Уголовное преследование гомосексуалистов

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Уголовное преследование гомосексуалистов — название для уголовного преследования гомосексуалистов в праве различных государств.

До XX века в мировых религиях (в христианстве, иудаизме, исламе) гомосексуальные связи обоего пола однозначно считались грехом[1]. Эти представление нашли своё отражение в большинстве уголовных законодательств стран мира.

В Новое время в ряде государств мужеложство («непристойное поведение») квалифицировались как уголовное преступление[1]. Начавшийся в конце XVIII века — начале XX века в странах Европы усилился процесс декриминализации однополых отношений, завершившийся отменой соответствующих статей в Уголовных кодексах всех европейских стран, стран Северной и Южной (кроме Гайаны) Америки, Австралии и ряда стран Африки и Азии. В 2008 году была принята "Декларация ООН о сексуальной ориентации и гендерной принадлежности".

Одновременно происходит либерализация в среде протестантских церквей. В 2009 году Церковь Швеции стала первой крупной национальной церковью, которая стала венчать людей одного пола.

В настоящее время в большинстве стран гомосексуальные отношения сами по себе не рассматривается как самостоятельный состав преступления, но в ряде стран существуют отличия в возрасте согласия для гетеросексуальных и гомосексуальных отношений. В ряде стран гомосексуальное половое насилие рассматривается в отдельных статьях и для его обозначения используются специальные термины, например, в России — «мужеложство» и «лесбиянство».

По состоянию на декабрь 2008 года гомосексуализм в 77 (по другим данным — в 86) странах преследуется законом, в восьми из которых за гомосексуальные отношения существует смертная казнь, а в девяти — пожизненное заключение[2].

Уголовная ответственность за мужеложство в России[править]

До 1917 года[править]

В традиционном русском законодательстве («Русская правда», различные Судебники и т. п.) упоминание о мужеложстве отсутствовало. Первые карательные меры против гомосексуальных сношений были введены в 1706 году в воинском уставе Петра I (разработанном с немецких образцов) и распространялись только на военнослужащих.

В 1832 году параграф 995, карающий за мужеложство, был введён Николаем I и в уголовное законодательство Российской империи: наказание составляло до 5 лет ссылки в Сибирь; к этому времени во многих странах Европы соответствующие уголовные статьи уже были отменены (впервые это было сделано во Франции благодаря новому уголовному законодательству, принятому в 1810 году Наполеоном), однако в законах большинства германских стран, на которые ориентировался в идейном и политическом отношении Николай I, уголовное преследование за мужеложество сохранялось.

Понятия мужеложества закон не определял, обозначая состав деяния так: «Изобличенный в противоестественном пороке мужеложества», однако «доктрина совершенно определенным образом остановилась на том взгляде, что мужеложство есть coitus per anum, совершаемый мужчиной над мужчиной же»[3]. Как субъектом, так и потерпевшим от мужеложества могло быть признано только лицо мужского пола. Относительно потерпевшего в практике сената был пример другого толкования закона (реш. 1869 г. № 642, по делу Микиртумова), то есть 995 и 996 ст. были применены к противоестественному соитию с женщиной, но это толкование встретило возражения со стороны наших комментаторов (см. особенно Неклюдова, «Руков. к особ. части», т. I, 428) и отвергнуто редакционной комиссией, составлявшей проект нового угол. уложения («Объяснения», т. V, 588). Распространительное толкование 995 ст. (то есть применение ее вообще к развратным действиям мужчины с мужчиной) признавалось недопустимым[4].

Считается, что параграф 995 использовался достаточно редко, хотя архивные публикации свидетельствуют о наличии разветвлённого полицейского наблюдения за лицами, подозреваемыми в педерастии (см. публикацию одного такого досье и сопроводительной записки к нему; характерен комментарий публикаторов, отмечающих, что присутствие в таком досье никак не помешало дальнейшей служебной и даже государственной карьере фигурирующих в нём лиц).

Начиная с 1890-х в России обсуждался вопрос об отмене уголовного преследования за мужеложство в связи с распространившейся точкой зрения на гомосексуализм как психическое заболевание. В 1902 году с развёрнутой аргументацией декриминализации мужеложества выступил выдающийся русский юрист Владимир Набоков. К этой аргументации прислушались при составлении нового Уложения о наказаниях, разработанного в 1903 году, по которому наказание за мужеложство должно было быть существенно смягчено; однако из-за усилившегося вскоре революционного движения в России реформа законодательства так и не была проведена, и параграф 995 действовал вплоть до 1917 года, когда законы Российской империи в целом прекратили свое действие.

В РСФСР[править]

 → Уголовное преследование мужеложства в РСФСР

В первых версиях уголовного законодательства РСФСР ответственность за мужеложство отсутствовала.

Уголовная ответственность за мужеложство была введена в советском уголовном праве в 1934. Общественное мнение было подготовлено к этому нововведению публикацией газетных статей Максима Горького и наркома юстиции Николая Крыленко, в которых гомосексуализм подвергался критике, как проявление буржуазного разложения, неприемлемое в пролетарском обществе.

В период правления Леонида Брежнева ряд деятелей науки и медицины стали открыто выступать за отмену 121 статьи. Об этом говорилось, например, в учебнике уголовного права Михаила Шаргородского и Павла Осипова (1973 год), в записке, направленной руководству МВД СССР специалистом в области половых преступлений профессором Алексеем Игнатовым (1979), статье, которую пытался опубликовать в журнале «Советское государство и право» известный сексолог Игорь Кон (1982).

В РФ[править]

Ч. 1 ст. 121 была исключена из УК РСФСР 3 июня 1993 года[5], мужеложство, как таковое, перестало быть составом преступления в России; но сохранилось как признак состава в стт. 132, 133, 134 нового УК РФ, принятого в 1996 г.

Данные статьи устанавливают ответственность за насильственные действия сексуального характера (ст. 132), понуждение к действиям сексуального характера (ст. 133) и половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста (ст. 134). Согласно постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 июня 2004 г., разъясняющего судам особенности применения статей 131 и 132 Уголовного кодекса РФ, под мужеложством понимаются сексуальные контакты между мужчинами[6].

Следует при этом отметить, что санкция за вышеперечисленные преступления тождественна санкции за аналогичные преступления, сопряжённые с обычным гетеросексуальным половым актом, поэтому здесь нельзя говорить о какой-то дискриминации. Различия носят формальный характер: законодатель счёл принципиальным разделить понятия «половой акт» — половое сношение между мужчиной и женщиной (одним из возможных последствий которого является зачатие ребёнка), и «иные действия сексуального характера».

Весной 2002 думская фракция «Народный депутат» внесла на рассмотрение Думы законопроект о восстановлении уголовного наказания за мужеложство. Однако этот проект был отклонён 294 голосами против 58.

Мужеложество в религиозных правовых системах[править]

Как указывает Г. Б. Дерягин, объявление мужеложства преступным в большинстве стран Европы в XIII—XIV веках было связано с давлением католической церкви, считавшей его грехом[7].

См. также[править]

Источники[править]

  1. 1,0 1,1 Кон И. С. Любовь небесного цвета.
  2. Foreign Secretary backs UN statement on LGBT human rights — from Pink News — all the latest gay news from the gay community — Pink News
  3. Мужеложство // Большая энциклопедия русского народа; И. С. Кон. Любовь, не смеющая назвать себя.
  4. Уголовное преследование гомосексуалистов // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  5. Закон РФ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР и Исправительно-трудовой кодекс РСФСР» от 29.04.1993 № 4901-1 // Ведомости СНД и ВС РФ. 03.06.1993. № 22. Ст. 789. Закон вводился в действие со дня его опубликования.
  6. [1]
  7. Г. Б. Дерягин. Гомосексуализм. Бисексуальность.

Ссылки[править]

Литература[править]

  • Конева, М. История развития уголовного законодательства за действия гомосексуального характера // Уголовное право. — 2003. — № 2.
  • Семикин, М. А. Ответственность за мужеложество по законодательству дореволюционной России // Реагирование на преступность: концепции, закон, практика. — М.: Рос. криминолог. ассоц., 2002. — С. 257—259
  • Фукс, И. Б. Гомосексуализм как преступление. Юридический и уголовно-политический очерк — С.-Пб.: Тип. т-ва «Обществ. польза», 1914. — 94 c.
  • Хили, Дан. Гомосексуальное влечение в революционной России. Регулирование сексуально-гендерного диссидентства / Homosexual Desire in Revolutionary Russia: The Regulation of Sexual and Gender Dissent. Ладомир, 2008 г. ISBN 978-5-86218-470-9
  • Яковлев, Я. М. Ответственность за мужеложство по советскому уголовному праву // Вопросы криминалистики и криминологии. — Душанбе, 1968. — С. 38-60