Предания о праве первой ночи как о причине Маккавейской войны

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Предания о праве первой ночи как о причине Маккавейской войны — упоминающаяся в преданиях версия того, почему произошло Маккавейское восстание.

Общие сведения[править]

Согласно раввинистическим преданиям, причиной восстания Маккавеев было то, что греки требовали осуществления дефлорации еврейских невест.

По одним преданиям, сестра Маккавеев Йегудит возмутилась этим и призвала своих братьев покончить с таким явлением и поднять восстание против греков. По этой версии это требование не вызывало особого негодования у еврейских мужчин, а инициатором восстания была Йегудит.

Другая, совершенно обратная версия в раввинистической литературе, наоборот, рассказывает, что Ханна, невестка Маккавеев, не была против такой дефлорации, но против был её жених, он и убил знатного грека, который был с Ханной, и тем самым положил начало восстанию.

Среднеазиатский учёный Бируни, явно знакомый с еврейскими преданиями на эту тему, приводит ещё один вариант:

В ночь на двадцать пятое число начинается праздник Ханукка, то есть «очищение», и длится восемь дней. В первую ночь зажигают у дверей, в прихожей, по одному светильнику на каждого, кто есть в доме, во вторую ночь — по два, в третью — по три и так далее, пока не придет восьмая ночь. Евреи хотят этим показать, что они день ото дня увеличивают благодарность богу, очищая и освещая Иерусалим.

Причина этого в том, что Антиох, царь греков, одолел евреев и долгое время притеснял их. Он овладевал женщинами прежде чем их отведут к мужу и делал это в подземелье. Из подземелья он вывел наружу две веревки, на концах которых висели два колокольчика. Если ему была нужна женщина, он дергал за правую веревку и к нему приводили женщину, а когда он кончал с нею дело, то дергал за левую веревку и женщину отпускали на волю.

Среди израильтян был человек, у которого было восемь сыновей и одна дочь. К ней посватался некий израильтянин, и когда он попросил привести к нему жену, отец ее сказал: «Дай мне срок, ибо я нахожусь между двумя опасностями: если мы передадим ее тебе, то ее обесчестит этот проклятый, и она уже не будет дозволена для тебя после этого. А если она ему не дастся, он погубит меня». Потом он начал корить этим своих сыновей, и те рассердились и обиделись. И младший из них вскочил, надел женскую одежду, спрятал под платье кинжал и отправился к воротам паря, уподобившись распутной женщине. Когда царь привел в движение правую веревку, юношу ввели к нему, и тот, оставшись с царем наедине, убил его и отсек ему голову. Потом он дернул за левую веревку, его вывели, и он насадил голову Антиоха на палку. Израильтяне объявили праздником этот день и последующие, по числу братьев юноши. А Аллах лучше знает истину[1].

Взгляд критической школы[править]

Рассказ про сестру Маккавеев Йегудит явно является ошибочным сращиванием разных событий. Йегудит — Юдифь — это деятельница восстания против персов, который произошёл веками раньше Маккавеев.

Само по себе требование дефлорации было свойственно феодализму в Европе. На древнем Ближнем Востоке был другой обычай, связанный с тем, что девушки отдавали девственность чужеземцам и считалось, что это угодно богам плодородия, об этом обычае рассказывают Геродот и Страбон. Вероятно, именно воспоминания об этом обычае и смешались с преданиями о восстании Маккавеев.

В любом случае, по этой версии, причиной восстания были посягательства греков на еврейских женщин. Так как после завоевания Александром Македонским Иудеи и включения её в состав элленистических держав там стали селиться греки и македоняне наверняка они так или иначе пытались создавать семьи с местными женщинами и сексуальные отношения, в том числе с еврейками.

Однако, фиксация предания именно на дефлорации всё же говорит о том, что речь идёт о языческом обычаи, описанном у восточных народов Геродотом и другими авторами. О существовании такого обычая у израильтян видно по книгам пророков Осии и Иезекииля. Маккавеи, таким образом, получается, уничтожили этот ритуал вместе с прочими языческими культами.

В тоже время, основные первоисточники о Маккавейской войне — Маккавейские книги и Иосиф Флавий — нечего конкретного не сообщают про право первой ночи у греков в связи с Маккавейской войной. Вероятнее всего, предания просто приписало Маккавеям отмену этого обычая, который в реальности исчез в другую эпоху.

Если всё же предания о праве первой ночи соответствуют действительности, то в этом случае они соотносятся архетипу праведной блудницы, характерной для Библии (например, Фамарь, Рахаб, Вирсавия и т. д.), блуд которой чудесным образом обращается в праведность (как это и было в случае Яэль, Юдифь и т. д.), в данном случае этот блуд привёл к появлению праведной Маккавейской войне. Изначально, блудница считалась «святой», так как её блуд каким-то образом был угоден богам. По мере того, как этот культ стал угасать, а отношение к блудницам стало негативным, образ блудниц был подвергнуть цензуре, и поэтому эта история не была включена в Маккавейские книги.

Но нельзя исключать, что никакого права первой ночи у греков не было, а само это предание появилось уже позже как некая эротическая легенда. Но даже если это и легенда, то зародилась она на некой почве. Этой почвой было присутствие иностранных солдат и чиновников в Иудее, что наверняка приводило к их сексуальным контактам с местными женщинами. Поэтому, некая реальная основа вероятно была и породила эти предания.

Источники[править]