Участница:Екатерина/Агамемнон

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Агамемнон
др.-греч. Ἀγαμέμνων
Изображение Агамемнона на древнегреческой вазе 520-х годов до н. э. Лувр. Париж
Мифологиядревнегреческая
Полмужской
Занятиецарь Микен
ДинастияПелопиды
ОтецАтрей
МатьАэропа
БратМенелай
СестраАнаксибия
СупругаКлитемнестра
Детиот Клитемнестры: Орест, Ифигения (Ифианасса), Хрисофемида, Электра (Лаодика)
от Хрисеиды: Хрис
от Кассандры: Теледам и Пелоп
 Просмотреть·Обсудить·Изменить

Агаме́мнон - персонаж древнегреческой мифологии, царь Микен и предводитель греческого войса периода Троянской войны. Он является одним из главных героев первого письменного памятника греческой литературы «Илиады», и внесценическим персонажем «Одиссеи». Вероятно, Агамемноном называли полубожественного героя-покровителя своего племени, образ которого впоследствии претерпел изменения, и его функции перешли к Зевсу, о чём свидетельствует ритуальный эпитет «Зевс-Агамемнон»[1]. В архаическом периоде Агамемнон был известен за свои подвиги, совершённые в Троянской войне, но драматурги больше обращали внимание на его трагичную судьбу по возвращении домой.

История[править]

Проклятье Атридов[править]

Проклятье Атридов - миф, тяготеющий над всем родом Атридов. Прадедом Агамемнона был Тантал, сын верховного олимпийского бога Зевса. Тантал был единственным из смертных, кто мог пировать вместе с олимпийцами, поскольку его любили все боги. Он злоупотребил этой любовью, из-за чего совершил преступление, за которое боги прокляли весь его род [2]. Существуют разные версии совершённого преступления. По Гигину, Тантал разгласил людям тайные знания [3]. По Сенеке, Тантал убил своего сына Пелопа, чтобы преподнести его мясо как блюдо на пиру богов[4]. Весь род Тантала был проклят, и его потомки начали творить кровавые злодеяния.

Когда жители Микен лишились царя, оракул велел им избрать нового правителя из потомков Пелопа, сына Тантала. У Пелопа было двое сыновей: Атрей и Фиест, которые начали борьбу за власть. Фиест соблазнил Аэропу, жену брата, за что Атрей убил его сыновей и подал их мясо на пиру, а свою жену он казнил. В конце концов, Атрей стал царём Микен. Желая отомстить, Фиест обратился к оракулам при храме Аполлона в Дельфах. Пифия предсказала, что месть свершится, если у него родится ребёнок от собственной дочери. Так, Фиест обесчестил Пелопию. Атрей же, явившись в Сикион, принял Пелопию за дочь царя Феспрота и, влюбившись в неё, взял в жёны. Родив сына от Фиеста, Пелопия решила избавиться от ребёнка и отнесла его в горы, где и оставила. Мальчика спасли пастухи и прозвали его Эгисфом из-за козьего молока, которым он был вскормлён. Атрей был уверен, что родившийся ребёнок был его сыном, а поступок Пелопии объяснил временным помутнением рассудка после родов[5][6].

Фиест, шедший от оракула, случайно встретил на своём пути Агамемнона и Менелая, которых Атрей отправил для его поимки. Они силой отвели его в Микены, где Атрей приказал семилетнему Эгисфу убить Фиеста. Узнав, кто является матерью ребёнка, Фиест приказал ему отнести окровавленный меч Атрею и, когда тот потерял бдительность, Эгисф убил его. Так, Фиест стал новым царём Микен[7].

Потомки Тантала

Возвращение престола и правление[править]

Одни утверждают, что Агамемнон и Менелай к моменту пленения Фиеста в Дельфах были взрослыми, другие говорят, что, когда Эгисф убил Атрея, они еще были младенцами и их сумела спасти их кормилица. Однако мифы сходятся в том, что после нескольких лет скитаний, проведённый при дворе Ойнея, спартанский царь Тиндарей выступил против Микен и вернул престол Агамемнону. Тиндарей взял слово с Фиеста, что тот больше никогда не вернётся в Микены. Эгисф, боявшийся мести, бежал к царю Киларабу[8].

Став царём, Агамемнон начал увеличивать свои владения. Многие правители платили ему дань как на земле, так и на море. В «Илиаде» подтверждается его влияние: именно Агамемнон собрал больше всех кораблей, а также стал верховным главнокомандующим над остальными правителями [9][10].

Агамемнон пошёл войной на царя Тантала. Убив его, он насильно взял в жёны овдовевшую Клитемнестру. Хотя её братья Диоскуры, защищая сестру, готовились к военному походу на Микены, Агамемнон получил прощения у их отца Тиндарея, который разрешил ему вступить в брак с Клитемнестрой. В этом браке у них родился сын Орест и трое дочерей: Электра, Ифигения и Хрисофемида[11].

Подготовка к Троянской войне[править]

«Жертвоприношение Ифигении». Леонард Брамер, 1623. Нидерланды

Помимо Клитемнестры у Тиндарея была приёмная дочь Елена, ставшая женой Менелая. Когда Парис похитил её, Менелай отправился к своему брату за помощью, чтобы тот собрал войско против троянцев. В Трою отправили послов с требованием вернуть Елену, но переговоры были безрезультатными. Тогда Менелай и Агамемнон начали собирать армию, напоминая бывшим женихам Елены об их клятве. Агамемнон лично посетил Итаку, где с трудом смог уговорить Одиссея присоединиться к походу. После, Агамемнон обратился к Дельфийским оракулам и получил доброе знамение от Аполлона.

Существует множество мифов, почему греческий флот в течение многих дней не мог выйти в море. Пока войска собирались, Агамемнон оскорбил богиню Артемиду, за что та лишила корабли попутного ветра. По одной из догадок, Агамемнон воскликнул, когда поразил стрелой оленя: «Сама Артемида не выстрелила бы лучше!» Жрец Калхант предсказал, что для того, чтобы умилостивить Артемиду, необходимо принести в жертву Ифигению - дочь Агамемнона. Несмотря на ропот войска, Агамемнон пытался хитростью спасти дочь, но Ифигения добровольно приняла смерть ради Греции[12][13].

Возвращение домой и смерть[править]

После взятия Трои, Агамемнон взял Кассандру в наложницы. Согласно Павсанию, у них родились мальчики-близнецы Пелоп и Теледам, которые были убиты Эгисфом[14].

Клитемнестра уже вынашивала план мести вместе с любовником Эгисфом. Существуют разные версии совершённого преступления. По Грейвсу, когда Агамемнон вернулся в Микены, она отвела его в баню, где Эгисф дважды нанёс ему удары мечом, а Клитемнестра отрубила голову. После, они убили его наложницу Кассандру вместе с детьми и верных ему воинов[15]. По Гомеру, Эгисф является главным виновником, а Клитемнестра - только сообщницей [16]. Пиндар же называл её единственной виновницей преступления[17]. У Эсхила Эгисф представлен трусом и появляется только после совершения убийства[18].

Образ в «Илиаде» и «Одиссее»[править]

«Эврибат и Талтибий ведут Брисеиду к Агамемнону». Джованни Баттиста Тьеполо. 1757. Виченца, Италия

Во времена, когда в Древней Греции развивалось бесписьменное эпическое творчество, были популярны песни аэдов, владеющих специфической техникой героического повествования[19]. Одним из знаменитых аэдов является Гомер. Отличительной особенностью гомеровского стиля служат обильные и распространённые сравнения. Происхождение этих сравнений берёт истоки из фольклорного параллелизма[20]. Помимо сравнений, в поэмах Гомера часто встречаются многочисленные эпитеты. Эпитеты, присвоенные героям и богам, являются постоянными и не зависят от ситуации[21].

Агамемнону присвоен ряд свойственных только ему сравнений и эпитетов. Так, Гомер называет его «пастырем народов» [22], «владыкой мужей»[23], «повелителем народов несчёстных»[24], намекая на его царский титул. Ему принадлежат и воинственные эпитеты: «могучий»[25], «свирепый»[26], «мощный герой, пространно-властительный царь»[27]. Агамемнона также сравнивают с такими животными, как лев и бык[28][29].

В одиннадцатой песне Агамемнон показывает себя, совершая подвиги. Он находится в первых рядах сражающихся воинов и убивает многих троянцев, тем самым воодушевляя свою армию[30]. Согласно Гигину, Агамемнон убил шестнадцать именитых троянцев[31].

Хрис умоляет Агамемнона освободить его дочь. Античная мозаика. Неаполь.

Несмотря на героизм и отвагу, Агамемнону свойственны и пороки. Он представлен тщеславным и горделивым царём, что выражается уже в первой песне, когда он отказывает жрецу Хрису вернуть дочь, ставшую добычей царя. Своим поступком Агамемнон оскорбил честь Ахилла. Эта ссора привела к многочисленным потерям ахейцев, которые лишились поддержки полубожественного героя. Так, показаны неуступчивость и высокомерие Агамемнона, который поставил свою гордость выше войны [32].

Агамемнон не фигурирует в «Одиссее» как полноценный герой. Тем не менее именно в этой поэме узнаётся о его трагической судьбе, когда в третьей песне царь Нестор рассказывает о событиях после Троянской войны. В одиннадцатой песне Одиссей спускает в царство мёртвых, где среди упокоенных встречает и тень Агамемнона, рассказывающая о своей судьбе чуть подробнее. Агамемнон больше не предстаёт гордым царём: он погружён в глубокую печаль. Хотя он подробно излагает события своего убийства, он ничего не знает о судьбе своего сына, Ореста. Эту тему будут в дальнейшем развивать древнегреческие драматурги [33].

Образ в античной драматургии[править]

Эгисф и Клитемнестра. Пьер Нарсис Герен, 1817

Драматургов привлекала не столько история Агамемнона, сколько история его детей, Электры и Ореста, которые отважились на матереубийство, чтобы отомстить за отца. Подробно описали смерть Агамемнона всего два драматурга: Эсхил (трагедия «Агамемнон», входящая в тетралогию «Орестея») и Сенека (трагедия «Агамемнон»).

Трагедия Эсхила «Агамемнон» представляет образец постепенно нарастающего драматизма. Уже в прологе сторож намечает возможность трагической развязки, говоря о том, что в доме не все благополучно. Также, слышатся хитрые и двусмысленные речи Клитемнестры, намекающие на её злой умысел [34]. Кассандра в безумных видениях раскрывает зрителям последующие события, которые подтверждается в торжествующей похвальбе Клитеместры[35].

Главным действующим лицом является не Агамемнон, а Клитеместра. Образ Агамемнона служит только для фона, на котором выделяется преступление. Эсхил показывает его «великим львом», которого почитают поданные, хотя он и утомлён долгой войной. Его образ кажется более великим потому, что ему противополагается Эгисф — трус, не имевший смелости совершить злодеяние собственной рукой, а предоставивший это дело женщине. Эгисф способен только хвалиться, из-за чего хор сравнивает его с петухом[36] и называет «женоподобным»[37][38].

У Сенеки Агамемнону так же уделена незначительная роль, как и у Эсхила. В трагедии главным является мотив проклятья Атридов: пьесу открывает выпущенный из Тартара Фиест, призывающий Эгисфа к убийству двоюродного брата Агамемнона[39].

Примечание[править]

  1. Ярхо, 1991, с. 32-33
  2. Рабинович, 1991, с. 139—153
  3. Гигин, 2000, с. 82
  4. Сенека. Фиест, строки 144—152
  5. Гигин. Мифы, 2000, 258.
  6. Грейвс, 1992, с. 258-260
  7. Грейвс, 1992, с. 260
  8. Грейвс, 1992, с. 263
  9. Гомер, II, строки 569—580
  10. Грейвс, 1992, с. 263
  11. Грейвс, 1992, с. 263
  12. Грейвс, 1992, с. 402, 409.
  13. Ярхо, 1991, с. 485—486.
  14. Павсаний, 1996, книга II, глава 16, 7.
  15. Грейвс, 1992, с. 264—265
  16. Одиссея, (I, 35—43; IV, 524—535; XI, 409)
  17. Пиндар, Пифийские песни, XI, строки 17-25
  18. Эсхил, «Агамемнон», строки 1643-1645
  19. Гаспаров, 1983, с. 23-26
  20. Гаспаров, 1983, с. 48-49
  21. Гаспаров, 1983, с. 48
  22. Илиада, 1960, I, строка 7
  23. Илиада, XI, строка 99
  24. Илиада, 1960, I, строка 281
  25. Илиада, 1960, I, строка 130
  26. Илиада, 1960, I, строка 387
  27. Илиада, 1960, I, строка 102
  28. Илиада, XI, строки 129-130
  29. Илиада, II, строка 480
  30. Илиада, XI, строки 84-162
  31. Гигин, 2000, с. 140
  32. Гаспаров, 1983, с. 42, 45
  33. Одиссея, 1953, песни III, XI
  34. История греческой литературы, 1946, с. 321
  35. История греческой литературы, 1946, с. 322
  36. Эсхил, «Агамемнон», строка 1671
  37. Эсхил, «Агамемнон», строка 1625
  38. История греческой литературы, 1946, с. 326
  39. Сенека, «Агамемнон», строки 49-63

Источники[править]

  • Гигин. Мифы / Перевод с латинского, комментарий Д. О. Торшилова под общей редакцией А. А. Тахо-Годи. — СПб.: Алетейя, 2000. — 360 с.
  • Павсаний. Описание Эллады. — СПб.: Алетейя, 1996. — Т. 1
  • Сенека. Трагедии. — М.—Л. : Academia. 1933.
  • Эсхил. Трагедии. — М.: Наука, 1989.

Литература[править]

  • Античная мифология : энциклопедия: пер. с фр. / Э. Лапорт, К. Эстен. - Москва : Махаон, 2005. - 260 с.
  • Гаспаров М. Л. Литература европейской античности // История всемирной литературы: В 8 томах / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1983. - Т. 1.
  • Рабинович Е. Г. Мерное бремя. Ноосфера и художественное творчество. М.: Наука, 1991.
Ruwiki logo.png Одним из источников этой статьи является статья в википроекте «Рувики» («Багопедия», «ruwiki.ru») под названием «Участница:Екатерина/Агамемнон», находящаяся по адресу:

«https://ru.ruwiki.ru/wiki/Участница:Екатерина/Агамемнон»

Материал указанной статьи полностью или частично использован в Циклопедии по лицензии CC-BY-SA 4.0 и более поздних версий.
Всем участникам Рувики предлагается прочитать материал «Почему Циклопедия?»