Хаим Арлозоров
Хаим Арлозоров
- Дата рождения
- 23 февраля 1899 года
- Место рождения
- Ромны, Российская империя
- Место смерти
- Тель-Авив, Подмандатная Палестина
Хаим Арлозоров (англ. Haim Arlosoroff, ивр. חיים ארלוזורוב) — один из руководителей сионистского рабочего движения, член руководства Еврейского агентства и глава его Политического Управления, глава отдела внешних сношений Еврейского агентства (Сохнута), де-факто — министр иностранных дел еврейского ишува Подмандатной Палестины, доктор экономики[1].
Биография[править]
Ранние годы[править]
Виктор (Виталий) Саулович Арлозоров родился 23 февраля 1899 года в г. Ромны в Украине. Отец, Саул Арлозоров, был торговцем и раввином. Дед, казённый раввин города в 1853—1891 годах (с перерывами) Элиэзер Арлозоров, был автором труда «Сефер Хагахот Элиезер» (1902).
Из-за еврейских погромов, в 1905 году семья эмигрировала в Германию.
После окончания школы изучал экономику в Берлинском университете.
В 1924 году получил докторскую степень в Берлинском университете.
Карьера[править]
«Я еврей и горд этим. Я не чувствую себя вполне немцем и никогда этого не скрывал», — писал Арлозоров в школьном сочинении.
Ещё в период учёбы публиковал статьи о будущем сионистского движения и еврейского народа, в которых высказывал точку зрения, что лишь посредством совместных усилий евреев и арабов Эрец-Исраэль сионистское движение сможет реализовать идею национального дома для евреев.
В 19 лет написал брошюру на 72 страницы «Еврейский народный социализм».
В работе, посвященной отцу, Арлозоров дискутирует с Карлом Марксом:
Нет, не исторический материализм, а национальный идеализм высочайшего напряжения может стать в еврейском народе источником силы, которая окажется достаточно мощной и способной создать в Палестине условия для полного, нормального и свободного развития еврейских рабочих масс.
В 1918 году вступил в партию Ха-По‘эл ха-ца‘ир; после её объединения с группами Це‘ирей Цион стал одним из лидеров новой партии Хит’ахадут.
В 1919 году стал соучредителем политического движения «Ха-Поэль ха-Цаир» («Молодой рабочий»), идеи которого привлекли к себе внимание многих еврейских интеллектуалов того времени.
Весной 1921 года впервые посетил Эрец-Исраэль.
В 1923 или 1924 году репатриировался в Эрец-Исраэль и стал членом Рабочего Сионистского Комитета.
В 1926 году был избран представлять ишув в Постоянной мандатной комиссии Лиги Наций в Женеве.
После создания в 1930 году Мапай (Рабочей Партии) стал одним из лидеров этой партии, близким другом и сподвижником Хаима Вейцмана.
На XVII сионистском конгрессе он был избран в состав руководства Еврейского агентства и на пост руководителя его Политического Отдела, в Иерусалиме. На этом посту Арлозоров укрепляет связи с британским мандатным правительством и с некоторыми руководителями арабских стран, видя в этом важный этап в строительстве еврейского государства. На этом сионистском конгрессе в Базеле Вейцман, по-прежнему выступающий за связи с Великобританией, ушёл в отставку. Всемирную сионистскую организацию (ВСО) возглавляет Нахум Соколов, а Арлозорову доверяют её Политический отдел.
В то время политик активно выступает против позиции, согласно которой сионистское движение в Палестине должно «набрать силу» для начала реализации проекта государства. Он видел необходимость уже на этом этапе перейти от мечты о собственном государстве к его созданию. В своём письме Вейцману он указывал на то, что необходим длительный промежуточный период еврейского самоуправления как меньшинства в Эрец-Исраэль, и только имея структуры такого самоуправления, можно укреплять еврейские позиции в Эрец-Исраэль. Арлозоров, с одной стороны, отвергал идеи леворадикального движения «Брит Шалом» о таком соглашении с арабскими странами, который гарантировал бы евреям самоуправление в обмен на их обязательство оставаться меньшинством. С другой стороны, Арлозоров не считал возможным реализацию идеи еврейского государства за счёт укрепления боевой мощи еврейской общины. Он также отвергал идею разделения Палестины на два государства.
В 1931 году был избран членом правления Сионистской организации и Еврейского агентства и возглавил его политический отдел. В эти годы Арлозоров начал сомневаться в надежности английской поддержки идеи создания еврейского государства, а также в возможности добиться в обозримом будущем взаимопонимания с арабами.
В конфиденциальном письме к Вейцману в июне 1932 года обсуждал возможность переходного «революционного» периода, в течение которого еврейское меньшинство создаст в стране условия для принятия как можно большего числа евреев, так как если это не будет осуществлено, то приближающаяся мировая война и усиливающийся арабский национализм сделают невозможной реализацию целей сионизма.
Арлозоров стал активно продвигать в жизнь свою идею создания на территории Подмандатной Палестины еврейской национально-культурной автономии, считая это единственно возможным путем к скорейшему созданию еврейского государства.
В 1933 году, после прихода национал-социалистов к власти, отправился в Германию, чтобы попытаться помочь немецким евреям репатриироваться в Подмандатную Палестину. При посредничестве Сэма Коэна, еврейского адвоката и предпринимателя, проживающего в Германии, а также при полной поддержке Вейцмана и Давида Бен-Гуриона, Арлозорову удалось заключить соглашение Хаавара.
Это соглашение, подорвавшее антинацистский бойкот, встретило серьёзное возмущение в широких еврейских кругах.
Арлозоров попытался проникнуть в ближний круг Гитлера через свою любовницу Магду Геббельс, которую, видимо, сам же и внедрил в НСДАП.
Таким образом, Арлозоров активно участвовал в организации массовой алии евреев из Германии, и способствовал экономическому укреплению Эрец-Исраэль.
Семья[править]
У немецких евреев того времени, судя по всему, было принято, что юноша до вступления в брак с еврейкой встречается с немкой (да, и после брака иметь любовницу-немку, как показывает пример Арлозорова, было в порядке вещей). Сестра Арлозорова, Лиза, знакомила его с подругами, одной из которых стала Магда, в будущем Геббельс. Ей было 13, Арлозорову — 15. Они полюбили друг друга. Какое-то время Арлозоров и его невеста Магда хотели вместе перебраться в Эрец-Исраэль, она ходила с Арлозоровым на собрания сионистов, публично носила ожерелье со звездой Давида, которое он ей подарил.
Но Арлозоров влюбился в другую девушку. Вероятно, он не решился взять в жёны немку, так как его семья видимо была консервативной.
В 1919 году Арлозоров женился на Герде Гольдберг (1898—1986), студентке медицинского факультета и активистке, в том же году у них рождается дочь Шуламит.
Однако отношения с Магдой не прекратились.
Спустя 2 года Магда вышла замуж за другого мужчину, но, видимо, осталась любовницей Арлозорова, хотя после его репатриации они встречались по-видимому редко, но как считают любовь между ними сохранилась.
Брак Арлозорова оказался неудачным.
В 1927 году Арлозоров развёлся со своей первой женой и женился на Симе Рубин (1901—1976), которая в 1930 году родила Арлозорову сына Шауля, ставшего инженером.
Арлозоров и второй жене изменял, по-видимому нуждаясь в нескольких женщинах одновременно. Отношения с Магдой возобновились, из-за чего её муж подал на развод.
Магда оставалась любовницей Арлозорова и когда уже была невестой, и даже женой Йозефа Геббельса, в том числе, и в апреле-мае 1933 года, когда Арлозоров прибыл в Берлин для переговоров по договору Хаавара, он нашёл время поразвлечься с Магдой:
Во время своего пребывания в Германии в 1933 г. Арлозоров встречался с Магдой, и, по мнению исследователей, близко знакомых с этой темой, она снова стала его любовницей.
Действительно, в ряде разных источников утверждается, что Арлозоров умудрился в 1933 году найти возможность для любовных утех с Магдой, женой Геббельса, с которым он и вёл переговоры.
Голда Меир, которая в молодые годы имела сексуальные связи с почти всеми тогдашними политиками Израиля, тепло вспоминала Арлозорова, называя его «восходящей звездой еврейской политики 20-х — начала 30-х годов»:
Арлозоров воплощал умеренность, осторожность, сбалансированный подход к мировым проблемам… Я, как и все знавшие его, находилась под большим впечатлением его интеллектуальной силы и политической прозорливости… Когда пришла весть о его убийстве, меня больше всего ужаснуло то, что в Палестине один еврей мог убить другого, что политический экстремизм внутри ишува [общины] мог привести к кровопролитию. Как бы то ни было, трения, много лет существовавшие между левым и правым крылом сионистского движения, после убийства Арлозорова превратились в такую широкую брешь, что она не закрылась вполне и поныне – и, может быть, никогда окончательно не закроется.
Гибель[править]
Деятельность политика, его постоянные поездки между Германией и Австрией (к любовницам?), в целях продвижения программы «Гаавара», вызвали сильное негодование в самой Эрец-Исраэль и евреев диаспоры. Рупором этого противодействия стала газета «Народный фронт», издаваемая радикальным крылом ревизионистского движения. Риторика была чрезвычайно жесткой: «Союз Сталина-Гитлера-Бен-Гуриона».
16 июня 1933 года Арлозоров со своей женой Симой сидели на балконе пансиона «Коте Дан» (гостиница «Дан») в Тель-Авиве. Когда вокруг них стала собираться толпа зевак, они решили выйти на прогулку по побережью в сторону Яркона. Сима заметила, что их преследуют два человека, один высокий, другой намного ниже, и сказала об этом мужу. Преследователи настигли их, и один из них, невысокого роста, выстрелил Арлозорову в живот. Убийца спросил Арлозорова на ломаном иврите: «который час?» — «kama sha’a?» А затем прогремели два револьверных выстрела.
Из-за большой задержки с оказанием медицинской помощи Арлозорова не удалось спасти, и он умер в тот же день.
Это убийство потрясло Ишув. Подозрение пало на последователей ревизионистского движения, и спустя 2 дня после убийства были арестованы основные подозреваемые: Авраам Ставский и Цви Розенблатт. На опознании Сима Арлозорова узнала в них убийц своего мужа.
По обвинению в убийстве Арлозорова были преданы суду Абба Ахимеир, лидер ревизионистской партии, и два других её члена — Ц. Розенблат и А. Ставский.
Между членами Союза бунтарей и активистами рабочих партий произошли столкновения. Большинство участников сионистского рабочего движения восприняли убийство Арлозорова как доказательство существования фашистских тенденций в партии ревизионистов. Однако последние, вместе с другими кругами, не примыкавшими к рабочему сионистскому движению, утверждали, что процесс сфабрикован силами, враждебными ревизионистам. Последующие события подтвердили эту точку зрения. Под прикрытием обвинения ревизионистов в подстрекательстве к убийству, множество их было уволено из контролируемых левыми учреждений мандатной администрации, учреждений сионистских организаций и гистадрутовских предприятий. Их исключали из больничной кассы, лишая медицинского обслуживания. Лишившись средств к существованию, многие ревизионисты были вынуждены уехать из Эрец-Исраэль или отойти от активной политической деятельности. Социалисты захватили контроль над процессом выдачи сертификатов на алию, которые стали выдавать только своим сторонникам. Тем самым левые создали себе большинство на всех выборах в Израиле.
8 июля 1934 года Ставский был признан виновным в убийстве Арлозорова и приговорён к смертной казни через повешение. Остальные обвиняемые были оправданы (Окружной суд оправдал Ахимеира и Розенблата).
Но 20 июля 1934 года при рассмотрении кассационной жалобы Ставский был оправдан на основании действующего Британского Закона о Свидетелях, по которому показания одного свидетеля недостаточны для обвинительного приговора. Начальник управления британской полиции в Палестине, Джозеф Фредерик, писал позже, что английская администрация с самого начала знала о непричастности ревизионистов к убийству Арлозорова, и их арест был произведен для успокоения общественного мнения.
Убийство Арлозорова до сих пор не раскрыто. В британском архиве дело засекречено на 100 лет — срок больший, чем у всех документов о Второй мировой войне.
Некоторые полагали, что убийство было совершено активистами Коммунистической партии Палестины.
Доктор Шмуэль Дотан высказал версию, что убийство Арлозорова было местью за казнь трех участников погромов 1929 года, которые были казнены в июне 1933 года. По данным Дотана, коммунисты провели особое заседание партии на котором было решено совершить покушение.
Другие считали, что Арлозорова убили арабы: Йешуа Цеттлер рассказал, что во время заключения в тюрьме Акко видел араба, хваставшегося, что это он убил Арлозорова. Другой историк-любитель, занимающийся расследованием убийства Арлозорова, сообщил, что жена Арлозорова вначале сказала, что её мужа убили арабы. Но потом с ней поговорили люди из руководства Ѓистадрута, и она изменила показания.
Высказывалась версия, что Арлозорова убили тайные агенты английской полиции.
Сестра Арлозорова, Лиза, была убеждена, что её брата убили по приказу ревнивого Геббельса.
В середине 1970-х годов в израильской прессе было предложено, что Геббельс послал двух нацистских агентов (Тео Корта и Хайнца Геронду), чтобы убить Арлозорова, из-за того, что он был любовником Магды Геббельс.
Со временем версия причастности Геббельса получила широкое признание. Действительно, странно, что Арлозоров был убит именно после приезда из Берлина, где, как сообщается, сразу связался с Магдой по телефону, и предложил встречу. Утверждают, что Магда активно помогала с осуществлением переговоров Хаавара. Его отношения с Магдой быстро стали известны, и ему пришлось покинуть Берлин не дожидаясь подписания, а вскоре он был убит. Во всяком случае, совпадение, что Арлозоров был убит именно после казалось бы удачных переговоров в Берлине наводит на мысль, что заказчиком мог быть Геббельс, по некоторым данным, буквально «застукавший» любовников.
Всё говорит о том, что чёткий личный мотив убить именно Арлозорова мог быть только у Геббельса.
В пользу этой версии говорит и то, что в 1942 году агенты Геббелься охотились в США за журналисткой, описавшей роман Магды и Арлозорова.
Руководство ишува могло сознательно повернуть расследование по ложному пути, так как желало разгрома ревизионистов, и не хотело разрыва договора с Германией.
Память[править]
Бен-Гурион сказал об Арлозорове, что «он был одарен всеми талантами, какие необходимы политическому деятелю вообще, и еврейскому политическому деятелю, в частности».
Его именем был назван поселок Кфар-Хаим в Шароне, основанный в год его убийства в 1933 году, город Кирьят-Хаим — город-спутник Хайфы, киббуц Гиват-Хаим и многочисленные улицы и школы в разных городах Израиля, в том числе в Иерусалиме, Тель-Авиве и Хайфе. Был назван его именем корабль и т. д.
В 1934—1935 годах было опубликовано собрание сочинений Арлозорова в 7 томах.
Источники[править]
- ↑ КЕЭ, том 2, кол. 483–489
- Родившиеся 23 февраля
- Родившиеся в 1899 году
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся в Ромнах
- Умершие 16 июня
- Умершие в 1933 году
- Умершие в Тель-Авиве
- Персоналии:Сионизм
- Нераскрытые убийства в Израиле
- Умершие в подмандатной Палестине
- Похороненные на кладбище Трумпельдор
- Убитые политики
- Политики XX века
- Политики по алфавиту
- Политики Израиля
- Публицисты Израиля
- Ашкеназы
- Евреи в Германии
- Евреи-политики