Макс Нордау

Материал из Циклопедии
(перенаправлено с «Нордау, Макс»)
Перейти к навигации Перейти к поиску

Макс Нордау

ивр. מקס נורדאו
Max Nordau.jpg
Председатель Сионистского конгресса








Дата рождения
29 июля 1849 года
Место рождения
Будапешт, Австро-Венгрия
Дата смерти
23 января 1923 года
Место смерти
Париж, Франция









VETERAN ZIONIST LEADER, DR. MAX NORDAU. המנהיג הציוני מקס נורדאו.D403-174.jpg

Макс Нордау (англ. Max Nordau, ивр. מקס נורדאו) — еврейский философ, писатель, публицист и общественный деятель, один из основателей Сионистской организации, социолог, врач-психиатр и, журналист, внёсший вклад в ныне отвергнутую наукой расовую теорию, утверждавший об опасности расового вырождения (дегенерации), сторонник «аннигиляции дегенеративных и низших рас»[1].

Такие понятия, как «вырождение», «дегенерация», были приняты в качестве медицинских терминов (но не в расовом смысле). Понятие «дегенеративного искусства», как и ряд других идей Нордау, впоследствии были заимствованы национал-социалистами.

Ранние годы[править]

Симха Меер (Симон Максимилиан) Зюдфельд (Simon Maximilian Südfeld) родился 29 июля 1849 года в Пеште в семье раввина Гавриэля Зюдфельда.

Получил традиционное еврейское образование.

В 18 лет, увлекшись идеями эволюционизма и натурализма, отошел от религиозных сказок. Но это было вызвано не только нелепостью ветхого учения фанатиков, но и общей ненормальности жизни галутного еврейства, что вызывало желание стать немцем:

Когда мне исполнилось пятнадцать, я оставил еврейский образ жизни и изучение Торы… Иудаизм остался только в памяти, и с тех пор я считал себя немцем и только немцем.

С 14-ти лет стал писать новеллы, повести и рассказы.

В 1874 году поменял фамилию на Нордау.

В 1875 году окончил медицинский факультет Будапештского университета.

Карьера[править]

Затем стал работать врачом.

С 1880 года занялся частной практикой в Париже.

Ещё с 1867 года сотрудничал в газете «Пештер Ллойд» (Будапешт); затем стал корреспондентом ряда крупнейших европейских и американских газет (берлинской «Фоссише цайтунг», венской «Нойе фрайе прессе», «Ля насьон» в Буэнос-Айресе и других).

Всемирную известность принесли его труды по политическим и экономическим прогнозам развития общества на следующие 100 лет. Наиболее известным его произведением является «Вырождение», в котором предпринял оригинальную попытку интерпретации «заката Европы». Критиковал с моральных позиций «дегенеративное искусство», порожденное урбанистикой современной цивилизации.

В 1914 году, в начале Первой мировой войны Нордау как австро-венгерский подданный был вынужден оставить Францию, его имущество было конфисковано; он жил в нейтральной Испании, позже — в Амстердаме и Лондоне.

Умер 23 января 1923 года в Париже.

Сионизм и еврейская тема[править]

Его обращение к сионизму было спровоцировано делом Дрейфуса.

После знакомства с Теодором Герцлем в 1892 году стал пламенным сторонником идеи сионизма и стал участвовать в сионистском движении. Он стал одним из ранних лидеров еврейского национального движения. В первых десяти всемирных сионистских конгрессах принимал активное участие. Неоднократно избирался вице-президентом, а затем и президентом нескольких сионистских конгрессов.

В ноябре 1895 года Герцль обсуждал с Нордау идею создания еврейского государства, и Нордау увидел в ней возможность реализации евреями на их собственной земле его «философии солидарности».

В 1897 году, на 1-м Сионистском конгрессе произнёс речь о положении еврейского народа и разработал проект Базельской программы.

На 2-м конгрессе выступил по адресу противников сионизма:

Мы отвергаем с насмешкой и презрением звание партии; сионисты — не партия, это — само еврейство. Все, что есть жизненного в еврействе, что представляет из себя еврейский идеал, мужество и способность прогрессировать, — есть сионизм. Напротив, все те, кто хорошо себя чувствует в рабстве, презрении, те, которые желают скорой смерти еврейству, все они или стоят совершенно в стороне, или же яростно борются против нас. Сионисты имеют право сказать: в нашем лагере — Израиль; вы же, все остальные, — праздные члены.

Был вице-председателем на первых шести Сионистских конгрессах, а с 7-го по 10-й — их председателем.

В своих обращениях к конгрессам, ставших классикой сионистской литературы, давал обзоры положения евреев в мире, описывал тяжелое моральное и материальное состояние восточноевропейского еврейства и жизнь эмансипированного и ассимилированного еврейства в западных странах. Предупреждал, что в сложившейся ситуации шестимиллионное еврейство Восточной Европы обречено на гибель, и только воплощение сионистской идеи может предотвратить трагедию.

Поэтому он выступал в защиту политического сионизма Герцля, против идеи культурного сионизма Ахад-ха-‘Ама и поддержал план Уганды как возможность немедленного избавления еврейских масс, хотя рассматривал его как временное решение («нахтазил», «ночлег»); на Нордау покушался противник плана.

Вместе с тем, возражал и против концепции «практического сионизма» Хаима Вейцмана, полагая, что решение должно быть достигнуто политическим путем, а не постепенной сельскохозяйственной колонизацией.

Когда после смерти Герцля Нордау предложили место председателя Сионистской организации, Нордау ответил отказом, хотя сам Герцль прочил его на этот пост.

Сам Нордау отмечал превосходство евреев:

Евреи добиваются превосходства лишь потому, что им отказано в равенстве.

Отказавшись от подделки под немца, он стал склонятся к идее «еврейской обособленности», заявил о «кровных узах, объединяющих сынов народа Израиля», и предложил идею, близкую к евгенике — если нельзя сменить расу, нужно лишь улучшить её качества.

В 1898 году на сионистском конгрессе Нордау предложил термин «Мускулистый иудаизм» с целью преодолеть стереотип в отношении евреев. В «Еврейском журнале гимнастики» появилась соответствующая статья.

Таким образом, на Втором сионистском конгрессе, в которой он впервые заговорил об «утерянном мускулистом еврействе» (muskul-judentum), выражала сильнейшее стремление к созданию физически развитой расы:

Ни для одной расы, ни для одного народа физическая культура не имеет столь важного воспитательного значения, как для нас, евреев. Она поможет нам выпрямиться как в физическом, так и в духовном смысле.

Нордау считал, что лишь сионизм, возвращение евреев в страну предков, способны остановить вырождение еврейского народа.

С первых же книг резко порицал антисемитизм.

Сочувственно отнесся к идее Владимира Жаботинского о создании Еврейского легиона, но полагал, что сионистское движение должно оставаться нейтральным, так как сионисты есть среди граждан обеих воюющих сторон.

В 1919 году, когда волна еврейских погромов прокатилась по Украине и другим частям бывшей Российской империи, Нордау настаивал на немедленном переселении 600 тысяч евреев в Эрец-Исраэль («план Нордау»); но руководство Сионистской организации отклонило это предложение как якобы «нереальное».

С 1921 года отдалился от активной сионистской деятельности.

Как писатель про евреев написал драму «Doktor Kohn» (Доктор Кон, имеется русский перевод). Герой драмы, по имени которого она названа, ученый математик, свободный мыслитель, упрекает немцев за то, что они лишают евреев их прирожденной натуры, внушают им другую, а потом дают чувствовать, что она только маска, делающая евреев смешными. Евреи должны попытаться стать национально настроенными в еврейском духе людьми: «Мы будем искать для себя отечества, а что касается языка, то нам стоит только припомнить наш забытый». Содержание драмы представляет значительный интерес с еврейской точки зрения, а заключительная сцена весьма художественна: как резкий контраст стоят друг против друга еврей-ренегат, воплощенный в Мозере-отце, и еврей, оставшийся таковым, в лице отца доктора Кона и жены. Моральная красота этой четы отливается в мощный рельеф, в то время как низость ренегата-офицера бьет в глаза. Оставляя дом, где погиб его сын, старый Кон восклицает: «Я иностранец, я чужой, на чужой земле. Этого не понял сын, когда принял вызов на дуэль, ведь от своих предков мы научились ненавидеть силу; убивать — удел других. Наше же орудие называется умом». Драма эта вся проникнута сионистскими тенденциями, так как к моменту писания ее Нордау стал одним из вожаков сионизма.

Женившись сам на нееврейке, он поучал других евреев жениться лишь на еврейках:

В письме к Герцлю от 22 января 1898 года Нордау написал: «Моя жена христианка-протестантка. Разумеется, я противлюсь любому насилию в том, что касается чувств, и ставлю человеческое выше национального. Однако сегодня я считаю, что необходимо подчеркивать именно национальный аспект, и рассматриваю смешанные браки как крайне нежелательные. Если бы я познакомился со своей женой сегодня или в последние восемнадцать месяцев, я всеми силами старался бы побороть свою сердечную тягу к ней и говорил бы себе, что как еврей я не имею права позволить своим чувствам одержать надо мной верх... Я полюбил свою жену еще до того, как стал сионистом, и не могу возлагать на нее вину за гонения, которым подверглась моя раса со стороны ее расы»[2].

Выступал против смешения с христианками не из-за еврейства по матери, а из-за того, что христиане враждебны евреям.

Прочие идеи[править]

Нордау вполне разделял идеи Чезаре Ломброзо.

В 1883 году выпустил книгу «Обычная ложь культурного человечества», в которой подверг резкой критике религию, разложение и гнет монархических и аристократических режимов и двуличие политических и экономических институций; в качестве альтернативы Нордау предложил свою «философию человеческой солидарности», основанную на идее единства разума и любви и требующую установления тесной связи между социальным устройством и свободой научного знания. Книга была переведена на 15 языков, включая китайский и японский, и запрещена в Австрии и Российской империи.

В 1885 году выпустил книгу «Парадоксы обычной лжи» (русский перевод «В поисках за истиной», 1891), в которой рассматривал проблемы оптимизма и пессимизма, страстей и предрассудков, социального гнета, любви и пр.

В 1920 году написал наброски работы «Смысл цивилизации», где выдвинул идею превращения независимых местных общин, городов-республик в универсальный тип общины как средства освобождения личности от социальных оков.

Идеи Нордау были далеки от мультикультурализма и толерантности, напротив приводил аргументы в пользу расизма.

Так, в своей книге «Entartung» («Вырождение») Нордау стал одним из самых знаменитых тогдашних консерваторов, предостерегавших мир от таких опасностей, как модернистское искусство, гомосексуализм и душевные заболевания; все это им связывалось с физическим расовым вырождением.

Нордау призывал европейцев освободить Африку и Индию от «низших рас»:

Излишек европейского населения стремится из своих стран по направлению наименьшего сопротивления. Наименьшее же сопротивление оказываются цветные расы, и поэтому они неизбежно осуждены на то, чтобы сперва быть вытесненными, а потом и истребленными белыми народами. Чувство солидарности, связывающее всех европейцев, не простирается на не-европейцев. Между обитателями Европы и других частей света нет равенства культуры, связывающего между собой народы Европы. Применение силы, которое не имеет никаких видов на успех в Европе, обещает лёгкий триумф вне её пределов. Эмигрировавший народ удаляется от умеренного пояса лишь настолько, насколько это необходимо для него, ибо этот пояс самый благоприятный и наиболее полезный для него. Он населяет сначала Северную Америку и Австралию, всю Африку и Америку к югу от экватора. Потом он селится на южном побережье Средиземного моря и проникает в наиболее гостеприимные части Азии. Туземцы пытаются сперва оказывать сопротивление, но потом находят единственное спасение в бегстве. Они отступают перед европейцами и обращаются на более слабых соседей, с которыми поступают так, как с ними поступали белые. Но всякое поколение создаёт в Европе излишек населения, который должен эмигрировать. Новый поток вытекает из пределов старого, и авангард европейской колонизации проникает всё глубже в материк, всё ближе к экватору. Низшие расы вскоре погибают совсем. Я не вижу для них никакого спасения. Миссионеры могут раздавать им сколько угодно библий и прививать внешние признаки христианства; теоретики человеческой любви, видевшие негров и индейцев только на картинках или в цирке, могут мечтать о сыне пустыни или о романтизме маори и караибов. Несмотря на всё это, белый лучше снаряжён для борьбы за существование, чем все остальные расы, и, как только страна дикарей оказывается нужна ему для жизни, тотчас он берёт её без всякого колебания. В таких случаях чёрный, меднокрасный или жёлтый человек является просто его врагом, который затрудняет и делает невозможным его существование, и он обходится с ним так, как с животными, врагами своих детей, стад и полей: с громадными кошками Африки и Индии, с медведями, волками и зубрами первобытных лесов Европы. Он просто уничтожает их до конца[3]

Более того, Нордау писал:

Низшая раса скоро погибнет совсем. Я не вижу для неё ни какого спасения. Смерть, на которую осуждены дети природы, вовсе не мучительна.

Современная наука не признает деления на низшие и высшие расы.

Семья[править]

Дочь Нордау, Макса (1897–1991) — французская художница. Училась в Париже у Жюля Адлера. В годы Второй мировой войны находилась в США. Среди ее работ — пейзажи Израиля. Вместе с матерью Анной написала книгу «Макс Нордау, биография» (1943).

Память[править]

Его именем названа Нордия.

Работы учёного[править]

  • Нордау Макс. Вырождение
  • De la castration de la femme, 1882.
  • Der Krieg der Millionen, 1882.
  • Die conventionellen Lügen der Kulturmenschheit, 1883.
  • Paradoxe, 1885.
  • Französische Staatsmänner
  • Die Krankheit des Jahrhunderts, 1888.
  • Entartung, 1892.
  • Granden der spanischen Kunst
  • Seelenanalysen, 1892.
  • Gefühlskomödie
  • Das Recht zu lieben, 1894.
  • Entartung und Genie, 1894
  • Drohnenschlacht, 1898.
  • Doctor Kohn, 1899.
  • Morganatisch, 1904.
  • Der Sinn der Geschichte, 1909.
  • Biologie der Ethik, 1921.
  • Rahab, 1922.

См. также[править]

Источники[править]

  1. КЕЭ, том: 5. Кол.: 764–766.
  2. Шварц Ш., «Макс Нордау в письмах», Иерусалим: Шварц, 1944, с. 70, на иврите.
  3. Нордау М. Собрание сочинений. Т.5: /Парадоксы/. М.,1913. с.311-312.
 
Государство Израиль Деятели сионизма
родившиеся в XVIII веке

Виленский гаонЦви-Гирш КалишерИехуда Алкалай

родившиеся в XIX веке

Мозес ГессЛеон ПинскерШмуэль МогилеверПерец СмоленскинМоше Лейб ЛилиенблюмСоломон ШехтерМакс НордауАарон Давид ГордонАхад-ха-АмТеодор ГерцльМенахем УсышкинИзраэл ЗангвиллНатан БирнбаумМакс БоденхеймерАвраам Ицхак КукНахман СыркинХаим ВейцманАртур РуппинИосиф ВиткинПинхас РутенбергМеир Бар-ИланВладимир ЖаботинскийИосиф ТрумпельдорБер БороховДавид БаазовХуго БергманМакс БродФеликс ВельчДавид Бен-ГурионБерл КацнельсонИцхак ТабенкинЦви Иехуда КукРоберт ВельчМоше ШаретНахум ГольдманУри Цви ГринбергАбба АхимеирГолда МеирХаим АрлозоровМакс Нордау

родившиеся в XX веке

Орд Чарльз УингейтАвраам ШтернЭлиезер БерковичИсраэль ЭльдадДавид РазиэльДов ГрунерМенахем БегинАвраам ШапираАбба ЭвенАртур ХерцбергЙехуда АмитальМеир КаханеАарон ЛихтенштейнЗеев ДашевскийШломо РискинШломо АвинерНатан ЩаранскийПинхас ПолонскийУри ШеркиМордехай Элон

Связанные темы: История ИзраиляИстория еврейского народаСоздание Государства ИзраильЗемля ИзраиляСионАлия (репатриация в Израиль)Религиозный сионизмСоциалистический сионизмРевизионистский сионизмХристианский сионизмМусульманский сионизмАнтисионизм