражданство
Римская империя


Род деятельности
авантюрист









Лже-Александр — некий еврей-авантюрист[1].

Биография[править]

По словам Иосифа Флавия, это был иудейский юноша, воспитывавшийся в городе Сидоне у некоего римского вольноотпущенника

Он стал выдавать себя за Александра, сын Ирода и Мариамны. Как говорят, юноша и правда был внешне похож на Александра. Некий еврей убедил юношу добиваться царской власти, используя своё внешнее сходство.

Эта ложь падала на страстное желание евреев свергнуть династию Иродов и вернуть к власти Хасмонеев.

Рассказ о дальнейших приключениях Лже-Александра интересен, между прочем, что он немного проливает свет на еврейскую диаспору того времени, например о имеющейся на Мелосе (бывшей колонии финикийцев и Спарты) еврейской общины:

Когда он прибыл на остров Крит, то убедил в том всех иудеев, с которыми ему пришлось иметь дело. Снабженный с их стороны значительной денежной суммой, он поехал затем на остров Мелос. Тут в еще гораздо большей степени стали стекаться к нему деньги, потому что люди верили в его царственное происхождение и давали ему деньги в надежде, что он, по достижении престола отца своего, вознаградит своих благодетелей. Затем он, в сопровождении своих новых друзей, поехал в Рим и, прибыв в Дикеархею, также удачно сумел обмануть тамошних иудеев. К нему отнеслись как к царю и особенно примкнули к нему те, кто был расположен к Ироду и дружен с ним. Причиной этого служило общечеловеческое свойство, в силу которого охотно слушаешь речи человека красивого. Ему удалось вселить в людях, имевших сношения с Александром, уверенность, что он именно и есть сам царевич, так что те даже готовы были присягнуть в этом. Молва о нем достигла Рима раньше его, так что все тамошние иудеи вышли к нему навстречу. Их особенно увлекала чудесность его спасения и, когда он проезжал на колеснице по улицам, они выражали особенно бурную радость по поводу того, что он сын именно Мариаммы. Вся обстановка Александра была, за счет друзей его, поистине царская. Народ окружал его толпою, в честь его раздавались ликования, и вообще произошло все то, что обыкновенно бывает, когда, против ожидания, находится мнимо погибший.

Лже-Александру почему-то поверил даже вольноотпущенник Келад, который знал настоящего Александра.

Но римский император при встрече легко разоблачил самозванца:

Если ты мне скажешь всю правду, то я тебе в награду за это подарю жизнь. Поэтому скажи мне, кто ты такой и кто побудил тебя к такому рискованному предприятию; ведь это преступление, которого ты, по юности своей, не мог сам придумать.

Лже-Александр во всём признался и в качестве наказания был сослан гребцом на корабль, а его сообщник был казнён.

Источники[править]

  1. Иосиф Флавий, Иуд. Древн., XVII, 12